Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.
рабочая программа (9 класс) на тему

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.

Учитывая важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников детского дома, опыт и особенности такой работы другими учреждениями для детей-сирот нашей страны, а также понимая специфику и актуальность этой деятельности, нами была разработана данная программа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sots._adaptatsii_vypusknikov.doc603.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Ставропольского края

Государственное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) № 30»

ПРОГРАММА

социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома

Одобрена: Методическим советом

ГКОУ «Детский дом (смешанный) № 30»

Протокол № ___ от «___»_______2012 г.

Авторский коллектив:

Шелкоплясов А.Н.        - зам. директора по учебно-воспитательной работе

Ломакина М.Р.                 - педагог-психолог

г. Георгиевск


Пояснительная записка

В число наиболее актуальных задач, стоящих как перед органами государственной власти и местного самоуправления, так и интернатными учреждениями, входит задача совершенствования системы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения их пребывания в учреждении.

Данная проблема неоднократно находила свое отражение в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2010 и 2011 годов и направленных на их реализацию поручениях Президента РФ, в которых ставилась задача разработки и реализации программ социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот. В связи с этим органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также учреждениям для детей-сирот, необходимо принять исчерпывающие меры, обеспечивающие разработку и реализацию соответствующих программ.

Правовую основу деятельности по разработке и принятию программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203, от 28.08.1997 N 1117, от 30.03.1998 N 366, от 23.12.2002 N 919, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216) и другие.

Вхождение выпускников детского дома в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другие.

Длительное пребывание в условиях детского дома нередко приводит к формированию у воспитанников особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации.

В результате выпускники зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий и противоправную деятельность.

В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников детского дома является совершенствование системы работы по воспитанию и обучению воспитанников, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из детского дома.

Целенаправленная работа по подготовке детей-сирот к дальнейшей жизни в обществе должна начинаться с момента поступления ребенка в учреждение. Эта работа должна включать в себя:

  1. Создание в учреждении условий, приближенных к условиям семейного воспитания (включая формирование разновозрастных "семейных групп", наличие постоянных воспитателей в группах);
  2. Разработку и реализацию программ воспитания, реабилитации и социальной адаптации воспитанников, обеспечивающих их комплексное индивидуально-ориентированное психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение и содержащих маршруты постинтернатной адаптации выпускников, основанные на оценке их реальных потребностей и возможностей;
  3. Обеспечение качественного образования воспитанников, организацию работы по их профессиональному самоопределению и поиску для них конкурентоспособных профессий;
  4. Формирование законопослушного поведения воспитанников.

Положительную роль в системе поддержки воспитанников и выпускников может сыграть обеспечение так называемого "наставничества", предполагающего наличие у каждого из них в предвыпускном и выпускном периоде значимого взрослого. В качестве таких взрослых могут выступать родственники или знакомые воспитанников (выпускников), работники детского дома или работники другой организации, занимающейся решением вопросов социальной адаптации детей-сирот (учреждения профессионального образования, предприятия, общественной организации), а также волонтеры.

На основе проведенных исследований личности выпускников, а также результатов процесса адаптации выделяют несколько групп выпускников по степени сложности проблем, с которыми они сталкиваются в период постинтернатной адаптации и, соответственно, требуемой им помощи в социальной адаптации.

Первая группа - выпускники, имеющие достаточно высокий уровень социальной компетентности, хорошо структурированные жизненные планы, получившие общее образование и готовые продолжать обучение в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования либо устроиться на работу. Выпускники этой группы могут нуждаться в социально-педагогической и психологической поддержке в начальный период жизнеустройства по завершении пребывания в детском доме.

Вторая группа - выпускники, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, четкие жизненные планы, способность к самостоятельному принятию решений, они недостаточно активны, испытывают проблемы с коммуникацией, закреплением в коллективе по месту обучения или работы. Эта группа выпускников нуждается в информационной, социально-педагогической и психологической поддержке, интенсивном сопровождении и оказании содействия в жизнеустройстве.

Третья группа - выпускники, имеющие нарушения здоровья, физического или психического развития, а также нарушения, связанные с социальной дезадаптированностью. Они не обладают достаточно развитыми социальными навыками, испытывают серьезные проблемы с адаптацией в обществе, продолжением образования и трудоустройством, отличаются высоким уровнем конфликтности, низкой социальной компетентностью. Такие выпускники нуждаются в специальной помощи и организации сопровождения и контроля за их жизнью в целях преодоления сложной жизненной ситуации, которые могут быть оказаны усилиями специалистов различного профиля (педагогов, психологов, дефектологов, врачей, социальных работников) и при длительном сопровождении (до 5 лет и больше).

Учет особенностей психологического, социального, медицинского статуса выпускников, а также разработка программ социальной адаптации, отвечающих потребностям каждой из перечисленных групп, являются важными аспектами организации их постинтернатного сопровождения.

Отсутствие системы или наличие неэффективной работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников приводит к тому что, покидая детский дом, молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются не  готовыми к самостоятельной жизни и у них возникают такие проблемы как:

- ведение иждивенческого образа жизни;

- формирование алкогольной или наркотической зависимости;

- совершение правонарушения, вовлечение в преступную деятельность.

        Учитывая столь важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников детского дома, опыт и особенности такой работы другими учреждениями для детей-сирот нашей страны, в частности: «Программа подготовки выпускников к самостоятельной жизни и постинтернатное сопровождение» ГОУ «Детский дом № 59» г. Москва, Концепция постинтернатной адаптации выпускников ГКОУ «Детский дом» г. Горнозаводск, Программа сопровождения выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интерната VI вида г. Волгодонска, Система постинтернатного сопровождения воспитанников ГУО «Вспомогательная школа - интернат", г. Копыльск, «Программа постинтернатного сопровождения выпускников»  КГБОУ "Детский дом №20", с.п. Село Хурба, Комсомольский р-н и других, а также понимая специфику и актуальность этой деятельности, нами была разработана данная программа.

Содержание программы является последовательной реализацией целевых установок Программы развития детского дома на 2012-2015гг, а также программы воспитания детей школьного возраста «Я - Личность».

Цель программы: организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома для успешной социализации и интеграции в общество.

Задачи программы:

  1. Содействовать адаптации выпускника к условиям жизни и обучения в  образовательном учреждении профессионального образования.
  2. Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника.
  3. Создавать условия для успешной социализации выпускника после окончания им учебного заведения.

