программа по постинтернатному сопровождению выпускников.
рабочая программа (9, 11 класс) на тему

Елена Семеновна Ягодина

Программа по постинтернатному сопровождению выпускников была утверждена на педсовете  ГБОУ РМ " Ялгинский детский дом школа" 28.08.2015году до 2017 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ РМ « Ялгинский детский дом - школа»

                                                                                                                   

ПРОГРАММА

ПО ПОСТИНТЕРНАТНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ

ВЫПУСКНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

« ЯЛГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ – ШКОЛА»

       

             

                                                                                                 Составили:

                                           Николаев Н.Н., директор детского дома – школы

                                           Кривовичева Г.П., зам. директора по УВР

                                           Козлова О.А., классный руководитель

                                           Ягодина Е.С., соц.педагог

+

Содержание.

1. Пояснительная записка………………………………………………………..3

2. Основные способы достижения целей программы потинтернатного сопровождения выпускников…………………………………………………….6

3.   Система защиты прав воспитанников детских домов…………………...…8

      Юридическая защита.

      Профпригодность и трудовая адаптация.

4.   Система постинтернатного сопровождения выпускников………………..13

4.1 I ступень. Подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в стенах       детского дома…………………………………………………………………….12

4.2   II ступень.  Сопровождение в постинтернатный период………………...14

5. Методы деятельности…………………………………………………………17

    Создание среды позитивного общения.

    Психологическая помощь.

    Работа с правонарушителями и выпускниками, освободившимися из мест      лишения свободы.

    Содействие в образовательном и интеллектуальном развитии.

6. Особенности управления сопровождения выпускников интернатных учреждений………………………………………………………………………24                               Аналитико - методическая деятельность службы.

   Критерии оценки эффективности системы.

 Список используемой литературы……………………………………………..26

   Приложение.

  1. Пояснительная записка.

       В современной России проблемы здоровья детей, обеспечения условий их успешной социализации, адаптации и создания равных стартовых возможностей определены в качестве значимых и актуальных в Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации.

       В настоящее время существуют различные модели служб и центров сопровождения, реализующие программы помощи и поддержки ребенка. Применительно к системе образования сопровождающий – это педагог, психолог и другие специалисты, работающие с детьми, как человек более опытный (профессионал), уже ходивший этим путем, знающий его, имеющий необходимые средства и владеющий механизмами (технологиями) его прохождения окажет содействие воспитаннику в выборе им оптимального маршрута и направления пути развития, образования и оздоровления. Иными словами, сопровождение предполагает прохождение ребенком «дороги» (процесса становления и развития личности, образовательного маршрута, жизнедеятельности) совместно со взрослым (сопровождающим, спутником), который в нужный момент, то есть в ситуации неблагополучия, окажет ему помощь и поддержку.

       Термин «сопровождение» в настоящее время широко применяется во всех сферах жизнедеятельности человека.

       Выпускнику необходима такая система сопровождения, которая помогла бы ему преодолеть существующие ограничения жизнедельности ( эффективного взаимодействия, общения с окружающими) и научила бы самостоятельно принимать решения, отвечать за них, а также помогла приобрести трудовые или проофессионально- трудовые навыки, которые позволят ему быть востребованным на рынке труда. Этому способствуют создаваемые в рамках психолого-педагогического сопровождения индивидуальные или фронтальные программы развития социальных, социально-эмоциональных навыков, а также программы развития социальных, социально-эмоциональных навыков, а также программы углубленной социальной и профессиональной подготовки.

       Деятельность педагогического коллектива в Ялгинском детском доме направлена на укрепление социального, психологического и профессионального статуса воспитанников и его физическое развитие. Пребывание в детском доме дает подросткам возможность перестроить систему ценностей, отношение к себе и окружающему миру, усвоенных им в детстве в ассоциальных семьях. Педагогический коллектив помогает выпускнику детского дома перейти из упрощенного и специфического «мирка» детского дома в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. Поэтому деятельность специалистов сопровождения направлена на помощь выпускникам в период перехода из мира в детском доме, в мир социума, создает среду общения, положительные ценностные представления, поможет сделать в жизни первые самостоятельные щаги, обеспечит их успешность и запас положительного опыта.

       В стенах детского дома ребята получают допрофессиональную подготовку в мастерских - в швейной и столярной, занимаются в кружках.

       Все это расширяет возможности реализации разнообразных творческих способностей детей, позволяет выбрать дело по душе.

       Разработана и реализуется программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, подготовки к семейной жизни. Программа объединяет практически все направления деятельности педагогического коллектива по формированию всесторонне развитой личности, ориентация на значимые личностные и общечеловеческие ценности.

       Защиту имущественных и личных прав воспитанников осуществляет социальный педагог. Для этого проводится кропотливая работа.

       Большое место в работе социальной службы детского дома занимает профориентационная работа.

       Для обеспечения комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка в воспитательном процессе создана и успешно работает психолого – медико – педагогическая служба, которая проводит анализ динамики развития ребенка, решает появляющиеся проблемы.

       На основе комплексной диагностики на каждого ребенка заводится Дневник индивидуального развития, который ведется до конца пребывания ребенка в детском доме.  

       Социальная служба детского дома  по сопровождению выпускников:

- разрабатывает для выпускника маршрут постинтернатной адаптации. МПА разрабатывается в соответствии с рекомендациями психолого – медико – педагогической комиссии детского дома и с учетом пожеланий и предложений выпускника, где указываются дата, проделанная работа тем или иным специалистом службы и результаты работы.

- проводит занятия с выпускниками «Правовые диалоги», направленные на повышение их юридической грамотности, разъясняют, куда следует обращаться по той или иной проблеме, проводят экскурсии.

- проводят итоговую аттестацию выпускников.

- организуют торжественный выпускной вечер для выпускников.

