Главные вкладки

    Методическая разработка (10, 11 класс) по теме:
    Классный час "Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа"

    Тараканова Анна Васильевна

    Классный час разработан для обучающихся 10-11 классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_klassnogo_chasa_profilaktika_vich-infektsii.docx103.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конкурс методических разработок классных часов среди

    педагогических работников

    «Формула здоровья»

    Номинация:

    «Профилактика социально-значимых

    заболеваний у школьников»

    Методическая разработка классного часа

    Тема: «Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа»


    Социальный педагог

    Тараканова Анна Васильевна

    МАОУ Бутурлинская средняя

    общеобразовательная школа

    имени В.И. Казакова

    Нижегородская область

    Бутурлинский район

    р.п. Бутурлино

    ул. Школьная, д. 2

    607440

    Контактный телефон: 

    88317252311

    Введение

    XX век оставил нам в наследство множество сложных задач, и одна из них – СПИД. В разное время СПИД называли «бичом нашего времени» и «чумой XX века», его ставили в один ряд с двумя мировыми войнами, как по числу жертв, так и по тому ущербу, который они нанесли обществу.

    Сегодня, несмотря на то, что человечество живет в условиях пандемии, то есть эпидемии мирового масштаба, уже третье десятилетие, несмотря на то, что в мире ежегодно публикуется о ВИЧ-инфекции/СПИДе около миллиона статей и книг, а радио и телевидение постоянно распространяют информацию о его опасности, заболевание СПИДом по-прежнему окутано пеленой мифов и гипотез, а молодые люди продолжают им заражаться и умирать… Поэтому следует знать картину распространения этого страшного заболевания.[1]

    Цель: повысить уровень информированности у учащихся по проблеме ВИЧ – инфекции, формирование здорового жизненного стиля.

    Задачи:

    - дать достоверную информацию о том, что такое ВИЧ-инфекция и СПИД, о путях передачи ВИЧ, о стадиях заболевания;

    - развивать знания о профилактике ВИЧ-инфекции через диагностику, игру, КТД (совместное изготовление коллажа «Я выбираю жизнь»);

    - формировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ – инфицированием, о возможности предотвращения инфицирования;

    - вызвать интерес к проблеме.

    Классный час разработан для обучающихся 10-11 классов.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, ватман, стикеры, «красные ленточки», заранее сделанные из цветной бумаги, журналы, газеты, вырезки, клей, фломастеры, карточки с обозначением ситуации риска заражения, стенды с «линиями риска», листочки с диагностикой для обучающихся, ручки.

    Инструменты: ножницы

    Основная часть

    Ход занятия:

    Социальный педагог:

    - Ребята, я рада приветствовать вас на нашем очередном классном часе.

    Тема нашего классного часа «Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа». Сегодняшнее мероприятие мы посвятим этому заболеванию, которое стало кошмаром для всего мира, а также для нашей страны. Не обошла она стороной и нашу область, наш район. Самое страшное то, что СПИД не излечим, и почти всегда приводит к смерти (Слайд 1, 2).

    Социальный педагог:

    - Скажите, пожалуйста, когда отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом? (Ответы детей)

    Социальный педагог:

    - Этот день служит напоминанием о необходимости остановить глобальное распространение эпидемии ВИЧ/СПИДа.

    Социальный педагог:

    - Что является Международным символом борьбы со СПИДом? (Ответы детей)

    Социальный педагог:

    - 1 декабря проводится акция, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом. Цель акции - привлечение внимания к проблеме ВИЧ/СПИДа, информирование молодежи о степени опасности заражения и мерах предосторожности, развитие толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ (Слайд 3).

     «СТОП ВИЧ/СПИД» (коллективная работа) (Слайд 4).

    Социальный педагог:

    - Ребята, скажи, пожалуйста, что такое «ВИЧ», «ВИЧ-инфекция», «СПИД»?

    Упражнение «Понятия «ВИЧ», «ВИЧ-инфекция», «СПИД».

    Поделить участников на 3 группы и попросить, чтобы каждая группа написала свои определения: «ВИЧ», «ВИЧ-инфекция», «СПИД». Попросить громко прочитать все определения.

    После того, как участники прочитали свои определения, социальный педагог подводит итоги и делает выводы (Слайд 5).

            Социальный педагог (выводы):

    - Понятия «ВИЧ», «ВИЧ-инфекция» и «СПИД» отличается между собой. ВИЧ – это вирус, который вызывает инфекционное заболевание (первоначальная стадия заболевания). У ВИЧ – положительного человека может не быть клинических проявлений заболевания, но, тем не менее, он способен заразить ВИЧ-инфекцией других людей. У большинства ВИЧ – инфицированных со временем развивается СПИД. До наступления СПИДа может пройти от несколько месяцев до 15 и более лет. СПИД – это комплекс тяжелых заболеваний и оппортунистических инфекций; от инфицирования до развития СПИДа обычно проходит длительное время. СПИД – это конечная стадия поражения организма ВИЧ-инфекцией (то есть, при отсутствии необходимого лечения). Диагноз СПИДа ставится по определенным клиническим и лабораторным критериям. ВИЧ-инфекция – инфекция, вызываемая вирусом иммунодефицита человека.[2]

    Как передается и как не передается СПИД (Слайд 6).

