СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ И ПСИХОЛОГ: РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ ИЛИ РАЗДЕЛЬНО?
статья на тему

В статье рассматриваются разновидности школных проблем и пути их решения. расскрываются типичные причины трудностей в школе. Работа службы сопровождения в конкретной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ И ПСИХОЛОГ: РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ ИЛИ РАЗДЕЛЬНО?

Симонова Ирина Валерьевна, социальный педагог   ГБОУ СОШ №398 Красносельского района  г. Санкт-Петербург, Россия

Одним из важных направлений работы социального педагога в образовательном учреждении является защита прав учащихся, установление связей и партнерских отношений между семьей, школой и социумом в целом. Можно выделить несколько разновидностей школьных проблем в процессе обучения:

  1. проблемы детей и семей, которые уже находятся в поле зрения социальных служб (многодетные, инвалиды, сироты, социально неблагополучные семьи);
  2. проблемы неуспеваемости. Трудности в обучении в начальном звене приводят к дальнейшей неуспеваемости в старших классах. Отсюда и нарушения психической и социальной адаптации, и ухудшение здоровья, и т.п. Такие дети с начала обучения в школе составляют «группу риска», являясь группой детей с девиантным поведением;
  3. проблемы детей с задержкой речевого развития и с отклонениями в психическом развитии, родители которых не хотят воспринимать болезнь ребенка как  существующий факт.

 Здесь важно ясно понимать, что для решения этих проблем необходим комплексный подход специалистов разной специализации: классный руководитель, социальный педагог, психолог, заместитель по воспитательной работе, врач, логопед (служба сопровождения). При этом социальный педагог может выступать как посредником между ребенком и социумом, так и помощником для преодоления тех или иных социальных проблем.

Трудности в школе имеют разные причины – внутренние и внешние. К внутренним причинам можно отнести условия, в которых ребенок живет и учится (например: жилищные условия или внутрисемейные отношения). К внешним причинам можно отнести отклонения в физическом и/или умственном развитии, нарушения состояния здоровья.

При возникновении той или иной трудности перед службой сопровождения стоит задача разрешения ситуации всеми доступными методами работы. На этом этапе как раз и стоит вопрос о взаимодействии работы социального педагога и психолога, т.к. не все методы социального педагога могут оказать качественную помощь ребенку или его семье. Тандем психолог - социальный педагог позволяет совместными усилиями осуществить деятельность по нескольким направлениям. Это решение злободневных проблем, которые связаны с теми или иными трудностями в обучении и взаимодействии школьников, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. Все направления, которые нацелены на развитие, формирование личности, помогают ребенку быть успешным в общественной и личной  жизни.

Социальная педагогика и психология - эти два направления неразрывно связаны друг с другом и должны существовать как единый механизм: социальный анализ выявляет внешние проблемы, а психологический анализ – внутренние. Социальный педагог оказывает социальную помощь выявленным проблемным ученикам на уровне социальных и административных организаций, предоставляя защиту и помощь, о которой иногда даже некоторые взрослые (родители и опекуны) не знают, а психолог работает с этими детьми на уровне внутриличностных и межличностных отношений, привлекая родителей, учителей и одноклассников.

Исходя из опыта нашего образовательного учреждения, на сегодняшний день можно на 1-е место поставить проблемы, связанные с девиантным, отличающимся от общественных норм, поведением. Причем большинство детей воспитываются во вполне благополучных семьях. Но, к сожалению, проблемы с поведением здесь нередко вытекают из того, что родители мало времени уделяют своим детям, ввиду своей занятости на работе. С одной стороны это, несомненно, хорошо, ведь они заботятся о материальном благополучии своей семьи. Хотят, чтобы у детей было все самое лучшее. Но с другой стороны, это их огромное упущение. Недостаток внимания к своим детям, в котором они нуждаются, приводит к тому, что эти дети идут на улицу, ища недостающего внимания, и там его находят от взрослых, которых интересуют их деньги и возможность на них заработать. Курение, алкоголь, воровство (сначала из дома, потом у знакомых и прохожих),  как следствие, постановка на учет в полицию.

Работа психолога и социального педагога в школе во многом пересекаются друг с другом. Возьмем, к примеру, должностные инструкции.  «Психолог должен проводить работу, направленную на сохранение психического и психологического здоровья детей». Социальный педагог «должен проводить работу, направленную на создание здорового климата в школьном коллективе, особенно внутри классов».