- каждому выпускнику дарят социально -правовое пособие «Навстречу жизни».

       Педагогический коллектив помогает выпускнику детского дома перейти из упрощенного и специфического «мирка» детского дома в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. Поэтому деятельность специалистов сопровождения направлена на помощь выпускникам в период перехода из мира в детском доме, в мир социума, создает среду общения, положительные ценностные представления, поможет сделать в жизни первые самостоятельные щаги, обеспечит их успешность и запас положительного опыта.

      В современном обществе предпринимаются попытки создания условий, обеспечивающих включение выпускников детских домов в социум, одним из которых является психолого-педагогическое сопровождение.

       Исследования и диагностики воспитанников детского дома показывают, что большинство детей имеют низкий, и даже критический уровни готовности к самостоятельной жизни, а значит предпосылки для неуспешной социальной постинтернатной адаптации.

       Также о низком уровне готовности к самостоятельной жизни свидетельствует, что наши воспитанники психологически не подготовлены к труду в условиях рыночных отношений, не сформированы социально-бытовая ориентация, адаптации к своему социальному статусу, низкий уровень юридической грамотности, отсутствует модель гармоничной семьи. Продолжение учебы, трудоустройство, построение конструктивных взаимоотношений с ровесниками и взрослыми, получение и обустройство своего жилья, ведение домашнего хозяйства, распределение денежных средств – вот актуальные проблемы выпускника. Способны ли наши выпускники к самостоятельному разрешению возникающих трудностей?Анализ дальнейшего их жизнеустройства подтверждает, что далеко не все справляются с ними.

       Проанализировав существующие проблемы, администрация детского дома совместно со специалистами разработали программу о системе постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.

       Основной  моделью постинтернатного сопровождения выпускников является организация службы на базе детског дома, которая организует свою деятельность в трех направлениях: социально-правовая помощь и поддердка в трудных жизненных ситуациях выпускников, психолого-педагогическая помощь, аналитико-методическая деятельность и социально- психологическая адаптация.

       Социально - правовая помощь и поддержка в трудных жизненных ситуациях, направленная на адаптацию выпускников по внешним критериям, с целью обеспечения стартовых возможностей в социально – бытовой сфере и сохранение того, что обеспечивает сегодня выпускнику Российское законодательство - содействие в решении жилищных проблем, трудоустройстве, трудовой адаптации, правовая поддержка, оказание помощи матерям – одиночкам и сиротам-инвалидам.

       Психолого - педагогическая помощь, позволяющая справиться с внутренними факторами- социально- психологоческая диагностика, психологическая коррекция, индивидуальное педагогическое сопровождение, а также комплексные педагогические мероприятия, в которые включено большое количество выпускников разного возраста и общественного статуса.

       Аналитико - методическое обеспечение деятельности – анализ адаптационной работы в детском доме, разработка мер педагогической коррекции и профилактика дезадаптации выпускников детского дома.

       Социально - психологическая адаптация выпускников направлена на развитие внутренних и внешних критериев. Внутренние критерии связаны с психоэмоциональной стабильностью, личностной комформностью, состоянием удовлетворенности, отсутствием ощущения угрозы и т.д. Внешние - отражают соответствие поведения личности установкам в обществе, требованиям среды, принятым в социуме правилам и нормам.

2.Основные способы достижения целей программы постинтернатного сопровождения выпускников.

      Основной целью разрабатываемой программы является создание наиболее эффективной системы постинтернатного сопровождения выпускников, направленной на защиту прав и интересов выпускников, самостоятельное жизненное обустройство, выработку способности выпускниками к самостоятельному принятию решений, овладению навыками их реализации и осознанию ответственности за принятое решение.

Конечная цель реализации программы состоит в том, помочь ребенку в решении задач его развития, адаптации к жизни в обществе посредством самостоятельного использования полученных жизненно важных знаний и навыков.

      В соответствии с поставленной целью, ведется работа по следующим направлениям:

- осуществление социально - психологической диагностики, обратившихся выпускников с целью выявления проблем в их интеллектуальном развитии, общении и поведении, уровня готовности к самостоятельной жизни в современном обществе;

- оказание социально - педагогической, психологической и правовой помощи выпускникам в обеспечении жилой площадью, ремонте и решении различных бытовых проблем, в трудных жизненных ситуациях, в трудоустройстве и трудовой адаптации, в получении квалифицированной юридической помощи и социально - правовой защиты в период общественного и профессионального самоопределения, в продолжение обучения в соответствии с интересами и склонностями;

- разработка и реализация индивидуальных программ социальной адаптации выпускников, направленных на выход из трудной жизненной ситуации;

- привлечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также учреждений (здравоохранения, образования, занятости и т.п.) а также  общественных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов социальной адаптации выпускников;

- создание условий для приобщения к культуре и интеллектуального развития выпускников;

- привлечение и организация досуга и отдыха выпускников.

     Работа по этим направлениям носит комплексный характер.
Задача: обеспечение сопровождения выпускников, формирование их активной жизненной позиции, навыков самостоятельного решения вопросов в постинтернатный период.

Основными мероприятиями программы предусмотрены:
- патронатное сопровождение выпускников интернатных учреждений до достижения ими возраста 23 лет;

- создание единой региональной системы мониторинга возможных проблем выпускников в постинтернатный период;

- создание базы данных по учету выпускников детских домов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание в детских домах и служб социальной (постинтернатной) адаптации выпускников;
- организация на постоянной основе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов органов и учреждений, осуществляющих деятельность по социальной адаптации выпускников;
- предоставление мер социальной поддержки выпускникам детских домов;
- информационное сопровождение реализации программных мероприятий.

