Работа по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома
классный час на тему
Методический материал может быть полезен воспитателям интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение РМ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Ялгинский детский дом – школа»
Работа по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома
Подготовила: воспитатель
Котлашова Г.П.
В начале самостоятельной жизни дети-сироты, лишенные возможности общения с близкими людьми и не имеющие опыта проживания в семье, жившие по определенному распорядку, сталкиваются с разного рода трудностями. Выпускаясь их детских домов, выпускники, по сути совсем еще дети, в основном это девчонки и мальчишки после окончания 9 классов, оказываются не готовыми к жизни. В основном ребята поступают в учебные заведения профессионального образования, но бывает и бросают их, не трудоустраиваются, не все организации берут выпускников без профессии на работу (играет также возраст выпускников: 15-16 лет). Очень быстро растрачивают имеющиеся на личном счете сбережения, имеются факты употребления алкогольных или психотропных веществ, совершают правонарушения и оказываются вовлеченными в преступную деятельность. Находясь на государственном обеспечении, ребенок получает все без особых усилий, поэтому выпускники детских домов испытывают большие трудности при необходимости самостоятельно решать вопросы, которые до этого момента не осознавались или казались не такими важными. Живя в учреждении, трудовые навыки выпускников ограничиваются обычно заправкой кровати, уборкой помещения, не умеют рачительно обращаться с деньгами. Уровень ответственности выпускников необычайно низок. Часто они могут проспать и не пойти на учебу, работу, а затем просто просидеть в общежитии, дома, так как не знают как им дальше быть. Одним из способов выживания у многих выпускников является то, что они умеют «быть сиротой», то есть надеяться на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не могут опираться на собственные внутренние ресурсы. Такое упрощенное восприятие жизни им удобно и привычно. Нередко выпускницы выходят замуж за выпускников этого же учреждения. Часто просто живут компанией, организуя «детский дом» на новом месте.
Учитывая все это, необходимо, чтобы после выпуска из детского дома бывшим воспитанникам оказывалась поддержка в виде постинтернатного сопровождения в целях их успешной адаптации в новой социальной среде.
Основной задачей сопровождения является социальная адаптация выпускников детских домов, оказание содействия в получении образования, трудоустройстве, организации досуга, обеспечении физического, психического, нравственного и духовного развития, защите и обеспечении реализации права на жилье. При выходе из детского дома выпускник должен уметь ориентироваться в законах, знать свои права и обязательства, принимать решения и нести за них ответственность.
Основной деятельностью, имеющей положительный результат, является совместная работа специалистов и выпускников. Успешность реализации поставленных общих целей и задач постинтернатного сопровождения сироты существенным образом зависит от согласованности действий всех субъектов сопровождения. Для оказания поддержки и помощи выпускникам к сотрудничеству должны привлекаться различные внешние структуры: учреждения здравоохранения, правоохранительные органы; образовательные учреждения, социальные службы, органы исполнительной власти, культурные и спортивные учреждения, спонсорские организации, попечительские советы, волонтерское движение.
На сегодняшний день организация постинтернатного сопровождения является одной из самых актуальных проблем по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к успешной социализации.
Цель: организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома для успешной социализации и интеграции в общество.
Задачи:
- оказание социально- педагогических и юридических услуг выпускникам
(социально-бытовая сфера, жилищные проблемы, учёба, трудоустройство, здоровье);
- диагностика психологических причин нарушений в обучении и поведении выпускников;
- профилактика и устранение нарушений в обучении и поведении выпускников учреждений для детей - сирот;
- оказание психологической поддержки воспитанникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации из числа выпускников детских домов, с целью их успешной социализации и интеграции в общество.
Содержание деятельности:
- оказание помощи в затруднительных ситуациях;
- совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков;
- составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении;
- консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации;
- оптимизация взаимодействия выпускников с окружением;
- социально-правовое просвещение выпускников;
- профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.);
- решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства;
- помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;
- представительство в правозащитных и административных органах;
- оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве;
- оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.
Формы работы:
- консультирование по телефону;
- переписка;
- общение в социальных сетях;
- посещение учебных заведений с целью контроля за посещаемостью и успеваемостью. Тесное взаимодействие с администрацией профессиональных образовательных учреждений;
- посещение квартиры, общежития, где проживают выпускники;
- психолого-педагогическая, социально-правовая помощь;
- организация встреч с воспитанниками детского дома, участие в мероприятиях детского дома.
Ожидаемый результат
1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе.
2. Профессиональная самореализация выпускников детского дома.
3. Создание службы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.
4. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.
5. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.
Приложение 1. Оказание помощи выпускнику
Приложение 2. Отслеживание социальной адаптации выпускника.
Приложение 1
Оказание помощи выпускнику
№ п/п | Дата встречи, общения | Проблема | Виды оказания помощи | Кто из спе-циалистов привлекался |
Приложение 2
Отслеживание социальной адаптации выпускника
- Социальное положение: образование, трудоустройство
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
- Средства к существованию: стипендия, зарплата, пенсия и др.социальные выплаты
______________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
- Семейное положение: холост/женат, замужем/не замужем
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
4. Законопослушание: правонарушения, алкоголизм, токсикомания __________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
- Жилищно-бытовые условия: состояние жилья, сохранность имущества, оплата коммунальных услуг ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Отношение к родителям, родственникам (поддерживает, не поддерживает)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________
7. Привлечение выпускника к коллективной творческой жизни д/д
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Воспитатель-куратор:____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.
Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Учитывая важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускнико...
Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Ровесники.ру/Москва"
Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18-23 лет.Программа адаптирована, для в...
программа по постинтернатному сопровождению выпускников.
Программа по постинтернатному сопровождению выпускников была утверждена на педсовете ГБОУ РМ " Ялгинский детский дом школа" 28.08.2015году до 2017 года....
Опыт работы воспитателя интерната Няч О.А. "Постинтернатное сопровождение выпускников школы - интерната"
В работе описываются проблемы социализации выпускников школы - интерната и пути их решения....
Кураторство как основное направление постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников детского дома
В данной статье представлен опыт работы детского дома по постинтернатному сопровождению выпускников, способствующий их успешной социальной адаптации....
Правовое сопровождение выпускников детских домов и интернатных учреждений:проблемы и пути их решения.
Современная правовая база по сопровождению выпускников детских домов и интернатных учреждений насчитывает более 30 актов федеральных законов,Указов Президента Российской Федерации,постановлений Правит...
Постинтернатное сопровождение выпускников детского дома. Аттестационный материал.
В данной работе я делюсь практикой деятельности социального педагога в работе по постинтернатному сопровождению с теотретическим введением в проблему. Данная работа была разработана в качестве аттеста...