Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Ровесники.ру/Москва"
методическая разработка по теме

Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18-23 лет.

Программа адаптирована, для выпускников Санаторного детского дома №39. Рассматриваются основные направления по которым проводится работа по адаптации и социальной интеграции выпускников детского дома. Социально-педагогические условия для достижения цели постинтернатного сопровождения и задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_rovesniki.ru_.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Санаторный детский дом №39»

Отдел социальной защиты

«Организация постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет»

Программа: «Ровесники.ру/Москва»

Пояснительная записка

        Начало самостоятельной жизни для выпускника учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всегда непростое время. И важно, что бы в этот сложный период рядом был близкий человек, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Жизненный опыт выпускника интернатного учреждения очень мал, отсутствуют либо не усвоены навыки необходимые для самостоятельной жизни: выпускник не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.  

        Покидая детский дом – выпускники оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:

  • Ведут иждивенческий образ жизни;
  • Страдают от алкогольной зависимости;
  • Совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.

Это происходит из-за того, что в большинстве своем выпускники интернатных учреждений оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо, чтобы первое время после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой для них социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать и развить крепкие социальные контакты с близким окружением, выстроить взаимодействие с государственными структурами, различными учреждениями города Москвы.  

        Программа «Ровесники.ru» рассчитана на 3 года, на весь адаптационный период выпускника детского дома и строится на реализации пяти разделов:

  • Социально-педагогическая диагностика (мониторинг социального статуса, мониторинг нуждаемости)
  • Социально-педагогическое консультирование
  • Социально-профилактическая работа
  • Социальное воспитание
  • Защита прав и законных интересов выпускника

Цель программы: организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома для успешной социализации и интеграции в современное общество.

Задачи программы:

  • Содействовать адаптации выпускника к самостоятельной жизни
  • Мотивация и контроль обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования
  • Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника
  • Создавать условия для успешной трудовой адаптации
  • Информирование и выпускников об их правах и контроль за соблюдением данных прав

Методологические основы программы

  • - личностно-деятельный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.М. Поташник, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков и др.);
  • - концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванов, Ю.С. Мануйлов, М.В. Шакурова и др.).

Теоретическую основу программы составили:

  • Гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, открытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, И.П. Волков, И.П. Ильин и др.);
  • Теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульга и др.);
  • Теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В. Некрасова, И.П. Крохин, Т.Ю. Юферева и др.);
  • Положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В. Мудрик, А.Я. Олифренко, С.А. Расчетина, М.В. Фирсов и др.);
  • Концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А. Беляева, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, Ф.А. Мустаева, В.А. Никитин, А.Я. Олиференко, Л.К. Сидорова и др.);
  • Исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М. Загребельная, О.Ю. Итальяникна, К.Р. Мелконян, Г.В. Семья, И.И. Шевченко, Л.М. Шипицина и др.)

Принципы реализации программы:

  • Принцип гуманизма
  • Принцип природосообразности
  • Принцип индивидуального личностного подхода
  • Принцип творчества и свободы
  • Принцип свободы выбора
  • Принцип культуросообразности
  • Принцип комплексности и целостности
  • Принцип научности
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип мультидисплинарности

Программа основывается на социально-педагогические технологии:

  • Технология гуманно-личностного подхода – Ш.А. Амонашвили
  • Технология педагогической поддержки – О.С. Газман
  • Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ-интернатов – Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд
  • Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов – В.А. Григорьева, М.Ю. Кузьмичева

Методы работы, используемые в программе:

  • теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (анализ учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;
  • методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое и социально-педагогическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);
  • практические методы: социально-психологическое консультирование, социально-педагогическое сопровождение, методы социально-педагогической помощи (тренинг, деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);
  • метод социологического исследование по адаптации выпускников;
  • методы воспитания (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности).

Техники работы, используемые в программе:

  • самораскрытия, убеждения
  • установление логических взаимосвязей
  • разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций
  • выявление социального «Я»
  • обучения поиску информации.

Программа предусматривает использование

- фронтальной,

- групповой и

- индивидуальной форм работы с воспитанниками.

Программа состоит из 5 разделов

РАЗДЕЛ 1. Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)

Цель: определение потребности выпускника в постинтернатном сопровождения и составление индивидуальной программы адаптации в новых условиях.

        Следует отметить, что достижение целей постинтернатного сопровождения напрямую зависит от желания и приложенных усилий самих выпускников. Комплексное изучение социальных навыков, социальных сетей, в результате определяется уровень социальной компетентности выпускника. Также проводится диагностика профессиональной направленности и профпригодности.

Содержание деятельности:

  • диагностика у выпускника потребности в постинтернатном сопровождении;
  • диагностика уровня социализированности выпускника;
  •  диагностика социальной ситуации (наличие условий способствующих адаптации: образование, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);
  • изучение уровня развития социального поведения (отклонение от социальных норм и правил); диагностика отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;
  • изучение особенностей социальной адаптации и интеграции воспитанников для определения требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков;
  • диагностика развитости «социальной сети» выпускника, особенностей и навыков межличностного взаимодействия.

РАЗДЕЛ 2. Социально-педагогическое консультирование

Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации.

Правильно организованная социально педагогическая среда – мощный стимул к самовоспитанию выпускника. Задача постинтернатного сопровождения – формирование позитивной среды общения и воздействия на неё: организация условий для установления новых положительных контактов, привлечение его к новым занятиям, повышение общественного статуса выпускника детского дома, расширение круга общения.

        Индивидуальное консультирование выпускников – оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для адаптации и интеграции в современное общество.

Содержание деятельности:

  • оказание помощи в затруднительных ситуациях;
  • совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков;
  • работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения (составление индивидуального плана реконструкции «социальной сети»);
  • составление совместно с выпускником плана коррекции отклонений в социальном поведении.