       Такие мероприятия должны обеспечивать создание в сиротских учреждениях условий, приближенных к условиям семейного воспитания, включая:
-формирование разновозрастных "семейных групп" и наличие постоянных воспитателей в группах;

-распространение опыта по социализации воспитанников;
-материальное оснащение детских домов с целью осуществления трудового воспитания;
-проведение ежегодной углубленной медицинской профориентации и врачебно-профессиональной консультации по подбору профессий и специальностей, отвечающих интересам, желаниям и способностям подростков и учитывающих их индивидуальное состояние здоровья;
-разработку и внедрение индивидуальных программ медицинской реабилитации для детей с отклонениями в состоянии здоровья ;

-конкурс на лучшего наставника, предполагающий наличие у каждого воспитанника, выпускника в предвыпускном и выпускном периоде взрослого, оказывающего на него положительное влияние;

3.Система защиты прав воспитанников детских домов.

       Государство проявляет заинтересованность в том, чтобы воспитанники детских домов стали полноценными гражданами и успешно интегрировались в общество. Важно четкое осознание выпускником не только своих прав, но самое главное реальных возможностей. Социально-правовая адаптация должна содержать несколько составляющих. Это не только из повышения общей правовой грамотности, знакомство с законодательством, правами, государственными программами, но и знакомство с государственными организациями, обеспечивающих соблюдение выплат и льгот, а также подготовку детей к правильному общению в этих государственных организациях. Также необходимо сформировать правильное представление о своих правах и обязанностях, в первую очередь у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.

       Большая часть выпускников не знает, какими правами в государственных гарантиях они обладают. Основной задачей службы постинтернатного сопровождения является информирование выпускников об их правах, и контроль за соблюдением данных прав.

В числе социальных гарантий, контролируемых службой, находятся:

Получение жилья.

Бесплатное обучение и государственное обеспечение во время обучения.

Пенсии, пособия.

       Собирается информация о жилье. Посещают квартиры, закрепленные за выпускниками, составляя акты проверки жилищно-бытовых условий закрепленного жилья. Особая работа ведется с выпускниками, попавшими в разряд «кризисного» сопровождения. Это те лица, которые окончили учебное заведение, не имеют закрепленного жилья и не стоят на очереди на внеочередное получение жилищного сертификата. Задачей службы является убеждение выпускника в постановке на учет, оказание помощи в сборе пакета документов, совместное посещение жилищного отдела, если это необходимо.

       В случае отсутствия жилья, служба ищет варианты для временного проживания выпускников, в том числе ходатайствует о предоставлении комнат в муниципальных или ведомственных общежитиях.

      Оказывается помощь в переоформлении пенсий.

      Социальные педагоги собирают информацию о местах учебы выпускников, получении ими государственных пособий. В случае выявления нарушений, специалисты службы оказывают содействие в разрешении конфликтной ситуации через органы опеки и попечительства и администрацию учебного заведения.

       Основные задачи и цели программ социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов, общие для всех регионов России. Данные мероприятия включают:

- своевременную постановку их на предварительный регистрационный учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения,

- сохранность жилья, обеспечение временным жильем выпускников.

Юридическая защита.

       После выпуска из интернатного учреждения лица из числа детей-сирот зачастую не знают своих прав и тем более методов их защиты. Одной из основных задач службы является донесение информации об их правах, способах их реализации, помощь в защите прав и законных интересов.

       Специалисты службы проводят занятия с выпускниками «Правовые диалоги», направленные на повышение их юридической грамотности, разъясняют, куда следует обращаться по той или иной проблеме, проводят экскурсии.

       Специалисты помогают выпускникам реализовывать свои права, мотивируют выпускников на самостоятельное решение возникающих вопросов.

       В процессе работы службы специалисты помогают выпускникам составлять ходатайства, жалобы, исковые заявления. Участвуют в судебных заседаниях в качестве представителей лиц из числа детей-сирот. Работа службы подразумевает помощь в получении, замене, восстановлении утраченных документов, помощь в получении жилья, отстаивании прав на закрепленное жилье, права на соответствие жилья всем нормам и требованиям. Для приведения жилья в состояние, пригодное для проживания, направляются ходатайства о восстановлении жилья в коммунальные службы города. Путем взаимодействия с администрациями районов, на которых проживают лица из числа детей-сирот, закрепленные за службой, коммунальными организациями решается вопросы задолженностей по коммунальным платежам, накопленным в период нахождения сирот в интернатном и образовательных учреждениях.

       Мероприятия по юридической защите повышают юридическую грамотность и компетентность выпускников, позволяет самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях и без проведения данной работы невозможна полная адаптация выпускника в современном обществе.


Профпригодность и трудовая адаптация.

       По данным исследований психологов портрет современного специалиста следующий: имеет образование; работает в сфере услуг, производства; профессионально мобилен, т. е. способен в короткие сроки адаптироваться к меняющимся условиям труда. Диапазон возможных изменений при этом оказывается достаточно велик: от необходимости овладеть новой технологической операцией без смены рабочего места до потребности в короткие сроки и эффективно освоить другую профессию; мало зависит от коллектива; владеет главным качеством – умением учиться; владеет современными технологиями.Образование жизненно важно, поскольку способствует развитию личности, повышению ее социального статуса и защищенности. особо значимо профессиональное образование, которое рассматривается как предупреждение социальных отклонений, активное включение в систему социальных связей и отношений, в том числе и производственных, овладение профессиональными компетенциями. На современном этапе возросло значение среднего профессионального образования. Именно ему предстоит обеспечить реализацию права на качественное профессиональное образование для выпускников детских домов.

       В российских условиях начала XXI века профессиональное образование рассматривается как совокупность процессов; начальный из которых – профессиональная ориентация.

       Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самооп-ределении и трудоустройстве.

