Программа социально-культурной и языковой адаптации семей и детей мигрантов «Мир без границ»
рабочая программа

Алиева Наталья Владимировна

Цель программы: создание условий, содействующих социальной адаптации детей-мигрантов к системе образования и в целом к жизни в новом городе, их мягкой интеграции в городское сообщество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_adaptatsii_detey_migrantov.doc503.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №29»

Утверждаю:                                                            Согласовано:                                             Рассмотрено:

Директор МБОУ «СШ №29»                          Зам.директора по ВР                                 на заседании МО

_____________Т.В. Бачинина                             __________________                                 протокол №2 от 31.08.2021

                 

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

социально-культурной и языковой адаптации семей и детей мигрантов «Мир без границ»

НА 2021 – 2022 гг.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………...……………1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ…………………………………………...…………..2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…….………………………………………….. 4

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ………………………………………...6
  2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………..………7
  1. Основные направления деятельности…………………………...…7
  2. Формы работы………………………………………….…………...7
  3. Социально-педагогическое сопровождение………….....................7
  1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………………9
  1. Срок выполнения программы……………………………………..9
  2. Этапы реализации программы…………………………………….9
  1. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПРОГРАММЫ….12
  1. Организационная работа…………………………………………..12
  2. Адаптационная работа с семьями и обучающимися из числа мигрантов………………………………………………….12
  1. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………...14
  2. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ……………………………………………16

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...17

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы

Комплексная программа социально-культурной и языковой адаптации семей и детей мигрантов «Мир без границ»

Руководитель программы

Директор МБОУ «СШ №29» Т.В. Бачинина

Адрес организации-исполнителя

Тюменская обл. г. Нижневартовск ул. Дзержинского 27а, тел.: 26-03-68

Разработчики программы

Директор МБОУ «СШ №29» Бачинина Т.В.

Заместитель директора по ВР Громовая С.И.

Социальный педагог МБОУ «СШ №29»

Алиева Н.В.

Педагог-психолог МБОУ «СШ №29»

Цимбалистова Ю.В.

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ№29» Прокопьева Вера Владимировна

Педагог-организатор Макаренко Ольга Николаевна

Целевые группы

-дети-мигранты;

 -дети из семей мигрантов, имеющих проблемы в адаптации

Цель программы

Создание условий, содействующих социальной адаптации детей-мигрантов к системе образования и в целом к жизни в новом городе, их мягкой интеграции в городское сообщество.

Направленность

Социально-педагогическая

Сроки реализации программы

31.08.2021 — 31.05.2022 гг.

Исполнители программы

Педагогический коллектив МБОУ «СШ №29»

Вид программы

Модифицированная

Уровень реализации программы

Начальное общее образование, основное общее образование

Ожидаемые результаты реализации программы

Качественные: Создание равных образовательных возможностей для детей мигрантов в освоении Государственного образовательного стандарта общего образования посредством понижения языкового барьера участников коммуникативного процесса (ребенок мигрант – ребенок, носитель русского языка), снятие психологических проблем,  развитие поликультурного пространства школы.

Количественные: 100% детей, не владеющих или плохо владеющих русским языком, освоят Государственный образовательный стандарт общего образования на соответствующей ступени, включение 80% учащихся-мигрантов в  активную социально значимую деятельность школы путем участия в общественных делах класса и школы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        С проблемой адаптации детей мигрантов школа столкнулась совсем недавно. Основным составом обучающихся, прибывающим к нам в школу, являются дети мигрантов из стран ближнего зарубежья. Администрации школы и педагогическому коллективу необходимо искать среди традиционных методов и форм работы именно те, которые  являлись бы наиболее эффективными для успешного вливания в уже сложившийся детский коллектив школы  обучающихся с трудностями в обучении и отклонениями в поведении из-за наличия у них языкового и социо-культурного барьера.

В настоящий момент в школе обучаются учащиеся более 50 национальностей.

Задача образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания.

На территории Российской Федерации государственным языком общения является русский. Для большинства детей-мигрантов русский язык не только не является не родным, но и не был языком обучения, он изучался как предмет. При этом количество часов, отводимое на изучение русского языка в школах стран СНГ значительно сокращено, а в некоторых вообще прекращено. Таким образом, уровень владения русским языком этой категории обучающихся не соответствует требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартом по русскому языку для школ Российской Федерации. Отсюда возникает основная проблема – плохое знание или почти незнание русского языка и как следствие:

  • сложность изучения учебного материала;
  • трудности в общении со сверстниками и учителями;
  • проблемы в адаптации.

