Постинтернатное сопровождение выпускников детского дома. Аттестационный материал.
материал

Атажукина Елена Богдановна

В данной работе я делюсь практикой деятельности социального педагога в работе по постинтернатному сопровождению с теотретическим введением в проблему. Данная работа была разработана в качестве аттестационной по итогам обучения по программе: "Актуальные проблемы психолого-педагогической и социальной поддержки развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся бех попечения родителей".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Постинтернатное сопровождение выпускников

детского дома

Е.Б. Атажукина

социальный педагог

ГКУ «Детский дом  

                                                                                      «Огонёк» г. Прокопьевска

        Проблема постинтернатного сопровождения выпускников детских домов давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процесс их социализации и постинтернатной адаптации проходит очень сложно. Какой бы замечательной не была воспитательная система, созданная в детском доме, она не способна в полной мере подготовить выпускников к самостоятельной жизни. Искусственно смоделированная среда не может заменить среду домашнюю, семейную. Именно поэтому большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в обществе.

        В широком аспекте постинтернатное сопровождение рассматривается  как система осуществляемых на основе межведомственного взаимодействия мероприятий по сопровождению выпускников для их успешной социальной адаптации и самореализации, а также минимизация потенциальной возможности их асоциального поведения и негативного воздействия на них вредных общественных структур. То есть в широком смысле, это совместная работа организаций, которые в своей деятельности так или иначе контактируют с детьми и могут им помочь – центры занятости, образовательные и медицинские учреждения, центры сопровождения, организации соц.защиты и т.д.

        Рассмотрение постинтернатного сопровождения в узком аспекте выделяет прежде всего деятельность постинтернатных педагогов и ряда специалистов, оказывающих различную помощь выпускникам – в области образования, трудоустройства, получения жилья, организации досуга и т.д., осуществляемая на основе договора о постинтернатном сопровождении. То есть здесь речь идет о конкретном человеке, который сотрудничает с ребенком – куратор или наставник [1, с. 687-689].

Выпускники детского дома не могут рассчитывать на помощь родителей, а между тем им приходится решать весьма широкий круг достаточно сложных проблем. Как уже говорилось, это проблемы защиты прав, в частности жилищных и трудовых; это психологические проблемы, решение которых предполагает умение разбираться в людях; способность не впадать в панику в трудных жизненных ситуациях; множество частных, но весьма существенных проблем функционального характера: оказание себе первой помощи, приготовление обеда, ремонт жилья, разрешение конфликтов с соседями, рациональное использование средств на покупки и др.

В этой связи в детском доме возникла необходимость создания эффективной системы сопровождения выпускников на этапе их социальной адаптации.

Безусловно, полностью уберечь выпускников от проблем не удается, но по возможности максимально помочь им в социальной  и трудовой адаптации, получении профессии и трудоустройстве, решении жилищных проблем, построении  семейных отношений, именно на это нацелена работа по постинтернатному сопровождению воспитанников детского дома.

        Цель – изучить наставничество как основное направление постинтернатной адаптации выпускников детского дома.

        Задачи:

  1. Осветить содержание деятельности детского дома в рамках работы по поститернатному сопровождению выпускников;
  2. Раскрыть основные программы детского дома по постинтернатной адаптации;
  3. Определить направления дальнейшей деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома.

Глава 1. Деятельность детского дома по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома

Основные направления деятельности, содержание работы по постинтернатной адаптации выпускников детского дома прописаны в Положении об организации деятельности по постинтернатной адаптации выпускников МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк», которое разработано в соответствии с законодательными актами и осуществляется в соответствии с ними. Согласно данному Положению выпускниками детского дома являются воспитанники от 16 до 18 лет, обучающиеся в профессиональных организациях, а также выпускники детского дома в возрасте от 18 до 23 лет. Постинтернатная адаптация включает в себя сопровождение выпускников детского дома, обратившихся за помощью. Сопровождение оказывается с проживанием и питанием в детском доме либо без проживания и питания в детском доме – по письменному заявлению выпускника по конкретным видам помощи. Срок проживания устанавливается индивидуально, в зависимости от жизненной ситуации и видов помощи, необходимых выпускнику, в соответствии с приказом руководителя детского дома. Постинтернатную адаптацию осуществляет административно – управленческий и педагогический персонал детского дома.

Целью постинтернатной адаптации является оказание помощи и содействия успешной социализации, адаптации и самореализации выпускников детского дома в обществе.