Реализация программы предполагает постинтернатное сопровождение воспитанников 8(10) классов и социальную адаптацию выпускников 9(11) классов вплоть до достижения ими возраста 23 лет.

Методологическими основами программы являются:

- личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);

- концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).

Теоретическую основу программы составили:

- гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, И.П. Волков, И.П. Ильин и др.);

- положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И. Лисина, В.С. Мухина, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульга и др.);

- положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В. Некрасова, И.П. Крохин, Т.И. Юферева и др.);

- положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В. Мудрик, А.Я. Олиференко, С.А. Расчетина, М.В. Фирсов и др.);

- положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А. Беляева, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, Ф.А. Мустаева, В.А. Никитин, А.Я. Олиференко, Л.К. Сидорова и др.);

- исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Палиева Н.А., Л.М. Загребельная, О.Ю. Итальянкина, К.Р. Мелконян, Г.В. Семья, И.И. Шевченко, Л.М. Шипицына и др.);

Принципы, на основе которых реализуется программа:

  • гуманизма
  • демократизации отношений
  • индивидуального личностного подхода
  • природосообразности
  • творчества и свободы
  • свободы и выбора
  • деятельности
  • культуросообразности
  • комплексности и целостности
  • научности.
  • систематичности и последовательности
  • мультидисциплинарности

Программа основывается на социально - педагогических технологиях:

- Гуманно-личностного подхода - Ш.А. Амонашвили.

- Педагогической поддержки - О.С. Газман.

- Социально-педагогических технологиях работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд

- Индивидуального сопровождения выпускников детских домов - В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.

Методы работы, используемые в программе:

- анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;

- сбор и обработка информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);

- социально-психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг, деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);

- социологическое исследование по адаптации выпускников;

- формирования сознания, организации и стимулирования деятельности.

Техники работы, используемые в программе:

  • самораскрытия;
  • убеждения;
  • установления логических взаимосвязей;
  • разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;
  • выявления социального "Я";
  • обучения поиску информации.

Технология реализации программа предполагает последовательное проведение работы по следующим этапам:

  1. Предпостинтернатная подготовка воспитанника.

Цель: оценка возможностей и выработка мер по подготовке к социальной адаптации воспитанника.

Алгоритм

осуществления предпостинтернатной подготовки

Направление

Срок

Содержание

Исполнители

1. Социально-

психолого-

педагогическая

экспертиза

Начало

8(10) класс по

конец

9(11) класса

1. Сбор сведений о выпускнике.

Воспитатель,

социальный

педагог,

педагог-

психолог, врач,

ПМПК

2. Диагностика сформированности личностных качеств, житейских умений и навыков, развитости "социально-поддерживающей сети" выпускника и выработка специалистами рекомендаций по составлению индивидуальной программы постинтернатной подготовки воспитанника (ИППП);

3. Изучение:

уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);

особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия.

2. Социальное воспитание и профилактика

Начало

8(10) класс по

конец

9(11) класса

1. Формирование социальной адаптации, правовой грамотности и психологической устойчивости к непредвиденной  ситуации в т.ч. через освоение материала программы по социальной адаптации (Программа «Я - Личность»).

Воспитатель, социальный педагог

2. Профилактика межличностных конфликтов.

Педагог-психолог

3. Консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации.

Воспитатель, воспитанник

4. Работа над реконструкцией и поддержанием "социальной сети". Выявление желания и возможности родственников, знакомых принять участие в жизни выпускника, оказать помощь в его адаптации.

Воспитатель, социальный педагог

3. Социально-психолого-педагогическое консультирование

9(11) класс

1. Сбор информации об учебных заведениях, местах работы, оптимальный выбор учебного заведения или места работы.

Социальный педагог,  воспитанник

2. Составление совместно с выпускником плана развития и коррекции его отклонений в социальном поведении.

3. Оказание помощи в профессиональном самоопределении и профориентации.

4. Создание "информационного поля" постинтернатной адаптации для выпускника, включая: информацию о вариантах продолжения образования; возможностях трудоустройства; конструктивной организации досуга; поддержки, здоровья или лечения выпускника; получения подростком психологической помощи; об альтернативных формах проживания; маршрутах постинтернатной адаптации.

4. Защита прав

 и интересов выпускников

9(11) класс

1. Решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства.

Социальный педагог, администрация

2. Помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов.

3. Представительство в правозащитных и административных органах.

4. Оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.

По итогам составления индивидуальной программы постинтернатной подготовки воспитанника (приложение 1) проводится заседание ПМПК детского дома, на котором обсуждаются и обобщаются выявленные показатели и основные проблемы и вырабатываются пути их решения, а также даются рекомендации специалистами.

Индивидуальная программа постинтернатной подготовки воспитанника (ИППП) является социально-педагогической технологией направленной на активное включение воспитанника в процесс разрешения своих проблем (удовлетворения своих потребностей). Любая технология – это программа деятельности по решению каких-либо задач для достижения определенной цели. ИППП – это фактически договор между ребенком и специалистами, в котором четко указываются роль и ответственность каждого участника и, соответственно, он является открытым документом для воспитанника, в котором фиксируется его согласие на реализацию плана.

ИППП -  это система мероприятий, разрабатываемая специалистами совместно с воспитанником, направленная на развитие его умений и навыков самостоятельной жизни и создание условий для их активного применения. Индивидуальный план подготовки - цикличный процесс, включающий этапы: планирование мероприятий на определенный период; выполнение мероприятий; мониторинг; критический анализ достигнутого. Таким образом, структура ИПП условно состоит из блоков: анализа ситуации, содержания работы, организации работы и анализа результативности работы.

Блок анализ ситуации. 

Данный блок включает:

  • сведения о ребенке (анкетные данные, посещаемые учреждения и т.п.);
  • сведения о биологических родителях, родственниках (анкетные данные, социальная характеристика и т.п.);
  • описание ситуации на данный момент: рекомендации специалистов, результаты обследования (социального, психолого-педагогического, медицинского);

Содержание работы включает в себя:

  • цели и задачи;
  • конкретные мероприятия, сроки реализации, ответственные;
  • участие родственников, других заинтересованных лиц;

Цели  могут быть долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочная цель – подготовка ребенка к самостоятельной жизни. Эта цель является общей для всех: и для специалистов и для ребенка. Краткосрочные цели – этапы достижения долгосрочной цели. Задачи должны быть понятны всем участникам сопровождения, поэтому необходимо обсуждать и формулировать их совместно с ребенком. Необходимо ставить задачи таким образом, чтобы они характеризовали достижения ребенка, его продвижение, а не действия специалистов. Поэтому задачи формулируются в виде конкретных навыков, умений или действий ребенка[1].

