Программа кружка "Социальная адаптация"
рабочая программа

Жильцова Оксана Александровна

В течение всего срока реализации программы учащиеся овладевают комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющим человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_sa.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Социальная адаптация»

Автор-составитель: социальный педагог

О.А. Сурина

2018-2019 уч.год

В связи со сложившейся ситуацией в стране, ростом преступности и правонарушений, неумением найти себя в этой жизни, социальной дезадаптацией учащихся в течение последних десяти лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Среди них большое место занимают проблема установления контакта с другими людьми и проблема приспособления к условиям реальной действительности.

Цель программы:

  • создание условий для социальной адаптации учащихся через организацию системы дополнительных занятий с учащимися.

Задачи программы:

  • предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;
  • развитие социального интеллекта;
  • повышение сплоченности класса и поддержание положительного микроклимата в коллективе;
  • определение социально-педагогических условий для позитивного общения в коллективе;
  • моделирование жизненных ситуаций, проблемных вопросов в социально-педагогической деятельности учащихся;
  • профилактика социальной дезадаптации учащихся.

Функции программы:

  • диагностическая (уяснение проблем растущего ребенка в отношениях с микросредой);
  • информационно - обобщающая (сбор и анализ полученных данных);
  • проектировочно - конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в социально-педагогической деятельности);
  • организационно - преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации);
  • координационно-коммуникативная (подготовка учащихся к позитивному взаимодействию с окружающими людьми);

Ожидаемые результаты:

  • адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях;
  • предупреждение стрессовых состояний;
  • практическое использование навыков конструктивного общения;
  • высокий коэффициент индекса групповой сплоченности.

В течение всего срока реализации программы учащиеся овладевают комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющим человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

Среди навыков, необходимых человеку для успешной самореализации

в обществе и адаптированной жизни выделяют:

1) Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности.

Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства.

2) Навыки позитивного общения.

Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.

3) Навыки самооценки и понимания других.

Эти навыки помогают правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми.

4) Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями.

Эти навыки помогают адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.

5) Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях.

6) Навыки продуктивного взаимодействия.

Эти навыки позволяют при минимальном количестве эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.

7) Навыки самостоятельного принятия решений.

Человек, обладающий данным навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его мнения могут менять ситуации и влиять на конкретных людей.

8) Навыки решения проблемных ситуаций.

Владение этим навыком позволяет человеку грамотно и уверенно вести себя в трудных жизненных ситуациях.

9) Навыки работы с информацией.

10) Навыки творчества.

Эти навыки позволяют человеку свободно и бегло ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации. Позволят человеку нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой жизненный опыт и новую информацию, полученную в процессе познавательной деятельности. В данной программе все указанные виды навыков прививаются на различных этапах занятий, так как они способствуют овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, позитивным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия.       Программа рассчитана на учащихся с различной базовой подготовкой и уровнем интеллекта, что позволяет охватить всех желающих учащихся школы.

В реализации программы принимают участие учащиеся с пятого по седьмой класс. Занятия проводятся во внеурочное время в течение одного академического часа, педагогом используются комбинированные формы работы: изучение нового материала- его закрепление через участие в социально-педагогических играх и тренингах. После каждого этапа проводится обобщающее занятие, позволяющее учащимся систематизировать и закрепить знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Затем проводится адаптационная игра, позволяющая проверить результативность и эффективность применяемых методов работы. Проводятся деловые игры, конференции, диспуты.

В качестве методов диагностики результатов реализации каждого этапа программы используются различные социально-психолого-педагогические методики, такие как анкетирование, тестирование, сочинение по личным впечатлением, ранжирование знаний, работа с понятийным аппаратом, наблюдение (поведение в импровизированных ситуациях) и т. п.