Задачи постинтернатной адаптации:

1. Обеспечение индивидуального и комплексного постинтернатного сопровождения выпускников в процессе их социализации в обществе;

2. Оказание выпускнику социальной, педагогической, психологической, юридической помощи в решении жизненных ситуаций, в том числе трудоустройстве и трудовой адаптации, в определении трудностей личностного характера, решении проблем жизнеустройства;

3.        Взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с образовательными учреждениями, учреждениями и предприятиями, в которых обучаются или трудятся выпускники, учреждениями здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, общественными объединениями для эффективной постинтернатной адаптации выпускников;

4. Ведение учета выпускников, обратившихся за помощью, анализ их обращений, проблем и потребностей;

5.        Осуществление мониторинга реализации постинтернатной адаптации выпускников, определение наиболее эффективных форм и методов.

Постинтернатная адаптация выпускников осуществляется на безвозмездной основе при условии личного обращения выпускника в детский дом с обязательной регистрацией в Журнале обращений выпускников. Учет обращений и ведение Журнала обращения выпускников осуществляют социальные педагоги детского дома.

При обращении в детский дом выпускника впервые, на основании его письменного заявления о заключении Договора об установлении постинтернатной адаптации выпускника с ним заключается Договор об установлении постинтернатной адаптации выпускника. На основании заявления и Договора об установлении постинтернатной адаптации выпускника руководитель детского дома приказом назначает наставника постинтернатной адаптации каждому выпускнику из числа административно – управленческого и педагогического персонала детского дома на основе индивидуального подхода с учетом взаимных пожеланий и психологической совместимости. Деятельность наставника постинтернатной адаптации регламентируется локальным актом детского дома. В случае отказа выпускника от заключения договора об установлении постинернатной адаптации выпускника по его личному письменному заявлению, договор об установлении постинтернатной адаптации с ним не заключается, приказом руководителя детского дома наставник постинтернатной адаптации не назначается, при этом выпускник имеет право обратиться в детский дом за помощью. Оказание необходимой помощи выпускнику осуществляется индивидуально, разово и по его запросу.

Также данное Положение определяет направления деятельности, принципы организации деятельности постинтернатной адаптации [3].

МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк» г. Прокопьевска являлся участником реализации Комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постинтернатного сопровождения Кемеровской области, который был утвержден Распоряжением Коллегии администрации Кемеровской области от 08.11.2018 года. Цель комплекса мер - формирование навыков самостоятельного проживания воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей, создание условий для их успешной социальной адаптации [8].

С 2011 года в детском доме реализуется Программа по социальной адаптации выпускников детского дома «Выпускник», целью которой является содействие успешной социальной адаптации выпускников детского дома. Она нацелена на оказание социальной, психологической и консультативной помощи выпускникам детского дома на начальном этапе их самостоятельной жизни, защиту прав и интересов выпускников, оказание    помощи в получении  образования,   специальности, последующем  трудоустройстве и жизнеустройстве, содействие повышению уровня социально-правовой грамотности выпускников. Данная программа имеет несколько направлений: психолого-педагогическая помощь, социально-правовая помощь, медицинская помощь. Она послужила основой для разработки и внедрения в повседневной педагогической деятельности различных программ, методических разработок и т.д.

В соответствии с реализацией Комплекса мер в детском доме были разработаны и внедрены программы подготовки детей целевых групп к самостоятельной жизни.

Одним из таких примеров является Программа подготовки несовершеннолетних матерей из числа воспитанниц и выпускниц                        МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк» и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее целью является организация воспитательного процесса детского дома, ориентированного на повышение результативности и качества подготовки воспитанников к самостоятельной жизни через формирование у них универсальных социально-профессиональных компетенций. Реализуется по следующих модулям: правовая грамотность, экономическая грамотность,  подготовка к выбору профессии, здоровый образ жизни, ведение домашнего хозяйства.  

Программа учебного самостоятельного проживания воспитанников «Навстречу взрослой жизни» нацелена на  подготовку воспитанников детского дома к самостоятельной жизни, формирование у них универсальных и социально-бытовых умений и навыков. Направлена на отработку и закрепление навыков самостоятельного проживания, самообслуживания при проживании в тренировочной квартире, формирование сознательного и ответственного отношения к принятию жизненно-важных решений, закрепление навыков целеполагания и планирования в различных сферах жизни, формирование позитивных моделей межличностного общения в условиях самостоятельного проживания.