РАЗДЕЛ 3. Социально-профилактическая работа  

Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации и интеграции выпускников, создание условий для полноценного личностного развития.        

        В силу неблагополучного воспитания в семьях – выпускники детского дома более склонны к совершения правонарушений. Поэтому возникает необходимость профилактики правонарушений, мотивации к соблюдению законов и моральных принципов здорового общества.

Содержание деятельности:

  • межведомственное и внутриведомственное взаимодействие  по вопросам создания условий благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации;
  • оптимизация взаимодействия выпускников с окружением и контроль нежелательных контактов;
  • социально-правовое просвещение выпускников;
  • профилактика девиантного и делинквентного (противоправного) поведения;
  • профилактика межличностных конфликтов.

РАЗДЕЛ 4. Социальное воспитание  

Цель: специальная профессиональная помощь выпускнику в его социализации и ресоциализации.                 

Для социализации выпускника детского дома необходимо желание и приложенные усилия самих выпускников. Специалистами службы сопровождения проводится работа по воспитанию качеств способствующих социализации. Основой социализации является получение профильного образования выпускником и дальнейшее трудоустройство по специальности.

Важно, чтобы выпускник детского дома правильно выбрал профессию по своим возможностям и интересам. Решением вопроса о трудоустройстве занимаются образовательные учреждения, а также служба постинтернатного сопровождения.

        Проведение мероприятий по вовлечению выпускников в позитивную социальную среду для повышения уровня социальной компетентности: развитие социальных навыков и расширение социальной сети.

Содержание деятельности:

  • работа по коррекции и развитию социально компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальные формы);
  • коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия и др.);
  • коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;
  • консультации по вопросам профессионального самоопределения и трудоустройства;
  • работа над реконструкцией и поддержанием «социальной сети».

РАЗДЕЛ 5. Защита прав и законных интересов выпускников  

        Многие выпускники интернатных учреждений не знают, какими правами и государственными гарантиями они обладают.

Цель: юридическая и социально-правовая защита прав и законных интересов выпускников; консультации и помощь по вопросам защиты прав в правозащитных и административных органах.

        Основная задача постинтернатного сопровождения – информирование выпускников об их правах и контроль за соблюдением данных прав.

Содержание деятельности:

  • решение вопросов, связанных с наличием документов (получение, замена, восстановление утраченных), необходимых для жизнеустройства, для проживания в городе Москве;
  • жилищные вопросы: получение жилья, заселение в новое или на закрепленное, составление актов проверки жилищно-бытовых условий;
  • помощь и консультации по вопросам защиты прав и законных интересов, в том числе бесплатное обучение и государственное обеспечение во время обучения;
  • вопросы получения пенсий, пособий в возрасте от 18 до 23 лет, переоформление;
  • повышение юридической грамотности: помощь в составлении ходатайств, жалоб, исковых заявлений, участие в судебных заседаниях
  • представительство в правозащитных и административных органах;
  • консультации и помощь в оформлении полученного жилья и жизнеустройстве.  

Ожидаемый результат

  • Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе.
  • Профессиональная самореализация и трудовая адаптация выпускников детского дома.
  • Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность оперативного решения возникающих проблем у выпускника.
  • Реализация прав и законных интересов выпускника.
  • Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.
  • Создание методических рекомендаций для выпускников и специалистов по вопросам постинтернатного сопровождения.

Критерии оценки эффективности

программы постинтернатного сопровождения

Основа программы – это деятельность постинтернатного сопровождения направленная на интересы выпускника, решение круга вопросов, которые затрагивают их жизнь. Важным условием является прямое участие в разработке планов мероприятий, маршрутов сопровождения выпускников.

Критерии успеха:

  • Наличие и ступень образования выпускника
  • Постоянная работа, продолжительность работы на последнем месте
  • Состояние жилья
  • Наличие собственной семьи, постоянность отношений
  • Порядок проведения досуга
  • Экономическое состояние
  • Активность в обществе

По данным факторам можно оценить:

  • саморазвитие личности, самооценку и уверенность в своих силах;
  • развитие чувства психологической защищенности и комфорта;
  • осознанное принятие и выполнение общественных норм поведения;
  • активность, целеустремленность, работоспособность;
  • самостоятельность принятия решений и степень ответственности за него;
  • профессиональное самоопределение;
  • умение адекватно реагировать в кризисных ситуациях;
  • благоприятный статус в учебном заведении и по месту работы;
  • психологическая готовность к созданию семьи, рождению и воспитанию ребенка;
  • позитивные изменения в развитии личности, стремление развивать свои склонности и способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Учитывая важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускнико...

программа по постинтернатному сопровождению выпускников.

Программа по постинтернатному сопровождению выпускников была утверждена на педсовете  ГБОУ РМ " Ялгинский детский дом школа" 28.08.2015году до 2017 года....

Программа постинтернатного сопровождения выпускников ЦПД

Проблема социализации воспитанников актуализировалась, потому что, в условиях кризиса на экономическом рынке  России развивается непростая ситуация, кроме того сама система жизнеобеспечения детей...

Работа по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома

Методический материал может быть полезен воспитателям интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....

Программа постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь б...

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников Верхневилюйского центра содействия семейному воспитанию имени И.И.Седалищева

Пояснительная запискаВ число наиболее актуальных задач, стоящих как перед органами государственной власти и местного самоуправления, так и интернатными учреждениями, входит задача совершенствования си...

Постинтернатное сопровождение выпускников детского дома. Аттестационный материал.

В данной работе я делюсь практикой деятельности социального педагога в работе по постинтернатному сопровождению с теотретическим введением в проблему. Данная работа была разработана в качестве аттеста...