Содержание и методическое обеспечение

социально-педагогической программы «Мы вместе»

Программа представлена 6 различными направлениями, составленными в соответствии с возрастными группами и тематическими профилями. Первый раздел направлен на обучение детей навыкам позитивного общения, понимания личности другого человека, приемам активного слушания, развитие способности творчески решать любые задачи в любом виде деятельности, умение использовать информацию любого типа и работать с различными источниками информации.

Курс «Путешествие в мир общения» дает учащимся представление о дружбе, о правилах совместной деятельности людей, о способах решения спорных вопросов, зависимости настроения от состояния человека и способах его улучшения, сострадании и формах его проявления, великом значении добрых слов в жизни человека.

Курс «Ваши права» помогает учащимся узнать свои права, применять и анализировать полученную информацию, проводить параллельные ассоциации нарушения прав в произведениях устного народного творчества, работать со словарем и документами, нормативными актами, результаты эффективности курса выявляются в ходе проведения инсценировки произведений, где нарушаются права главных героев.

Курс «Мы живем среди людей» направлен на социальную адаптацию учащихся в микросреде, то есть в ближайшем окружении ребенка, которым являются семья, класс, друзья, близкие родственники. Рассматриваются вопросы ценности жизни, внимательное и теплое отношение к бабушкам и дедушкам, заботливое отношение к инвалидам и болеющим родственникам, умение жить с соседями без ссор и конфликтов, помочь школьникам разобраться в негативном влиянии сплетен и сквернословия на взаимоотношения в кругу сверстников.

Курс «Жить в мире с собой и с другими» дает учащимся представление о таком понятии, как толерантность, границы толерантности. Дает понимание , что главное в жизни – семья. Терпимость в семье, уважение, взаимовыручка, как главный фактор сплоченности всех членов семьи. Направлен на формирование навыков эффективного общения, безконфликтного общения. Умение конструктивно решать конфликтные ситуации.

Курс «Полезные и вредные привычки» позволит детям сделать правильный выбор и проанализировать влияние негативных привычек, от которых зависит личность. Учащиеся приобретут навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, решать сложный вопрос выбора в нестандартных, жизненных ситуациях. Понимание, какие опасности могут подстерегать в компьютерных сетях и как их избежать. Приобщение учащихся к достижениям цивилизаций, помогающим человеку свободно общаться даже на расстоянии и получать удовлетворение от волшебного мира  и результатов технического прогресса.  Альтернативой вредным привычкам предлагается занятие спортом, увлечение любимым делом, участие в жизни семьи, школы и класса. Форма эффективности курса – изготовление коллажа «Я и мое будущее».

Курс «Личность. Семья. Общество» поможет учащимся в познании своей сущности, социализация личности через объяснение социальных ролей и статусов личности, формирование мотивов выбора профессии, представление о современной семье и ее функциях в современном обществе, конструктивное решение конфликтов и получение навыков рефлексивного слушания - вот неполный перечень вопросов, освещаемых в данном курсе.

Принимая участие в данной программе, учащиеся не только приобретают жизненно важные навыки, но и раскрывают в себе чувство милосердия и эмпатии. Педагог создает для учащихся благоприятные условия для успешной самореализации и творческой активности личности, используя внутренние ресурсы ребенка с учетом полученных знаний, умений и навыков. Конструктивные навыки общения, выход из конфликтных ситуаций, развитие социальной восприимчивости, четкое осознание собственной значимости в обществе - вот далеко не полный перечень тех значимых навыков, благодаря которым человек будет осознанно относится к себе, анализировать свои поступки с учетом предъявляемых к ним социально-культурных требований.

 Учебно-тематический план программы:

№ раздела

Раздел, количество занятий, контроль

Темы

Кол-во часов

I.

«Путешествие

в мир общения»

4 занятия

1. Знакомство. Мы вместе. Настроение.

Язык жестов. Мимика.

1

2.Учимся работать дружно. Игры на сплочение.

1

3. Как понимать друг друга без слов. Доброе слово и кошке приятно. Игры «Комплимент», «Зеркало».

1

4. Мы поссоримся и помиримся… Занятие

с элементами социально-психологического  тренинга.

1

II.

