Главные вкладки

    Диагностика уровня сформированности толерантности у студентов группы
    материал

    Падалкина Елена Михайловна

    Суть опросника такова. Студентов просят ответить на вопрос, насколько они согласны или не согласны с содержащимися в опроснике утверждениями. Каждое из таких утверждений представляет собой, в явной или скрытой форме, выражение толерантной или нетолерантной позиции человека по отношению к людям других культур.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Диагностика уровня сформированности толерантности у студентов группы

    Суть опросника такова. Студентов просят ответить на вопрос, насколько они согласны или не согласны с содержащимися в опроснике утверждениями. Каждое из таких утверждений представляет собой, в явной или скрытой форме, выражение толерантной или нетолерантной позиции человека по отношению к людям других культур.
             Характер представленных в опроснике мнений относительно тех или иных проблем поликультурного общества, а также предоставляемая данным опросником возможность выявить, насколько подростки разделяют эти  мнения, позволяют сделать вывод об уровне сформированности толерантности (или нетолерантности) у студентов. Условно можно  выделить четыре таких уровня: высокий и невысокий уровни толерантности, а также высокий и невысокий уровни интолерантности. 
    Высокий 
    уровень интолерантности выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Это проявляется в склонности человека характеризовать культурные отличия как отклонения от некоей нормы, как девиантность, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям, в желании «очистить» от них пространство собственного бытия. Это проявляется в нежелании даже попытаться взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Это вполне осознанная, отрефлексированная позиция. Студенты, занимающие такую экстремистскую позицию, как правило, выделяются своим поведением, определенного рода публичными высказываниями, а иногда даже и внешним видом.
    Невысокий уровень интолерантности характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей независимо от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости человек пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что...»). Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие наиболее вопиющие проявления интолерантности, как фашизм, геноцид, апартеид, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных». Такого рода интолерантность проявляется не только в непринятии других культур, но и в непонимании их, рассмотрении их сквозь призму только собственных культурных установок. К сожалению, эти проявления нетолерантного отношения к людям часто остаются незамечаемыми в группе.
    Невысокий уровень толерантности определяется признанием и принятием культурного плюрализма, уважением к самым разнообразным социокультурным группам, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.
    Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками. Это признание иных культур, признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей. Это принятие иных культур, положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации, способность находить в иной культуре нечто полезное и ценное для себя самого. Это понимание других культур, умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов, стремление рассматривать иные культуры сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур, способность предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе.



    Опросный лист для учащихся
    Вам будет предложен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько Вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень Вашего согласия или несогласия можно следующим образом:
    ++ сильное согласие (конечно, да)
    + слабое согласие (скорее да, чем нет)
    О -  ни да, ни нет
    - слабое несогласие (скорее нет, чем да)
    -- сильное несогласие (конечно, нет)
    Постарайтесь быть искренними. Свои оценки Вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты. Спасибо!



    1. Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.
    2. Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.
    3. Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решения большинства.
    4. Дети из более богатых семей не должны иметь права учиться в особых школах, даже за свои собственные деньги.
    5. Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.
    6. Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.
    7. Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властей устанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их обычаями и традициями.
    8. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.
    9. Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.
    10. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
    11. Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.
    12. Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.
    13. Улучшать районы проживания бедноты - это бесполезная трата государственных денег.
    14. Евреи - такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.
    15. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
    16. Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом развитии, я уверен(а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.
    17. Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.
    18. Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.
    19. Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими.
    20. Все чеченцы по своей натуре одинаковы.
    21. Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рас существуют различия в способностях и талантах.
    22. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться - это их личное дело.
    23. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
    24. Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.
    25. То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России.
    26. Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.
    27. Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности.
    28. Истинной религией может быть только одна религия.
    29. Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.
    30. То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее культуру.
    31. Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение.
    32. Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что и другие также должны это понять.
    33. Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.
    34. Мне хотелось бы немного пожить в чужой стране.
    35. Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.
    36. Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.
    37. Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.
    38. Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение.
    39. Нашей стране необходимо больше терпимых людей - таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки.
    40. Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.
    41. Люди другой расы или национальности может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.
    42.Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.
    43.Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.
    44.Идти на уступки - это значит проявлять слабость.
    45.Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.

    Обработка и интерпретация результатов:

    За оценку каждого утверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «++», то получает 2 балла. Если «+», то 1 балл. Если «0», то 0 баллов. Если «-», то -1 балл. Если «--», то -2 балла.
    Результаты получаются путем сложения баллов с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 3, 7, 14, 15, 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный.
    Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги: баллы от -90 до -45 отражают высокий уровень развития интолерантности;
    от -45 до 0 - невысокий уровень  интолерантности; от 0 до 45 - невысокий уровень толерантности; от 45 до 90 - высокий уровень толерантности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методика "Диагностика уровня сформированности универсальных учебных навыков."

    Данная методика Д.Ступницкой может вам пригодиться для отслеживания формирования у учащихся универсальных учебных навыков. привожу вариант обработки материалов в 7 а классе по английскому языку....

    Диагностика уровня сформированности навыков рисования

    Диагностика уровня сформированности навыков рисования. Начальная школа...

    Диагностика уровня сформированности толерантности у старшеклассников

    Материал предназначен классным руководителям, педагогам в работе с детьми...

    Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума.

    В исследовании дается характеристика понятиям "патриотизм" и "гражданственность", приводятся результаты уровня сформированности гражданско-патриотических качеств личности студентов...

    Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

    Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Цель: оценка уровн...

    Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

    Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Цель: оценка уровн...