Требования к задачам должны быть:

  • едиными для специалиста и ребенка и соотноситься с приоритетными на данный момент потребностями ребенка;
  • соотносимыми с конечным результатом;
  • достижимыми и реалистичными:
  • ориентированными на определенный промежуток времени, в течение которого планируется их выполнить;
  • специфичными, т.е. направленными на решение конкретной проблемы;
  • измеримыми, т.е. должны быть критерии оценки выполнения задачи;
  • исключающими двойную ответственность за результат совместной работы.

Содержание мероприятий определяется исходя из поставленных задач с указанием сроков и ответственного за их выполнение. При этом важно помнить, что ребенок может освоить новые навыки только с помощью активного действия, поэтому необходимо создание  условий для его активной деятельности[2].

Блок – мониторинг. Данный блок включает:

  • промежуточные результаты работы и их оценка;
  • задачи на следующий этап подготовки;

Мониторинг плана сопровождения предусматривает как отражение динамики процесса, так и  оценку его эффективности. Мониторинг включает: оценку исходной ситуации, промежуточные и итоговые результаты деятельности. Данные мониторинга обязательно фиксируются в ИПП.

На основании их анализа, в конце 8(10) класса производится корректировка ИПП с учетом изменяющихся потребностей ребенка и ситуации. Планируется новый этап сопровождения  с ясными, реальными, конкретными задачами и планом мероприятий на 9(11) класс.

При мониторинге:

- оценивается выполнение поставленных задач (овладение навыками и умениями), удовлетворение потребностей и реализация ожиданий;

- оценка производится специалистами и самим воспитанником, при этом приоритетным мнением является мнение ребенка;

- оценивается насколько ребенок реализует навыки и умения в повседневной жизни;

- производится анализ факторов, влияющих на процесс сопровождения (эффективность сотрудничества, пригодность методов, организационный уровень и т.д.);

- формулируются выводы для дальнейшей деятельности.

  1. Постинтернатное сопровождение.

Цель: реализация практических мер по постинтернатному сопровождению адаптации в зависимости от типа выпускника.

По итогам реализации всех направлений первого этапа, подводятся итоги социальной подготовки выпускника. Второй этап реализации программы предполагает использование дифференцированного подхода с определением сложности проблем жизнеустройства выпускника и постановки его на учет в одном из трех типов сопровождения:

Характеристика типов сопровождения постинтернатной адаптации

Тип сопровождения

Содержание

1.

Поддержка.

Предусмотрено для воспитанников с самым благоприятным прогнозом социально-профессиональной адаптации.

2.

Сопровождение.

Составляется для воспитанников с недостаточно благоприятным прогнозом социальной адаптации.

3.

Помощь.

Составляется для воспитанников с неблагоприятным прогнозом социальной адаптации.

Составляется индивидуальный маршрут постинтернатной адаптации выпускника (приложение 2). Перечень мероприятий и срок их реализации зависит от типа постинтернатного сопровождения.


Алгоритм осуществления постинтернатного сопровождения

Тип сопровожде

ния

Срок

Содержание

Исполнители

Поддержка.

Июнь-июль

1. Помощь в трудоустройстве или устройстве на обучение в ОУ ПО.

Социальный педагог

Май-июнь

2. Помощь в прохождении медкомиссии.

Врач, воспитатель

Сентябрь-октябрь

3. Выплата выходного пособия.

Администрация

По мере получения жилья.

4. Помощь в обустройстве собственного жилья и быта выпускника.

Воспитатель-наставник, администрация, воспитанники.

С 8 класса и до достижения выпускником 23 лет

5. Установление контакта с социально-поддрживающей сетью выпускника.

Воспитатель-наставник

первые два месяца – 1 раз в неделю, далее в течение года 1 раз в месяц

5. Взаимодействие детского дома и ОУ ПО на уровне устных обращений и звонков.

Воспитатель-наставник

первые полгода – 1 раз в месяц, далее 1 раз в полгода[3]

6. Контроль успешности процесса адаптации.

Воспитатель-наставник, соц. педагог.

1 раз в год до достижения возраста 23 лет

7. Мониторинг успешности адаптации.

Воспитатель-наставник, соц. педагог.

до 23 лет

8. Дальнейшая поддержка в трудных жизненных ситуациях.

Воспитатель-наставник, соц. педагог, педагог-психолог, администрация

Сопровож

дение.

Июнь-июль

1. Помощь в трудоустройстве или устройстве на обучение в ОУ ПО.

Социальный педагог

Май-июнь

2. Помощь в прохождении медкомиссии.

Врач, воспитатель

Сентябрь-октябрь

3. Выплата выходного пособия.

Администрация

По мере получения жилья.

4. Помощь в обустройстве собственного жилья и быта выпускника.

Воспитатель-наставник, администрация, воспитанники.

С момента поступления выпускника в ОУ ПО

5. Составление плана взаимодействия детского дома и ОУ ПО. К плану прилагается Маршрут постинтернатной адаптации, кроме раздела «Мониторинг».

Социальный педагог, воспитатель-наставник, администрация ОУ ПО

С 8 класса и до достижения выпускником 23 лет

6. Установление контакта с социально-поддрживающей сетью выпускника.

Воспитатель-наставник

По мере необходимости

7. Оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки.

Воспитатель-наставник, соц. педагог, педагог-психолог

Первые полгода – 1 раз в неделю, далее 1 раз в месяц, на следующий год адаптации - 1 раз в полгода

8. Контроль успешности процесса адаптации.

Воспитатель-наставник, соц. педагог.

1 раз в год до достижения возраста 23 лет

9. Мониторинг успешности адаптации.

Воспитатель-наставник, соц. педагог.

Первые полгода – 1 раз в неделю, далее 1 раз в месяц, на следующий год адаптации - 1 раз в полгода

10. Контакт с куратором ОУ ПО или администрацией места работы выпускника.

Воспитатель-наставник

До 23 лет.

11. Дальнейшая поддержка в трудных жизненных ситуациях.

Воспитатель-наставник, соц. педагог, педагог-психолог, администрация

3. Помощь.