«Ваши права»

3 занятия

1. Игра – викторина  «Знаете ли вы свои права?»

1

2. Знакомство с Конвенцией по правам ребенка (круглый стол).

1

3. Инсценировка произведений, где нарушаются права главных героев. Игра-путешествие.

1

 

III.

«Мы живем среди людей»(развитие социального интеллекта)

4  занятия

1. Нравственные ценности.

1

2. «Дом, в котором мы живем».  Обязанности                     по дому, социальные роли в семье.

1

3. Круглый стол «Человек среди людей».

4. Одноклассники и одноклассницы.

1

IV.

«Жить в мире                      с собой и с другими»

8 занятий

1.Толерантность - что это?

1

2.Толерантная личность. Просмотр видеоролика «Толерантность нашими глазами» с дальнейшим его обсуждением

1

3.Толерантное общество. Толерантность                     к другим.  Границы толерантности.

 Круглый стол

1

4. «Главная ценность в жизни – семья». Терпимость в семье, как главный фактор сплоченности всех членов семьи. Игры на развитие коммуникативных навыков.

1

5. Работа над изготовлением плакатов «Толерантность вокруг нас».

1

6. Понимание как залог эффективного общения. Игры на сплочение.

1

7. Дискуссия «Конфликты в жизни подростков»

1

8. Конфликт и способ его разрешения. Социально-психологический тренинг   «Я говорю -  НЕТ»

1

VI.

«Мы выбираем ЖИЗНЬ!» (полезные и вредные привычки)

8 занятий

1. Полезные и вредные привычки в жизни человека. Просмотр презентаций с дальнейшим ее обсуждением.

1

2. Подросток и сигарета.

1

3.  Губительный зеленый змий.

1

4. Мы скажем нет наркотикам.

1

5. В здоровом теле здоровый дух.

Конкурс рисунков « Я выбираю - ЖИЗНЬ».

1

6. В мире увлечений. Просмотр презентаций ребят  с последующим обсуждением.

1

7. Диспут «Живущие в сети». Компьютерные сети: какие опасности нас могут подстерегать и как их избежать. Компьютерные игры: за или против?

1

8. Коллаж «Я и мое будущее».

1

VII.

«Личность. Семья. Общество»

6 занятий

1. Кто я? Личность в обществе.

1

2. Представление о семье. Семья в современном обществе.

1

3. Диспут «Успех в жизни» (жизненные ценности             и приоритеты).

1

4. Выбор профессии - это важно.

1

5. «Все профессии нужны, все профессии важны». Просмотр презентаций, подготовленных ребятами и дальнейшее их обсуждение.

1

6. Проявления дружбы и любви. Психология общения (занятие с элементами  социально-психологического тренинга).

1

VIII.

Итоговое занятие

Заключительное занятие «Чему мы научились за этот год?» Круглый стол. (Чаепитие)

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социальной адаптации воспитанников детских домов "Сотвори свое будущее сам"

Программа адресована для детских домов и учреждений интернатного типа. Цикл разработанных занятий помогает воспитанникам после выпуска безболезненно пройти социальную адаптацию....

Программа по адаптации 5 класс

Программа помогает обучающимся успешно адаптироваться к новым условиям при переходе из начальной школы в среднюю...

Программа по адаптации 1 класс

Программа помогает обучающимся успешно адаптироваться к новым условиям при переходе из дошкольных учреждений в начальную школу...

Программа социальной адаптации и сопровождения выпускников ГБ(О)ОУ детского дома № 6 "Три ступени в жизнь"

Целями Программы являются: - формирование необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических и иных условий для полноценного развития, жизнеустройства и адаптаци...

Программа сопровождения адаптации учащихся к обучению

Содержание работы педагога психолога со всеми участниками образовательного процесса при адаптации учащихся 1,5, 10 классов...

Образовательная программа социальной адаптации воспитанников детского дома "На пути к успеху"

Программа ориентирована на формирование у воспитанников детского дома внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (професси...

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”...