Программа сопровождения адаптации учащихся к обучению
рабочая программа по психологии по теме
Содержание работы педагога психолога со всеми участниками образовательного процесса при адаптации учащихся 1,5, 10 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptaciya.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»____________
Директор школы Т.П.Максимова
_________________2010 г.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
Психолого-педагогического сопровождения процессов
адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов
Данная программа составлена на основании методических рекомендаций для руководителей и педагогов-психологов образовательных учреждений Департамента образования от 04.06.2008 № ДО – 2397 – 04 – 07.
Необходимость адаптации возникает при изменении социального окружения человека и в связи со сменой его деятельности. У первоклассников, пятиклассников и десятиклассников изменяется социальное окружение (новые учащиеся, учителя) и происходит изменение системы деятельности (смена ведущего вида деятельности, новая ступень образования). Переживания, эмоциональный дискомфорт – явления, которыми сопровождается ситуация новизны. Длительное психо-эмоциональное напряжение ведёт к школьной дезадаптации. Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать процесс адаптации менее «болезненным» для учащихся.
Цель сопровождения – обеспечение оптимальных условий для успешной адаптации.
Задачи:
Адаптация первоклассников:
1. Помочь ребёнку занять позицию школьника.
2. Способствовать формированию учебной мотивации и позитивного отношения к школе.
3. Осуществлять профилактику психо-эмоциональных нарушений с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
4. Подготовить родителей к новой роли – родителя школьника.
Адаптация пятиклассников, десятиклассников:
1. Помочь принять позицию ученика второй, третьей ступени.
2. Способствовать сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к школе.
3. Познакомить учителей с индивидуальными особенностями учащихся.
4. Познакомить родителей с условиями процесса адаптации пятиклассников, десятиклассников.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА ДОШКОЛЬНИКОВ НА СТУПЕНЬ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И НА ЭТАПЕ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-х КЛАССОВ
Направления деятельности | Участники | Формы организации деятельности | Сроки | Ответственные | Необходимые материалы, документы |
I. Просветительская и профилактическая работа | Педагоги МДОУ, учителя начальных классов, психолог ОУ | «Круглый стол». ПМПК. Консилиум. Семинары. Дискуссии. Диспуты | Февраль – май | Зав. МДОУ Психолог | Тематика планируемых мероприятий; Рекомендации |
Родители | Родительские собрания; Тренинги детско-родительского взаимодействия; Наглядная агитация (обзор мет. литературы, оформление инф. стендов в ДОУ, буклеты) | Декабрь - май | Зам. зав. ДОУ | Тематика родительских собраний; Рекомендации-памятки для родителей; Индивидуальные памятки для родителей гиперактивных, агрессивных, леворуких и часто болеющих детей Системно подобранный инф. материал |
Дети 6-7 лет | «Презентация школы» | Май - сентябрь | Завуч ОУ | План проведения |
II. Диагностическая деятельность | Педагоги ОУ | Анкеты об особенностях развития детей 6,5 – 7,5 лет | Сентябрь | Психолог ОУ | Наличие в карте психологического обследования ребёнка соответствующей информации и рекомендаций. Получение общих данных по адаптации по классу и параллели. |
Родители | Анкеты об особенностях развития детей в условиях семейного воспитания | Сентябрь | Психолог ОУ |
Дети (6 лет – за год до поступления в школу) Учащиеся 1-го класса | Диагностика общей психологической готовности к школе Диагностика адаптации к школе | Октябрь – ноябрь Март – май Сентябрь-Май | Психолог ОУ Психолог ОУ |
III. Коррекционно-развивающая работа | Педагоги | Психологические тренинги, игры, психологические этюды | Сентябрь- декабрь | Психолог ОУ | Наличие планов проведения тренинговой работы, отчёт результатов работы |
Родители | Психологические тренинги, игры, психологические этюды | Сентябрь- декабрь | Психолог ОУ | Наличие планов проведения тренинговой работы, отчёт результатов работы |
Дети | Развивающие занятия по снятию психо-эмоционального напряжения. Игровой тренинг «Введение в школьную жизнь» Коррекционные занятия (по индивидуальному плану) | 1 – 2 раза в неделю В течение года | Психолог ОУ | Наличие программы |
IV. Консультативная деятельность | Педагоги | Индивидуальные и групповые по результатам диагностических обследований и по запросам | В течение года | Психолог ОУ | Журнал консультаций |
Родители |
V. Экспертная работа | Психологическая служба ОУ, Социальный педагог, Медицинская служба, Педагоги начальных классов, Администрация ОУ | Участие в психолого-педагогическом консилиуме школы. Участие в ПМПК, педагогических советах, совещаниях по преемственности дошкольного и начального образования | По плану работы ОУ | Администрация ОУ | Наличие протоколов, отчётов, сводных данных сравнительного анализа результатов диагностики адаптационного периода Подготовка материалов на школьный психолого-педагогический консилиум. Подготовка материалов. |