Июнь-июль

1. Помощь в трудоустройстве или устройстве на обучение в ОУ ПО.

Социальный педагог

Май-июнь

2. Помощь в прохождении медкомиссии.

Врач, воспитатель

Сентябрь-октябрь

3. Выплата выходного пособия.

Администрация

По мере получения жилья.

4. Помощь в обустройстве собственного жилья и быта выпускника.

Воспитатель-наставник,

администрация, воспитанники.

С момента поступления выпускника в ОУ ПО

5. Составление плана взаимодействия детского дома и ОУ ПО. К плану прилагается Маршрут постинтернатной адаптации, кроме раздела «Мониторинг».

Социальный педагог

С 8 класса и до достижения выпускником 23 лет

6. Установление контакта с социально-поддрживающей сетью выпускника.

Воспитатель-наставник

По мере необходимости

7. Оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки.

Воспитатель-наставник, соц. педагог, педагог-психолог

Первые полгода – ежедневно, далее 1 раз в неделю, на следующий год  1 раз в месяц

8. Контроль успешности процесса адаптации.

Воспитатель-наставник, соц. педагог.

1 раз в год до достижения возраста 23 лет

9. Мониторинг успешности адаптации.

Воспитатель-наставник, соц. педагог.

Первые полгода – ежедневно, далее 1 раз в неделю, на следующий год адаптации - 1 раз в месяц

10. Контакт с куратором ОУ ПО или администрацией места работы выпускника.

Воспитатель-наставник.

До 23 лет.

11. Дальнейшая поддержка в трудных жизненных ситуациях.

Воспитатель-наставник, соц. педагог, педагог-психолог, администрация


Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе. В результате реализации программы выпускник должен:

- владеть навыками общения со старшими, сверстниками и младшими.

- уметь осуществлять совместную деятельность в коллективе, в том числе трудовом.

- соблюдать культуру поведения в общественных местах, уметь правильно вести себя в различных ситуациях.

- иметь психо-эмоциональную устойчивость, адекватность восприятия непредвиденных ситуации, способность к саморегуляции.

- знать свое тело, уметь ухаживать за ним, иметь навыки самообслуживания.

- владеть навыками оказания первой медицинской помощи.

- уметь вести домашнее хозяйство.

- следить за своей внешностью, соблюдает аккуратность, опрятность. Уметь создать свой стиль в одежде.

- иметь знания по уходу за детьми, уметь строить и планировать семейную жизнь.

- сформировать профессиональные интересы. Ориентироваться на определенный вид профессии, иметь цель в жизни.

- являться законопослушным гражданином РФ, иметь знания о своих правах и обязанностях.

2. Профессиональная самореализация выпускников детского дома.

3. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.

4. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДЕТСКИЙ ДОМ (СМЕШАННЫЙ) №30»

ПРОГРАММА

индивидуальной постинтернатной подготовки воспитанника

Иванова  Ивана  Ивановича,

г. Георгиевск

2010 год

Личностные данные[4]

1. ФИО____________________________________________________________

2. Дата рождения:___________________________________________________

3. Время прибытия в детский дом:_____________________________________

4. Время выбытия: __________________________________________________

5. Социальный статус (подчеркнуть):

круглая сирота      оставшийся без попечения

6.Социальная защита (подчеркнуть):    

Инвалидность (I, II, III группа)    получатель пенсии

7. Обеспечение жильем (подчеркнуть):    

закреплено                 состоит на очереди        собственное

8. Уровень физического и соматического развития (подчеркнуть):

8.1. Зрение:        

Норма                 Отклонение от нормы

8.2. Слух:            

Норма                 Отклонение от нормы

8.3. Хронические заболевания:

Есть                         Нет

8.4. Группа здоровья:    

1      2                3       4         5

8.5. Физкультурная группа:

Основная         подготовительная         специальная

Социальный педагог: _____________ Е.А. Григорян

Воспитатель: ________ ________________

Воспитанник: ____________  ___________________

Карта

психолого-педагогической подготовки воспитанника[5] 

Характеристика особенностей

20____ год (8,10 кл)

20___ год (9,11 кл)

Воспитанник

Педагог-психолог

Воспитанник

Педагог-психолог

1. Эмоциональная сфера

Адекватная

Возбудимый

Склонный к аффектам

Заторможен

2. Волевые качества

Сформированы

Не сформированы

3. Самооценка

Адекватная

Завышена

Занижена

4. Общение

Гиперобщителен

Насторожен

Негативен

Замкнут

Доброжелателен

5. Социально – поведенческие особенности

Застенчив

Замкнут

Лжив

Грубый

Хвастливый

6. Положение в группе

Лидер

Ведомый

Изолированный

Итого:

Средний балл:

Общий средний балл по итогам двух средних баллов:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

_____________________________________________________________________________

(краткая характеристика проблем сформированности качеств, полученная  по результатам проведенного исследования)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опираясь на вышеизложенные данные, для работы с воспитанником в 20___-20___ учебном году составлена следующая программа:

ЦЕЛЬ: формировать навыки правильного общения и волевые качества.

План проведения работы в 20____- 20____ уч. году (8,10 класс):

Содержание проводимой работы

Какие проблемы решались

Срок

Ответственный

1

2

Педагог-психолог: ________ М.Р. Ломакина

Воспитанник: ____________ __________________

Динамика подготовки:

_____________________________________________________________________________

(Положительная, удовлетворительная, неудовлетворительная)

За прошедший период с _______ по ________ произошли следующие изменения:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендовано в следующем году:_______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог: ________ М.Р. Ломакина

Воспитанник: ____________ __________________

Опираясь на вышеизложенные рекомендации, для работы с воспитанником в 20___- 20___ учебном году составлена следующая программа:

ЦЕЛЬ: продолжить формировать навыки правильного общения и волевые качества.

План проведения работы в 20____- 20____ уч. году (9,11кл):

Содержание проводимой работы

Какие проблемы решались

Срок

Ответственный

1

2

Динамика подготовки:

_____________________________________________________________________________

(Положительная, удовлетворительная, неудовлетворительная)

За прошедший период с _______ по ________ произошли следующие изменения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендовано в дальнейшей адаптации:_________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог: ________ М.Р. Ломакина

Воспитанник: ____________ __________________

Таблица

оценки сформированности житейских умений и навыков воспитанника[6]

Житейские умения и навыки

20____ год (8,10 кл)

20___ год (9,11 кл)

1. Культура самообслуживания и организация быта:

Воспитанник

Воспита

тель

Воспитанник

Воспита

тель

- одевается чисто, аккуратно

- следит за своей одеждой, обувью

- умеет постирать свои вещи

- может выполнить мелкий ремонт и утюжку вещей

- следит за прической, ногтями, чистотой тела

- умеет поддерживать жилище в чистоте, может создать уют

- умеет готовить, сервировать стол

Итого:

2. Культура учебного труда:

умение организовать работу (планировать)

- умение пользоваться дополнительной литературой

- настойчивость, усидчивость

- трудолюбие

- организация помощи в самоподготовке другим детям

умение довести дело до конца

аккуратность.

