"Отверженные дети. Как им помочь?"
статья на тему

Шумарова Елена Евгеньевна

Представлена информация о том, как надо выстраивать работу в ОУ с "отверженными" детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otverzhennye_deti._kak_im_pomoch_.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Отверженные дети. Как им помочь?

В социальной педагогике работа с изгоем как направление стало формироваться около ста лет назад. Уже тогда было замечен, что в классах как некоторый его атрибут обязательно присутствует ученик, вызывающий негативное отношение своих одноклассников.

Выстраивая свою работу с изгоями, педагогу необходимо помнить - положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек - на все 100%. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. В этом возрасте авторитет учителя несоизмеримо выше авторитета сверстников и даже авторитета родителей, и именно сейчас важно уловить момент и не допустить формирования в детском коллективе роли "козла отпущения", "гадкого утенка". Классу к шестому это будет сделать намного труднее, ведь для подростков голос учителя - совещательный. А пока дети, как маленькие локаторы, считывают реакцию педагога и автоматически перенимают его отношение к одноклассникам. Ваша задача - просто подать правильный сигнал.

  • Если в классе есть ребенок, рядом с которым действительно опасно находиться другим детям, решение о его судьбе следует принимать вместе с коллегами и администрацией школы, не привлекая для этого "общественность". Не превращайте тяжелое, но необходимое административное решение в акт коллективного осуждения и изгнания "паршивой овцы". Отверженность и озлобленность переплетены друг с другом, одно непременно вызывает другое.

Сегодня мне бы хотелось предупредить Вас, уважаемые коллеги, о ряде ошибок, наиболее распространенных в учительской среде и обратить Ваше внимание на то, что существует несколько типов педагогического взаимодействия с учащимися при решении проблемы отверженности  в детском коллективе.

  • В большинстве случаев начинать следует с решительного пресечения провокационных действий в отношении « жертвы» со стороны других детей. Многие взрослые (и учителя, и родители) избегают это делать, полагая, что дети должны решать эти проблемы сами, памятуя, что обратившиеся за помощью к взрослым дети падают в глазах сверстников. Это верно лишь отчасти.          

   Во-первых, речь идёт о помощи тем, кому дальше «падать» некуда. Во- вторых, очевидно, что сам ребёнок исправить ситуацию не в состоянии. И, наконец, хотя взрослый не может добиться, чтобы этого ребёнка любили, но может и должен потребовать, чтобы в отношении него не допускалось слов и действий, унижающих человеческое достоинство.

   Опыт показывает, что решительное вмешательство вполне способно пресечь подобные проявления. В 6- м классе этого, как правило, добиться легко, в 8-м – приложив значительные усилия, привлекая администрацию школы, а иногда и полицию. Пресечь нежелательное поведение подростка легче вначале, когда оно только проявилось. Поэтому не стоит медлить. Подростки,  третируя свою жертву, прекрасно понимают, что поступают плохо, что их действия выходят за рамки норм человеческого общения.  Если учитель никак не реагирует на это, значит, он слаб, и у него нет средств для изменения положения. С таким учителем можно не считаться, его слова можно игнорировать и в других ситуациях.

  • Самая распространенная ошибка - это попытка педагога занять чью-либо сторону. Такой подход приводит к усугублению конфликтной ситуации, так как педагог становится орудием своих союзников и ставит под удар свои профессиональные качества.  Если педагог встает на защиту изгоя, то в результате его умений он может привести данного ученика к лидерству в классе. Он, в свою очередь, начинает мстить своим одноклассникам, прикрываясь мнением педагога, пользующегося авторитетом у учеников.

