Викторина "Азбука права"
методическая разработка (8, 9 класс)

Шеронова Светлана Павловна

Викторина "Азбука права" разработана для учащихся 8-9 классов с целью актуализации знаний о правах и обязанностях ребенка, воспитания законопослушного гражданина. Данное занятие вызывает интерес у детей, така как учащимся предлагаются задания: вопросы по основным документам Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, а также дети выделяют не только права, но и обязанности человека (ребенка); задание- отгадать как можно больше анаграмм; учащиеся обсуждают ситуации правового характера, в ходе которого дети предлагают свой вариант решения  проблемы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина «Азбука права»

Викторина разработана социальным педагогом МБОУ «Школа №27»

Шероновой Светланой Павловной.

 

Цель: актуализация знаний о правах и обязанностях ребенка.

Задачи:

- закреплять правовые и нравственные нормы, как основу поведения учащихся в повседневной жизни;

- учить сознательно выполнять гражданские обязанности;

- воспитывать  законопослушного гражданина;

- формировать уважительное отношение друг к другу.

Участники:

Учащиеся 8-9 классов (14-15 лет)

Оборудование: доска, карточки с заданиями, карточки с анаграммами, анкета.

Организация викторины: учащихся разделить на две, три команды.

Ход занятия.

Вступительное слово учителя.

      Здравствуйте, дорогие ребята! Наше занятие посвящено важной проблеме современного общества- правам, которыми обладает каждый человек.

1. Тематическая дискуссия.

 Учитель. Что такое право? (Ответы детей)

Право- это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

 Учитель. А как вы думаете? В каком документе можно ознакомиться с правами, свободами и обязанностями граждан нашего государства? Можно познакомиться в главном документе Российской Федерации. (Ответы детей).

 Учитель. Когда была принята Конституция РФ? (Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года).

 Учитель. Что такое Конституция? (Конституция – это основной закон государства).

2. Конвенция о правах ребенка.

  Учитель.  Кроме Конституции существует Конвенция о правах ребенка, в которой определено, что «Ребенком считается каждое человеческое существо до достижения 18- летнего возраста».

       В каком  году была принята международная Конвенция о правах ребенка? (Конвенция о правах детей была принята 20 ноября 1989 года).

       Какие же права записаны в Конвенции о правах детей? (Ответы детей)

    Учитель.  Каждый из вас имеет право на:

- Имя.

- Гражданство.

- Надлежащее питание.

- Бесплатное образование.

- Медицинское обслуживание.

- Здоровый рост и развитие.

- Защиту от  жестокости.

- Выражение своих мыслей.

Учитель.  Ребята, сегодня мы с вами поговорим не только о правах, но и поговорим об обязанностях. Защищая свои права, нельзя забывать  и о своих обязанностях. Что означает слово обязанность?

Обязанность- согласие исполнять определенные действия при определенных условиях. Обязанность- это регламентированные действия, возложенные на кого-нибудь и обязательные для выполнения.

Учитель. Ребята, давайте вместе назовем ваши обязанности как учащихся (Ответы детей учитель записывает на доске).

3. Далее учитель предлагает детям следующие задания.

1) Задание «Права и обязанности». Каждой команде раздаются карточки с правами и обязанностями, нужно  определить и закрасить на листочке права и обязанности человека. Обязанности закрасить красным цветом, а права – зеленым. Время на обдумывание- 5 минут. Наивысший балл- 5.

Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Право на отдых

Право на охрану здоровья

Право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду

Право родителей на заботу о детях и их воспитание

Право на образование

Право на имя

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в   образовательном учреждении, дома и в общественных местах.

соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц;

уважать государственные символы Республики;

защищать Отечество (воинская служба).

2) Задание: «Выделите неверное утверждение среди предложенных»

Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

ВЕРНО ЛИ, ЧТО:

1.Права - это то, что принадлежит каждому с самого рождения?

2.Права человека должны соблюдаться всегда и везде?

3.Права должны соблюдать только взрослые?

4.Каждый человек выбирает соблюдать права или нет.

5.Мы должны соблюдать права других и бороться за соблюдение своих прав.

3)  «Анаграммы»

Задание: каждой команде выдаются карточки с анаграммами. Задача участников викторины– отгадать как можно больше анаграмм. Время на обдумывание- 10 минут. Наивысший балл- 8.

         Карточка №1.                                                                         Карточка №2.

Ребенок —    К О Р Ё Н Б Е                                            Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Семья –   М Я С Ь Е                                                         Порядок – Я Д П О Р О К          

Страна – А Р А Н С Т                                                      Право – В О Р А П

Документ –   К У Н Т Е М О Д                                       Союз – Ю З О С

Закон –  К О Н З А                                                           Подросток – С О Д Р О П К Т О

Политика –  И П О К А Л И Т                                        Школа – Л О К А Ш

Жизнь –    З И Н Ь Ж                                                       Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д

Родители –  Д И Л И Е Т О Р                                          Медицина – Д Е М И Н А Ц И

         Карточка №3.                                                                          Карточка №4.