Итого:

3. Культура общения:

- вежлив со сверстниками

- не употребляет кличек

- не сквернословит

- может наладить контакт, вести беседу

- уважителен со старшими

- отношение к малышам (может наладить игру, опекает, следит за их внешним видом).

- умеет просить помощь и оказывать ее

Итого:

4. Культура поведения

- за столом

- в общественных местах

- в транспорте

- в гостях

Итого:

5. Бережное отношение

- к учебным принадлежностям

- к вещам

- к продуктам

- к мебели

- умеет распределять и расходовать денежные средства

Итого:

Средний балл:

Общий средний балл по итогам двух средних баллов:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

_____________________________________________________________________________

(краткая характеристика проблем сформированности качеств, полученная  по результатам проведенного исследования)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Опираясь на вышеизложенные данные, для работы с воспитанником в 20___-20___ учебном году составлена следующая программа:

ЦЕЛЬ: формировать навыки учебного труда и культуры поведения.

План проведения работы в 20____- 20____ уч. году (8,10 класс):

Содержание проводимой работы

Какие проблемы решались

Срок

Ответственный

1

2

Воспитатель - наставник: ________ __________________

    Воспитанник: __________  ______________

Динамика подготовки:

_____________________________________________________________________________

(Положительная, удовлетворительная, неудовлетворительная)

За прошедший период с _______ по ________ произошли следующие изменения:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендовано в следующем году:_______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитатель - наставник: ________ __________________

    Воспитанник: __________  ______________

Опираясь на вышеизложенные рекомендации, для работы с воспитанником в 20___- 20___ учебном году составлена следующая программа:

ЦЕЛЬ: продолжить формировать навыки бережного отношения к вещам.

План проведения работы в 20____- 20____ уч. году (9,11 кл):

Содержание проводимой работы

Какие проблемы решались

Срок

Ответственный

1

2

Динамика подготовки:

_____________________________________________________________________________

(Положительная, удовлетворительная, неудовлетворительная)

За прошедший период с _______ по ________ произошли следующие изменения:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендовано в дальнейшей адаптации:_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитатель-наставник: ________ __________________

    Воспитанник: __________  ______________

Карта

 создания или реконструкции социально-поддерживающей сети воспитанника[7]

1. ФИО____________________________________________________________

2. Дата рождения:___________________________________________________

3. Место обучения: _________________________________________________

4. Описание субъектов социально-поддерживающей сети:

Субъекты

(указать ФИО)

Адрес местожительства

Характер взаимоотношений[8]

1.

Родители:

1.1.

Мать:

1.2.

Отец:

1.3.

Старший брат:

1.4.

Старшая сестра:

2.

Родственники:

2.1.

Бабушка:

2.2.

Дедушка:

2.3.

Тетя:

2.4.

Дядя:

2.5.

Иные родственники:

3.

Иные граждане причастные к судьбе ребенка:

3.1.

3.2.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

_____________________________________________________________________________

(краткий вывод о возможности использования ресурса социально-поддерживающей сети воспитанника)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Опираясь на вышеизложенные данные, для работы в 20___-20___ учебном году составлена следующая программа:

ЦЕЛЬ: создание или реконструкция социальной сети для успешной социализации воспитанника, через формирование тесных взаимоотношений между выпускником и его родным дядей.

План проведения работы в 20____- 20____ уч. году (9,11 класс):

Содержание проводимой работы

Какие проблемы решались

Срок

Ответственный

1

2

Воспитатель: ________ __________________

Социальный педагог: ___________ Григорян Е.А.

Воспитанник __________  __________________

Динамика подготовки:

_____________________________________________________________________________

(Положительная, удовлетворительная, неудовлетворительная)

За прошедший период с _______ по ________ произошли следующие изменения:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендовано в дальнейшей адаптации:_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитатель: ________ __________________

Социальный педагог: ___________ Григорян Е.А.

Воспитанник __________  __________________

Карта

изучения уровня профессионального самоопределения воспитанника

ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ[9] 
      (подготовлен профессором В. Б. Успенским)
Прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет»[10].

Вопрос

Да

Нет

1

Вы уже твердо выбрали будущую профессию.

2

Основной мотив выбора - материальные интересы.

3

В избранной профессии вас привлекает прежде всего сам процесс труда.

4

Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться ваши друзья.

5

Вы выбираете место учебы потому, что оно недалеко от дома.

6

Если вам не удастся получить избираемую профессию, то у вас есть запасные варианты.

7

Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.

8

Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

9

Не важно, кем работать, важно, как работать.

10

Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.

11

Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, вам не достает.

12

Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.

13

Согласны ли вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии.

14

Учителя и воспитатели одобряют ваш выбор будущей профессии.

15

Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.

16

Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.

17

Вы консультировались о выборе профессии у врача.

18

Главное в выборе профессии - возможность поступить в профессиональное учебное заведение.

19

Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.

20

Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.

21

Вы уверены, что родственники помогут вам устроиться на работу.

22

Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой профессии.

23

Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то вы будете пытаться еще раз.

24

Для правильного выбора профессии достаточно вашего «хочу».

Итого:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

__________________________________________________________________

(краткий вывод об уровне готовности  воспитанника к выбору профессии)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Воспитанник: __________ _____________________

Социальный педагог: ____________ Е.А. Григорян

Педагог-психолог: _____________ М.Р. Ломакина

Воспитатель: ___________ ______________

Итоги результата

дифференциально-диагностического опросника Е. Климова[11]

Профессиональная сфера

Предметы труда

Примеры профессий

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

__________________________________________________________________

(краткий вывод о результатах проведенного собеседования с воспитанником)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

На основании результата анкетирования, а также по итогам индивидуальной беседы с воспитанником можно сказать о том, что:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

(соответствует ли результат опросника личным предпочтениям воспитанника? Если соответствует, то какое учреждение ПО и какая специальность были воспитанником выбраны для дальнейшего поступления)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитанник: __________ _____________________

Социальный педагог: ____________ Е.А. Григорян

Педагог-психолог: _____________ М.Р. Ломакина

Воспитатель: ___________ ______________

Приложение 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДЕТСКИЙ ДОМ (СМЕШАННЫЙ) №30»

МАРШРУТ

индивидуального постинтернатного сопровождения выпускника

Иванова  Ивана  Ивановича,

Воспитатель-наставник: ___________________________________

г. Георгиевск

2012 год

1. Общие сведения о выпускнике

«____» __________ 20____ год

Вопросы

Содержание

1.

