Нормативно-правовая база социальной профилактики девиаций у подростков
статья (10 класс) на тему

Шишикина Ирина Валерьевна

Первоосновой системы защиты детства выступает нормативно-правовая база, которая включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики.

Нормативно-правовые документы создаются  с целью регулирования отношений,  которые возникают между учреждениями, службами, физическими лицами, которые занимаются проведением мероприятий  по социальной профилактике  среди подростков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normativno-provovaya_baza.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно-правовая база социальной профилактики девиаций у подростков

Первоосновой системы защиты детства выступает нормативно-правовая база, которая включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики.

20 ноября 1959 г. ООН была провозглашена Декларация прав ребенка. Десять принципов данной Декларации вошли в основу Конституции РФ в части прав детей, охраны и защиты детства:

  • ребенку должна быть обеспечена защита;
  • ребенку должны быть предоставлены благоприятные условия для развития;
  • ребенку должны принадлежать с его рождения право на имя и гражданство; ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения;
  • неполноценным детям должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота;
  • ребенку должны быть обеспечены, по возможности, любовь и понимание;
  • ребенку должна быть предоставлена возможность получения образования;
  • ребенок должен первым получать защиту и помощь;
  • ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;
  • ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять какую-либо форму дискриминации. [1]

Спустя 20 лет 20 ноября 1989 г. Генеральной ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка. Данная конвенция состоит из 54 статей. Конвенция 1989 г. более подробно рассматривает  вопросы поддержки детства. Данный документ создает новую модель отношения к детям, которая служит  толчком для изменения положения ребенка в семье и обществе. [2]

Оба этих документа закрепляют положения о том, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Ребенок с момента рождения имеет право на приобретение гражданства, а также, насколько это, возможно, право знать своих родителей и право на их заботу. Государство гарантирует отсутствие какой-либо дискриминации в отношениях с детьми, обеспечение ребенку защиты и заботы государством, родителями или иными законными представителями. Первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государство обеспечивает ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.

В Декларации прав ребенка и в Конвенции о правах ребенка косвенно дается понятие, какие дети находятся в трудной жизненной ситуации, выделяются определенные категории детей, которым необходимо особое внимание, забота и защита.

Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 были приняты Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних «Пекинские правила».[3]

Пекинские правила направлены на оказание максимальной помощи несовершеннолетним в сложных ситуациях и снижения до минимума необходимости вмешательства в эти ситуации со стороны системы правосудия, чтобы уменьшить вред, который может быть  в результате причинён  несовершеннолетним гражданам. Сформулированы таким образом, что могут быть применены в рамках любых правовых систем различных государств с учётом их особенностей. Определены ориентиры для установления минимального предела возраста уголовной ответственности несовершеннолетних.

Подчёркивается, что целями правосудия являются содействие благополучию несовершеннолетних, соблюдение принципа соразмерности тяжести совершённого правонарушения, особенностей личности правонарушителя и мер содействия. [3]

В 1990 г. на Генеральной Ассамблее ООН были приняты Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних - «Эр-Риядские руководящие принципы».

Предупреждение преступности среди несовершеннолетних можно обеспечить с помощью:

  • предоставления возможностей подросткам,  в  частности  возможностей   в области   получения   образования;
  • развития специальных  теорий предупреждения   преступности   среди молодежи  и  подходов к этому вопросу,  основанных на использовании законов,  процессов,  учреждений,   средств   и   системы   услуг;
  • вмешательства  официальных   органов в процесс предупреждения преступности;
  • обеспечения благополучия,  развития, прав и интересов все молодых людей. [4]  

Основным законом, закрепляющим права детей и вопросы поддержки детства на территории нашего государства, является Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. В Конституции отражены все аспекты, указанные в вышеперечисленных международных договорах. [5]

Наше государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. На достижение этих целей направлен Федеральный закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Данным законом определена категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья; дети-жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальные учебно-воспитательных учреждениях; дети с отклонениями в поведении. [7]  

24 мая 1996 г. был принят новый Уголовный Кодекс РФ. Он содержит две самостоятельные статьи по данной проблеме: ст. 150 «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления» и ст. 151 «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий». [6]  

Уголовный Кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность, так же и в отношении подростков,  за незаконное приобретение или хранение наркотических средств или психотропных веществ (без цели сбыта) в крупном размере.