Профессиональная ориентация включает в себя:

1) профессиональное просвещение – ознакомление учащихся и выпу-скников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

2) профессиональное консультирование имеет своей целью установ-ление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Оно включает несколько видов консультаций: справочную, в ходе которой вы-ясняются возможности трудоустройства, возможности освоения различ-ных профессий, сроки подготовки, система оплаты труда; диагностическую, которая направлена на изучение личности, ее интересов, склонно-стей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии; формирующую, с помощью которой осуществляются руководство и коррекция выбором школьниками профессии; медицинскую, направленную на определение состояния здоровья школьника в соответствии с избираемой профессией.

3) профессиональный отбор, который осуществляется вне школы, имеет целью – выявление пригодности человека к конкретному виду труда.

4) профессиональная адаптация имеет целью активный процесс включения молодого человека в производство, новое социальное окружение, условия труда и особенности конкретной специальности .

       Профориентационная работа, профессиональное консультирование в условиях интеграции и инклюзии в рамках общего образования не явля-ется пока организационно-целостной, эффективно действующей, функ-ционирующей в режиме устойчивого развития. Они находятся в стадии поиска, требуют оптимизации моделей, содержания, методов, технологий и ресурсного обеспечения.

       Как отмечалось выше, в процессе профориентации важное значение имеет психолого-педагогическая, социальная, коррекционная, медицинская поддержка обучающихся. Она включает изучение особенностей развития и образовательных потребностей обучающихся, динамическое наблюдение за их продвижением в образовательном процессе, профессиональную диагностику.

       В интегрированном образовательном процессе индивидуальные осо-бенности психофизического развития являются тем фоном, который во многом определяет возможности получения профессии.

       Отсюда возникает необходимость ранней профессиональной ориентации и подготовки к осознанному и оптимальному выбору формы и места получения профессионального образования.

       Профессиональное консультирование в современных условиях позволяет использовать прогрессивные технологии психодиагностики, в том числе и компьютерные, с помощью которых можно определить группу профессий, наиболее соответствующих возможностям испытуемого и более профессионально вести профотбор.

       При наличии интеллектуальной нормы возможно говорить о равных возможностях обучения для в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях; создавая специальные образовательные условия и специальную среду жизнедеятельности.

       От правильной профориентации, выбора профессии, видов и форм труда, во многом зависит качество социализации и самореализации личности.

Задача: -создать стройную систему профориентации, профподготовки и рационального трудоустройства;

является усиление мер, направленных на профориентацию воспитанников, выпускников детских домов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих дальнейшему получению ими конкурентоспособных на региональном рынке труда профессий и их последующему трудоустройству.

       Решение проблемы трудоустройства является частью адаптационного процесса. Очень важно, чтобы бывший воспитанник детского дома, который не привык жить в обществе, правильно сориентировался, выбрал профессию по своим интересам, возможностям, затем успешно устроился на работу. Решением вопроса трудоустройства выпускников занимаются образовательные учреждения, где он получал профессиональную подготовку с соответствующей квалификацией, органы государственной службы занятости населения, а также служба постинтернатного сопровождения.

       Большая часть выпускников обучаются в системе начального профессионального образования. Специалисты службы посещают уроки производственного обучения. Ведется работа с администрацией учебного заведения по вопросам заключения трудовых договоров на прохождение платной производственной практики на предприятиях с последующим устройством на работу. Такой договор дает гарантии рабочих мест по окончании училища. Посещение выпускников по месту их работы. Содействие в создании условий для производственной учебы, повышения квалификации, как следствие повышение заработка.

       Индивидуальные беседы по выбору профессии и формированию адекватного понимания выпускником своих профессиональных возможностей и соответствующей им оплаты труда.

       Оказывается помощь в подготовке документов для трудоустройства или на получение пособия по безработице.

 Проводятся занятия, где обсуждаются вопросы, где каждый выпускник в доступной для него форме может узнать ответы на следующие вопросы:

- Как найти работу?

- Что нужно знать при устройстве на работу?

- Часто в объявлениях о работе упоминают «Социальный пакет», что это такое?

- Зачем нужно заводить трудовую книжку?

- Мне еще не исполнилось 18 лет, я работаю на предприятии. Полагаются ли мне как несовершеннолетнему какие-то льготы?

         Все мероприятия позволяют выпускникам решить вопросы трудоустройства и быть полноправными, материально независимыми членами общества.

4.Система постинтернатного сопровождения выпускников.

I ступень – подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в стенах детского дома.

II ступень – сопровождение выпускника в постинтернатный период.

4.1 I Ступень. Подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в стенах детского дома.

Цель: формирование социальной, правовой грамотности, психологической устойчивости и целенаправленной профессиональной ориентации для самостоятельной жизни в современном обществе.

       При работе с детьми-сиротами в первую очередь необходимо учитывать проблему взросления, которая в свою очередь определяет все прочие характерные особенности этих детей. Заключается она в том, что, прожив до 18 лет в детском доме или интернате, ребенок не приучился к самостоятельности. В итоге, выходя во взрослую жизнь, он с трудом представляет себе дальнейшую свою жизнь. И даже если он уже составил себе определенный план будущего, вряд ли он знает, как его осуществить.Выпускники детских домов и интернатов, как правило, в силу достаточного изолированного от общества образа жизни не знают, как пойти в сберкассу, к врачу, написать письмо, вести бюджет и других, казалось бы, элементарных вещей. Они не приучены думать о завтрашнем дне получив деньги, они сразу же их тратят. Объясняется это тем, что дома-интернаты и детские дома существуют достаточно автономно, все выходы детей за их пределы сводятся к походам в музеи и театры. Привыкнув к замкнутому пространству, ребенок теряется в большом и непонятном для него мире.
Особенно дети-сироты выходя в большую жизнь не могут принять новые жизненные условия. Они не могут принять свое новое жилье, в котором им приходится жить в одиночку. Для них это чужой дом, в котором они не умеют жить. Этим объясняется то, что выпускники интернатов и детских домов, особенно в первое время после выпуска, не живут по отдельности, уходят из дома, стараются собираться по несколько человек в одной квартире.
      Вопреки сложившемуся мнению о том, что в детских домах царит дух коллективизма, дети-сироты отличаются своей эгоистичностью. Многие из них убеждены в том, что их нужды имеют первостепенную важность и совершенно не замечают, что их потребности идут в разрез с реальностью.
Один из главных элементов социальной адаптации подростков является подготовленность к самостоятельной жизни путем освоения ими бытовых навыков и умений. Приобретение таких навыков связано с информацией, которую дети получают в семье. Дети-сироты, получая эти навыки в сиротском учреждении, усваивают их поверхностно. Формальные дежурства, уборка спальных помещений, заключающаяся в застилании своей кровати, небольшое количество уроков трудового обучения не способствуют развитию и закреплению этих навыков у детей. Выходя в самостоятельную жизнь справиться с уборкой может почти каждый, а вот приготовить еду отремонтировать одежду, постирать и погладить белье единицы. Все это происходит потому, что интернатные и детдомовские дети практически не участвуют в приготовлении пищи, стирке белья, лишь частично принимают участие в уборке. В результате, живя самостоятельно, даже девушки не могут создать в своем жилище уют, не сразу застилают постель, моют посуду и выполняют повседневные домашние дела. В интернатских учреждениях сироты дети от необходимости приобретать одежду и обувь, поэтому бережного отношения к ним не выработано, дети не умеют, а часто не хотят производить мелкого ремонта одежды.

        Следующим элементом, составляющим личность и влияющим на адаптацию, являются ценностные ориентации, которые складываются из следующих сфер: материальная, нравственная, познавательная, эмоциональная, интеллектуальная. Дети-сироты практически не выделяют интеллектуальные, нравственные, познавательные ценности. У них нет стремления к творчеству, учебе, к обладанию богатой домашней библиотекой, к познаванию нового, неизвестного. Их мало волнует счастье других людей, общественное признание. Это понятно, неблагополучные жизненные условия заставляют их думать в первую очередь о себе, о своих проблемах, выживании, что для них было жизненноважно.На первое место дети-сироты ставят материальную обеспеченность, выражающуюся в ориентации на работу с высокой заработной платой, модную одежду, красивую квартиру, автомобиль, видеоаппаратуру и т.п. Они стремятся к достатку, развлечениям, роскошному быту, причем все это не заработанное, а изначально данное, т.е. полученное без всяких усилий.

       Педагоги четко представляют, каким должен стать в процессе воспитания на рубеже своей новой самостоятельной жизни выпускник детского дома:

- иметь базовое образование, соответствующее уровню интеллектуального развития;

- получить профессиональную подготовку и трудоустройство;

- владеть навыками культурного общения и быть социально адаптированным;

- иметь жилье, предметы первой необходимости, зарплату;

- вести здоровый образ жизни, без вредных привычек, соблюдать гигиену.

       Модель идеального выпускника является своеобразной целью для специалистов школы-интерната.

4.2 II Ступень. Сопровождение в постинтернатный период.

Цель: оказание помощи выпускникам детских домов в социальной адаптации, получении профессии и трудоустройстве, подготовке к семейной жизни. 

       Деятельность по достижению целей постинтернатного сопровождения подразделяется на два основных этапа: подготовительный и деятельный.

Подготовительный этап.

       Стратегия работы с выпускником определяется на основе диагностики уровня его социальной адаптации – бытовых условий, характера занятий, круга общения, наличия социальных и психологических проблем.

Задачей подготовительного этапа является сбор и систематизация информации о проблемах выпускников в постинтернатной жизни, определение методов решения данных проблем.

       Подготовительный этап постинтернатного сопровождения выпускников начинается со сбора информации о выпускнике: учеба, работа, место жительства (фактическое и закрепленное).

Для сбора информации используется:

- Личное дело выпускника детского дома.

- Беседа с воспитателями, соц. педагогом, психологом детского дома.

- Учебные заведения, в которых обучаются выпускники.

- Через родственные связи.

- Органы опеки и попечительства.

- ОВД.

- Индивидуальные беседы с выпускниками.

Следующий шаг в работе – составление базы данных на выпускников детского дома, где отражается:

Ф.И.О.

Дата рождения.

Место учебы (учебное заведение, время обучения, профессия, пометка о законченном или не законченном образовании).

Место работы (наименование организации, должность).

Сведения о жилье (указывается адрес фактического проживания и адрес жилья, закрепленного за выпускником, а также санитарное состояние, площадь и сведения о проживающих в данной квартире). Также в таблице имеются сведения: о наличии у выпускника жилья, о постановке на учет на внеочередное получение жилищного сертификата, либо о праве на получение жилья.

Сведения об образовательном учреждении, где воспитывался ребенок.

По мере поступления дополнительной информации о выпускниках в базу данных вносятся изменения. Для лучшей организации деятельности службы списки о выпускниках, имеющих детей, и обучающихся в учебных заведениях.

       В рамках подготовительного этапа составляется индивидуальный план сопровождения выпускника , где отражаются:

- анкетные данные;

- сведения о родителях, родственниках;

- сведения о наличии жилья и месте проживания;

- место работы, учебы;

- материальное положение;

- состояние здоровья;

- краткая характеристика.

- обозначаются потребности и ожидания выпускника.

       На основании полученной информации специалистами службы обозначаются возможные проблемы жизнеустройства выпускника и пути их решения, определяются степень их сложности. Сопровождение подразумевает оказание психолого-педагогической, социальной, юридической помощи, обследование условий проживания выпускника, мониторинг жизнеустройства, а также помощь молодым семьям с детьми из числа выпускников, привлечение к работе молодежного актива, организация совместного досуга и отдыха выпускников. 

