Программа по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних
методическая разработка

Шкодских Олеся Сергеевна

     Данная программа ориентирована на организацию содержательного досуга детей, на воспитание физически здорового человека, профилактику правонарушений и преступлений.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

г.Искитима  Новосибирской области

633208, Россия, НСО, г. Искитим, м-он  Южный, 52

Тел: (38343) 4-41-47, 4-42-43, Факс: (38343) 4-41-48

E-mail:school1105@mail.ru

http://www.школа11искитим.рф, www.school11iskitim.ru

                    «Утверждаю»

Директор  МБОУ- СОШ №11

Метлина Л.Н.

                                       ____________

                                                              (дата)

Программа
по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних


муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа №11
города Искитима Новосибирской области

Паспорт программы

 

Наименование программы

Программа по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних «Подросток»

Разработчики программы

Социально-педагогическая служба

МБОУ-СОШ №11

Цели программы

 Цель программы: создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и утверждение среди сверстников учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение их во внеурочную деятельность.

Сроки реализации программы

2015-2019 г.

Исполнители программы

МБОУ- СОШ №11

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
  • преодоление тенденции роста числа преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

Пояснительная записка

Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.

Характер преступности обусловлен социальной нестабильностью ситуации во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:

- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);

- медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);

- социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);

- социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).

Эти тревожные факторы свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.

С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Правовая основа программы

Правовую основу программы профилактики безнадзорности и          правонарушений составляют:

  • Международная Конвенция ООН о правах ребёнка
  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон «Об основных гарантиях прав ребенка»;
  • Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • Указы Президента РФ;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

Нормативно-правовые документы школьного уровня:

  • Устав МБОУ- СОШ №11
  • Локальный акт «Положение о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета».
  • Локальный акт «Положение о административно-педагогической комиссии».

     Данная программа ориентирована на организацию содержательного досуга детей, на воспитание физически здорового человека, профилактику правонарушений и преступлений.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс.

Цель программы: создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и утверждение среди сверстников учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение их во внеурочную деятельность.

Задачи программы:

  • обеспечение учащимся психолого-педагогического сопровождения для реализации прав на получение основного общего образования;
  • организация и совершенствование внеучебной деятельности, направленной на вовлечение учащихся в досуговые мероприятия;
  • предупреждение правонарушений среди учащихся школы и профилактике здорового образа жизни.

Участники программы: учащиеся МБОУ - СОШ № 11 города Искитима Новосибирской области

Содержание программы.

Для обеспечения защиты интересов личности в сфере образования и воспитания, ее гармоничного развития, сохранения и укрепления здоровья, повышение адаптационных возможностей участников образовательного процесса в школе создана  психолого – педагогическая- медико-социальная   служба

Главным звеном всей профилактической работы является социальный педагог школы

Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

Профилактическая работа со школьниками включает

предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:

Этап

 

Содержание 

Изучение подростка и окружающей его среды

Диагностика подростка

 

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

 

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков

Тренинги, Стимулирование положительных поступков, изменений, проф.ориентационная работа 

Самовоспитание

 

Поддержка подростка в процессе самовоспитания

 Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

В целях профилактики правонарушений среди подростков в школе работают разнообразные кружки и секции

Планы мероприятий по каждому блоку работы

Организационная работа:

  • Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ГДН УВД.
  • Организация работы школьной административно-педагогической комиссии.
  • Проведение тематических педагогических советов.
  • Педагогический всеобуч для родителей
  • Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска»
  • Составление социального паспорта классов, школы.
  • Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
  • Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа:

  • Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
  • Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
  • Заполнение карты здоровья учащихся.

Профилактическая работа со школьниками:

1 направление:

 Предупредительно-профилактическая деятельность:

  • реализация системы воспитательной работы школы;
  • проведение мероприятий совместно с ГДН УВД
  • классные часы;
  • организация правового всеобуча;
  • проф.ориентационная работа;
  • проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.

Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

  • Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
  • Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
  • Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
  • Оказание помощи в трудоустройстве в летний период на базе школы, на предприятиях города.

     2 направление:

Индивидуальная работа с подростками

Работа в этом направлении предполагает:

  • выявление причин отклонений в поведении;
  • беседы социального педагога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
  • приглашение на школьную административно-педагогическую комиссию;
  • Беседы инспектора ГДН;
  • Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
  • Направление представлений в КДН и ЗП;
  • Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.

Работа с родителями по формированию правовой культуры детей:

  • Выбор родительского комитета в классах.
  • Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
  • Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
  • Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
  • Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в КЦСОН г.Искитима и Искитимского района
  • Проведение тематических   родительских собраний
  • Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.
  • Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, здравоохранения.
  • Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.

Планируемые результаты:

 

1 блок

 

  • разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,
  • создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»
  • правонарушений, 
  • создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска» 

2 блок

 

  • получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи,
  •  получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи,
  • получение информации о состоянии здоровья учащихся

3 блок

 

  • формирование у учащихся понятия «здоровый образ жизни»
  • вовлечение малоактивных учащихся во внеурочную деятельность и общешкольные праздники
  • выработка коммуникативных навыков для адаптации в социуме и утверждения учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации среди сверстников

4 блок

 

  • создание приоритетного родительского воспитания, 
  • организация педагогического просвещения родителей, 
  • построение демократической системы отношений детей и взрослых

  

Критерии отслеживания эффективности программы

 

 

 

 

Отслеживание эффективности всей программы

- появление у подростков устойчивых интересов;

- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ГДН УВД;

-уменьшение количества детей «группы риска»

- уменьшение количества причин , по которым дети попадают в «группу риска».

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы

-проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей)  с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия.

Конечный результат реализации программы

 

Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних, создание  условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "Правила жизни".

Цели программы:обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;создать   условия   для   эффективного...

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, состоящими в социально-опасном положении.

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, состоящими в социально-опасном положении....

ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...

Антикризисная программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МБОУ «Подсинская СШ» на 2015-2016 учебный год

Программа  по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.  Цель: принятие мер по работе с учащимися и их родителями (законными представителями):- способствующих сни...

О влиянии работы детских объединений дополнительного образования на воспитание подростков и профилактику преступлений и правонарушений несовершеннолетних

О влиянии работы детских объединений дополнительного образования на воспитание подростков и профилактику преступлений и правонарушений несовершеннолетних...

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Создание эффективной системы воспитательной работы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних – задача чрезвычайно сложная....