VI. Организационно-методическая работа | Администрация ОУ Психолог ОУ Администрация МДОУ Психолог МДОУ | Разработка нормативно-правовых документов в ОУ и МДОУ по проблеме адаптации; Анализ и планирование деятельности ОУ и МДОУ по проблеме адаптации; Анализ научно-практической литературы для разработки коррекционных и развивающих программ; Подбор диагностического инструментария | По плану работы ОУ и МДОУ | Администрация и методическая служба ОУ и МДОУ | Наличие нормативно-правовой документации и методического обеспечения |
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-х КЛАССОВ
Направления деятельности | Участники | Формы организации деятельности | Сроки | Ответственные | Необходимые материалы,документы |
I. Просветительская и профилактическая работа | Учителя начальных классов, психолог ОУ, учителя, работающие в 5-х классах | «Круглый стол». Консилиум. Семинары. Совещания при директоре | Февраль – ноябрь | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ОУ | Тематика планируемых мероприятий; Рекомендации |
Родители | Родительские собрания; Тренинги детско-родительского взаимодействия; Наглядная агитация (обзор мет. литературы, оформление инф. стендов в ОУ, буклеты) | Апрель - ноябрь | Психолог ОУ | Тематика родительских собраний; Рекомендации-памятки для родителей; Системно подобранный инф. материал |
Дети | «Презентация школы» «Самопрезентация классных руководителей и педагогов ОУ» Классные часы в 4 классах. | Май - сентябрь Май | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ОУ | План проведения |
II Диагностическая деятельность | Педагоги ОУ, принявшие 5-е классы | Анкеты об особенностях развития детей младшего подросткового возраста | Сентябрь | Психолог ОУ | Анализ анкет Учёт полученных данных при планировании дальнейшей работы Наличие в карте психологического обследования ребёнка соответствующей информации и рекомендаций Анализ полученных общих данных |
Родители | Анкеты об особенностях развития детей в условиях семейного воспитания | Сентябрь | Психолог ОУ |
Учащиеся 4-х классов Учащиеся 5-х классов | Диагностика готовности к обучению в среднем звене Диагностика адаптации к обучению в среднем звене | Апрель – май Сентябрь - ноябрь | Психолог ОУ Психолог ОУ |
III. Коррекционно-развивающая работа | Педагоги | Психологические тренинги, игры, психологические этюды | Сентябрь- ноябрь | Психолог ОУ | Наличие планов проведения тренинговой работы, отчёт о результатах работы |
Родители | Психологические тренинги, игры, психологические этюды | Сентябрь- ноябрь | Психолог ОУ | Наличие планов проведения тренинговой работы, отчёт о результатах работы |
Дети | Развивающие занятия по снятию психо-эмоционального напряжения Коррекционные занятия (по индивидуальному плану) | 1 – 2 раза в неделю В течение года | Психолог ОУ | Наличие программы ( в программе не менее 16 занятий0 Наличие в карте психологического обследования ребёнка соответствующей информации и рекомендаций |
IV. Консультативная деятельность | Педагоги | Индивидуальные и групповые по результатам диагностических обследований и по запросам | В течение года | Психолог ОУ | Журнал консультаций |
Родители |
V. Экспертная работа | Психологическая служба ОУ. Социальный педагог. Медицинская служба. Педагоги начальных классов. Учителя среднего звена. Администрация ОУ | Участие в консилиумах, педагогических советах, совещаниях по преемственности между начальным и средним звеном | По плану работы ОУ, октябрь | Администрация ОУ | Наличие протоколов, отчётов, сводных данных сравнительного анализа результатов диагностики адаптационного периода |
VI. Организационно-методическая работа | Администрация ОУ Психолог ОУ | Разработка нормативно-правовых документов в ОУ по проблеме адаптации; Анализ и планирование деятельности ОУ по проблеме адаптации; Анализ научно-практической литературы для разработки коррекционных и развивающих программ; Подбор диагностического инструментария | По плану работы ОУ | Администрация и методическая служба ОУ | Наличие нормативно-правовой документации и методического обеспечения |
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 10-х КЛАССОВ
Направления деятельности | Участники | Формы организации деятельности | Сроки | Ответственные | Необходимые материалы, документы |
I. Просветительская и профилактическая работа | Учителя среднего и старшего звена, психолог ОУ, | «Круглый стол». Консилиум. Семинар | Май – ноябрь | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ОУ | Тематика планируемых мероприятий; Рекомендации |
Родители | Родительские собрания. Наглядная агитация (обзор мет. литературы, оформление инф. стендов в ОУ, буклеты) | Апрель - ноябрь | Психолог ОУ | Тематика родительских собраний; Рекомендации-памятки для родителей; Системно подобранный инф. материал |
Дети | «Презентация школы» (при организации профильного обучения) «Самопрезентация классных руководителей и педагогов ОУ» | Май - сентябрь | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ОУ | План проведения |
