Методическая брошюра "Применение в работе инновационно-обучающей компьютерной программы на основе технологии БОС-ЗДОРОВЬЕ"
материал

Мухина Елена Николаевна

Метод "БОС-Здоровье" высокоэффективный немедикаментозный способ реабилитации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyurka_bos_zdorove_-_kopiya.doc1015.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основа методики — уникальный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС), выработанный по методу БОС. Этот тип дыхания известен в России и за рубежом как дыхание по методу Сметанкина А.А. 
Достижения в области медицины, физиологии и электроники позволили создать базу для принципиально нового направления в исправлении нарушенных функций организма методом биологической обратной связи (БОС). Метод БОС определяется как произвольное волевое управление функциями организма с целью их совершенствования в норме и коррекции при патологии посредством электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы. Дыхание–важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Для тренировки правильного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца используются датчики частоты сердечных сокращений (ЧСС), прибор обратной связи, который называется преобразователем биоэлектрических сигналов –ПБС. С его помощью ПБС получает информацию о работе сердца и дыхания. При этом ими используется навык диафрагмально-релаксационного дыхания, а правильность выполнения упражнения контролируется с помощью компьютера.

Программа рассчитана на детей от 5 лет часто и длительно болеющих ОРЗ и гриппом. Программа БОС проводится как индивидуально так и в группе оптимально до  4-х человек.

Цель программы БОС «Здоровье»:  Укрепление  и  оздоровление  часто  и  длительно  болеющих воспитанников на основе метода биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца.

Задачи:1.Формирование у детей нового типа дыхания - синхронизация фаз дыхания и работы сердца.2. Снижение заболеваемости и оздоровление организма ребенка.3.Обучение детей валеологическим знаниям.
Назначение :
—профилактика заболеваний дыхательной ,сердечно-сосудистой и нервной систем;
— предупреждение и защита от последствий стресса и психоэмоционального перенапряжения; 
— оздоровление организма, формирование навыков здорового образа жизни.

Показания: 
Медико-психолого-педагогические показания: 
— профилактическая  работа в дошкольных и школьных образовательных учреждениях;
— оздоровление группы часто и длительно болеющих детей;
— коррекция поведения (гиперактивность, дефицит внимания);
— улучшение концентрации внимания, памяти;
—повышение академической успеваемости;
— умение справляться со стрессом;
— адаптация к трудностям самостоятельной жизни;
— формирование навыков здорового образа.
 

Критерии ограничения и противопоказания на участие в занятиях..В этой программе не принимают участие дети:

1. Младше 4,5 лет.2. С повышенной судорожной готовностью и выраженным органическим поражением головного мозга.3. С сопутствующими  соматическими заболеваниями  в  фазе обострения.4.С острыми инфекционными заболеваниями.5.С диагнозом эпилепсия.6. С нарушениями сердечного ритма.

Этапы освоения диафрагмально-релаксационного дыхания
1. Обучение технике дыхания животом (диафрагмальное дыхание,проводится без сигналов обратной связи)

2. Выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС-БОС)   http://smetank.in/Htm_Rus/pict/zdor_datchik3_mini.jpg

1. Датчики ЧСС регистрируют частоту сердечных сокращений. 
В ходе урока здоровья (сеанса БОС) учащийся видит и слышит, как работает его сердечно-сосудистая и дыхательная системы
2. Компьютерный тренажер преобразует изменения в работе сердца (ДАС) в видимые и слышимые сигналы обратной связи.

http://smetank.in/Htm_Rus/pict/zdor_interface8_mini.jpg






Частота сердечных сокращений (ЧСС) на вдохе увеличивается:
цветовой столбик в окне программы нарастает, тональность звука повышается
ЧСС на выдохе уменьшается:
цветовой столбик опускается, тональность звука понижается
ЧСС ниже установленного порога — выдох сделан правильно!

окно программы свободно от цветового столбика, слышен “струнный звук”
3. Компьютерная игра, успех в которой зависит от правильности выполнения выдоха, помогает выработке навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

Игра - главное условие реализации технологии БОС. Игра – важнейший вид детской деятельности, путь детей к познанию мира. В детском возрасте игра является важнейшим средством образовательного и воспитательного процесса.
В компьютерной программе игровые занятия имеют продолжительность 7-10 мин. Занятие содержит чередование периодов отдыха (подборки слайдов в музыкальном сопровождении) и работы. Во время отдыха ребенок рассматривает слайды на экране монитора по определенной тематике, например, по темам «Природа», «Животные», «Транспорт». Слайды с релаксирующей музыкой в первую очередь помогают ребенку расслабиться, а также переключить свое внимание с периода работы – диафрагмального дыхания. Периоды отдыха длятся 1-2 минуты. Цикл занятий: «Здоровый окружающий мир» знакомит детей с окружающим миром, миром животных, растений, транспорта, явлениями природы. «Здоровая Азбука» помогает ребёнку познакомиться и изучить буквы родного алфавита. Дети совершают путешествие в мир букв и слов, учатся находить место буквы в слове, знакомятся с делением слов на слоги.

     

ГБУ ЦСРДИ и ДОЖ

«СОЛНЫШКО»

Биологическая обратная связь

БОС  «Здоровье»

«Сознательное управление механизмами здоровья, в частности диафрагмально-релаксационным дыханием при помощи биологической обратной связи»

А.А. Сметанкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения работе с музыкально-компьютерной программой Cubase

Данная методика составлена на основе собственного опыта, она состоит из нескольких разделов....

Рабочая программа УД "Основы технологии отделочных строительных работ"

Рабочая программа УД "Основы технологии отделочных строительных работ". Профессия Мастер отделочных строительных работ....

Программа по здоровьесберегающим технологиям и здоровому образу жизни "Мое здоровье" (для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста групп продленного дня)

Цель курса – формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помочь сд...

Организация лабораторных работ учащихся 8-х классов на основе технологии тьютерской поддержки.

В настоящее наше образовательное учреждение работает над реализацией опытно-экспериментальной программы по проблеме «Становление школы как образовательной системы личностно ориентированной направленно...

Методические рекомендации : " МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ "

Создание авторской образовательной программы – сложное и кропотливое дело, требующее не только опыта педагогической работы и высокой квалификации, но и реалистической самооценки своих возможностей. Ос...

Программа по применению технологий здоровьесбережения «Здоровье не купишь» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, оч...