Итак, педагогам приходится сталкиваться с этими трудностями и решать повседневные проблемы детей-мигрантов, не зная их языка, не всегда учитывая родной менталитет детей и религиозных традиций.

Решением вышеуказанных проблем является  создание комплексной программы адаптации и интеграции детей мигрантов «Мир без границ» (далее – Программа), включающей в себя психолого-педагогическое, языковое и социокультурное направления. 

Особенность данной Программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать семьи и детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы. 

Правовая основа программы

Правовую основу программы адаптации семей и детей-мигрантов составляют:

  • Международная Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Указы Президента;
  • принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:

- создание условий, содействующих социальной адаптации детей-мигрантов к системе образования и в целом к жизни в новом городе, их мягкой интеграции в городское сообщество.

Задачи:

- Освоение детьми-мигрантами образовательных программ.

- Формирование культурной компетентности обучающихся.

- Воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов, умения общаться с представителями разных культур.

- Воспитание толерантного сознания обучающихся школы.

- Активное включение родителей детей мигрантов  в процесс адаптации.

Ожидаемые результаты:

Качественные: Создание равных образовательных возможностей для детей мигрантов в освоении Государственного образовательного стандарта общего образования посредством понижения языкового барьера участников коммуникативного процесса (ребенок мигрант – ребенок, носитель русского языка), снятие психологических проблем,  развитие поликультурного пространства школы.

Количественные: 100% детей, не владеющих или плохо владеющих русским языком, освоят Государственный образовательный стандарт общего образования на соответствующей ступени, включение 80% учащихся-мигрантов в  активную социально значимую деятельность школы путем участия в общественных делах класса и школы.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Основные направления деятельности: 

  • цикл занятий-размышлений с педагогом-психологом и социальным педагогом, предлагающих детям-мигрантам как бы «проиграть» возможные жизненные ситуации, определить способы поведения в них, возможные варианты выхода из них, поиск помощи и самозащиты;
  • мероприятия, имеющие своей целью закрепить полученные детьми-мигрантами представления и помочь правильно ориентироваться в жизни: анкетирование, беседы, интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, экскурсии, оформление наглядной информации (стенгазеты,  коллажи и др.);
  • совместная работа с родителями и специалистами компетентных организаций (лекции, консультации, встречи со специалистами), заинтересованными в адаптации ребенка.

2.2. Формы работы:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • массовые.

2.3. Социально-педагогическое сопровождение:

  • помощь обучающимся из числа мигрантов в укреплении физического и психического здоровья через различные формы работы;
  • вовлечение обучающихся из числа мигрантов в различные виды социально-значимой деятельности и обеспечение успеха в ней;
  • индивидуальные формы работы с детьми-мигрантами и их родителями, оказание им систематической действенной помощи;
  • организация коллективной деятельности, общения;
  • ведение учета семей мигрантов и детей-мигрантов, посещение на дому и обследование жилищно-бытовых условий проживания семьи;
  • проведение бесед, встреч с работниками медицинских, правовых учреждений по проблемам адаптации обучающихся их числа мигрантов и семей-мигрантов.

  1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  1. Срок выполнения программы

Реализация программы по адаптации семей мигрантов и детей-мигрантов  будет осуществляться в течение 2021-2022 учебного года.

  1. Этапы реализации программы

Программа состоит из трех основных направлений: «Учебная мотивация», «Социально-психологическая адаптация» и  «Культурная адаптация».

 I направление: Учебная адаптация.

Предмет «ОРКСЭ» в рамках преподавания  в начальной школе.

 Направлен на формирование  представлений обучающихся о влиянии мировых религий на разные стороны жизни людей; раскрытие  роли религии в жизни общества, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народов стран СНГ и уважении к ним, а также к диалогу с представителями различных культур и мировоззрений.

В рамках этого предмета проводятся: беседы с иеромонахом православной церкви, внеклассные уроки по религиозным праздникам  разных религий, работа по обучению детей жизни в многоконфессиональном и многонациональном  обществе.

II направление: Социально-психологическая адаптация.

Беседы с социальным педагогом.

Направлены на правовое просвещение школьников, профилактику правонарушений и преступлений; формирование установок толерантного сознания и предупреждение проявлений ксенофобии, национализма, антисемитизма, неофашизма в молодёжной среде; формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.