ФИО выпускника

2.

Дата, месяц, год рождения

3.

Время прибытия в детский дом

Время выбытия из детского дома

4.

Социальный статус (подчеркнуть):

сирота

оставшийся без попечения

5

Уровень физического и соматического развития (подчеркнуть):

Зрение:

Слух:

Хронические заболевания:

Группа здоровья:  

Физкультурная группа:

Норма         отклонение от нормы

Норма         отклонение от нормы

Есть                нет

1      2            3       4         5

Основная         подготовительная         специальная

6

Образование (подчеркнуть):

окончил 9 классов  окончил 11 классов

7

Жилищные условия (подчеркнуть):

жилья не имеет, но поставлен на очередь;

собственное жилье с удобствами;

собственное жилье без удобств;

комната в общежитии;

другое:_________________________________________

8

Место предполагаемого проживания на момент выпуска из детского дома (подчеркнуть):

собственное жилье с удобствами

собственное жилье без удобств

комната в общежитии

съемное жилье

другое:_________________________________________

9

Чем предполагает заниматься после выпуска из детского дома (подчеркнуть):

учеба

работа

учеба и работа одновременно

незанятость

учет в центре занятости населения

10

Название учебного заведения, профессия, которую предполагает осваивать

11

Место предполагаемой работы и должность после выпуска из детского дома:

12

Возможные средства содержания (подчеркнуть):

заработная плата по месту работы

случайный заработок

помощь родственников

стипендия

пенсия

пособие по безработице

перепродажа жилья, имущества

другое:_________________________________________

13

В чем нуждается в момент выхода из детского дома (подчеркнуть):  

одежда

медицинское обслуживание

жилье

паспорт (гражданство)

мебель

средства на ремонт жилья

другое:_________________________________________

14

Как предполагает проводить свободное время (подчеркнуть):

гулять по улицам

заниматься спортом

спать

ходить в компьютерный клуб

проводить время в компании друзей

другое:_________________________________________

15

С кем предполагает общаться (подчеркнуть):

с родственниками

с членами замещающей семьи

с друзьями

ни с кем

другое:_________________________________________

16

Наличие вредных привычек (подчеркнуть):

Курение

Алкоголь

Токсикомания

Наркотики (какие):______________________________

17

Отношение к правонарушениям (подчеркнуть):

отбывал наказание в местах лишения свободы

был условно осужден

выплата административного штрафа

другое_________________________________________

18

Социально-поддерживающая сеть (подчеркнуть):

родственники

супруг (супруга)

друзья

коллеги

специалисты детского дома

другие_________________________________________

19

Координаты для связи с выпускником:

(адрес местожительства, телефон)

______________________________________________

______________________________________________

Социальный педагог: _____________ Е.А. Григорян

Воспитатель-наставник: ________ ________________________

Выпускник: ____________  ___________________

2. Характеристика слабых и сильных качеств выпускника[12]

Сильные стороны

Слабые стороны

Реально оценивая имеющиеся трудности и возможности для моей дальнейшей адаптации и в целях моего благополучного приспособления к самостоятельной жизни я __________________________________________________________________________________

(ФИ выпускника)

добровольно даю (нужное подчеркнуть):

свое согласие                  несогласие

на помощь и сопровождение меня в самостоятельной жизни со стороны специалистов детского дома, а именно:

Воспитателя-наставника в лице[13] _____________________________________________________.

(ФИО педагога)

Социального педагога: ______________________________________________________________

Педагога-психолога: ________________________________________________________________

Кроме того, соглашаясь на мое постинтернатное сопровождение добровольно принимаю следующие условия:

1. Выпускник, решивший принять участие в деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов, обязан:

- в процессе вхождения в самостоятельную жизнь придерживаться рекомендаций специалистов;

- заполнять необходимую для сопровождения информацию.

2. Выпускник, решивший принять участие в деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов, имеет право:

- самостоятельно выбирать тип своего постинтернатного сопровождения;

- участвовать в разработке плана своего сопровождения;

- участвовать в групповой и индивидуальной работе, предлагаемой специалистами;

- обращаться к специалистам детского дома по личным вопросам.

Социальный педагог: _____________ Е.А. Григорян

Воспитатель-наставник: ________ ________________________

Выпускник: ____________  ___________________

  1. SWOT- анализ процесса адаптации[14]

Потребности выпускника

Ожидания выпускника

Возможные проблемы

1.

2.

3.

4.

5.

Пути предотвращения или решения проблем или «рисков»

1.

2.

3.

4.

5.

Социальный педагог: _____________ Е.А. Григорян

Воспитатель-наставник: ________ ________________________

Выпускник: ____________  ___________________

Таким образом, благодаря полученным данным, представляется  целесообразным установить над выпускником следующий тип постинтернатного сопровождения (подчеркнуть):

ПОДДЕРЖКА                СОПРОВОЖДЕНИЕ                ПОМОЩЬ

В соответствии с выбранным типом сопровождения составлена следующая программа:

Цель: помощь выпускнику в адаптации к самостоятельной жизни.

Задачи[15]:

  1. Овладение специальностью;
  2. Умение оформлять документы;
  3. Социально-психолого-педагогическая помощь по жизненным вопросам.

План мероприятий[16]:

Срок

Содержание

Исполнители

Социальный педагог: _____________ Е.А. Григорян

Воспитатель-наставник: ________ ________________________

Выпускник: ____________  ___________________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ СПО «Георгиевский колледж»

_________ _______________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГКОУ «Детский дом (смешанный) № 30»

___________Ю.Г. Коровкин

«_____» ________20___г

«_____» ________20___г

МП

МП

ПЛАН[17]

взаимодействия детского дома и учреждения профессионального образования по программе постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускника детского дома

Мероприятие

Срок

Ответственный

1.

