Программа социального педагога по подготовке детей к 1 классу
рабочая программа

Авилова Алла Владимировна

Для социальных педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_1_klassu.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное  учреждение

«Воловский центр социальной помощи семье и детям-  
«Исток»

                                                                    «Утверждаю»

                                                                         «_____»___________2019г.

                                                                         ______________________

                                                                                  Директор ОКУ «Воловский ЦСПСД»

                                                                          В.П. Акутин

Программа

подготовки детей к школе

на подготовительных занятиях

для будущих первоклассников

                                         

Автор: Авилова А.В.

                                               Социальный педагог

2019г.

                        Пояснительная записка.

        Одной из актуальных проблем в центре является проблема подготовки детей к школе. Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу приходят дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным.

        Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти.

        Для того, чтобы вчерашний воспитанник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный ) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

        Обучение на подготовительных занятиях проводится по:

  • Ознакомлению с окружающим миром
  • Развитию речи и подготовке к обучению грамоте
  • Развитию элементарных математических представлений

        Занятия организуются до начало учебного года в весеннее — летний период в течении 20 дней по 2 занятия в день. Продолжительность занятия -25 минут. Возраст детей - 6,5 - 7 лет.

        Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют школу.

        

Цель программы – подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

Содержание занятий и методика обучения ориентированы на решение     следующих задач:

1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.

2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.

3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.

        Программа подготовки воспитанников к школе идет по следующим направлениям:

1. Развитие внимания и памяти.

2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.

3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.  

4. Развитие умственных способностей.

5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).

6. Развитие волевой готовности ребенка.

        Принципы  работы  при   подготовке  детей  к обучению:

*учет  индивидуальных  особенностей  и возможностей  детей;

*системность  и  плановость;

*уважение  к ребенку, к процессу  и результатам  его  деятельности  в сочетании  с разумной  требовательностью;

*занимательность, непринужденность, игровой  характер  учебного  процесса;

*развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;

* контакт  с родителями: организация бесед  по  интересующим  их проблемам

Содержание занятий опирается на программные требования:

1.    Ознакомление с окружающим миром:

        Расширять представления детей о родной стране, крае, селе, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей.

        Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.

        Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране.

          Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.)

2.    Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

        Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.

        Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.

        Учить делить слова на слоги.

        Дать первоначальные представления о предложении.

        Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.

         Совершенствовать умение составлять рассказы.

3.    Развитие элементарных математических представлений:

        Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и  отношений между числами натурального ряда.

        Учить решать стихотворные задачи.

        Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной  ориентировке.  

        Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

        Дети также продолжают совершенствовать свои умения в минутках изобразительной деятельности, ручного труда и физкультурных минутках, развивая моторику мелкой мускулатуры кистей рук и координацию движений, выполняя игровые и учебные задания на основных подготовительных занятиях.

Требования к результатам обучения

По окончании программы будущий первоклассник  должен уметь:

        1. Составлять предложения из 3-4 слов, членить простые предложения на слова, членить слова на слоги;

·    находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове;

·    уметь отвечать на вопросы, строя сложные предложения разных видов;

·    составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта;

·    заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть.

         2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

·         соотносить цифру с числом предметов;

·         пользоваться арифметическими знаками действий;

·    измерять длину предметов с помощью условной меры;

·         ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

         3. Распознавать знакомые растения и животных на рисунке и в природе;

·         перечислять в правильной последовательности времена года и суток;

·         называть основные признаки времен года.

        4. Уметь владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования

·    лепить разными способами небольшие фигурные группы из 2-3 фигур, передавая пропорции и динамику;

·    делать разметку по шаблону и вырезать геометрические фигуры;

·    составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных форм, владеть основными приёмами выполнения аппликации;

·    выполнять физические упражнения из разных позиций чётко, ритмично, в заданном темпе, по словесной инструкции.

        По окончании программы  у ребенка должны  сформироваться:

·               четкая структура полученных знаний;

·               позитивное  отношение к учебной  деятельности;

·               желание и умение организовывать свое время;

·               навыки нравственного отношения к среде обитания.