  • Другой подход - перевод изгоя в другой класс. Конечно, такой шаг снимает остроту социального конфликта, но у него есть весьма существенные изъяны: с уходом ученика в классе остается социальное место, в которое попадает другой одноклассник; ученик, переходя в другой класс, нередко начинает сам провоцировать к себе негативное отношение. И отдающий, и принимающий классы могут испытывать серьезные трудности, которые создают ситуацию появления нового изгоя-антагониста. Лучше всего перевести этого ученика временно (на 1-2 месяца) на домашнее обучение, чтобы провести социально-педагогическую профилактику с классом и учеником.
  • Многие педагоги, застав детей дерущимися, говорят: "Мне не важно, кто первый начал, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, оба виноваты". Это здравый подход, когда речь идет о стычке на равных. Но если в классе систематически обижают кого-то, а он вынужден обороняться, нельзя приравнивать вину преследователя и жертвы: это еще больше ранит ребенка-жертву, который чувствует себя абсолютно незащищенным даже в присутствии взрослых. Такой подход развращает ребенка-преследователя, и он очень скоро научится доводить исподтишка, так, чтобы самому оставаться в глазах педагога "белым и пушистым". Если при этом у жертвы сильный характер, она сделает свои выводы и в следующий раз будет драться уже не на жизнь, а на смерть - ведь поймет, что рассчитывать может только на себя.
  • Как правило, агрессия в отношениях между "белой вороной" и классом бывает односторонней со стороны класса. Ученики просто боятся своего сверстника, который имеет ценности, непохожие на их собственные. Большинство подростков, имеющих физический изъян, попадают (пусть кратковременно) в "белые вороны". Сложившаяся педагогическая практика уже научилась в своем большинстве решать проблемы таких изгоев, приучая класс жить с человеком непохожим на них. Если необходимость особого отношения к своему сверстнику, имеющему физические видимые недостатки, хоть как-то воспринимается подростками, то необходимость особого отношения к своему однокласснику, имеющему непохожие социально-культурные ценности (исповедующему другую религию и др.), воспринимается далеко не всегда и не сразу. Вообще проблема "белой вороны" вполне решаема вербальными средствами. В данном случае достаточно эффективны дискуссионные формы социально-педагогической деятельности, помогающие ученикам разобраться в "мифологии класса", найти в "белой вороне" привлекательные стороны, увидеть ее другими глазами, наладить позитивно окрашенные отношения.
  • Мне бы хотелось обратить внимание на публичность поведения изгоя-"клоуна". Привлекая к себе внимание, "клоун" через свое поведение старается обратить внимание на социальные парадоксы, отмеченные им в своем классе. Как показывает опыт наблюдения, первые свои клоунские действия ученик испытывает на педагоге, ставя его публично в нестандартную ситуацию. К сожалению, далеко не все педагоги могут эффективно, с юмором, достойно выйти из создавшейся ситуации. Попытка педагога дать действиям "клоуна" негативно эмоциональную оценку только лишь укрепляет его тип поведения. Следовательно, педагогическое воздействие на клоуна необходимо строить по принципу "клин клином вышибают", ставя этого ученика в нестандартную для него ситуацию.
  • Работа с жертвой. Во-первых, объясните ему, что вы сможете защищать его, если  будете твердо уверены, что сам он никогда драку не начинает. Скажите, что вам очень важно быть справедливым учителем и никого не наказывать напрасно; возьмите с него слово, что он не будет переходить к рукоприкладству, даже если его дразнят. Во-вторых, подскажите ему, как лучше себя вести, чтобы скорее отстали. Обидчики получают удовольствие не от самого процесса произнесения обидных слов, а от эффекта, которого достигают. Когда жертва плачет, злится, пытается возражать, убегает, они чувствуют свою власть над ней. Если же не обращать на них внимания, все удовольствие от повторения одних и тех же слов пропадает, это скоро становится скучным.
    Подскажите ребенку
    несколько "волшебных фраз", остужающих пыл дразнящих. Если они с хохотом скачут вокруг, показывая пальцем, можно спокойно сказать: "Я рад, что вам так весело". Если говорят оскорбительные вещи, можно ответить: "Ты можешь так думать, если тебе это нравится" или "Я уже заметил, что тебе нравится говорить гадости о людях". Принцип тот же: не надо обсуждать навязываемую обидчиками тему (свою внешность, качества и т.д.), спорить, оправдываться, сердиться. Надо кратко и спокойно охарактеризовать их поведение, их мотивы, переложив ответственность за происходящее на них: это не я такой, это ты такой, что тебе нравится меня дразнить. Конечно, сказать это должным тоном и вовремя непросто, но помогает практически всегда. Необходимо обратить его внимание на то, как общаются между собой остальные ребята. Возможно, что слова и поступки, которые ваш подопечный воспринимает как оскорбление, просто в данной группе - стиль поведения и совершаются они без намерения его обидеть, надо обсудить с ребёнком, стоит ли и стремиться к тому, чтобы нравиться всем людям вокруг. Помогите ему понять, что это нелегко и невозможно. Может быть, тогда он будет принимать чью- то отрицательную реакцию спокойнее. Установить причины неприятия ученика одноклассниками - только половина дела. Стоит попробовать завоевать их уважение и симпатию. Помогите ребёнку разобраться  какая деятельность особенно ценится в их среде, покажите  как добиться в ней успеха (конечно, если она не асоциальная). Необходим тесный контакт с родителями в работе в этом направлении. Без их помощи справиться с этой проблемой будет сложно.           
  • Если травля в классе уже началась, прямо объявите детям, как вы к этому относитесь. Не бейте на жалость. Говорите не о жертве, а об обидчиках, фокусируйтесь на их качествах. Скажите, что вы будете очень огорчены, если узнаете, что в вашем классе есть дети, которым приятно кого-то обижать и мучить. Твердо объявите, что такое поведение недопустимо, и вы в своем классе этого терпеть не намерены. Обычно этого бывает достаточно, чтобы обидчики притихли (они всегда трусоваты). На фоне затишья можно принимать меры по повышению статуса ребенка-жертвы и найти для него комфортное место в классном коллективе. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников. Необходимо обговорить с ребятами, что если у кого-то что-то не получается, в этом нет ничего смешного. Все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое замечание. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. А уж разбор ошибок необходимо делать или не называя тех, кто их допустил, или только индивидуально.
  •  Так же следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о космосе и т.д.).
  • Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве. Обратить их внимание на чувства жертвы, на положительные качества его. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет своих способностей.
  • Главная задача для педагога - постараться создать все условия для поднятия статуса отверженного ребенка  в данном коллективе. Всем своим поведением учитель должен демонстрировать перед классом ценность каждого ученика, свое внимание к нему, положительное отношение. Насмешки, ирония, прерывание ответа недопустимы.

