Социальный феномен граффити
статья (9, 10, 11 класс)

Цели работы выявить мотивы, что движут авторами граффити; раскрыть причины зарождения данной субкультуры и социально-психологические предпосылки в обществе для ее распространения; влияние окружения на мировоззрение человека; рассмотреть граффити с правового аспекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_fenomen_graffiti.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская  работа

Тема: «Социальный феномен граффити»

Работу подготовила:

социальный педагог МОУ «СОШ № 103»

Глухова Т. В.

Содержание:

Введение                                                                                                                                         

Глава 1. Краткий экскурс в историю. Современность                                                         

Глава 2. Феномен граффити                                                                                             

Глава 3. Граффити и социальная среда                                                                                   

Глава 4. Граффити в Саратове                                                                                                         

Заключение                                                                                                                                     

Список литературы   

Введение

Цели работы: Выявить мотивы, что движут авторами граффити; раскрыть причины зарождения данной субкультуры и социально-психологические предпосылки в обществе для ее распространения; влияние окружения на мировоззрение человека; рассмотреть граффити с правового аспекта.

Актуальность темы. Условия настоящего времени связаны с глубокими преобразованиями во всех сферах социальной жизни людей и сказываются на состоянии и функционировании социально-культурной среды. Личность в этих условиях оказывается перед выбором поведенческих альтернатив. В первую очередь это касается молодежи. Одним из средств индивидуального и группового самовыражения определенной части молодежи в современном мире становятся граффити. Феномен граффити не является ни искусством, ни предметом литературоведения, ни предметом лингвистики. Скорее граффити является предметом изучения педагогики, социальной психологии. Поэтому изучение граффити как социально-психологического явления представляется актуальным и интересным.

Глава 1. Краткий экскурс в историю

Граффити явление чрезвычайно древнее. Первые рисунки, которые можно отнести к данному явлению, встречаются уже в пещерах древних людей. Впоследствии подобные артефакты были обнаружены учеными при исследовании культур Древних Египта, Греции, Руси, у индейцев племени майя и т.д.

Первое известное упоминание о русских граффити в литературе относится к концу XVIII в. Само явление, разумеется, намного старше. Сотни граффити XI-XIII вв. найдены в Софийских соборах Киева и Новгорода, а также в других древнерусских храмах. Граффити на церковных стенах имеют в большинстве своем религиозное содержание.

Художественные граффити появились в США, в 1960-х, когда подростки Нью-Йорка начали писать на стенах домов свои имена, отмечая таким образом границы своего района. Реформатором граффити традиционно считают подростка по имени Таки, который жил на 183-й улице Манхэттена и работал посыльным. Во время работы Таки объезжал на метро все пять районов города и ставил свою именную метку «ТАКI 183» везде, где это было возможно, в том числе на наружных и внутренних стенах вагонов и на каждой станции метро. Сотни подростков Нью-Йорка, подражая Таки, начали писать свои имена на поездах метро и стенах общественных зданий в погоне за мифической славой ТАКI 183. Производство граффити стало своего рода профессией и карьерой.

В России граффити появилось в середине 1980-х, но бурно развиваться стало лишь в конце 1990-х годов. Первыми граффити были эмблемы московских футбольных клубов «Спартак» и ЦСКА, появившиеся на стенах Москвы в 1977 -1978 гг. К 1988 г. лидирующим жанром субкультурных граффити стали названия различных рок-групп. В начале 1980-х общественному вниманию становятся доступными также граффити русских пацифистов, панков, хиппи, фашистов и других группировок альтернативной культуры.

Граффити сегодня — вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру. Существует множество разных стилей и видов граффити. Произведения, создаваемые граффити-художниками, — самостоятельный жанр современного искусства, неотъемлемая часть культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах есть свои известные художники, создающие на улицах города настоящие шедевры. В большинстве стран мира нанесение граффити на чью-либо собственность без разрешения на то владельца данной собственности считается вандализмом и карается по закону. Иногда граффити используют для распространения сообщений политического и социального характера. Для некоторых людей граффити — настоящее искусство, достойное размещения в галереях и на выставках, для других — это вандализм. С тех пор, как граффити превратили в неотъемлемую часть поп-культуры, его стали ассоциировать с музыкой в стиле хип-хоп, хардкор, битдаун и брейк-дансом. Для многих это образ жизни, скрытый от общественности и непонятный для широкой публики.

Глава 2. Феномен граффити

Мотивации, объекты и субъекты граффити

Особый интерес представляет изучение мотивации авторов граффити.

Основными потребностями, которые удовлетворяются в ходе изобразительной деятельности, являются социальные потребности, прежде всего – потребности в идентичности и в самоактуализации. Для авторов граффити свойственна более высокая выраженность мотива достижения успеха и менее высокая – мотива избегания неудачи. У авторов граффити в большей степени удовлетворена потребность в самовыражении, в меньшей – потребность в безопасности.

К причинам, побуждающим к созданию граффити, относятся: утверждение личностной и групповой идентичности; протест против социальных и культурных норм; злобные реакции; мотивы творчества; развлекательные мотивы.