Учебно-тематическое планирование

Занятия

Содержание

Дата

1 день

1.  Будем знакомы. Экскурсия

Знакомство со школой.

Игра «Угадай чей голосок»

2. Развитие  речи и подготовка к обучению грамоте

Театрализация по сказке «Колобок»

3. Развитие математических представлений

Пространственная ориентировка.

Решение стихотворных задач

2 -3день

1. Развитие математических представлений

Театрализация по сказке «Репка». Счет предметов: количественный и порядковый

2. Ознакомление с окружающим миром

Моя Родина

3. Развитие  мелкой моторики мускулатуры кистей рук (трудовая деятельность)

Лепка героев сказки «Репка»

4-5день

1. Развитие математических представлений

Пространственная ориентировка. Сравнение предметов, уравнивание

2. Развитие  речи и подготовка к обучению грамоте

Учимся слышать звуки и называть их. Игра со словами

3. Развитие  мелкой моторики мускулатуры кистей рук (изобразительная деятельность)

Портрет моей мамы (диагностика)

6-7день

1. Развитие математических представлений

Пространственные отношения. Числовой ряд

2. Развитие  речи и подготовка к обучению грамоте

Упражнения в слышании звуков и кодировании их символами

3. Физкультурные минутки.

Подвижные игры Танцевальная пауза

8-9 день

1. Развитие математических представлений

Развитие пространственных отношений. Рисование по точкам

2. Ознакомление с окружающим миром

Живая и неживая природа

3. Развитие  мелкой моторики мускулатуры кистей рук (трудовая деятельность)

Аппликация

10-11 день

1. Развитие математических представлений

Знакомство с геометрическими фигурами

2. Развитие  речи и подготовка к обучению грамоте

Дифференциация свистящих и шипящих звуков.  Заучивание и рассказывание любимых стихотворений наизусть

3. Развитие  мелкой моторики мускулатуры кистей рук (изобразительная деятельность)

Тест «Закрась фрукты»

12-13 день

1. Развитие математических представлений

Графический диктант. Работа с множествами

2. Развитие  речи и подготовка к обучению грамоте

Доскажи словечко. Составление рассказа по серии картинок

3. Развитие  мелкой моторики мускулатуры кистей рук (трудовая деятельность)

Мозаика  из крупы)

14-15 день

1. Развитие математических представлений

Сравнение множеств Решение стихотворных задач

2. Ознакомление с окружающим миром

Наблюдения. Сезонные изменения в природе

3. Развитие  мелкой моторики мускулатуры кистей рук (изобразительная деятельность)

Составление  узоров  и декоративных композиций из геометрических и растительных форм

16-17 день

1. Развитие математических представлений

Работа со скороговорками. Развитие фонематического слуха

2. Развитие  речи и подготовка к обучению грамоте

Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Театрализация по сказке «Заяц и лиса»

3.  Развитие  мелкой моторики мускулатуры кистей рук (трудовая деятельность)

Конструирование

18-20 день

1. Развитие математических представлений

Количественные представления и понятия

2. Развитие  речи и подготовка к обучению грамоте

Речевая разминка. Составление рассказа по картинкам. Загадки

3. Мониторинг. Диагностика

Занятие с психологом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социального педагога «Подготовка к ЕГЭ с элементами психологического тренинга» (для учащихся 9,11-х классов)

Подготовка к ЕГЭ с элементами психологическго тренинга в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ...

Семинар для социальных педагогов «Психологическая защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Когда уже некуда идти».

Педагогический коллектив  школы выполняет сложную задачу –  совместными усилиями попытаться изменить сознание и поведение учащихся «группы риска», детей из социал...

«Взаимодействие педагога- психолога социального педагога в сопровождении детей группы риска»

С учетом быстрых темпов жизни, необходимости быстрого реагирования на критические ситуации, других факторов, которые присущи современному обществу, число детей с девиантным поведением постоянно увелич...

Роль социального педагога в подготовке ребят к освоению профессий будующего

Роль социального педагога в подготовке ребят к освоению профессий будующего...