Рекомендации для педагогов ОУ по работе с "Отверженными" детьми
статья на тему

Шумарова Елена Евгеньевна

Рекомендации для педагогв, классных руководителей по работе с "отверженными" детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов по работе с «отверженными» детьми

  1. Положение ребенка в группе, его статус зависит от целого ряда причин. Это личностные качества человека, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарищами; интеллектуальные качества; отношение к людям; внешние данные; волевые качества; время нахождения в данной группе и многое другое.
  2. Особенно сложным является положение детей со статусом «отверженные», которых класс не принимает и отвергает. Главная задача для педагога - постараться создать все условия для поднятия статуса в данном коллективе. Учитель может обеспечить это, создавая такие ситуации, которые позволяют ученикам увидеть своего одноклассника в более выгодном свете. Всем своим поведением учитель должен демонстрировать перед классом ценность каждого ученика, свое внимание к нему, положительное отношение. Насмешки, ирония, прерывание ответа недопустимы.

 Перечислим некоторые методы воздействия, помогающие изменить статус непопулярного ребенка в группе:

  • Предъявлять к ним конкретные, ясно сформулированные требования.
  • Не злоупотреблять наказаниями.
  • Подчеркивать «сильные стороны» ученика, использовать его положительные черты, умения и навыки.
  • Демонстрация педагогом своего доброжелательного отношения к ребенку.
  • Организация ситуаций, где ребенок может проявить себя с хорошей стороны.
  • Очень важно бывает сблизить ребенка с низким статусом с лидерами или с кем-либо из «предпочитаемых» детей. В этом случае его положение заметно улучшится. Для этого им можно поручить общее дело.
  • Но главное - это путем кропотливой воспитательной работы помочь отверженному ребенку преодолеть те отрицательные черты, которые явились причиной изоляции: постараться преодолеть аффективность - драчливость, вспыльчивость, обидчивость; помочь в преодолении застенчивости, выработать уверенность в себе и т.д.

 Следует помнить, что воздействие на взаимоотношения между детьми должно быть прежде всего косвенным. Осознанным, целенаправленным, но не навязчивым, не в лоб, так как прямые призывы с кем-то дружить, а с кем-то не дружить редко достигают цели.

Психологические рекомендации для учителей и родителей при общении с детьми

 Демонстрируйте мягкое, тактичное, чуткое отношение к детям.

Опирайтесь на сильные стороны ребёнка.

Избегайте подчёркивания его промахов.

Демонстрируйте любовь и уважение к ребёнку.

Позволяйте ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно.

Принимайте индивидуальность ребёнка.

Внушайте ребёнку уверенность в себе, в успехе, собственных силах.

Применяйте преимущественно позитивное оценочное воздействие: похвала, одобрение.

Избегайте публичной критики.

Предъявляйте разумные требования, ожидания. Будьте последовательными.

Проявляйте постоянную заинтересованность в ребёнке, заботу о нём.

Умейте признавать свои ошибки.

Предпочитайте требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчуждённости.

Поддерживайте своего ребёнка.

Что не надо делать родителям и педагогам?

 Нельзя унижать ребёнка.

Нельзя угрожать: лишением любви, заботы, суровыми наказаниями.

Нельзя злоупотреблять обещаниями: ребёнок живёт настоящим, а обещание – это будущее.

Нельзя чрезмерно опекать: по мере взросления должна расти самостоятельность.

Нельзя требовать немедленного повиновения: нужно время, чтобы подумать, как его выполнить, а возможно найти лучший вариант.

Нельзя требовать того, что не соответствует возрасту, возможностям ребёнка.

Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми.

Нельзя наказывать дважды за одно и то же: ищите объяснения, почему повторяется проступок.

Нельзя говорить плохо о ребёнке в присутствии других людей.

Нельзя строить воспитание на запретах: вспомните – запретный плод сладок. -Нельзя злоупотреблять нравоучениями.

Рекомендации классным руководителям по работе с «отверженными» детьми

 Покажите, что вы ему доверяете.

Хвалите за каждое выполненное дело.

Успехи ребенка обсуждайте со всем классом.

Ставьте в ситуацию успеха.

Давайте «важные поручения» (посильные для данного ребенка), которые оценил бы весь класс.

Важно вовремя поощрить ребенка за проявленное старание, отметить успех.

Единство требований семьи и школы.

Учет индивидуальных особенностей!!!

Наказывать за проступок, объяснять причину.

Искать положительное в личности ребенка, в воспитании – опора на положительное.

Следует четко и доступно предъявлять ребенку систему педагогических требований.

Отмечать хорошие поступки

«Разумная» требовательность.

Проявляйте терпение и выдержку.

Доверяйте ему, покажите, что вы его цените и за что вы его цените.

Нельзя строить воспитание на запретах: вспомните – запретный плод сладок.

Нельзя злоупотреблять нравоучениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для педагогов по теме:Работа с керамическим тестом (рекомендации по проведению занятий).

1.Пояснительная записка. 2.Цель и задачи по работе с керамическим тестом. 3.Примерное содержание занятий по теме. 4.Прогнозируемые результаты работы с тестом. 5.Формы подведения итогов работы. 6....

Рекомендации для педагогов по работе с детьми с ОВЗ.

Материал содержит краткие рекомендации для педагогов по работе с детьми, обучающимися по программе 7 вида....

Буклет «Рекомендации педагогам по организации работы с агрессивными, тревожными и гиперактивными учащимися»

В последнее время все чаще приходится слышать о дифференцированном и индивидуализированном подходе к воспитанию и обучению ребенка. Конечно, есть такие дети, общаться с которыми — одно удовольствие: и...

Практические рекомендации для педагогов детских театральных кружков, студий в работе над голосом, дыханием, звукоизвлечением из опыта работы педагогов по вокалу.

Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначе...

Методические рекомендации социального педагога в работе с неблагополучными семьями:

Методические рекомендации социального педагогав работе с неблагополучными семьями:Составление списков детей, которые должны прийти в школу, изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изуче...

Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"

Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...