Подготовка выпускника и необходимых документов для поступления

2011-2012гг

Детский дом

2.

Зачисление выпускника детского дома в состав студентов ОУ ПО

Август-сентябрь

Администрация ОУ ПО

3.

Предоставление общежития

Август-сентябрь

Администрация ОУ ПО

4.

Организация быта в общежитии

Август-октябрь

Выпускник, воспитатель-наставник д/д, куратор ОУ ПО

5.

Организация пребывания выпускника в детском доме в каникулярное время и выходные дни

Каникулярное время и выходные дни

Детский дом

6.

Выплата выпускнику выходного пособия

Сентябрь-октябрь

Детский дом

7.

Выдача выпускнику учебных пособий, письменных принадлежностей, одежды, обуви или выплата соответствующей денежной компенсации на их приобретение

Октябрь-ноябрь

Администрация ОУ ПО

8.

Социально-психолого-педагогическое консультирование выпускника по трудным жизненным вопросам

По мере необходимости

Педагог-психологи, социальные педагоги д/д и ОУ ПО, воспитатель-наставник д/д, куратор ОУ ПО

9.

Установление контакта с социально-поддерживающей сетью выпускника.

В течение срока обучения

куратор ОУ ПО

10

Контакт между куратором ОУ ПО и воспитателем-наставником выпускника по вопросам успешности обучения, адаптации к условиям самостоятельной жизни

В зависимости от типа сопровождения

воспитатель-наставник д/д, куратор ОУ ПО

11

Создание условий необходимых для успешной социализации выпускника в условиях ОУ ПО (получение образования, организация досуга, общественная деятельность, содействие адаптации выпускника к условиям жизни и обучения в ОУ ПО).

В течение срока обучения

Администрация ОУ ПО

12

Продолжить развитие у выпускника жизненно важных навыков и умений.

В течение срока обучения

Педагогический коллектив и куратор ОУ ПО,

13

Обеспечение прав и законных гарантий выпускника

В течение срока обучения

Детский дом, ОУ ПО

14

Обеспечение реализации установленных закон мер социальной поддержки выпускника

В течение срока обучения

Администрация ОУ ПО

15

Мониторинг успешности адаптации (по утвержденной форме).

В зависимости от типа сопровождения

Выпускник,

воспитатель-наставник д/д, куратор ОУ ПО

16

Обмен между специалистами детского дома и ОУ ПО необходимой документацией, связанной с мониторингом успешности процесса адаптации, личностью выпускника.

По мере необходимости

Администрация д/д, Администрация ОУ ПО

Воспитатель-наставник, куратор, воспитанники д/д

17

Обустройство собственного жилья и быта выпускника.

По мере получения жилья и запросу выпускника

Выпускник,  Администрация д/д, Администрация ОУ ПО

Воспитатель-наставник, куратор, воспитанники д/д

Воспитатель-наставник

Выпускник

Куратор ОУ ПО

_______  ________________

_______  ________________

_______  ________________


6. Мониторинг успешности адаптации[18]

за период с _____________ 20____ г  по ____________ 20___ г

Критерии

Показатели

Результаты[19]

Личностные

Чувствует себя таким как все

Уверен в себе и своих силах

Чувствует отличия

Постоянно ищет помощи

Комплекс жертвы

Ходит по инстанциям

Комплекс неполноценности

Социальный патронат

Состояние здоровья

Вполне здоров

Ситуация в норме. К врачам не обращается

Иногда болеет (простуда, грипп)

Не соблюдает правила безопасности. К врачам не обращается, а лечится сам

Болеет часто (более 5 раз в год)

Имеет хронические заболевания и не желает обратиться к врачу

Не знает как и куда обратиться за мед. помощью

Нет мед. полиса

Не соблюдает медицинские рекомендации;

Нет необходимых средств для лечения

Занимается спортом и не имеет вредных привычек

Ситуация в норме

Спортом занимается редко, но имеет вредные привычки

Ситуация со здоровьем стабильна, Иногда болеет

Спортом не занимается вообще

Ситуация со здоровьем стабильна, Болеет часто, Не знает где можно заняться спортом

Активность

Активен в обществе

Входит в общественные организации; Принимает участие в выборах; Помогает другим сиротам; Помогает другим.

Пассивен

Ведет замкнутый образ жизни, отказывается от участия в жизни общества, в социуме изгой

Активен асоциально

Неформальные группы; хулиганство; драки

Повышение образования и карьера

Получает профессию

Постоянная работа

Стремится к карьерному росту

Тратит деньги на образование

Повышает квалификацию

Постоянно учится

Смысл жизни и ценности

Имеет мечту, может ее сформулировать и понимает, что надо делать

Стремится реализоваться

Только мечтает

Ничего не делает

Есть цель жизни

Стремиться достигать

Есть положительные ценности

Стремиться создать все, что может

Отсутствует мечта и долгосрочные жизненные планы

Не знает к чему стремиться, ищет занятия; постоянный поиск друзей; ищет помощи в обществе; ищет помощь у родственников; ищет помощь в организациях

Обществен

но-полезная занятость

Учится или продолжает обучение в ОУ ПО

Учится прилежно, имея цель получить знания, имеет проблемы с посещением занятий, имеет отрицательные результаты обучения, Учится ради получения мат. содержания или бесплатного жилья

Проходит службу в ВС

Ситуация в норме.

Устроился на работу официально

Работает и не имеет взысканий по месту работы

Устроился на работу неофициально

Не стабильный источник к существованию, не хочет утраиваться официально по причине отсутствия возможности (проблемы с документами, мало платят, нет работы и т.д.)

Стоит на бирже труда

Получает пособие и сам активно ищет работу

Временно не работает по уважит. причине

активно ищет работу, решает возникшие трудности

Не хочет работать

Не имеет средств к существованию и не желает работать

Проживание

Живет сам в собственном жилье

Жилье в норме

Собственное жилье требует ремонт

Собирается и занимается ремонтом; Нуждается в помощи, Не хочет делать

Живет на закрепленной площади

Жилье не в норме

Живет у друзей имея собственное жилье

Жилье сдает, Жилье простаивает

Живет, где придется

Не платит

Живет в общежитии

Жилье в норме (временно)

Устройство быта

Быт места проживания в норме

Ситуация в норме

Быт места проживания требует обустройства(приобретение мебели, техники и т.д.)