Объектом нанесения граффити является то, на что посягает автор граффити. Было установлено, что наиболее частыми объектами нанесения деструктивных граффити в учебных заведениях являются: парты, столы, туалетные комнаты, тетради, стулья.

Граффити: субкультура или вандализм

Рост популярности субкультуры выражается не только в увеличении количества несанкционированных надписей на стенах городов по всему миру, но и в растущем внимании ученых, рассматривающих феномен с различных точек зрения. Западные специалисты все чаще рассматривают граффити как вид уличного искусства, исследуя продукты творчества райтеров, которые несут в себе художественную ценность (включающую в себя высокую технику исполнения, необычный замысел, часто некий посыл к обществу). При этом игнорируется огромное количество граффити, не имеющих вышеперечисленных свойств, являющихся скорее актами вандализма.

Основное и фундаментальное отличие субкультуры граффити от остальных, по нашему мнению, в том, что ее члены не просто выделяются из общего культурного слоя, но и преобразуют городское пространство,  граффити существует не только в социальном, но и в физическом пространстве.

Граффити художников изменяют внешний облик города. Подобное вторжение в городскую среду несет в себе контркультурные черты, однако невозможно так говорить о каждом  граффити. Здесь необходимо учитывать не сам факт нанесения рисунков или надписей, а содержательную сторону, мотив, актуальный дискурс.

Говоря, что представители граффити-субкультуры занимаются своеобразной интервенцией в социальное пространство, нельзя упускать из виду, что и сама среда, в свою очередь, накладывает отпечаток на ассимиляцию субкультуры.

Примером воздействия окружения на субкультуру можно считать встречу американских граффити с европейской культурной средой. Европейское граффити с самого начала ассимиляции стало выделяться своей арт-направленностью, утеряло связь с хип-хопом и радикальными общественными движениями, в большей степени ориентируясь на искусство и дизайн среды.

В России  наложение граффити на национальные культурные особенности и острую экономико-политическую ситуацию в стране  изначально приобрело резкие протестные формы, затем стало развиваться в сторону коммерциализации. Несмотря на это, невозможно игнорировать единичные проявления авторов граффити с глубоким социальным посылом. К наиболее ярким примерам таких работ можно отнести граффити в Припяти. Изображенные на них люди и живые существа очень символичны, подчеркивают драматичность случившегося там события и служат своеобразным памятником как жертвам трагедии, так и городу в целом.

Вандализм в культурологии представляет собой  бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. С точки зрения юриспруденции, вандализм – преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. 214 УК РФ, заключающееся в осквернении зданий или иных сооружений, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.

Само явление граффити неоднородно и может дифференцироваться по качеству, содержанию, мотивам создания, формируя целую субкультуру, внутри которой существует собственный этический кодекс, не допускающий нанесение изображений на исторические памятники, здания или фрагменты зданий возрастом от 50 лет. Этих предписаний, как можно заметить, придерживаются далеко не все райтеры, но дело здесь не в самой субкультуре. Подобные нарушения этических норм и кодексов можно, к сожалению, наблюдать в любой сфере деятельности человека.

И как поступать с создателями деструктивных граффити? Рациональный выход видится в исправительных работах, возможно, по благоустройству городской среды. Уже сейчас некоторые представители сообщества идут навстречу инициативам по преобразованию неблаговидных участков города, исходящим от государственных и общественных организаций. Таким образом, направляя потенциал граффити-райтеров в нужное русло, можно с большей надеждой ожидать, что их отношение к общественному пространству изменится, а стремление к его преобразованию примет созидательный характер.

Глава 3. Граффити и социальная среда

Применение уличного искусства в общественной сфере

Первые теории, объясняющие использование граффити авангардными художниками, появились еще в 1961 году, когда в Дании был основан Скандинавский Институт сравнительного вандализма. Современные аналитики и даже искусствоведы стали признавать, что граффити обладает художественной ценностью, а также является формой уличного искусства. По утверждениям многих исследователей, в частности из Голландии и из Лос-Анджелеса, этот вид уличного искусства к тому же является довольно эффективным средством в борьбе за социальные и политические права.

Настенные изображения в Белфасте и Лос-Анджелесе играют несколько другую роль. В периоды политических конфликтов такие рисунки служили средством самовыражения и общения между членами социально, этнически или расово разделенных сообществ. Подобные граффити способствовали установлению диалога между враждующими или разъединенными сторонами. К примеру, Берлинская стена была практически вся покрыта рисунками, отражающими гнетущее давление Советских властей на ГДР.

Граффити и молодежь

Уличные художники рисуют на стенах домов потому, что им банально скучно, или для того, чтобы справиться со стрессом, выяснили криминалисты.

Любители граффити не считают свои действия преступными — к таким выводам пришла команда ученых из университета Северного Техаса в Далласе. В исследовании приняли участие 25 уличных художников в возрасте от 13 до 18 лет, которых спрашивали, зачем они посвящают свободное время граффити. В ходе исследования ученым удалось выяснить, что граффити не связаны с преступной деятельностью банд. Оказалось, что уличные художники в первую очередь хотели, чтобы на них обратили внимание. Исследователи отмечают, что любители граффити зачастую хотят стать популярными не столько в глазах посторонних людей, сколько в глазах других уличных художников.