Социальный педагог должен «осуществлять постоянную связь  с семьями учащихся, особенно из «группы риска»». Психолог должен «оказывать помощь семье в налаживании микроклимата, в эффективном воспитании детей, в решении внутрисемейных конфликтов».

Но в жизни работа психолога и социального педагога не только пересекается. Есть серьезные аспекты, которые связаны с деятельностью конкретного специалиста. Если социальный педагог акцентирован на взаимодействие учащихся и их семей с социальными структурами района города (поселка, села и т.п.), где находится школа, то психолог в первую очередь настроен на развитие личности учащихся и коррекционную работу. По логике вещей, социальный педагог и психолог должны работать в слаженных парах, только тогда будет качественно оказана помощь учащимся, родителям и педагогам. Будет обеспечена как социальная, так и психологическая защита всей структуры учащийся – учитель – родитель.

В настоящее время социальные педагоги есть в каждой школе, а вот психологи вынесены из этой связки в ЦПМСС. Не каждый родитель хочет ездить с ребенком куда-то, поэтому чаще всего дети из «группы риска» полностью «ложатся на плечи» социального педагога. И если социальную поддержку он обязательно окажет, то психологическую по мере возможности.

В школах, где есть коррекционные классы, психолог присутствует. Но работать «в паре» с социальным педагогом не каждый может по времени, т.к. психологическая коррекция направлена на развитие недостающих (несформировавшихся вовремя) навыков и усиление уже имеющихся, но недостаточно развитых для полноценного обучения (задержка речевого развития, задержка умственного развития, проблемы с опорно-двигательной системой и т.д.). Чаще всего в подобных школах такая работа проводится в группах, и психолог работает в паре с дополнительным корректирующим специалистом (логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, физиотерапевт). А при работе с «трудным ребенком», где задействованы такие методы, как наблюдение, индивидуальная беседа, вовлечение учащихся во внутришкольную  внеучебную деятельность, индивидуальный контроль за посещаемостью и успеваемостью, социальный педагог и психолог могут работать в паре, при этом друг друга дополняя. Помощь социального педагога и психолога в данном случае касается не развития психологических или физических функций, а коррекции поведения ребенка.

      В настоящее время в школах, где собраны коррекционные классы, пары, состоящие из корректирующего специалиста и психолога, стандартная практика общего обучения, а вот обычные школы вынуждены обходится только социальным педагогом, вызывая психологов из ЦПМСС, когда дети дошли уже до поведения, опасного для окружающих. Этого можно было бы избежать, если в каждой школе была бы пара социальный педагог – психолог. Ведь именно тесное взаимодействие социального педагога и педагога – психолога позволяет вовремя заметить проблему и оказать социальную или психологическую помощь, в зависимости от ситуаций. Этим достигается очень важная цель: предупреждение опасного поведения, а не борьба с правонарушениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы РМО социальных педагогов и психологов школ

Районное методическое объединение социальных педагогов и психологов школ района, дело не простое! Я им руковожу в течении многих лет. Хочу поделиться с вами. Буду рада помочь!...

Отчёт социального педагога о проделанной работе за 2010-2011 учебный год

На начало 2010 – 2011  учебного года в ГОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего (полного) общего образования» обучается 192 учащихся.v   По социальному паспорту:v...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Самоанализ профессиональной деятельности социального педагога “Индивидуально-профилактическая работа с обучающимися, требующими повышенного контроля"

Самоанализ профессиональной деятельности социального педагога “Индивидуально-профилактическая работа с обучающимися, требующими повышенного контроля”....

Методические рекомендации для социальных педагогов по организации работы с несовершеннолетними, признанными комиссией КДН и ЗП района, находящимися в социально опасном положении

Индивидуальная программа реабилитации (далее план ИПР) несовершеннолетнего, признанного комиссией КДН и ЗП, находящимся в социально опасном положении (далее СОП) представляет собой документ, описывающ...

Статья Комплексная работа социального педагога и психолога по профилактике девиантного поведения учащихся в школе.

Работа, посвященная комплексным мероприятиям социального педагога и психолога по коррекции девиантного поведения у обучающихся в школе...