       Выпускники, находящиеся в социально опасном положении, или попавшие в трудную жизненную ситуацию (переживающие кризисные события в жизни, неблагоприятные семейные обстоятельства, тяжелые заболевания, отсутствие жилья и т.д.) нуждаются в первоочередной помощи специалистов Службы сопровождения.

Деятельный этап.

       Задачей деятельного этапа является защита прав и интересов выпускников, разработка и осуществление предложений по социально-психологической коррекции опыта выпускников с целью подготовки их к позитивному жизненному выбору.

Схема работы с выпускником.

Сбор и систематизация информации о проблемах выпускников в постинтернатный жизни

Составление базы данных на выпускников

Составление индивидуального плана сопровождения выпускника

Обращение выпускника в службу

Изучение специалистами службы его проблем

Разработка индивидуального плана помощи

Определение партнеров по совместной деятельности по оказанию поддержки

Осуществление разделения обязанностей между партнерами в решении проблем выпускника

       На каждого выпускника ведется «Маршрут сопровождения выпускника», где указываются даты, проделанная работа тем или иным специалистом службы и результаты работы.

       В процессе работы ведется журнал регистрации работы специалистов службы, в котором отражается проделанная работа каждого специалиста. Ведение данного журнала позволяет держать на контроле проблемы выпускников интернатных учреждений и отслеживать результаты оказания помощи. На основании данного журнала ведется мониторинг деятельности службы и составляется отчетность.

Для оказания поддержки и помощи выпускникам к сотрудничеству привлекаются различные внешние структуры:

  • Здравоохранительные учреждения;
  • Коммунальные службы;
  • Правоохранительные органы;
  • Образовательные учреждения;
  • Социальные службы;
  • Органы исполнительной власти;
  • Культурные и спортивные учреждения;
  • Спонсорская помощь;
  • Волонтерское движение.

Внешние структуры

Наименование

Вид оказываемой помощи

1

Здравоохранительные учреждения

Предоставление сведений о состоянии здоровья, нахождении на учете. Взаимодействие с медико-социальной комиссией по вопросам подтверждения (снятия) диагнозов. Участие в клубной деятельности.

2

Правоохранительные органы

Информация о нахождении на учете, совершении правонарушений. Профилактическая работа по предотвращению правонарушений, Выработка норм поведения. Участие в мероприятиях.

3

Образовательные учреждения

Предоставление информации об успеваемости воспитанника, пропусках. Представляют характеристику на воспитанника с указанием причин школьной дезадаптации. Оказание помощь в составлении ИПС, участие в воспитательном процессе. Совместное решение жилищных вопросов, прохождения практики и трудоустройства после выпуска.

4

Социальные службы

Решение вопросов трудоустройства, оказание помощи в получении паспорта выпускникам, не имеющим прописки. Предоставление информации о льготной категории выпускников, основаниях, порядке и размерах социальных выплат.

5

Органы исполнительной власти

Решение жилищного вопроса: предоставление жилплощади, работа по постановке на учет и выдаче жилищных сертификатов.

6

Коммунальные службы

Оказание помощи в ремонте жилья выпускников, работа с задолженностью выпускников по коммунальным платежам.

7

Культурные и спортивные учреждения

Помощь в организации досуга и отдыха: привлечение выпускников в молодежные клубы, общественные организации, организация молодежных активов, организация и проведение досуга с привлечением выпускников

8

Спонсорская помощь

Оказание материальной помощи для улучшения бытовых условий и помощь в проведении совместных с выпускниками мероприятий.

9

Волонтерское движение

Привлечение волонтеров из числа студентов педагогического института, факультета коррекционной педагогики, педагогов-пенсионеров для проведения мероприятий, оказания психолого-педагогической помощи.

       Для привлечения внешних структур специалистами службы организуются встречи с руководителями, направляются письма, ходатайства, осуществляются посещения, телефонные переговоры, организуются круглые столы с обозначением основных проблем и методов их решения в стенах интернатного учреждения, а также с выездом по месту нахождения привлекаемой организации. Так, на этапе создания службы, был организован круглый стол с участием представителей исполнительной власти и государственных учреждений по теме «Проблемы жизнеустройства выпускников интернатных учреждений»

5.Методы деятельности:

       При реализации проекта специалистами службы используются  методы деятельности:

1. Поиск форм, методов и технологий активизации работы с выпускниками: внедрение в работу новых педагогических технологий и авторских программ.

2. Использование компьютерных технологий позволяет иметь доступ к справочному и методическому материалу, базе музыкального, изобразительного, фото и видео материалов.

3. Проводятся совместные социально-психологические тренинги, групповое обучение, коррекционные, реабилитационные, диагностические работы, культурно-массовые мероприятия. Результатами такого сотрудничества являются гармонизация социально-психологического климата воспитанников детского дома, личностный рост и уверенность в себе, сближение детей между собой, формирование активной жизненной позиции и мобилизация творческого потенциала выпускников.

Создание среды позитивного общения.

       Дефицит положительного общения испытывает большинство выпускников интернатных учреждений. Педагогически правильно организованная среда – мощный воспитывающий и развивающий фактор, стимул к самовоспитанию.

       Основными задачами педагогических усилий по формированию среды общения и воздействия на нее: организация условий для установления выпускником новых контактов путем привлечения его к разнообразным занятиям, повышения его общественного статуса, уровня образования и развития интеллекта, расширение круга общения. Методы работы: индивидуальные занятия и коллективное общение, включающее встречи, совместный развивающий досуг, участие в общественно полезном труде.

       Специалисты в своей работе опираются на совет из числа активных выпускников, которые проводят собрания выпускников, дискуссии, минидиспуты, конференции, помогают в организации культурно-массовых и спортивных мероприятий. Весной планируется организовывать встречу выпускников для проведения диспута «Как стать успешным» с привлечением успешных выпускников детского дома, частных предпринимателей для мотивации к дальнейшей образовательной и трудовой деятельности.