В рамках вышеуказанного Комплекса мер и соответствии с Программой «Навстречу взрослой жизни» в детском доме была оборудована вторая тренировочная квартира. Первая тренировочная квартира функционирует в детском доме с 2015 года. Данные квартиры расположены по одной в каждом корпусе детского дома, проживают в них воспитанники, готовящиеся в скором времени покинуть детский дом (окончание учебного заведения, совершеннолетие). За ними закреплен педагог, обучающий воспитанников хозяйственным навыкам. Проживая в таких условиях, дети учатся быть более самостоятельными, планировать свое время, быт, определять затраты, возможные пути экономии и т.д. С момента открытия первой тренировочной квартиры в ней за весь период проживали более 20 человек, в настоящее время в них проживают 4 человека.

Программа «Семейное счастье» подготовки детей подросткового возраста воспитанников МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк» к проживанию в замещающей семье своей целью определяет создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации ребенка в замещающей семье, предотвращения отказа от приемных детей и жестокого обращения с ними в замещающих семьях. Реализация программы предполагает изучение следующих модулей: подготовка ребенка для устройства в замещающую семью, сопровождение замещающих семей.

Программа направлена на оказание помощи в создании благоприятных

условий для полноценного развития ребенка в замещающей семье путем создания действенной системы сопровождения приемной семьи.

Работа по успешному семейному устройству, недопущению случаев возврата детей из замещающих семей велась и продолжает вестись при организации на базе детского дома Школы приемных родителей, где потенциальных мам и пап обучают педагогическим приемам и тактикам поведения, раскрывают им воспитательные моменты, определяют степень их готовности стать родителями ребенка из детского дома.

Таким образом, в детском доме организована и ведется разноплановая работа по содействию в успешной социальной адаптации выпускников детского дома. В данной главе была освещена деятельность по поститернатному сопровождению выпускников, раскрыты основные программы детского дома по постинтернатной адаптации.

При всей системности и последовательности при построении работы по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни, в дальнейшем следует пересмотреть некоторые программы и адаптировать их к современным тенденциям, расширить направления деятельности, что, несомненно, приведет к положительным результатам деятельности.


Глава 2. Наставничество как основное направление постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников детского дома

Одной из актуальных проблем в сфере сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является успешная адаптация выпускников к новым условиям в социуме. У воспитанников возникают вопросы по выбору места учебы, проживанию в общежитии, получению денежных выплат, решению жилищных проблем. В этом им оказывает помощь социальная служба детского дома. Но, из-за увеличивающегося с каждым годом количества воспитанников, окончивших 9 классов, и выпускников до 23 лет, к ним на помощь приходят педагоги-наставники.

Наставник - специалист, осуществляющий индивидуальное сопровождение выпускника в период постинтернатной адаптации, а также в период подготовки к выпуску из интернатного учреждения. Наставник — это помощник, человек к которому можно обратиться за советом и поддержкой, не навязывающий определенного решения. Его позиция — безоценочное принятие, которое дает возможность выпускнику осознать, что его понимают и поддерживают, что он имеет право на ошибки и заблуждения, так же как и куратор. Позитивный настрой, укрепление у выпускника веры в собственные возможности, «разрешение» на пробы и ошибки — основа деятельности наставника.

Наставник оказывает воздействие на позицию выпускника в направлении активизации его самостоятельных действий. Даже из самого затруднительного положения, опираясь на поддержку наставника, выпускник может найти выход. Профессионально построенное общение наставника и выпускника — это залог успешной постинтернатной адаптации.

Цель деятельности наставника — содействие успешной социальной адаптации и интеграции выпускника.

Задачи наставника:

  1. Установить доверительные и равноправные отношения с подопечным;
  2. Представлять и защищать интересы выпускника;
  3. Оказывать постоянную поддержку;
  4. Создавать позитивный настрой в общении и деятельности и укреплять веру в собственные силы;
  5. Помогать разрешать конфликтные ситуации (если такие появляются).

В системе сопровождения выпускников детских домов одной из ключевых является особая позиция наставника.

Ее отличительные черты:

  1. Ориентация на создание с выпускником устойчивых, открытых, поддерживающих отношений, которые основываются на признании за выпускником приоритета в принятии решений, касающихся его жизни;
  2. Полная концентрация на конкретном выпускнике — все действия наставника учитывают социальную ситуацию и особенности этого выпускника;
  3. Вера в возможности и силы выпускника и создание условий для их раскрытия в процессе регулярного взаимодействия;
  4. Направленность на долгосрочный эффект, предполагающий реализацию активного обучения выпускника в реальном мире.