    Социальный педагог:

    - Ребята, середину 1981 года принято считать началом глобальной эпидемии СПИДа. Многочисленные случаи заболевания были констатированы среди определенных групп населения, а именно: наркоманов, использующих внутривенное введение наркотиков; людей, страдающих гемофилией и получающих терапию препаратами, полученными из крови доноров; людей, получивших донорскую кровь; новорожденных детей от матерей из какой-либо группы риска; сексуальных партнеров лиц, заболевших СПИДом.

    Отсюда последовали закономерные выводы, что новое заболевание заразно, следовательно, имеется инфекционный агент и существует как минимум три пути передачи инфекции от человека человеку: через кровь, половой, от ВИЧ – положительной матери ребенку.

    Другие передачи возбудителя – через воздух, воду, пищу – исключаются.

    ВИЧ не передается:

    • при рукопожатиях;
    • при объятиях;
    • при использовании питьевыми фонтанчиками;
    • через посуду и столовые приборы;
    • через пищевые продукты;
    • через постельное и нательное белье;
    • через деньги;
    • через игрушки и предметы домашнего и школьного обихода;
    • через дверные ручки, поручни в транспорте, перила, спортивные снаряды;
    • при посещении бани, душа, при купании в бассейне;
    • при играх с домашними животными;
    • при уходе за больными.

              Однако нужно помнить, что в тех случаях, когда при уходе за ВИЧ-инфицированным следует обязательно пользоваться средствами индивидуальной защиты (например, резиновые перчатки), потому что на коже рук могут быть трещины или ссадины, через которые ВИЧ способен попасть в организм человека, ухаживающего за больным.

    ВИЧ также не может передаваться воздушно-капельным путем.

    При трансмиссивном пути передачи (перенос ВИЧ клещами, комарами, вшами, клопами и другими) роль насекомых как переносчиков возбудителя не подтверждается. [3]

    Работа в группах. Проводится игра «Что мы знаем. Степень риска» (Слайд 7).

    Разложить карточки на две группы: высокий риск, риска нет.

    Материалы: карточки с обозначением ситуации риска заражения, стенды с «линиями риска».

    Каждой группе выдается набор карточек, которые предлагается разместить на «линии риска» по степени опасности (Приложение№1).

    После того, как участники разместили карточки, социальный педагог подводит итоги и делает выводы о путях заражения ВИЧ/СПИДом.

    Стадии заболевания ВИЧ-инфекции (Слайд 8).

    Как и при любой другой инфекции, после заражения ВИЧ следует инкубационный (скрытый) период. Он может колебаться от 2-4 недель до несколько месяцев. Инкубационный период при классическом течении ВИЧ-инфекции завершается острой первичной инфекцией.

    Продолжительность клинических проявлений острой ВИЧ-инфекции варьируется от нескольких дней до нескольких месяцев. Обычно она составляет 2 – 3 недели.

    После стихания первичных проявлений в большинстве случаев наступает период стабилизации. Этот период может длиться несколько лет. Заболевший может и не знать о скрытой инфекционной болезни. Самочувствие обычно не нарушено. Но ВИЧ-инфицированные заразны для здоровых людей. В этот период отмечается медленное, постепенное снижение иммунитета. Затем наступает стадия вторичных проявлений. На фоне нарастающего иммунодефицита появляются вторичные заболевания.

    ВИЧ/СПИД – это одна из важнейших проблем здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения). 

    В обществе, особенно среди молодежи, распространились всевозможные заблуждения: одни считают, что СПИД излечим; другие боятся СПИДа; третьи не считают ВИЧ-инфекцию опасной для себя, полагая, что это удел и «привилегия» людей аморального поведения. Мнение это глубоко ошибочно. В настоящее время общепризнанно, что не существует групп населения, для которых возможность заражения СПИДом полностью исключена. Опасность грозит сегодня и подросткам, у которых вероятность столкнуться с наркотиками и вступить в половую связь с незнакомым человеком больше, чем у взрослого человека.[4]

    Изготовление коллажа «Мы выбираем жизнь!» (коллективная работа) (Слайд 9).

    После изготовления коллажа социальный педагог конструктивно проводит обсуждение работы.

    Важно отметить, что такое творческое задание не только помогает мотивировать здоровый образ жизни, но и позволяет сплотить коллектив воспитанников, которые совместными усилиями преодолевают трудности.

    Профилактика ВИЧ-инфекции (Слайд 10).

