Роль мониторинга в эффективности профилактической работы
материал на тему

Давыдова Наталья Евгеньевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Роль мониторинга в эффективности

профилактической работы

Мониторинг  обеспечивает обратную связь при осуществлении специалистами деятельности, направленной на профилактику различных видов семейного  неблагополучия. Это то, что мы делаем постоянно, систематически проводимый мониторинг способен обеспечить более эффективную обратную связь в вид. Действовать на основе полученной в ходе мониторинга  информации не всегда просто, но это стоит делать, поскольку, таким образом, мы можем улучшить свою работу и более эффективно удовлетворять потребности семей в профилактике.

Мониторинг представляет собой систематический способ проведения процедуры, которую специалисты, так или иначе, осуществляют в своей деятельности. Они анализируют результаты своей работы и стремятся извлечь уроки, что бы в следующий раз действовать  более эффективно. Подобные субъективные мнения и индивидуальный профессиональный опыт  и знания  могут быть дополнены объективными данными, полученными на основе мониторинга. Задача заключается в том, чтобы повысить качество нашей работы и сделать ее более эффективной….

Мониторинг означает  отслеживание выполнения работы в процессе этой работы, с тем, что бы при необходимости иметь возможность ее скорректировать.

Мониторинг предполагает отслеживание нашей деятельности процессе ее осуществления. Он является частью ежедневной профилактической деятельности специалистов, поскольку выполняется  параллельно с ней и способствует ее успешному завершению.

Мониторинг не должен быть оторван от основных задач профилактической работы, в той или иной форме он является частью нашей работы. Полезно рассматривать мониторинг, как распространенный на одном из концов одного диапазона вашей деятельности. На одном конце диапазона работники выполняют указания, на другом конце они анализируют свою деятельность и углубляют понимание, что позволяют  им совершенствовать свою профессиональную практику.

Чтобы эффективно осуществить мониторинг профилактики нужно на стадии планирования деятельности,  получить ответы на следующие вопросы:

  • Чего мы хотим достичь своими действиями?
  • Какие положительные сдвиги  должны произойти в результате этих действий?
  • Как можно узнать о том, что действия достигли результата?
  • Стоили ли результаты затраченных ресурсов?

Таким образом, с помощью качественного мониторинга мы можем подтвердить, что профилактическая деятельность позволяет достичь поставленных целей и является эффективной.

Основные понятия мониторинга

Вклад (input) - это ресурсы, используемые в профилактической деятельности. Вклад подразумевает материально-технические, человеческие, финансовые ресурсы, наличие согласованной политики и нормативно-правовой базы, а также современные инновационные технологии.

Процесс (process) - это выполнение профилактической деятельности в определенном направлении, включая предоставление ресурсов и достижение результатов, количество обученных специалистов в сфере профилактики, количество участников профилактических программ, количество реализованных профилактических мероприятий, а также их качество.

Краткосрочные результаты (output) - это итоги, результаты профилактических мероприятий. Отражают изменения в степени информированности по проблемам, в овладении и использовании жизненных навыков, изменение установок в конкретной целевой группе. Эти промежуточные результаты являются предпосылкой к изменению, к формированию, например, поведения, ориентированного на здоровье.

Долгосрочные результаты (outcome) включают в себя эффективные поведенческие стратегии, если говорим о ЗОЖ, то ориентированные на здоровый образ жизни. Эти положительные долгосрочные результаты должны привести к еще более отсроченным позитивным результатам (воздействие).

Воздействие (impact) - продолжающийся кумулятивный (накапливающийся со временем) эффект профилактической работы.

Например: выражается в следующих статистических показателях: снижение числа лиц, впервые попробовавших ПАВ; снижение распространенности лиц, зависимых от ПАВ; снижение случаев с вредными последствиями и смертности от употребления ПАВ; увеличение продолжительности жизни; снижение экономического ущерба.

2. Индикаторы и процедура мониторинга

При проведении профилактической работы осуществляют сбор как количественной информации, так и качественных данных. Чаще используются количественные данные, однако качественные показатели очень важны для рассмотрения полученных данных в конкретном контексте. В программах, направленных на изменение поведения, качественные данные приобретают особое значение.

Существуют различные методики сбора качественной информации, такие как опросы, интервью, фокус-группы, тестирование участников программы, наблюдение за ними.

Фокус-группа (группа опрашиваемых) - это небольшое количество людей (5-11), собранных для изучения идей, отношения, опыта, мнений о проведенной профилактической работе.

Интервью - это опрос получателей социальных услуг с использованием стандартизированных открытых вопросов.

В идеале при проведении мониторинга следует применять комбинированный качественно-количественный подход. Такой подход будет способствовать лучшему пониманию результативности, эффективности профилактической работы и уменьшать предвзятость оценок.

Индикаторы процесса.

Принцип отбора этой группы индикаторов основан на том, что они отслеживают и фиксируют достижение поставленных целей на уровне конкретных мероприятий.

Основными индикаторами процесса являются:

  • Количество проведенных тренингов, их тематика, суммарное число часов.
  • Число обученных специалистов.
  • Количество и качество информационных материалов по профилактике.
  • Охват воспитанников центра или иного учреждения.
  • Количество участников на каждом занятии.
  • Количество проведенных упражнений по отработке того или иного навыка.
  • Качественные индикаторы: оценка участниками отдельных упражнений, отдельных занятий и предложенной профилактической работы в целом; результаты тестирования по изменению степени информированности; результаты тестирования по изменению степени овладения тем или иным навыком; оценка изменений в поведении участников, данная педагогами, воспитателями, родителями или при их отсутствии значимыми взрослыми; адаптированность к местным условиям; методическая новизна.

Индикаторы долгосрочного результата.

В случае эффективного использования ресурсов повышение информированности участников, приобретение навыков и изменение установок должны привести к изменению поведения и связанного с ним риска.

Например,

К индикаторам поведения относят следующие:

  • Число лиц, прекративших курить.
  • Число лиц, снизивших количество выкуриваемых в день или в неделю сигарет.
  • Число лиц снизивших частоту приема алкоголя.
  • Число лиц, снизивших количество потребляемого алкоголя.
  • Число лиц, уменьшивших количество потребляемого алкоголя за один раз с контролем степени опьянения.
  • Число лиц, прекративших употребление алкоголя.
  • Число лиц, отказавшихся от первой пробы наркотиков.
  • Число лиц, уменьшивших количество и частоту приема наркотиков.
  • Число лиц, прекративших употреблять наркотики.
  • Число лиц, обратившихся за специализированной медицинской помощью.
  • Число потребителей наркотиков, у которых снизились вредные последствия и улучшились показатели здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный экологический мониторинг для исследовательских работ учащихся

Интераактивное оборудование " Школьный экологический мониториног" для исследовательской работы учащихся.В нашей школе с 2012 года появилося интерактивное оборудование для экологического мониторинга шк...

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ – СООБЩЕСТВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональн...

Место и роль мониторинга

Статья предназначена для работников системы образования: для учителей, для заместителей директора по учебно-воспитательной работе, научно-методической, экспереиентальной, воспитательной....

Роль мониторинга физиологического состояния организма школьников в системе работы по повышению качества обученности

В основе использования мониторинга физиологического состояния организма школьников лежит контроль уровня здоровья с целью реализации индивидуального подхода к обучения детей, имеющих определенные особ...

Роль мониторинга в управлении качеством образования в условиях ФГОС

Инновационной сущностью Стандартов второго поколения являются новые результаты образования: это не только предметные результаты, как в основном было раньше, но также метапредметные и личностные. Исход...