Отдых – Д Ы Х О Т                                                          Школьник – К О Л Ь Ш И К Н

Образование – Р О З А В И Н А Б Е О                           Малыш – Ш Ы Л А М

Досуг – Д У Г О С                                                             Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я

Человек – Л О В Ч Е К Е                                                  Собрание – Е Б Р А Н И С О

Слово – В О С О Л                                                            Общество – Б О С Т В О Щ Е

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж                                    Группа – П Р А П У Г

Отец – Ц Е Т О                                                                  Опекун – К Е У Н О П

Дружба – Ж Б А Р У Д                                                     Мнение – Н Е М Е Н И 

Карточка №5.

Норма – М Р А Н О

Забота – Б О З А Т А

Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы

Поступок – С Т У К О П О П

Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я

Радость – Д О Р А С Т Ь

Опека – К Е П О А

Согласие – С И Л А Г О С Е

 4) «Блиц-опрос»

Задание: капитаны команд по очереди отвечают на вопросы. За каждый верный ответ команда получает  1 балл.

1. В каком году была принята Конвенция ООН «О правах ребёнка? Ответ: в 1989г.

2. Какому событию посвящена дата 20 ноября в календаре мировых дат? Ответ: принятию Конвенции.

3. Ребёнок – это человек… (продолжите фразу). Ответ: от 0 до 18 лет.

4. Назовите синоним слова «ребёнок». Ответ: «подросток» или «несовершеннолетний».

5. До какого возраста (по Конвенции) человек считается ребёнком? Ответ: до 18 лет.

6. Кто, в первую очередь, несёт ответственность за воспитание и развитие детей? Ответ: родители.

7. Какой документ важнее – Декларация или Конвенция? Ответ: Конвенция.

8. Что такое дискриминация? Ответ: ущемление в правах.

9. В каком возрасте человек в нашей стране получает паспорт? Ответ: в 14 лет.

10.Какой документ является первым документом человека? Ответ: свидетельство о рождении.

11. До какого возраста ребёнок не может принимать участия в военных действиях? Ответ: до 15 лет.

12. Какой основной международный документ защищает права детей? Ответ: Конвенция «О правах ребенка».

13. Подписало ли наше государство Конвенцию о правах ребёнка? Ответ: да.

14. В каком году наше государство подписало Конвенцию? Ответ: в 1990г.

15. Ребёнок имеет не только права, но и… (продолжите фразу). Ответ: обязанности.

16. С какого возраста ребенок начинает нести уголовную ответственность? Ответ: с 14 лет.

17. В чём разница в правах детей Африки и России? Ответ: права всех детей равны.

18. Имеет ли право ребёнок общаться с обоими родителями, если они живут в разных городах и находятся в разводе? Ответ: да.

19. Может ли ребёнок быть подвергнут смертной казни? Ответ: нет.

20. Согласны ли вы с утверждением, что человек 16 лет считается ребёнком? Ответ: да

 

 5) «Ситуации».

Задание: каждой команде выдаётся карточка с записанной на нем ситуацией. Участникам необходимо ответить на вопросы: кто является участниками ситуации, чьи и какие права были нарушены, кто из участников предложенной ситуации не выполнил своих обязанностей. После этого предложить свой вариант решения проблемы. Время на обсуждение командой ситуации- 10 минут. Наивысший балл-5.

1. Один школьник постоянно дразнил и обзывал одноклассницу, в конце концов она ударила его по голове толстым учебником.

2. Учитель, не поверив, что ученик забыл дома дневник, потребовал, чтобы тот вытряхнул содержимое рюкзака. 

3. Учитель отобрал и прочитал записку, переданную во время урока одним школьником другому.

4. Ученикам запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий.

5. Подросток собрал компанию и устроил ночную вечеринку в квартире.

6. Учитель после звонка на перемену задержал всех до следующего урока. 

6) Анкета.

Учитель. Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете. Все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой. Каждому участнику викторины раздается анкета. Время на выполнение задания-  8 минут.

1-я ситуация- Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением.

б) Займусь, когда будет свободное время.

в) Перепоручу другому однокласснику.

2-я ситуация- Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место.

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место.

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно.

3-я ситуация- Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить.

б) Попрошу вмешаться прохожих.

в) Пройду мимо.

4-я ситуация- Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу.

б) Передам взрослому.

в) Возьму себе.

   Ответ: а) 5 баллов; б) 3 балла; в) 0 баллов.

   Если вы набрали от 15-20 баллов- вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Если от 10-15 баллов- вам есть, над чем поработать.

4. Подведение итогов викторины (Награждение команды- победительницы).

5. Заключительный этап.

Учитель. Права есть как у взрослого, так и у детей. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважай чужие права!

Рефлексия.

Продолжите одну из предложенных фраз:

- Я не знал, но сегодня узнал, что...

- Меня удивило, что...

- Я сделал вывод, что...

- Новым для меня было...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...