Социальным педагогом и педагогом-психологом проводятся: внеклассные  уроки  по изучению законодательства РФ, Конституции РФ, встречи с представителями УМВД.

Социальный  проект «Терапия радостью» (для детей с ОВЗ)

Проект  направлен на формирование нравственных ценностных ориентаций обучающихся, на развитие социального интереса и активное участие в общественной жизни класса и школы.

В рамках этого проекта проводятся: мастер-классы, внеклассные мероприятия, встречи с интересными людьми для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Семейный клуб «Семья + школа»

Одним из направлений работы клуба является социализация детей мигрантов через семейно-центрированный подход. 

В рамках работы клуба проводятся для детей мигрантов, так и их родителей: беседы с психологами, учителями, специалистами, мастер-классы, занятия педагогов школы, привлечение родителей к участию во всех общешкольных праздниках, к работе Клуба выходного  дня и т.п.

III направление: Культурная адаптация.

Социальный проект «Школьное радио»

Проект направлен на знакомство школьников с культурой, традициями, обычаями, историей и современностью различных регионов и народов России и стран СНГ.

Социальный проект «Память» (работа школьного музея)

Проект направлен на гражданско-патриотическое воспитание   школьников   на   основе связи и преемственности поколений, воспитание милосердия и душевной чуткости к старшему поколению, увековечивание памяти защитников Родины.

В рамках этого проекта проводятся: военно-спортивная игра «Зарница», работа с ветеранами ВОВ и боевых действий в «горячих точках», шефская работа над ветеранами.  Осуществляется взаимодействие с Советом ветеранов города, Центром гражданского и военно-патриотического воспитания «Патриот».

Кружковая работа.

Направлена на создание театрально – игровой среды, которая путем  включения ребенка в творческую деятельность обеспечивает формирование базовых навыков устной речи, как ведущего средства общения и познания, повышение темпа развития речи в целом; развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся.

IV. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПРОГРАММЫ

4.1. Организационная работа:

  • планирование и коррекция работы по адаптации семей и детей из числа мигрантов;
  • организация работы школьных кружков и секций;
  • проведение тематических педагогических советов;
  • педагогический всеобуч для родителей;
  • социально-педагогическая работа с детьми-мигрантами;
  • ведение банка данных обучающихся из семей-мигрантов;
  • вовлечение детей-мигрантов во внеурочную деятельность.

  1. Адаптационная работа с семьями и обучающимися из числа мигрантов :
  • реализация системы воспитательной работы школы;
  • проведение мероприятий (общеклассных, общешкольных) с приглашением специалистов различных областей;
  • классные часы;
  • профориентационная работа;
  • вовлечение детей-мигрантов в кружки, секции;
  • оказание помощи в трудоустройстве;
  • охват организованным отдыхом детей-мигрантов в каникулярное время и содержательным досугом в течение всего года;
  • выявление причин, способствующих дезадаптации в классном коллективе и в обществе в целом;
  • посещение по месту жительства семей мигрантов;
  • индивидуальные беседы с детьми-мигрантами и их родителями (законными представителями);
  • проведение тренинговых занятий с педагогом-психологом.

      Организация консультаций специалистов: педагога-психолога, педагогов, медицинских работников для родителей.

Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

  1. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Мероприятия Программы направлены на преодоление затруднений обучающихся-мигрантов  в учебной деятельности, овладение навыками адаптации таких обучающихся к социуму, обеспечение мира и согласия, недопущения жестокости и безразличия  среди обучающихся, создание условий для развития лидерских качеств личности, и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межэтнического согласия и российского патриотизма.

Проблемные занятия-размышления

Тема и форма мероприятия

Место проведения, исполнитель

1.

2.

3.

4.

 по межличностному общению подростков – формирование сплоченности коллектива;

 по адаптации к новой социокультурной среде для детей-мигрантов (недавно прибывших);

 по русскому языку как иностранному с элементами психологического тренинга (развитие психических процессов);

 проведение тренингов по основам межличностного общения в мультикультурном обществе

Педагог-психолог, кл.руководители

Соц.педагог, кл.руководители,

педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог, соц.педагог, учитель русского языка

Оформление наглядной информации

1.

2.

3.