    Для того чтобы оградить себя от ВИЧ-инфекции, вполне достаточно следовать общепринятым нормам гигиены и профилактики инфекционных заболеваний, учитывая специфику распространения ВИЧ-инфекции. Необходимо перекрыть все пути возможного попадания ВИЧ в организм:

    - во-первых, во время половых актов необходимо использовать средства контрацепции;

    - во-вторых, необходимо полностью исключить использование нестерильных шприцев, что преимущественно касается шприцевых наркоманов.

    Молодые люди должны знать, что лучший способ избежать ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний - иметь отношения с единственным здоровым партнером. Необходимо избегать половых контактов с малознакомыми людьми, с людьми, вводящими наркотики внутривенно.

    Если хочешь быть здоровым, помни:

    - среди больных СПИДом наркоманы составляют 81,1%;

    -количество людей, допускающее не медицинское потребление
    наркотиков в России, достигло 10 млн. человек, среди которых
    молодые люди в возрасте 18-25 лет -60%, 12-18 лет-25%;

    -заразиться ВИЧ-инфекцией можно при использовании не
    стерильных игл и шприцев, при использовании наркоманами одного и
    того же шприца многими лицами;

    -наркотики угрожают твоему здоровью, повышают риск
    заражения ВИЧ-инфекцией;

    -на сегодняшний день 75% случаев заражения ВИЧ происходит
    при половом контакте;

    - опасность заражения повышается с увеличением числа партнеров;

    - идеальный случай - сохранение верности одному партнёру;

    - алкоголь и наркотики снижают критическую оценку, что может послужить причиной вашего рискованного поведения;

    - ежедневно от СПИДа умирает 8 тысяч человек;

    - при желании каждый человек может пройти анонимное обследование.[5] 

    Проводится диагностика эффективности проведения системы профилактической работы с обучающимися (Приложение №2).[6]

    Заключение

    Итоги классного часа.

    Социальный педагог:

    - ВИЧ-инфекция – это инфекция, вызываемая вирусом иммунодефицита человека, которая является социально - значимым заболеванием. Это наиболее актуальное и смертоносное заболевание в наше время. ВИЧ-инфекция не только разрушает здоровье и организм человека, но и несёт за собой отрицательные социальные последствия: потеря семьи, друзей, работы, средств существования и другое. ВИЧ-инфекция широко распространяется, а особенно большое распространение среди подростков. Молодежь является наиболее уязвимой группой населения, которая быстро вовлекается в эпидемический процесс. А ведь дети – это будущие нашей страны. И если они не будут заботиться о своем здоровье – у нас не будет будущего. Поэтому важной особенностью является то, что если знать, как не заболеть и соблюдать определенные правила, то болезнь можно предотвратить или купировать на ранней стадии заболевания. К вопросам здоровья необходимо подходить с ответственностью. Именно из-за лиц, пренебрегающими правилами личной профилактики, «не верящих» в диагноз и отказывающихся от медицинской помощи сегодня растет количество инфицированных ВИЧ. Только получив квалифицированную помощь, а при необходимости противовирусную терапию, можно рассчитывать на продолжительную жизнь.Человек должен научиться думать о собственной безопасности, безопасности окружающих, сохранять свое право на жизнь и здоровье!

              Рефлексия (Слайд 11).

    - Ребята, классный час подходит к концу. Теперь вы знаете об этом заболевании и сами должны позаботиться о своем здоровье. Важно помнить, что от вашего поведения зависит ваше здоровье и ваша жизнь. Всего доброго!


    [1] Леви Д. Э. ВИЧ и патогенез СПИДА / Д. Э. Леви; пер. 3-го изд. с англ. Е. А. Монастырской; под ред. Г. А. Игнатьевой. - Москва: Научный мир, 2010. - 734 с.

    [2] Организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системно-деятельностный подход: методическое пособие / авт.-сост. О. С. Гладышева, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2015. – 162 с.

    [3] 3. Бочаров Е.Ф., О профилактике ВИЧ-инфицированности, Медицинская газета, №4 февраль 2001г.

    [4] Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа: Учебно-методическое пособие для учителей образовательных учреждений /Быков А.А., Худякова Е.Н., Бочкарева Т.И., Шокурова Н.В. Самара: СИПКРО, 2002

    [5] http://www.SPID.RU/

    [6] Организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системно-деятельностный подход: методическое пособие / авт.-сост. О. С. Гладышева, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2015. – 162 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конкурсная программа для классных руководителей "Самый классный классный"

    Театрализованный конкурс для педагогов с шуточными и серьезными заданиями....

    Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

    В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

    Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

    Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

    Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

    Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

    Родительское собрание в 5 классе на тему “Родителям о ВИЧ-инфекции/СПИДе”

    Форма проведения родительского собрания  ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД....

    Родительское собрание в 5 классе на тему “Родителям о ВИЧ-инфекции/СПИДе”

    Форма проведения родительского собрания  ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД....

    Родительское собрание в 5 классе на тему “Родителям о ВИЧ-инфекции/СПИДе”

    Форма проведения родительского собрания  ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД....