Программа постинтернатного сопровождения выпускников ЦПД
рабочая программа на тему

Крюкова Валентина Леонидовна

Проблема социализации воспитанников актуализировалась, потому что, в условиях кризиса на экономическом рынке  России развивается непростая ситуация, кроме того сама система жизнеобеспечения детей в центрах работает против выпускников при выходе из него. Выпускники, оставшись один на один с жизненными проблемами, оказываются неспособными самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Жизнь детей-сирот в условиях государственного учреждения, лишенных родительского внимания и любви, приводит к нарушению взаимодействия ребенка с социальной средой. Это проявляется в  слабой адаптации выпускников к самостоятельной жизни, психологических трудностях в создании полноценной счастливой семьи. Необходима специально организованная помощь - подготовка к самостоятельной жизни, осуществляемая внутри учреждения, и последующее попечение воспитанников, покидающих стены учреждения,  в начале их самостоятельной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа постинтернатного сопровождения

 выпускников ГОБУ ЦПД

Составитель:

В.Л. Крюкова,

социальный педагог

 

Пояснительная записка

 

Состояние воспитанников центров, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Дело в том, что, несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей. Реализация данного выбора затруднена прежде всего отсутствием у этих детей близких людей, заинтересованных в их судьбе.

Выпускник центра помощи детям находится чаще всего в состоянии психологического стресса. Объясняется это тем, что в учреждении позиция ребенка-сироты носила в значительной мере «объектный» характер, о нем заботились, его обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения характер позиции этого же ребенка нормативно становится «субъектным». Он сам должен обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Иначе говоря, выпускнику центра фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство, поскольку отсутствуют преемственность, опыт для подражания. Можно сказать, что выпускник на какое-то время оказывается «вытолкнутым» из учреждения и «не встроенным» в новую социальную структуру. В итоге перед ребенком-сиротой стоят две насущные задачи:

1) перейти на самостоятельное жизнеобеспечение;

2) выстроить границы своего нового жизненного пространства.

Анализ проблем выпускников показывает, что они являются следствием тех недостатков, которые до сих пор имеют место в деятельности интернатных учреждений. Это иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах; трудности в общении там, где оно свободно, произвольно, где требуется строить отношения; инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы; перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения и пр.

Возникает вопрос: каковы факторы, препятствующие успешной социализации воспитанников центров помощи детям?

1. Это неопределенность их социального статуса. Дети-сироты лишены семьи, а после ухода из учреждения они лишаются и «принадлежности» к своему учреждению.

2. Здоровье воспитанников. Большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья и психического развития. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии этих детей нередко осложняется нарушениями в эмоционально-волевой сфере и поведении.

3. Особенности психического развития. По мнению многих специалистов, особенности психического развития воспитанников, особенно в подростковом возрасте, проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Искажения в общении со взрослыми лишают детей-сирот важного для их психологического благополучия переживания своей значимости и ценности для других и одновременно переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к нему.

4. Формирование личности. Большое значение для формирования личности воспитанников имеют стремления, желания, надежды, то есть отношение к своему будущему. Однако, как показывает практика, для них характерно жить сегодняшним днем, важны ближайшие конкретные планы, а не отдаленное будущее. Если же перспективные планы и намечаются, то они не заполнены реальным содержанием. Неуверенность в себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки – воспитанники не ориентированы на совершенствование своего образовательного уровня, на приобретение профессии, зачастую не знают, что для этого необходимо делать. Они рассчитывают на общество, государство и других попечителей. В результате у выпускников центров формируются боязнь внешнего мира, недоверие к нему.

К примеру, на вопрос «чего ты больше всего боишься в жизни?» чаще всего встречаются такие ответы: «боюсь остаться без жилья», «боюсь стать никому не нужным», «боюсь, что у меня не сложится жизнь и попаду в тюрьму», «боюсь одиночества» и т. п.

5. Усвоение норм и ценностей. Чтобы молодой человек успешно вошел в жизнь, он должен знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь соответствующие навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир.
 Дети, воспитывающиеся в учреждении и обучающиеся в общеобразовательной школе, как правило, учатся на «3» и «4», а 18% не успевают по многим предметам. Интерес к учению проявляют лишь 45% воспитанников. По мнению самих воспитанников, их учебе мешают лень, недостаток знаний за прошлые годы, а нередко и просто нежелание учиться. По данным проведенных нами опросов, по окончании базовой школы (9-летка) продолжить обучение в школе, профессиональном училище или колледже желают до 90% воспитанников. В то же время свыше 9% респондентов не задумываются об этом. Большинство выпускников центров (60%) не считают уровень образования решающим фактором в жизни.

  1. Уверенность в будущем. Доказано, что устремленность в будущее оказывает позитивное влияние на формирование личности растущего человека только тогда, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим. Как показывают исследования, с уверенностью и оптимизмом в будущее смотрят лишь 13,6% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Примерно столько же испытывают страх перед будущим или пессимизм. Многие дети – воспитанники центров (73%) сомневаются в том, что их жизнь сложится благополучно.

Проблема социализации воспитанников актуализировалась, потому что, в условиях кризиса на экономическом рынке  России развивается непростая ситуация, кроме того сама система жизнеобеспечения детей в центрах работает против выпускников при выходе из него. Выпускники, оставшись один на один с жизненными проблемами, оказываются неспособными самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Жизнь детей-сирот в условиях государственного учреждения, лишенных родительского внимания и любви, приводит к нарушению взаимодействия ребенка с социальной средой. Это проявляется в  слабой адаптации выпускников к самостоятельной жизни, психологических трудностях в создании полноценной счастливой семьи. Необходима специально организованная помощь - подготовка к самостоятельной жизни, осуществляемая внутри учреждения, и последующее попечение воспитанников, покидающих стены учреждения,  в начале их самостоятельной жизни.

 

Общая цель программы -  развитие системы постинтернатной адаптации после выпуска из учреждения.

Конкретной целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников для успешной независимой  самостоятельной жизни.

 

Задачи:

 

-подготовка выпускников центров к самостоятельной жизни в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защиты своих прав, ответственности за неисполнение возложенных на граждан обязанностей;

-формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение;

-овладение детьми знаниями, умениями и навыками эффективного поведения;

-вооружение юношей и девушек основами знаний о брачно-семейных отношениях, потребностью в создании семьи, готовностью к вступлению в брак, умению правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей.

 

Основными направлениями программы являются:

-развитие  новых  моделей  действий,  а  также  форм  и методов  работы последующего попечения выпускников;

-повышение  роли  близких людей,  других  граждан, общественных  организаций  в  области  поддержки выпускников детских домов в начальный период самостоятельной жизни.

 

Формы и методы работы:

-проведение обучающих семинаров для специалистов и волонтеров;

-разработка и апробация Индивидуальных планов сопровождения выпускников;

-организация социальных гостиных при центрах помощи детям;

-организация ремонта жилья для выпускников;

-трудоустройство выпускников;

-содействие в восстановлении связей с кровными родственниками;

-организация школы молодых мам;

-  реализация программ:

-   по социализации и жизнеустройству воспитанников;

-  по постинтернатной адаптации выпускников.

ежегодные встречи с успешными выпускниками (обмен опытом);

помощь в оформлении документов (паспортов медицинских полисов, ИНН и т.д.), регистрации браков, социально-правовая защита выпускников. 

 

Ожидаемый результат программы:

В ходе реализации программы необходимо разработать систему постинтернатного сопровождения выпускников и апробировать её на базе центра помощи детям. Провести семинары для специалистов и педагогов по планированию сопровождения выпускников,  устройству выпускников в профессиональные учебные заведения, организации взаимодействия специалистов, участвующих в сопровождении выпускника.

Разработать и реализовать программы  для выпускников учреждения:

-   по социализации и жизнеустройству воспитанников («Навстречу взрослой жизни»);

-   по постинтернатной адаптации выпускников («Наше будущее»).

Результатом работы  программы является организация последующего попечения поле выпуска из центра помощи детям. Внедрить технологии составления и реализации индивидуального плана выпускника. Специалистами социально-психологической службы «Лебедянского центра помощи детям» разработать индивидуальную программу сопровождения выпускника, журнал постинтернатного сопровождения. Вести мониторинг социализации жизнеустройства выпускников.

На базе учреждения совместно со специалистами открыть «Школу молодых мам» для выпускниц, что явилось основой хороших отношений в молодой семье.

На базе центра помощи детям принимать выпускников во время каникул, в выходные и праздничные дни и оказывать социальную и психологическую поддержку молодым людям в начале самостоятельной жизни.

Благодаря таким формам поддержки, наши выпускники получат шанс стать полноправными членами общества и достойными гражданами.

 

ЧАСТЬ I.

 

Понимая всю сложность положения своих выпускников, администрация и пед. коллектив центра старается оказать им помощь и психологическую поддержку к выходу в самостоятельную жизнь. Одной из форм такой поддержки является снабжение воспитанников памятками для будущей жизни (перечень необходимых документов, уход за жильем, планирование бюджета и т.п.).

В настоящее время в учреждении разработаны и реализуются различные программы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни. Они направлены на формирование у детей готовности к преодолению трудностей социализации, расширению границ собственного пространства жизнедеятельности, самоопределение, овладение полоролевым поведением и т.д. Такие программы социальной адаптации выпускников центра включают довольно разнообразное содержание: обучение навыкам ведения домашнего хозяйства, умению самостоятельно обслуживать себя, умению навести порядок и создать уют в доме, умение пользоваться разными инфраструктурами, навыкам экономического поведения и т.п. Особым видом работы является подготовка выпускников к созданию собственной семьи и семейной жизни. Однако подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот не всегда понимается педагогами интернатных учреждений как подготовка к индивидуальной жизни, не направлена на преодоление противоречия между коллективной формой жизни в условиях учреждения и индивидуальным ее характером за его пределами.

На наш взгляд, под уровнем готовности к самостоятельной жизни и деятельности выпускников центров необходимо понимать следующую их совокупность:

– социальная готовность (сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, организации самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу);

– трудовая готовность (сформированность общих житейских умений и навыков, готовность к бытовому труду, труду в домашнем хозяйстве, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности);

– морально-волевая (психологическая) готовность (самооценка, чувство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рынка);

– физическая готовность (формирование индивидуального стиля здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду, различным видам деятельности).
 Каковы основные направления формирования готовности выпускников центров помощи детям к самостоятельной жизни и деятельности? Как нам представляется, их два:

1)  развитие индивидуальности и становление идентичности, выработка индивидуальной жизненной стратегии, предоставление возможностей и условий для самопознания;

 

2) овладение структурой деятельности и профориентационная подготовка, представляющие собой формирование навыков постановки целей, выбора средств для их достижения, планирования, оценки результатов; формирование представлений о будущей профессии, осуществление профессиональных проб, оказание помощи в профессиональном самоопределении; формирование устойчивых интересов к труду, представлений о необходимости труда в жизни человека, воспитание трудолюбия и развитие работоспособности.

Средством формирования у воспитанников способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей как в группах в самом учреждении, так и за его пределами. Основу такой деятельности составляют ситуации, когда ребенок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, учиться легко и быстро ориентироваться в новых условиях, гибко реагировать на воздействия внешней среды, осваивать разные социальные роли. При этом важно учитывать, что в реальной жизни ситуации выбора нередко возникают стихийно.

К числу условий подготовки воспитанников к самостоятельной жизни следует отнести:

– создание развивающей среды и адаптивной системы образования;

– коррекционно-развивающую работу (интеллектуальные и когнитивно-эмоциональные процессы, формирование навыков общения), которая включает в том числе социальную адаптацию;

– развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных возможностей;

– предоставление опыта самостоятельного проживания до выпуска из центра и после выпуска;

– пролонгированный характер сопровождения после выпуска.
 С педагогической точки зрения важно иметь показатели успешности реализации названных выше условий. Такими показателями, на наш взгляд, могут являться:

– сформированность у воспитанников способности к самостоятельному принятию решений;

– овладение ими структурой деятельности для реализации принятого решения;

– развитость чувства ответственности за свои действия.

Данные показатели могут быть достигнуты лишь при осуществлении ряда условий.

1. Комплексная диагностика и реабилитация детей, которая включает в себя индивидуальное формирование адаптивной готовности детей к жизненному и профессиональному самоопределению; поэтапное формирование личностно адаптированных установок отношения к себе как субъекту будущей жизни и профессиональной деятельности.

2. Создание в учреждении условий жизни и отношений между взрослыми и детьми, позволяющих каждому ощутить эмоциональный комфорт, снять напряженность и тревожность.

3. Создание широких возможностей для творческой и иной деятельности, способствующей максимальной реализации личностных и социально значимых способностей.

4. Развитие социальной и личностной мобильности, умение оценивать жизненную ситуацию и принимать в соответствии с этим адекватные решения.

5. Взаимодействие центра с учреждениями дополнительного образования.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что усилия педагогов должны быть направлены на:

– расширение социальных моделей поведения через включение детей в группы и деятельность, имеющую и предоставляющую иной социальный опыт и другие способы взаимодействия, которые становятся для воспитанников социальными образцами;

– учет и предоставление воспитанникам в содержании деятельности и взаимоотношениях четких и ясных путей перевода намерений и желаний в план конкретных действий;

– повышение самооценки как за счет ситуаций успеха, так и с помощью «позитивных социальных ярлычков»;

– включение детей в новые группы сверстников с целью отработки этапов адаптации, индивидуализации и интеграции с целью создания опыта такого взаимодействия;

– сочетание индивидуальных и групповых занятий;

– моделирование реальных социальных ситуаций, реализация которых может осуществляться не только на занятиях;

– учет возрастных особенностей детей, на которых рассчитана программа;

– моделирование ситуаций выбора, личной ответственности и личностной автономии.

Действующие и разрабатываемые проекты совершенствования работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, могут включать в себя и другие направления деятельности:

– развитие новых моделей учреждений для детей-сирот;

– создание в учреждении среды, близкой к семейной обстановке, предусматривающей не только внешние перемены (квартиры, разновозрастные группы), но и изменения во взаимоотношениях детей и взрослых, качественное разнообразие контактов в социальном окружении;

– внедрение методов и форм, обеспечивающих индивидуализацию процесса воспитания;

– внедрение здоровьесберегающих технологий в жизнедеятельность учреждений;

– расширение социального опыта воспитанников за счет разработки и внедрения инновационных технологий жизненного самоопределения личности в изменяющемся мире;

– предоставление ребенку-сироте личностно значимого образования;

– укрепление экономической самостоятельности учреждений;

– создание среды трудовой подготовки как основы жизненного самоопределения;

– разработка учреждением совместно с органами опеки и попечительства программ вхождения в самостоятельную жизнь и восстановления связей с семьей;

– внедрение новых форм управления в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– формирование новых подходов к содержанию и оценке педагогического труда в учреждениях для детей-сирот;

– установление и поддержание связей с научными учреждениями и коллективами в целях изменения форм и методов научно-методической работы.

 

ЧАСТЬ II.

 

Судьбы выпускников центров помощи детям во многом зависят от той помощи и поддержки, на которую они могут рассчитывать после ухода изучреждения. Можно упрекать центры в недостаточной подготовке своих воспитанников к самостоятельной взрослой жизни, можно и нужно искать пути совершенствования системы воспитания детей в условиях детского учреждения , но нельзя рассчитывать на то, что к моменту выпуска из него его воспитанники будут в полной мере подготовлены к самостоятельному решению взрослых проблем.

В этой связи возникает необходимость в наличии эффективной системы сопровождения выпускников центра на этапе их социальной адаптации. Этот этап нельзя жестко нормировать, ибо у разных молодых людей продолжительность периода социальной адаптации различна, но в любом случае он измеряется годами.

  Проблема социализации воспитанников актуализировалась, потому что, в условиях кризиса на экономическом рынке  России развивается непростая ситуация, кроме того сама система жизнеобеспечения детей в центрах работает против выпускников при выходе из него. Выпускники, оставшись один на один с жизненными проблемами, оказываются неспособными самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Жизнь детей-сирот в условиях государственного учреждения, лишенных родительского внимания и любви, приводит к нарушению взаимодействия ребенка с социальной средой. Это проявляется в  слабой адаптации выпускников к самостоятельной жизни, психологических трудностях в создании полноценной счастливой семьи. Необходима специально организованная помощь - подготовка к самостоятельной жизни, осуществляемая внутри учреждения, и последующее попечение воспитанников, покидающих стены учреждения,  в начале их самостоятельной жизни. 

В «Лебедянском центре помощи детям» создан отдел постинтернатного сопровождения выпускников. На основе изучения потребностей детей-сирот из числа выпускников, опыта социальных служб учреждений государственной поддержки детства, было выявлено, что в процессе сопровождения важно развивать социально-значимую, активную позицию непосредственно самого выпускника, поддержку его близкими людьми, а также профессиональные навыки специалистов, занимающихся социализацией и постинтернатной адаптацией выпускников. 

 Специалистами отдела была разработана программа по организации сопровождения выпускников «Лебедянского центра помощи детям» на основании Программы Министерства образования РО мониторинга социализации и жизнеустройства воспитанниковцентров.  Разработано Положение по сопровождению выпускников.

Администрацией центра и сотрудниками  отслеживается  жизнеустройство выпускников и в случае необходимости ходатайствовать о предоставлении льготного социального жилья, предоставлении общежитий, определении в армию, поступлении в средние и начальные учебные заведения РФ.

Выпускники в первую очередь поступают в учебное заведение:, среднего и начального профессионального обучения.

Отделом по сопровождению выпускников создан  банк данных по выпускникам.

Ежегодно проводится мониторинг успешности адаптации выпускников. Собирается информация о личностном и профессиональном самоопределении выпускников, их правовой защищенности и численности.   
Работа сотрудников идет по двум  направлениям:

а) теоретическое (обучающее) -  творческая группа занимается выявлением актуальных проблем, поиском новых форм работы с сиротами, способствующих успешному обучению в образовательных учреждениях среднего и начального звена.

б) практическое – мониторинг адаптации и социальное становления выпускников, организация праздничных вечеров, дней рождений, индивидуальных встреч.

Сотрудники и администрация взаимодействуют  с общественными организациями города в вопросах помощи и поддержки адаптации выпускников.

Наиболее значимым результатом работы явилась разработка технологий составления и реализация индивидуального плана сопровождения выпускникацентра, позволяющего проводить личностно – ориентированную педагогическую помощь и поддержку воспитанников по выходу из него.

 

ЧАСТЬ III.

 

Система постинтернатного сопровождения выпускников

1 этап

подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в стенах центра (не менее чем за 2 года до выпуска)

 

 Задачи первого этапа:

  создание у детей определенного запаса жизненных умений и навыков, а так же правовых знаний;

  формирование умений, позволяющих самостоятельно реализовать свои жизненные планы.

 

 2 этап

сопровождение выпускника в постинтернатный период

 

 Задачи второго  этапа:

 - установление с выпускниками эмоционально – смысловых связей, направленное на повышение уровня самостоятельности;

 - формирование адекватного понимания своих перспектив профессионального и личностного роста;

  - анализ жизнедеятельности и разработка предложений по социально – психологической коррекции  опыта выпускников.

 

  1 этап  - подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в стенахучреждения.  Работа начинается  не менее чем за 2 года до выпуска и включает в себя:

Психолого – педагогическое сопровождение:

  создание развивающей среды, формирование позитивного опыта эмоциональных воздействий через расширение воспитательного пространства,

  составление и реализация индивидуальной программы сопровождения.

Социально – правовое сопровождение:

  формирование социальной адаптации, правовой грамотности и психологической устойчивости к непредвиденной  ситуации,

  трудовая адаптация,

  подготовка к будущей профессиональной деятельности.

Составление маршрута постинтернатной адаптации:

  проведение психолого – педагогической и медико – социальной экспертизы,

  разработка «социальной карты».

  сбор информации об учебных заведениях, местах работы,

  оптимальный выбор учебного заведения или места работы,

  составление плана взаимодействия центра и учебного заведения, определение «зон ответственности»,

  составление плана организации взаимодействия  центра и выпускника,

  создание «информационного поля» постинтернатной адаптации для выпускника. 

Основополагающей задачей подготовки воспитанников к самостоятельной жизни является обучение всему тому, что им потребуется после выхода из учреждения, чтобы вступление  в «большую жизнь не превратилось в тяжкое испытание из – за неприспособленности к самостоятельной жизни». Поэтому педагогический коллектив  центра стремится воплотить в практику мысль К. Д. Ушинского: «Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портиться голова, сердце и нравственность».

Главным средством подготовки воспитанников к самостоятельной жизни  является разнообразная по содержанию, формам, способам организации деятельность, как в самом учреждении, так и вне его. Основу этой деятельности составляют ситуации, когда ребенок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя  и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, быстро адаптироваться в новых условиях, осваивать различные социальные роли. Важными  условиями психолого – педагогического сопровождения в этот период являются:

  • создание развивающей среды, формирование позитивного опыта  эмоциональных   взаимодействий, через расширение воспитательного пространства, которое достигается за счет закрепления за каждым воспитанником  индивидуального  попечителя, шефствующего  сотрудника, ответственного  воспитателя .Они включаются в воспитательный процесс путем планирования совместной программы сопровождения, где определена роль каждого.  Приглашение социума  в учреждение на день рождения ребенка, праздники,  различные мероприятия (семейные часы, спортивные конкурсы), а так же  выход ребенка в семьи этих взрослых способствует созданию надежного тыла, формированию у детей правильной ориентации в жизненных ситуациях и обогащению эмоционального мира;  
  • коррекционно – развивающая работа с детьми, которая включает развитие личности ребенка с максимальным использованием  его реабилитационного потенциала и компенсаторных возможностей, коррекцию интеллектуальных и когнитивно – эмоциональных процессов, формирование навыков общения, адекватной самооценки, развитие индивидуальности и становление идентичности (реализация индивидуальной программы сопровождения.

 

Социально – правовое сопровождение 1 этапа включает в себя:

  • работу по: «Оказание педагогической помощи воспитаннику в адаптации к условиям социальной среды через расширение воспитательного пространства» ,которая предусматривает деятельность по формированию социальной адаптации, психологической устойчивости к непредвиденным ситуациям, правовой грамотности; 
  • трудовую адаптацию, предполагающую  включение воспитанника в активную трудовую деятельность, формирование общих житейских умений и навыков, освоение бытового труда, труда в домашнем хозяйстве;
  • подготовку к будущей профессиональной деятельности (вырабатывается индивидуальная жизненная стратегия, предоставляются  возможности и условия для самопознания,  формируются представления о будущей профессии, оказывается помощь в профессиональном самоопределении) и  адекватное понимание своих профессиональных возможностей.

 

   Миссия социального педагога заключается в передаче максимума правовых знаний, необходимых в возникающих ситуациях, отработке правильных стратегий поведения, экономного расхода денежных средств и правильного планирования расходов.

Для реализации этих задач с воспитанниками планируются  покупки, которые затем приобретаются самими  воспитанниками.

Деятельность воспитанников, сформированность у них житейских умений и навыков, которым предстоит выход из стен центра, отслеживаются ежемесячно социальным педагогом,  при необходимости другими службамицентра, попечителем. 

 

Пути отслеживания динамики развития воспитанника   (оценка эффективности работы) происходит по следующей схеме:

  • беседы с учителями, попечителями, шефствующим сотрудником;
  • измерение параметров теоретических знаний воспитанников (анкетирование, тестирование);
  • измерение параметров практических умений и навыков  культуры общения, поведения,  экономики и бережливости, правовых,  бытовых навыков (экзамен по труду, наблюдение: сознательное выполнение норм поведения, внешний вид, отношение к порученному делу, отношение к обучению и т.д.).

Ежегодно составляется  маршрут постинтернатной адаптации, который проводит:

  • разработка «социальной карты», которая содержит информацию о личностном развитии выпускника; 
  • сбор информации об учебных заведениях, местах работы, согласно заключения экспертизы, с учетом потребностей и возможностей выпускника. Информацию собирает социальная служба центра совместно  со службой занятости;
  • оптимальный выбор учебного заведения или места работы;
  • создание «информационного поля» постинтернатной адаптации для выпускника (готовится рекомендательная папка всех служб учреждения (инструктора по труду подбирают советы по приготовлению пищи, обустройству жилища, социальный педагог – необходимую правовую документацию, психолог –советы по общению с другими людьми, приемы саморегуляции)).

Заключительное мероприятие данного этапа -  проведение традиционных    проводов  выпуска  изучреждения,  с вручением символа упорства в достижении намеченных целей – калача, с наставлением в трудную минуту надкусить его. Бывая в общежитиях детей, на самом видном месте видишь эту семейную реликвию, чувствуешь, как бережно хранится этот калач и каждый рассказывает о своем отношении к нему, что очень трогательно. Выпускники пишут отзывы о центре и сочинения «Каким я буду через 5 лет». Здесь же имена выпускников вносятся в «Древо жизни детского дома», предназначение которого – сохранение памяти о выпускниках всех лет, где отслеживается весь их жизненный путь.

На втором этапе-  сопровождение выпускника в постинтернатный период, выделяется следующий алгоритм работы:

Адаптационный период:

  передача «социальной карты» в учебное заведение (куратору) или специалисту органа опеки и попечительства,

  составление плана взаимодействия центра и учебного заведения,

  установление постоянного эмоционального контакта с шефствующим педагогом,

  оказание помощи в организации совместной деятельности куратора учебного заведения и выпускника, направленной на постепенное повышение уровня самостоятельности,

  анализ трудностей адаптационного периода,

Взаимодействие центра помощи детям и учебного заведения, согласно структуры:

  реализация плана взаимодействия,

  отслеживание сформированности  жизненных компетенций (мониторинг).

Взаимодействие центра помощи детям и выпускника, вступившего во взрослую жизнь:

  психолого – педагогическая помощь, 

  социально – правовая помощь и поддержка в трудных жизненных ситуациях,

  мониторинг. 

 

 Технология реализации 1 этапа.

 

 После определения выпускников в учебные заведения ведется журнал постинтернатного сопровождения, который ведется до 23 летнего возраста, куда отмечаются основные изменения его жизнедеятельности .

Адаптационный период длится примерно 6-8 месяцев и является решающим в  самоопределении  выпускника. От того,  как его примут  и помогут в этот период в учебном заведении, будет зависеть  дальнейшая судьба. Важным моментом для успешной адаптации является установление постоянного эмоционального контакта шефствующего педагога и выпускника.  Взаимодействие происходит в форме переписки и телефонной связи с ребенком (каждую неделю), соц. педагогом, воспитателями, психологом, медицинскими работниками центра, общежития (еженедельно), несколько раз в год посещается учебное заведение, общежитие или квартира, где проживает выпускник. Все эти мероприятия проводятся в рамках плана взаимодействия. Детей всегда тепло встречают вцентре, организуя встречи с детьми, с сотрудниками.   С выпускниками, приезжающими вцентр,  проводятся «круглые столы», дискуссии на волнующие воспитанников вопросы.

По сравнению с прошлым годом отмечается улучшение по следующим жизненным вопросам:

  • сформированность представлений о смысле жизни,
  • стремление к благополучию, созданию семьи,
  • самостоятельность,
  • комфортность жилья,
  • интерес к будущей профессии,
  • правильная самооценка,
  • умение общаться и брать на себя ответственность.

Проблемными остаются:

  • не соблюдение дистанции в общении,
  • склонность к вредным привычкам.

В зависимости от уровня социальной адаптированности работа по сопровождению приобретает индивидуальный характер. То есть, выпускники, проявляющие активную жизненную позицию, переводятся на самоконтроль, и общение с ними заключается в ознакомлении с их успехами и достижениями, жизненными планами.

  В Центре разработана структура  взаимодействия на уровне служб с выпускниками, вступившими во взрослую жизнь.

На этом этапе организуется систематический контроль жизнедеятельности. С детьми ведется переписка, поддерживается телефонная связь. При необходимости оказывается помощь в трудоустройстве, решении бытовых проблем.

 

Критерии  оценки эффективности системы.

 

Критерии успеха выпускников:

  • развитие чувства психологической защищенности и комфорта,
  • осознанное  принятие и выполнение общественных норм поведения, общения,
  • позитивные изменения в развитии личности (включение в  социально –полезную деятельность, стремление развивать свои склонности и способности, самоконтроль поведения, самостоятельное планирование и занятие личностно – значимыми видами деятельности),
  • самостоятельное принятие решения и ответственность за него,
  • активность, целеустремленность, работоспособность,
  • саморазвитие личности, повышение самооценки и уверенности в своих силах,
  • профессиональное самоопределение,
  • умение адекватно реагировать в кризисных ситуациях,
  • благоприятный социальный статус в учебном заведении и по месту работы,
  • психологическая готовность к созданию семьи и рождению ребенка.

 

 Критерии успеха социального педагога:

 

  • оптимизация деятельности
  • увеличение количества выпускников успешно адаптировавшихся в обществе
  • оценка деятельности воспитанниками, выпускниками, социумом, органами управления образования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В целях создания системы постинтернатного сопровождения выпускников, повышения эффективности процесса их социальной адаптации необходимо:

-  создавать нормативно-правовую базу для постинтернатного сопровождения выпускников;

-  совершенствовать работу образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: создавать в учреждениях условия пребывания детей, максимально приближенные к семейным; внедрять программы подготовки к самостоятельному проживанию, программы личностного и профессионального самоопределения, правового просвещения воспитанников и др.;

-   создавать в регионе службы и специализированные учреждения, реализующие различные модели постинтернатного сопровождения;

-  создавать межведомственные региональные структуры, координирующие работу по управлению системой постинтернатного сопровождения;

-  создавать научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение системы постинтернатного сопровождения выпускников;

-   разрабатывать и утверждать стандарты качества услуг по сопровождению выпускников;

-  использовать опыт работы других регионов по поддержке выпускников;

-  вести в сотрудничестве со средствами массовой информации просветительскую работу, направленную на демонстрацию положительного опыта социальной адаптации выпускников;

-  рассмотреть возможность разработки научно-методического комплекса, направленного на повышение квалификации и переподготовку специалистов, осуществляющих деятельность по постинтернатному сопровождению выпускников.

  Создание системы постинтернатной адаптации выпускников является крайне важной и неотложной задачей государства и общества. Поэтапное создание системы уже на ранних стадиях организации позволит:

1. Сохранить у подростов потенциал к социальной адаптации, накопленный за период пребывания в Центре помощи детям. Благодаря линии преемственности реабилитационной работы в постинтернатный период, подросток не потеряет, а усилит свой потенциал достойного гражданина.

2. Обеспечить реальную отдачу от финансовых затрат государства на содержание воспитанников в учреждениях.

3. Обеспечить профилактику правонарушений и стабилизацию социального климата.

4. Повысить социальный статус Центра помощи детям в глазах общественности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Учитывая важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускнико...

Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Ровесники.ру/Москва"

Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18-23 лет.Программа адаптирована, для в...

программа по постинтернатному сопровождению выпускников.

Программа по постинтернатному сопровождению выпускников была утверждена на педсовете  ГБОУ РМ " Ялгинский детский дом школа" 28.08.2015году до 2017 года....

Опыт работы воспитателя интерната Няч О.А. "Постинтернатное сопровождение выпускников школы - интерната"

В работе описываются проблемы социализации выпускников школы - интерната и пути их решения....

Жизнеустройство и постинтернатное сопровождение выпускников ЦПД.

Получая статус «оставшегося без попечения» (в результате сиротства, в том числе социального), ребёнок переходит на полное государственное обеспечение. Государство является гарантом обеспеч...

Программа постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь б...

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников Верхневилюйского центра содействия семейному воспитанию имени И.И.Седалищева

Пояснительная запискаВ число наиболее актуальных задач, стоящих как перед органами государственной власти и местного самоуправления, так и интернатными учреждениями, входит задача совершенствования си...