Оформление стенда «Мир без границ»

Оформление фотостенда «Как я умею отдыхать»

Оформление фотостенда «Спорт и здоровье»

Соц. педагог, педагог-организатор, учитель русского языка

Кл.руководители

Кл. рук.

Учитель физкультуры

Творческая деятельность детей-мигрантов

1.

2.

3.

Совместная выставка творческих работ родителей и детей «Умелые руки не знают скуки»

Мини-сочинения «Мое будущее»

Реализация социальных проектов

Кл.руководители;

педагог-организатор

Учителя русского языка и литературы.

Кл.руководители, зам.директора по ВР.

Игры, конкурсы, викторины

1.

2.

Школьные Олимпийские игры

Туристический слет

учитель физкультуры, Зам.директора по ВР

Праздники, тематические вечера, беседы

1.

2.

3.

4.

5.

Лекция с элементами беседы «Мир без границ» (по формированию толерантного поведения)

Консультации для родителей (законных представителей) детей-мигрантов.

Праздник Дружбы народов

Работа школьного клуба «Семья + школа»

Ток-шоу «Россия- наш общий дом!»

Педагог-психолог

Соц.педагог

Зам.директора по ВР, педагог-организатор

Зам.директора по ВР, соц.педагог, учитель русского языка

Управляющий Совет школы

  1. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №29» укомплектована высококвалифицированными кадрами.

      Состав инициативной группы по реализации программы по адаптации семей и детей из семей мигрантов на 2021-2022 уч.год:

  • администрация школы;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • медицинский работник;
  • классные руководители;
  • учителя-предметники;
  • педагоги дополнительного образования;
  • Совет профилактики.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. – М., 1996.
  2. Андросова Ю.В., Зорина Т.Г. Профилактика школьной дезадаптации первоклассников с билингвизмом (двуязычием) // Сборник статей  V Международной научно-практической конференции «Девиация и миграционные процессы» 18.02.2011 г.
  3. Выступец Н.П. Использование креативного потенциала семьи школы для формирования ключевых компетенций детей мигрантов как основы социализации в обществе // Сборник статей  V Международной научно-практической конференции «Девиация и миграционные процессы» 18.02.2011 г.
  4. Выступец Н.П. Формы и механизмы социальной адаптации мигрантов в современном обществе.
  5. Курашкина Е.В. Изучение потребностей школьника как основа формирования и развития его социального статуса// Сборник научных трудов «Актуальные проблемы социогуманитарного знания в России XXI века» под ред. В.Г.Шеманина. – М.: МИЦ «Этносоциум», 2010.
  6. Малофеевский Д.В., Швырева К.Л. Специфика обучения в поликультурном пространстве //
  7. Хлюпин В.О. Работа с детьми мигрантами в рамках средней общеобразовательной школы //


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-методическая поддержка для родителей детей мигрантов по адаптации и интеграции детей

Информационно-методическая поддержка для родителей детей мигрантов по адаптации и интеграции детей...

Комплексная программа социально-психологической адаптации семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна

При ежегодном увеличении количества детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семьях, в республике Коми отсутствует комплексная и системная помощь в их  реабилитации и социальной адаптации...

Выступление на РМЦ "Культурно-языковая и социальная адаптация детей-мигрантов".

Проблема детей-мигрантов обостряется еще и в связи с тем, что в последние годы количество вынужденных переселенцев, беженцев, «гастарбайтеров» и членов их сем...

Некоторые аспекты адаптации детей-мигрантов и их семей в условиях школы

В статье рассматриваются некоторые  пути вхождения обучающихся-мигрантов в новую для них социальную и образовательную среду....

Примерная индиви-дуальная программа работы с детьми из семей мигрантов «мир без границ»

В настоящий момент развитие Ханты-Мансийского автономного округа-Югры тесно    связано с внешней политикой нашей страны. Приток иностранных граждан ближнего зарубежья с каждым годом наб...

«Из опыта воспитательной работы по адаптации и интеграции детей мигрантов и представителей этнических меньшинств в поликультурную среду класса»

Дети-мигранты относятся к наиболее сложной части населения, имеющего жизненные проблемы. Проживание стрессовой ситуации, связанной с вынужденным переселением, а следовательно, и разрушением нормальног...

Мероприятия в рамках реализации проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательных организациях Иркутской области»

Положение о проведении мероприятий, приуроченных к празднованию 100-летия со дня рождения М.Т. Калашникова среди учащихся 1-11 классов МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета (15.11.2019 г.), в р...