       Проведение комплекса мероприятий по вовлечению выпускников в позитивную среду общения повысит уровень социальной компетентности выпускников (развитие социальных навыков и расширение социальной сети выпускника).

Психологическая помощь.

       Помощь выпускникам не ограничивается защитой социальных и иных прав выпускников. В первую очередь достижение данных целей напрямую зависит от желания и приложенных усилий самих выпускников. Педагогами постоянно проводится работа для воспитания таких качеств.

       Психологом проводится комплексное изучение уровня социальных навыков и социальных сетей выпускника, в результате которых определяется уровень развития социальной компетентности выпускника. Также проводится диагностика профессиональной направленности и профпригодности. На основе данных диагностик строится дальнейшая коррекционная работа с выпускниками.

       Психолог проводит лекции с выпускниками, индивидуальные беседы, издаются и ежемесячно обновляются бюллетени по темам «профориентация» и «приемы саморегуляции». Проводится коррекция сферы профессионального самоопределения. Специалистами организуются упражнения и игры, направленные на развитие навыков эффективного общения и взаимодействия, повышение самооценки и уверенности в себе, развитие самостоятельности.

       Проводится диагностика детско-родительские отношений, по результатам которой проводится их коррекция. Для этого используются сюжетно-ролевые игры, беседы, лекции, показы видеороликов, совместные культурно - досуговые мероприятии.

       Для оказания своевременной помощи выпускникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в службе организован телефон доверия.

Поддержка молодых родителей и матерей-одиночек.

       Семья играет важную роль в жизни каждого человека, а для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома или интерната, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, но выпускники еще не понимают ценности Семьи. За плечами, как правило, только негативный образ. Для формирования осознанного чувства материнства и отцовства, создания среды позитивного общения, оказывается дифференцированная и индивидуальная консультативная помощь молодым семьям с детьми, из числа выпускников. Проводятся занятия по актуальным темам воспитания детей, супружеских взаимоотношений в форме диалога, игры, показа видеороликов, групповых занятий, и совместные культурно-массовые и спортивные мероприятия. Среди выпускников имеются молодые мамы, которые учатся. Специалисты службы посещают выпускников, имеющих детей, на дому, с целью проверки санитарно-гигиенических условий проживания ребенка, кормления и ухода за ним и оказание консультативной и иной помощи в индивидуальном порядке.

Работа с правонарушителями и выпускниками, освободившимися

из мест лишения свободы.

       Выпускники интернатных учреждений, в силу своего неблагополучного воспитания в семьях, наиболее склонны к совершению различного рода правонарушений. И полноценное развитие их, как личности, подразумевает постоянную работу по профилактике правонарушений, мотивации их к соблюдению законности и моральных принципов здорового общества.

       Работа с выпускниками включает профилактику правонарушений, как основную задачу воспитательного процесса, разъяснение прав и обязанностей граждан при контактах с правоохранительными органами. Отдельное внимание уделяется лицам, совершившим правонарушения. С данной категории лиц проводятся мероприятия, направленные на защиту прав выпускника в ходе административного и уголовного процессов, помощь подследственным и освободившимся, связь с органами милиции, судами, прокуратурой, профилактику рецидивов правонарушений.

       Среди форм психолого-педагогической работы можно назвать тренинги личностного роста, летний трудовой отдых, диалоги и беседы о правонарушениях, досуговые мероприятия, встречи с теми, кто успешно адаптировался в жизни. Освободившиеся из мест лишения свободы относятся к социально незащищенной категории, остро нуждаются в правовой, социальной и материальной помощи, в участии и общении.

       Социальная работа с освободившимися из мест лишения свободы включает: обучение их защите своих прав, помощь в получении паспорта, восстановлении других документов, поиск места проживания в период восстановления права на жилье и получения жилья, трудовую адаптацию.

       Работа с ними начинается с индивидуальной беседы. Проявленный к нему доброжелательный интерес, внимательное отношение к его проблемам, подробное обсуждение различных жизненных ситуаций, чуткое отношение к его переживаниям разрушает недоверие и склонность к оборонительному поведению. Выпускник начинает чувствовать себя нужным и полезным.

Содействие в образовательном и интеллектуальном развитии.

       Ежегодно из стен детского дома выходят 5-10 подростков в возрасте 15-16 лет, получивших неполное среднее образование в школе. Далее они, как правило, обучаются в училищах, находясь на полном государственном обеспечении данного учебного заведения. Адаптация выпускника в обществе не может быть полной без получения надлежащего образования, обеспечивающего дальнейшее трудоустройство и независимость. С данной целью Службой обеспечивается сопровождение выпускников в образовательном процессе.

       Для осуществления совместной работы службы сопровождения детского дома и учреждения профессионального образования, заключены «Соглашения» по постинтернатной адаптации выпускников. Специалисты службы посещают выпускников по месту их учебы (уроки теоретического и производственного обучения) с целью контроля успеваемости, посещаемости, жизнеустройства в общежитии.  В случаях отказа от дальнейшего обучения, прогулов, опозданий, специалисты службы выявляют причины нежелания учиться, проводят индивидуальные беседы, направленные на восстановление интереса к обучению, принимают участие на «Совете профилактики правонарушений» в учебных заведениях, на совете общежития. В случае изменения интересов к профессии, смене места жительства служба оказывает содействие в переводе в желаемое учебное заведение и в получении профессии, которой хочет обладать выпускник. Служба оказывает содействие в организации производственной практики с последующим трудоустройством на платежеспособном предприятии.

      В процессе обучения специалисты проводят беседы с выпускниками детского дома с целью мотивации их к получению следующей ступени образования и оказывают содействие в этом.

       Основные направления усилий по содействию в интеллектуальном развитии выпускников реализуются через включение выпускника в культурную и образовательную среду, развитие его интеллекта за счет приобщения к чтению, посещению театров и музеев.