II Диагностическая деятельность | Педагоги ОУ, принявшие 10-е классы | Анкеты об особенностях развития детей старшего школьного возраста | Сентябрь | Психолог ОУ | Анализ анкет Учёт полученных данных при планировании дальнейшей работы Наличие в карте психологического обследования ребёнка соответствующей информации и рекомендаций Наличие портфолио Обобщение полученных данных |
Родители | Анкеты об особенностях развития детей в условиях семейного воспитания | Сентябрь | Психолог ОУ |
Учащиеся 9 - х классов Учащиеся 10-х классов | Составление портфолио Диагностика особенностей развития личности в старшем школьном возрасте Диагностика адаптации к обучению в старшем звене | В течение года Сентябрь - ноябрь | Классные руководители 9-х классов Психолог ОУ Психолог ОУ |
III. Коррекционно-развивающая работа | Педагоги | Психологические тренинги по профориентации, личностному росту и т.д., ролевые игры, психологические этюды | Сентябрь- ноябрь | Психолог ОУ | Наличие планов проведения тренинговой работы, отчёт о результатах работы |
Родители | Психологические тренинги, игры, психологические этюды | Сентябрь- ноябрь | Психолог ОУ | Наличие планов проведения тренинговой работы, отчёт о результатах работы |
Дети | Развивающие занятия по снятию психо-эмоционального напряжения Коррекционные занятия (по индивидуальному плану) | 1 – 2 раза в неделю В течение года | Психолог ОУ | Наличие программы Наличие в карте психологического обследования ребёнка соответствующей информации и рекомендаций |
IV. Консультативная деятельность | Педагоги | Индивидуальные и групповые по результатам диагностических обследований и по запросам | В течение года | Психолог ОУ | Журнал консультаций |
Родители |
Учащиеся |
V. Экспертная работа | Психологическая служба ОУ Социальный педагог, Медицинская служба, Педагоги среднего и старшего звена, Администрация ОУ | Участие в консилиумах, педагогических советах, совещаниях по преемственности между средним и старшим звеном | По плану работы ОУ, октябрь | Администрация ОУ | Наличие протоколов, отчётов, сводных данных сравнительного анализа результатов диагностики адаптационного периода |
VI. Организационно-методическая работа | Администрация ОУ Психолог ОУ | Разработка нормативно-правовых документов в ОУ по проблеме адаптации; Анализ и планирование деятельности ОУ по проблеме адаптации; Анализ научно-практической литературы для разработки коррекционных и развивающих программ; Подбор диагностического инструментария | По плану работы ОУ | Администрация и методическая служба ОУ | Наличие нормативно-правовой документации и методического обеспечения |
Литература:
- Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. – М., 1991.
- Меттус Е. В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Профориентация старшеклассников: сб. учеб.-метод. материалов/сост., ред. и коммент. Т. В. Черниковой, - Волгоград: Учитель, 2007.
- Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт - М», 2001.
- Фадеева Е. И., Ясюкевич М. В. От выбора профессии к успеху в жизни. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008.
- Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе .
- Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе. М.: генезис, 2003;
- Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз: пособие для родителей, специальной службы сопровождения, психологов школ и гимназий. – СПб.6 Каро, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социальной адаптации и сопровождения выпускников ГБ(О)ОУ детского дома № 6 "Три ступени в жизнь"
Целями Программы являются: - формирование необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических и иных условий для полноценного развития, жизнеустройства и адаптаци...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся 1х классов к школьному обучению
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей ...
Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”
Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”...
Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.
Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Учитывая важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускнико...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТНОГО И ТВОРЧЕСКОГО РОСТА ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ.
Задача курса — сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность школьников не...
Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации
Программа направлена на оказание помощи педагогам образовательных организаций в увеличении адаптивности и доступности школьной образовательной среды, в предотвращении нарушений школьной дезадаптации у...
Программа сопровождения обучающихся 5 класса в период адаптации к обучению в среднем звене школы
Предлагаемая программа поможет школьникам адаптироваться в условиях средней школы. Игры и упражнения, используемые на занятиях, направлены на снижение школьной тревожности, формирование адекватной сам...