 Перечислим некоторые методы воздействия, помогающие изменить статус непопулярного ребенка в группе:

  • Предъявлять к ним конкретные, ясно сформулированные требования.
  • Не злоупотреблять наказаниями.
  • Подчеркивать «сильные стороны» ученика, использовать его положительные черты, умения и навыки.
  • Демонстрация педагогом своего доброжелательного отношения к ребенку.
  • Организация ситуаций, где ребенок может проявить себя с хорошей стороны.
  • Очень важно бывает сблизить ребенка с низким статусом с лидерами или с кем-либо из «предпочитаемых» детей. В этом случае его положение заметно улучшится. Для этого им можно поручить общее дело.
  • Но главное - это путем кропотливой воспитательной работы помочь отверженному ребенку преодолеть те отрицательные черты, которые явились причиной изоляции: постараться преодолеть аффективность - драчливость, вспыльчивость, обидчивость; помочь в преодолении застенчивости, выработать уверенность в себе и т.д.
  • Профилактика. Для предотвращения травли в классе необходимо начинать воспитательную работу с детьми чуть ли не с первого дня их пребывания в школе. Естественно, ведущая роль здесь отводится классному руководителю.  Социометрия:

1. К кому из одноклассников вы бы обратились за помощью в учебе? (3-5 чел.)

 2. Кому доверили бы свой секрет? (3-5 чел.)

 3. Кого взяли бы в свою команду для участия в КВНе, викторине и т.д. (но не в спортивном соревновании — это особо оговаривается)? (3-5 чел.)

 Наибольшие опасения вызывают те дети, кто не получил ни одного выбора вообще, — это группа риска. Те же, у кого есть хоть один взаимный выбор, более или менее благополучны.

  • Следует помнить, что воздействие на взаимоотношения между детьми должно быть прежде всего косвенным. Осознанным, целенаправленным, но не навязчивым, не в лоб, так как прямые призывы с кем-то дружить, а с кем-то не дружить редко достигают цели.

О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.

  • О коллективе, коллективной организаторской деятельности.

«Ученический коллектив – группа учеников, объединенных общей социально-значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.» А.С.Макаренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме "Поиск партнера и налаживание коммуникации ученика имеющего статус отверженного"

Многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, можно ли научить его общаться. Статья посвящена рассмотрению этого вопроса и будет интересна...

Отверженный князь

История одного указа сыгравшего роковую роль в судьбе князя из рода Романовых....

Презентация к уроку литературы 11 класс "Виктор Гюго. Роман "Отверженные"

Презентация к уроку литературы 11 класс "Виктор Гюго. Роман "Отверженные"...

Рекомендации для педагогов ОУ по работе с "Отверженными" детьми

Рекомендации для педагогв, классных руководителей по работе с "отверженными" детьми...

«Социометрический статус школьника в коллективе сверстников. Выявление социометрического статуса. Коррекционная работа с отверженными детьми»

В докладе раскрывается тема что такое социометрический статус школьника в коллективе сверстников, выявление социометрического статуса, а также коррекционная работа с отверженными детьми....

Защита отверженых

Защита отверженых...