Новизной правового регулирования является наличие в ч. 2 ст. 150 и ст. 151 УК России специального субъекта: родители и педагог либо иное лицо, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. [6]  

Процессы гуманизации общественной жизни и социально-экономических условий в России в 90-х гг. прошлого века привели к переходу от карательно-превентивной к охранно-защитной концепции поддержки семей и детей группы риска.  В 1999 г. был принят Федеральный закон №120-ФЗ  «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». [9]  

В законе закреплено понятие о  несовершеннолетних, находящийся в социально опасном положении - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершившее правонарушение или антиобщественные

действия, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц – это ребенок, находящийся в опасной жизненной ситуации и требующий повышенного внимания и особенной заботы со стороны взрослых и должностных лиц.

Основными задачами  деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

  1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
  2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  3. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. 

Главный итог исполнения ст. 120 ФЗ - обеспечение системного подхода на основе межведомственного взаимодействия в решении задач профилактики асоциального поведения несовершеннолетних. [9]  

Одним из ключевых этапов подготовки детей к полноценной жизни в обществе является образование. Как указано в законе РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» образовательная область провозглашается приоритетной в Российской Федерации. [8]  

Осуществление деятельности в сфере образования строится на основе обязательного включения в образовательный процесс воспитательного компонента. Воспитательный компонент образовательного процесса включает в себя духовное, культурное и физическое развитие обучающихся, воспитанников и формирование у них патриотизма, гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. [8]

В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является разработка и принятие нового документа - Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права. [10]

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьёзных угроз осуществлению прав детей.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми,  повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.[10]

Относительно недавно в России появилась «новая» проблема - суицид несовершеннолетних. Поражает тот факт, что по данным официальной статистики генеральной прокуратуры РФ от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет. Данная статистика обусловила необходимость законодателям и обществу уделить внимание «новой» проблеме.

Первым нормативно-правовым актом, затронувшим проблему суицида среди несовершеннолетних, было Письмо Минобразования России от 26.01.2000 г. № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков», основанное на данных Генеральной прокуратуры РФ. Затем Минтруда РФ издает два Постановления от 19.07.2000 г. № 53 и 54, которыми утверждает методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению» и методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения  «Центр экстренной психологической помощи по телефону». [11]  

Следующим законодательным актом по вопросам суицида среди несовершеннолетних стало Письмо Минобразования РФ от 29.05.2003 г.       № 03-51-102ин/22-03  «О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков». Министерство образования РФ решает ужесточить меры по контролю над органами управления образованием.

Федеральное законодательство способствовало развитию инфраструктуры социальных служб, созданию учреждений нового типа, оказывающих социальные услуги семьям и подросткам; территориальных центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальных приютов для детей и подростков, центров психолого-педагогической помощи населению, центров экстренной психологической помощи по телефону. [12]

На региональном уровне по профилактике отклоняющегося поведения подростков действуют следующие нормативно-законодательные акты:

Закон Тамбовской области от 03.10.2007 № 265-З «О профилактике правонарушений в Тамбовской области» принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 27.09.2007 № 746. [13]

В статье 4 данного закона - «Основные направления деятельности по профилактике правонарушений» обозначено одно из направлений -  профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Данной деятельностью занимается комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при взаимодействии с другими учреждениями данной компетенции. 

Закон Тамбовской области от 29. 10. 2010 г.  «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в Тамбовской области».

Глава 3 «Антинаркотическое воспитание и обучение включает следующие направления»: антинаркотическое обучение и воспитание в образовательных учреждениях Тамбовской области и  антинаркотическое воспитание в сфере организации досуга детей и молодежи в Тамбовской области. [14]

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В нашем регионе утверждена стратегия действий в интересах детей Тамбовской области на 2012-2017 годы, которая разработана на основании Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Главная цель Региональной стратегии - определить основные направления и задачи региональной политики в интересах детей и механизмы ее реализации.[15]

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере защиты детства стала реализация на территории области приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В области реализуется ряд региональных программ (комплексных и целевых), направленных на профилактику социального сиротства, безнадзорности несовершеннолетних, насилия в семье и активизацию борьбы с алкоголизмом, наркоманией, поддержку и развитие системы детского отдыха, оздоровление детского населения, привлечение детей к массовым занятиям физической культурой, спортом и туризмом, снижение дорожно-транспортного травматизма, сохранение и укрепление здоровья, и формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся, профилактику социально-значимых заболеваний. [15]

На территории Тамбовской области приняты комплексные меры по решению проблем детского неблагополучия, совершенствованию межведомственного взаимодействия в организации работы с семьей и несовершеннолетними. Созданы новые организационные структуры, оказывающие поддерживающие услуги для детей и семей с детьми. Реализуются инновационные технологии оказания помощи семьям, нуждающимся в защите государства. Проведена широкомасштабная информационная компания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику общероссийский детский единый «телефон доверия».

Одним из ключевых принципов Стратегии является    - уделить особое внимание уязвимым категориям детей. В Тамбовской области во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество. [15]

С учетом сохраняющихся неблагоприятных тенденций суицидального поведения несовершеннолетних, особой социальной значимости охраны психического здоровья детей и подростков, эффективного решения государственных задач демографического развития и оказания квалифицированной профильной помощи детям, склонным к суицидальному поведению и пережившим попытку суицида, Администрацией Тамбовской области был издан Приказ от 30.12.2011 года «О мерах по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков».

Основные направления работы:

  • разработать и реализовать комплекс мер, направленных на предотвращение суицидов, в том числе на повышение эффективности в образовательных учреждениях просветительской и индивидуальной работы с несовершеннолетними и их родителями;
  • провести общешкольные и классные родительские собрания по проблемам профилактики суицидального поведения среди детей и подростков;
  • обеспечить организацию системной социально-психологической работы с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении, направленной на устранение отрицательных последствий внутрисемейных конфликтов. [16]

Нормативно-правовая база по профилактике девиантного поведения – это документы международного, федерального, регионального, муниципального уровней, которыми должны руководствоваться все учреждения, службы, занимающиеся профилактикой девиаций среди подростков.

Изучив нормативно-правовые документы, был сделан вывод, что вся  работа по профилактике  девиантного поведения  не должна противоречить международному законодательству, а точнее Декларация ООН о правах  ребенка, Конвенции  о правах ребенка, а также главному закону нашего государства - Конституции РФ. На достижение этих целей направлен  и  Федеральный закон  № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Основным законом, которым должны руководствоваться учреждения и службы, занимающиеся профилактикой, является   Федеральный закон №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».  В этом законе определены основные  задачи  и принципы  деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.  

Нормативно-правовые документы создаются  с целью регулирования отношений,  которые возникают между учреждениями, службами, физическими лицами, которые занимаются проведением мероприятий  по социальной профилактике  среди подростков.

Список используемой литературы

  1. Декларация прав ребёнка принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года.
  2. Конвенция о правах ребенка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.

  3. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних «Пекинские правила», приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г.

  4. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних – «Эр-Риядские руководящие принципы», приняты резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблее ООН от 14 декабря 1990 г.
  5. Конституция Российской Федерации от12 декабря 1993 г.
  6. Уголовный Кодекс РФ от 13 июня 1996. № 63-ФЗ.
  7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»         от 24 июля 1998 г . № 124-ФЗ.
  8. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 10 июля 1992 г.             № 3266-1.
  9. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.  № 120: в ред. от 13.10.2009. №233-ФЗ.
  10. Указ Президента РФ от 1 июня 2012. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
  11. Письмо Минобразования РФ «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26 января 2000 г. № 22-06-86.
  12. Письмо Минобразования РФ «О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков» от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03.  
  13. Закон Тамбовской области «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в Тамбовской области»  от 29. 10. 2010 г. №140-З.
  14. Закон Тамбовской области «О профилактике правонарушений в Тамбовской области» от 03 октябрь 2007 г. № 265-З.
  15. Постановление Администрации Тамбовской области «Об утверждении стратегии в интересах детей Тамбовской области на 2012-2017 годы» от 27 ноября 2012 г. № 1471.
  16. Приказ Администрации Тамбовской области «О мерах по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков» от 30 декабря 2011 г. №3576.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нормативно-правовая база социального педагога

Нормативно-правовая база социального педагога...

Нормативно-правовое обеспечение деятельности Совета профилактики в школе

Создание условий для организации комплексной профилактики правонарушений несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений деятельности педагогического колле...

Нормативно- правовая база социального педагога

Современная система социального воспитания строится на определённой нормативно – правовой базе. Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном, федераль...

Нормативно - правовые основы деятельности социального педагога

Владение нормативной базой позволяет осуществлять воспитательно - образовательный процесс в школе в соответствии с действующим законодательством, повышает компетентность педагога. Данная разработка бу...

Программа социально-психологического тренинга "Формирование потребности в ЗОЖ как профилактики формирования девиаций у подростков"

В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него форми­руют...