6.Особенности управления сопровождения выпускников

интернатных учреждений.

       Специалистами  создана система сбора, обработки, хранения информации по работе с выпускниками детского дома: нормативно-правовая база, диагностические методики, методические материалы. Банк данных содержит материалы по теоретическим и практическим аспектам управления. Отслежен мониторинг работы по данным направлениям, произведен анализ работы, намечены конкретные пути совершенствования работы по постинтернатному сопровождению выпускников.

       В кабинете  имеется компьютеры, в которых находится вся оперативная объективная информация: комплексно-целевая программа до 2017 года,  информация о выпускниках детского дома, диагностический материал, локальные акты, что позволяет своевременно и правильно принимать управленческие решения. Все планы взаимосвязаны и нацелены на выполнение поставленных задач. По итогам реализации планов составляются аналитические справки, которые обсуждаются на педагогических советах, совещаниях при директоре.

       Одна из важных задач управленческой системы - совершенствование работы по сопровождению, поиск новой системы учета достижений, проведение педагогического эксперимента, внедрение новых программ.

       Разработана и действует система взаимодействия директора детского дома с соц.педагогами детского дома, отработана система взаимодействия с выпускниками, с их родителями и родственниками, социумом.

       Аналитико-методическая деятельность службы.

       Работа любого подразделения невозможна без постоянного повышения квалификации специалистов, участвующих в работе, анализа результатов деятельности и внесения изменений в методики на основе данного анализа.

       В рамках службы постинтернатного сопровождения специалисты службы участвуют в различного уровня семинарах, научно-практических конференциях, посещают методические центры, разрабатывают сопроводительную документацию.

       Работа службы постоянно корректируется с учетом диагностики выпускников, для чего проводиться анкетирование, изучение социальной компетентности выпускников, диагностика профессиональной направленности личности и профпригодности воспитанников и выпускников детского дома. Педагогический мониторинг носит характер совместной аналитической деятельности администрации и специалистов сопровождения, что способствует целенаправленной деятельности.

       В кабинете формируется информационно-методический центр (распространение положительного опыта, собирается методическая литература, видеоматериал).

Критерии оценки эффективности системы.

       В основе проекта лежит направленность на интересы выпускников, решение круга вопросов, напрямую затрагивающих их жизнь, их прямое участие в разработке планов мероприятий, маршрутов сопровождения с учетом собственных интересов, делает проект привлекательным для выпускников. Темы бесед, доступность информации и смысловая направленность, проводимых мероприятий согласовываются с выпускниками, а культурно-массовая деятельность, игровые, сюжетно-ролевые формы проводимых мероприятий, их современное материально-техническое оснащение увеличивают степень привлекательности для выпускников. Участие выпускников в организации мероприятий позволяет проявлять самостоятельность и повышает самооценку.

       Критерии успеха достижения цели проекта можно легко оценить по нескольким факторам, в частности наличие и ступень образования выпускников, постоянной работы и продолжительность работы на последнем месте, состояние жилья, наличие собственной семьи и постоянность отношений, порядок проведения досуга, экономическое состояние, активность в обществе. По данным факторам можно оценить:

  • Развитее чувства психологической защищенности и комфорта.
  • Осознанное принятие и выполнение общественных норм поведения, общения.
  • Позитивные изменения в развитии личности (включение в социально-полезную деятельность, стремление развивать свои склонности и способности, самоконтроль поведения, самостоятельное планирование и занятие личностно-значимыми видами деятельности).
  • Самостоятельное принятие решения и ответственность за него.
  • Активность, целеустремленность, работоспособность.
  • Саморазвитие личности, повышение самооценки и уверенности в своих силах.
  • Профессиональное самоопределение.
  • Умение адекватно реагировать в кризисных ситуациях.
  • Благоприятный социальный статус в учебном заведении и по месту работы.
  • Психологическая готовность к созданию семьи, рождению и воспитанию ребенка.

Список используемой литературы

  1. И. А. Бобылева. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. – 176 с. – (Ребенок-сирота: семейное жизнеустройство и социализация). Москва 2007.
  2. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 560 с.
  3. Семья Г.В., Зайцева Н.Г., Худенко Е.Д., Романовская К.В. Технология постинтернатной адаптации подростков. – М., 2009 – 196 с.
  4. Пережогин Л.О., Вострокнутов Н.В., Абрядина О.В., Кальянов И.В., Спирина И.А., Корнева Т.А. основы психотерапевтической и психокоррекционной работы с семьей и детьми «группы риска». Метод. Материалы./ Под ред. Е.Д. Худенко. – М., 2007 – 143 с.
  5. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. справочник психолога средней школы. Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 510 с.
  6. Жилищный кодекс Российской Федерации. – Москва: Издательство «Омега-Л», 2007. – 108 с.
  7. Психодиагностика личности от А до Я /автор-составитель Г.И. Колесникова. –
  8. Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 314 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Учитывая важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускнико...

Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Ровесники.ру/Москва"

Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18-23 лет.Программа адаптирована, для в...

Опыт работы воспитателя интерната Няч О.А. "Постинтернатное сопровождение выпускников школы - интерната"

В работе описываются проблемы социализации выпускников школы - интерната и пути их решения....

Программа постинтернатного сопровождения выпускников ЦПД

Проблема социализации воспитанников актуализировалась, потому что, в условиях кризиса на экономическом рынке  России развивается непростая ситуация, кроме того сама система жизнеобеспечения детей...

Жизнеустройство и постинтернатное сопровождение выпускников ЦПД.

Получая статус «оставшегося без попечения» (в результате сиротства, в том числе социального), ребёнок переходит на полное государственное обеспечение. Государство является гарантом обеспеч...

Работа по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома

Методический материал может быть полезен воспитателям интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....

Программа постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь б...