Наставник не создает специально учебных ситуаций, он действует в повседневной жизни, обучает в конкретных жизненных ситуациях и проводит регулярный мониторинг эффективности обучения.

Наличие наставника означает, что у выпускника в предвыпускной период и во время постинтернатной адаптации появляется заинтересованный взрослый, который сознательно берет на себя ответственность за оказание ему поддержки и помощи [1, с. 14-28].

Удовлетворение потребности выпускника во взаимопонимании и сопереживании взрослого — главная функция общения. Это общение побуждается личностными мотивами. Взрослый является для ребенка уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, а конкретной личностью с определенными качествами. Кроме того, взрослый — это компетентный судья, знающий, «что такое хорошо и что такое плохо», и образец для подражания.

Доверительные отношения между наставником и ребенком имеет важное значение для развития личности воспитанника.

Успех наставника во многом определяется его способностью создать в процессе общения обстановку доверия и безопасности, когда у выпускника есть возможность для самостоятельного выбора в построении собственного будущего. Наставник — не родитель и не учитель. Он не читает нравоучений, не запугивает выпускника, не заигрывает с ним.

Наставник не решает проблем за выпускника. В общении и совместных делах наставник нацеливает выпускника на то, что трудные ситуации нужно уметь преодолевать самому, что любые действия имеют последствия и человек сам несет ответственность за результат. Наставник дает возможность выпускнику принять собственное решение, демонстрируя весь «веер» возможностей и последствий его выбора.

Отношения наставника и выпускника построены на основе взаимного доверия и уважения и имеют целью обучить выпускника наиболее эффективному использованию доступных ему собственных и общественных ресурсов, сохранить достигнутые результаты и подвести выпускника к независимому проживанию [1, с. 14-28].

Официально в начале каждого учебного года приказом по детскому дому утверждается список педагогов-наставников за воспитанниками и выпускниками детского дома. Разрабатывается и утверждается план работы наставника, ведется соответствующая документация с отметкой самых важных моментов в жизни подопечного. Два раза в год (декабрь, май) сдается отчет по наставничеству. Каждый наставник заводит «Тетрадь наставничества».  На первой странице находится «Личная карточка», на которой размещена вся необходимая информация о воспитаннике, его родственниках, сведения о жилье и месте обучения, телефоны и контакты, значимых для него людей.   Также в Тетрадях имеется Информационный лист, для дополнения и изменения сведений из «Личной карточки» и Лист контроля, где указывается информация о проделанной работе по постинтернатному сопровождению выпускника. Тетради хранятся в кабинете социальных педагогов, где их можно взять и дополнить новой информацией.

Локальные акты детского дома, такие как Положение деятельности наставника постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк», функциональные обязанности наставника постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников                         МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк», регулируют деятельность наставника [3].

Деятельность наставника заключается в следующем:

  1. Регулярное взаимодействие с выпускником (не менее одного-двух раз в месяц);
  2. Оказание по мере необходимости социально-педагогической и психологической поддержки выпускнику;
  3. Предоставление информации по интересующим выпускника вопросам;
  4. Содействие выпускнику в повышении его самостоятельности, самооценки и уверенности в себе;
  5. Стимулирование активности самого выпускника;
  6. Содействие получению социального опыта;
  7. Помощь выпускнику в преодолении затруднений при решении жизненных проблем (в пределах своей компетенции);
  8. Осуществление мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности выпускника (в пределах своей компетенции);
  9. Ведение необходимой документации (плановой и отчетной);
  10. Координацию совместной деятельности специалистов детского дома (социальные педагоги, педагог-психолог, администрация);
  11. Взаимодействие с органами и учреждениями в целях социальной адаптации выпускника, привлечение их по мере необходимости к решению возникающих проблем;
  12. Содействие дальнейшему самоопределению выпускника, продолжению образования, трудоустройству, защите прав, соблюдению законных интересов выпускника и государственных гарантий.

Наставник может находиться в различных ролевых позициях:

  1. Помощником, вдохновителем, консультантом;
  2. Необходимым для выпускника источником знаний, умений, навыков и качеств;
  3. Представителем, защитником интересов, адвокатом, экспертом;
  4. Просто другом.