Ученые обнаружили, что большинство участников опроса жили в бедных районах и часто не знали, чем себя занять. По словам художников, они получали удовлетворение от того, что писали свои имена под граффити в общественных местах. Ни один из респондентов не считал, что граффити как-то связаны с криминальной деятельностью. По мнению уличных художников, они, наоборот, «делают районы ярче» и приобщают горожан к искусству. При этом часть респондентов признались, что не хотели бы однажды проснуться и увидеть свой дом разукрашенным чьими-то граффити.

Также выяснилось, что уличные художники часто разрисовывали стены, чтобы справиться со стрессом, возникающим из-за семейных неурядиц.

При этом в ходе исследования ученые обнаружили, что рисование на стенах очень быстро затягивает. «Граффити — это как наркотик, — считает один из уличных художников. — Я люблю рисовать на стенах, и мне всегда хочется рисовать еще и еще. Меня постоянно тянет рисовать, и я все время об этом думаю». По словам другого художника, он рисует так долго, что не знает, какой фактор может его остановить.

Глава 4. Граффити в Саратове.

Всероссийский фестиваль граффити «Волжская волна» в Саратове

Молодежный фестиваль граффити «Волжская волна» прошел в Саратове уже дважды. Идея направить субкультурное движение на облагораживание и украшение города принадлежала главе муниципального образования Олегу Грищенко. В 2014 г. райтеры из нескольких городов России подарили Саратову 12 исторических сюжетов. Работы украсили стену вдоль новой набережной. В 2015 г. художникам предложили пофантазировать не только на тему истории Саратовского края, но и в честь года литературы в России - изобразить связь нашего города с именами и произведениями великих писателей. В итоге ребята из 11 регионов изобразили еще 27 новых граффити.

В качестве сюжетов часто выбирались традиционные саратовские бренды: калач, саратовская гармошка, песня Лидии Руслановой «Валенки», «Кондут и Швамбрания» Льва Кассиля, стихотворение Константина Симонова и др.

Фестиваль «Волжская волна» стал одним из самых популярных событий в молодежной среде в нашем городе. Помимо художников в обширной культурно-развлекательной программе была задействована творческая молодежь города, волонтерский корпус и жители. В социальных сетях появились тысячи фотографий обновленной саратовской набережной.

Конкурс граффити, посвящённый году экологии в России

Государственное бюджетное учреждение Саратовской области дополнительного образования «Областной центр экологии, краеведения и туризма» объявляет об областном конкурсе граффити «Экология в красках», посвящённом Году экологии в России

Цель конкурса — привлечения внимания населения к вопросам экологического просвещения Саратова и Саратовской области, выявить, поддержать и поощрить самодеятельных художников, а также активизировать творческий потенциал молодежи в Год экологии.

Заключение

Граффити на стенах — это невинный вид искусства, который многие люди не считают чем-то криминальным. Окружение, несомненно, влияет на человека, и это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Граффити, как субкультура, активно взаимодействует с социальной средой. С одной стороны, граффити широко осуждается общественностью, а с другой – максимально адаптируется под его нужды (как средство законной и незаконной рекламы).

В рамках одной работы не было возможности затронуть ряд некоторых вопросов, связанных с социально-психологическими аспектами граффити. Так, по нашему мнению, перспективным представляется:

  1. Исследование ценностных и смысложизненных ориентаций авторов граффити
  2. Исследование эффективности действия граффити как метода политической борьбы.
  3. Анализ граффити может служить средством для более глубокого понимания специфики изменений психики индивидов в условиях нового информационного пространства постсовременной эпохи.

Список использованной литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования как новый социально - педагогический феномен"

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего ...

Человек как биологический и социальный феномен

Этика и культура государственного служащегоВ заключении приводятся краткие итоги выполненной работы. Анализ результатов работы должен быть посвящен реализации технологии определяется преподавателем по...

Социальный проект 8 "Б" класса "Граффити в Дзержинске: за и против"

В рамках ежегодного школьного экологического фестиваля "Природа вокруг нас" наш класс разрабатывает социальный проект по защите окружающей среды. В 2014-15 учебном году учеников заинтересовала тема гр...

Опыты и эксперименты. "Социально-творческий проект "Молодежь изменяет мир.Граффити"

Опыт реализации проектов для школьной молодежи показал,что благодаря самостоятельным инициативам молодежи  могут решаться многие социальные вопросы. Они помогают молодым людям приобрести опыт и ж...

Социальный проект "Граффити- "За" и " Против"

В текстовом документе представлены цели,задачи проекта. основные этапы реализации...

Разработка занятия "Социальный феномен культуры"

Занятие предназначено для дополнительной работы с талантливыми и одаренными детьми во внеурочное время. Цель: создание условий для осознания подростками роли культуры в развитии человеческого общества...

Проект по информатике "Виртуальная реальность как социальный феномен современного общества"

За несколько десятилетий мир изменился кардинально. Если раньше человеческая жизнь протекала в трехерной системе координат, определяющей четырехмерное пространство, то сейчас пространство как минимум ...