Собирается и занимается обустройством,

Требуется помощь

Отсутствуют и не созданы нормальные условия быта

Не желает заниматься обустройством

Одевается чисто, аккуратно

Ситуация в норме

Одевается без «вкуса», неаккуратно

Не умеет, не хочет, нет материальной возможности

Следит за своей одеждой, обувью

Ситуация в норме

Не следит за своей одеждой, обувью

Не умеет, не хочет

Следит за прической, ногтями, чистотой тела

Ситуация в норме

Не следит за прической, ногтями, чистотой тела

Не умеет, не хочет

Умеет поддерживать жилище в чистоте, может создать

уют

Ситуация в норме

Не поддерживает жилище в чистоте, может создать уют

Не умеет, не хочет

Свободное время

Культурно проводит

Развивает себя

Проводит с друзьями

Неформальная группа

Проводит с родственниками

Сохранение и поддержание родственных связей

Проводит досуг у себя или друга

Нормальная адаптация в жизни

Гуляет сам по себе

Возможны случайные знакомые

У телевизора, компьютера, занимается в соответствии со своими интересами

Отсутствие желания общаться, Нет друзей, Проблемы в обществе

Досуг не организован

Не умеет распределять время, Стремиться зарабатывать больше, Не знает как организовать досуг

Семейная жизнь

Состоит в офиц. браке

Семья нормальная

Гражданский брак

Семья нормальная; Возможны проблемы в семье

Есть дети

Нормальный образ жизни

Не женился (не замужем)

Нормальный образ жизни; Возможна частая смена партнеров; Имеет трудности в устройстве семейной жизни

Экономическое благополучие

Содержит себя сам

Умеет распределять доходы, Доходы сочетаются с расходами. Помогает деньгами другим.

Денег не хватает

Не умеет распределять доходы, Расходы не соответствуют доходам

Нуждается в деньгах, подрабатывает

Ищет возможности заработать в труде; попрошайничает;  ворует; берет в долг

Адаптация в обществе

Адаптиро

вался

Самостоятелен и рассчитывает только на себя

Не нуждается в поддержке (не обращается регулярно за помощью)

Испытывает трудности, но пытается справляться с ситуацией

Требуется моральная поддержка. Требуется помощь специалистов

Требуется материальная помощь

Не адаптиро

вался

Попал в тюрьму; бродяжничает;

Сомнительная компания

Злоупотребляет алкоголем.

Употребляет наркотики.

Отрицательный результат

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

________________________________________________________________________________________________________________

(краткий вывод о результатах социальной адаптации выпускника)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

На основании результата проведенного мониторинга, а также по итогам индивидуальной беседы с выпускником даны следующие рекомендации:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальный педагог: _____________ Е.А. Григорян

Воспитатель-наставник: ________ ________________________

Выпускник: ____________  ___________________



[1] Пример: овладение специальностью; умение оформлять документы на приватизацию жилья и получение пенсии; овладение навыками и умениями косметического ремонта жилья; достижение  психологической готовности к самостоятельной жизни; умение оформлять личные документы, различные заявления, вносить платежи; умение конструктивно взаимодействовать с окружающими. Оказание психологической помощи ребенку – это услуга, а не задача. Задача  -  овладение навыками  психоэмоционального расслабления.

[2] Пример. Задача - Умение  оформлять личные документы, различные заявления, вносить платежи.

Содержание мероприятий:

1) Обучение выпускника  производить расчет потребления электроэнергии  (снять показания со счетчика, заполнить квитанцию, сходить в сберкассу – заплатить) - ответственный социальный педагог

2) Самостоятельное осуществление платежей – ответственный выпускник.  

[3] Здесь и далее сроки указаны при условии положительного результата адаптации. При отрицательном результате они должны пересматриваться.

[4] Пункты 1- 7 заполняет социальный педагог.

Пункт 8 и подпункты к нему заполняет воспитатель исходя из данных индивидуального Портфолио.

[5] Качества оцениваются по пятибалльной системе

[6] Навыки и умения оцениваются по пятибалльной системе

[7] Составляется социальным педагогом  в начале 9, 11 класса. В реализации мероприятий принимает участие и воспитатель.

[8] Указать характер личностного взаимодействия с воспитанником.

[9] Проводится в начале 9,11 класса.

[10] Подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором - сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности к выбору профессии по следующей шкале:
      0-6 баллов - неготовность,
      7-12 баллов - низкая готовность,
      13-18 баллов - средняя готовность,
      19-24 балла - высокая готовность.

[11] Заполняется по итогам проведенного обследования.

[12] Использовать результаты, полученные в ходе подготовки воспитанника и рекомендации специалистов

[13] Выпускник вправе выбрать для себя любого воспитателя-наставника из числа воспитателей детского дома

[14] п.п. 1-2 заполняются со слов выпускника. п. 3 содержит информацию полученную в ходе анализа качеств личности выпускника.

[15] Определяют пути реализации потребностей и ожиданий выпускника, а также преодоления возможных рисков.

[16] Составляется в соответствии с алгоритмом постинтернатного сопровождения до достижения выпускником возраста 23 лет.

[17] Составляется в трех экземплярах: один – воспитателю-наставнику, второй – выпускнику, третий – куратору ОУ ПО

[18] Составляется один раз в год, вплоть до достижения выпускником возраста 23 лет.

[19] Даны примерные варианты результата адаптации. При мониторинге указать только подходящие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Ровесники.ру/Москва"

Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18-23 лет.Программа адаптирована, для в...

Проблема социальной адаптации детей-сирот в условиях детского дома.

в статье описываются причины низкой  социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и социально-педагогическая работа по данному направлению...

Работа по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома

Методический материал может быть полезен воспитателям интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....

Правовое сопровождение выпускников детских домов и интернатных учреждений:проблемы и пути их решения.

Современная правовая база по сопровождению выпускников детских домов и интернатных учреждений насчитывает более 30 актов федеральных законов,Указов Президента Российской Федерации,постановлений Правит...

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников Верхневилюйского центра содействия семейному воспитанию имени И.И.Седалищева

Пояснительная запискаВ число наиболее актуальных задач, стоящих как перед органами государственной власти и местного самоуправления, так и интернатными учреждениями, входит задача совершенствования си...

Постинтернатное сопровождение выпускников детского дома. Аттестационный материал.

В данной работе я делюсь практикой деятельности социального педагога в работе по постинтернатному сопровождению с теотретическим введением в проблему. Данная работа была разработана в качестве аттеста...