Условиями эффективной деятельности наставника являются ограниченное число сопровождаемых, включение наставника в социальную сеть выпускника, продолжительное взаимодействие (не менее года), взаимодействие, происходящее в реальной жизни.


Заключение

Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В детском доме у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам детских домов, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений.

Воспитанники  детского дома после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных.

Судьбы выпускников детских домов во многом зависят от той помощи и поддержки, которую они могут получить после ухода из учреждения. Нельзя рассчитывать на то, что к моменту выпуска из детского дома воспитанники будут в полной мере подготовлены к самостоятельному решению взрослых проблем. Такого уровня готовности к взрослой жизни не удается достичь и в условиях семейного воспитания, но эта неподготовленность обычно компенсируется помощью родителей, которые берут на себя решение возникающих у детей проблем.

В данной ситуации особенно актуальной является работа педагога-наставника, чтобы помочь выпускнику детского дома не потеряться в новой для него действительности, подсказать возможные варианты выхода из сложной ситуации, но при этом не брать на себя обязанности в решении его проблем.

Работа в данном направлении ведется в детском доме уже более пяти лет, и за это время показала свою эффективность при оценке успешной социальной адаптации выпускников детского дома, где в качестве критериев эффективности выступают такие показатели, как продолжение обучения по выбранной специальности, успеваемость по учебным дисциплинам, отсутствие фактов совершения преступлений и правонарушений, отсутствие случаев ранней беременности и повторного сиротства. В связи с этим, можно сказать, что в настоящее время наставничество является основным направлением постинтератного сопровождения выпускников детского дома.


Список литературы

  1. Адаптация к условиям самостоятельного проживания выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] : науч.-метод. сб. / под ред. Ю. Ю. Ивашкиной, О. В. Костейчука. – Санкт-Петербург : СПбГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2015. – Вып. 4. Социальное обслуживание семей и детей. – 288 с. – Режим доступа: http://www.homekid.ru/content/docs/izdaniya/serealnui_sbornik/vsevupyski/v4/vupysk4.pdf, свободный. – Загл. с экрана.
  2. Алибаева, Д.С., Маметьева, О.С. Постинтернатное сопровождение выпускников государственных учреждений в России // Международный студенческий научный вестник. [Электронный ресурс]. – 2018. – № 1. – Режим доступа
    URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18026 свободный.
  3. МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк» города Прокопьевска Кемеровской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dd6deti.ucoz.ru свободный.
  4. Килина, И. А. Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях [Текст] : методические рекомендации / И. А. Килина, Н. В. Осипова, Т. Н. Михайлова; под общ. ред. В. И. Сахаровой. – Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2014. – 150 с.
  5. КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Конституция Российской Федерации  (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - Режим доступа:  http://www.consultant.ru/ свободный.
  6. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: «Альта-Принт», 2015. – 1239с.
  7. Шипицына, Л.М. Психология детей-сирот : учеб. пособие / Л.М. Шипицына ; С.-Петерб. гос. ун-т. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2015. – 628 с.
  8. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документом [Электронный ресурс]. Распоряжение Коллегии администрации Кемеровской области от 08.11.2018 «Об утверждении комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций, детей из замещающих семей на территории Кемеровской области на 2018 - 2019 годы». - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/550237263 свободный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Учитывая важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускнико...

Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Ровесники.ру/Москва"

Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18-23 лет.Программа адаптирована, для в...

программа по постинтернатному сопровождению выпускников.

Программа по постинтернатному сопровождению выпускников была утверждена на педсовете  ГБОУ РМ " Ялгинский детский дом школа" 28.08.2015году до 2017 года....

Опыт работы воспитателя интерната Няч О.А. "Постинтернатное сопровождение выпускников школы - интерната"

В работе описываются проблемы социализации выпускников школы - интерната и пути их решения....

Работа по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома

Методический материал может быть полезен воспитателям интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....

Кураторство как основное направление постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников детского дома

В данной статье представлен опыт работы детского дома по постинтернатному сопровождению выпускников, способствующий их успешной социальной адаптации....

Правовое сопровождение выпускников детских домов и интернатных учреждений:проблемы и пути их решения.

Современная правовая база по сопровождению выпускников детских домов и интернатных учреждений насчитывает более 30 актов федеральных законов,Указов Президента Российской Федерации,постановлений Правит...