Проект "Дорога в жизнь"
проект

Малина Екатерина Олеговна

Проект "Дорога в жизнь" направлен на адаптацию взрослой жизнь выпускников детских домов, интернатов (детей-сирот идетей оставшихся без попечения родителей).

Неоднократный мониторинг, изучение научной и методической литературы позволили выявить проблемы адаптации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, послужившие созданию данного проекта. 

 

В проекте особое внимание уделяется на повышение уровня социальной адаптации. Проект предусматривает создание программы, что позволит сформировать  навыки, необходимые  для  дальнейшей успешной  самостоятельной  жизни  детей-сирот и  лиц из их числа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_siroty.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.

Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.

Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.

Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются   участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.

Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается   неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот.  Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребёнок – сирота из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается чёткими дорожными указателями.  На ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.

Сама организация жизнеспособности   детей в интернатных учреждения устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения   в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей – сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации.

Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой». Они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая, что можно опереться на свои собственные ресурсы.

В итоге активный поиск решения проблемы привели к мысли о необходимости создания программы «ДОРОГА В ЖИЗНЬ».

Цель проекта: подготовка выпускников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.

Задачи:

  • Повышение уровня социальной адаптации (развитие  навыков  коммуникационной культуры, формирование  потребности в общении, интимно – личностных  отношений).
  • Информационное обеспечение детей - сирот и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей, начинающих  свою  трудовую  деятельность  по  вопросам  профессионального  самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного  рынка  труда  с учётом  наклонностей, интересов и способностей.
  • Включение  в адаптационный  процесс  интерактивных  технологий (имитационных  игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам  детских  домов и детям, оставшимся  без  попечения  родителей, в игровой  форме «проживать» различные  ситуации, проектировать  способы  действия  предложенных  моделей  до  встречи  с ними  в реальной  жизни.

       

  Целевая группа:

  • Основная целевая группа – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. 

          Формы работы:

  • Групповые
  • Индивидуальные

          Методы работы:

  • Тренинг
  • Тестирование
  • Профдиагностика
  • Собеседование
  • Наблюдение

Сроки реализации: 2019-2020 учебный год

Необходимые ресурсы для реализации программы

          Материальное обеспечение:

  • Помещение для занятий;
  • Техническое оснащение (проектор, компьютер);
  • Доска, мел, канцелярские товары.

Кадровое обеспечение программы:

  • Ведущий специалист программы – социальный педагог колледжа.
  • Специалисты образовательного учреждения – педагог-психолог колледжа.

        Реализация программы:

Программа рассчитана на 9 занятий с интервалом 1 раз в месяц.

Продолжительность занятия: 1,5 часа.        

Количество участников: 15–20 человек.

Основные мероприятия, проводимые в рамках программы:

  1. Разработка основных направлений деятельности (апробирование индивидуальных и групповых форм работы).
  2. Формирование группы подростков, желающий участвовать в программе из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  3. Работа в группах, направленная на поиск внутренних ресурсов – психологическая группа.
  4. Социально-психологическое сопровождение выпускников детских домов (консультирование, поддержка, работа по запросу).

Этапы программы

Диагностический этап:

  1. Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.
  2. Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы.
  3. Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации подростков к самостоятельной жизни.

Организационно-деятельный этап:

  • Корректировка программы   с учётом полученных диагностических данных.
  • Реализация системы занятий по программе.

Итоговый этап:

  1. Совместный анализ занятий со специалистами, принимающими участие в реализации программы.
  2. Диагностика изменений, произошедших с подростками в ходе реализации программы.
  3. Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом.
  4. Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.

Направления в работе с выпускниками

Направление в работе

Краткое содержание работы

Формирование Я-концепции

Моё «Я» как внутренний мир.

В гармонии ли «Я» с собой. Взаимодействие моего «Я» с окружающим миром.  Жизненная позиция.

Правовая ориентация

Перечень документов, которые необходимы выпускнику.

Валеологическая ориентация

Факторы, угрожающие здоровью человека. Алкоголь и его влияние на здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи.

Социально-бытовая ориентация

Рациональные потребности человека.  Потребность в жилье. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях.

Профессиональная и трудовая  ориентация

Льготы для выпускников детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство на работу. Безработица.

Семейная ориентация

Роль семьи в жизни человека. Любовь.

Финансово-экономическая ориентация

Бюджет. Экономия. Основные экономические понятия (рациональная оплата ЖКХ, умение распределять экономно материальные средства).

Наличие у выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся  без  попечения  родителей  таких  знаний позволит говорить  о  некотором  уровне  социальной  стабильности, которые  можно  рассматривать в качестве социально-психологического  результата процесса  постинтернатной  адаптации.

Для определения уровня успешности постинтернатной адаптации будут  использоваться   следующие  показатели:

  1. Уровень  развития  социальных  навыков.
  2. Уровень  развития  социального  поведения  выпускника – фактор, определяющий  успешность его адаптации  в социальной  среде и позволяющий  успешно  реализовывать внутренний  потенциал личности или  не  позволяющий  сделать  это.

Ожидаемые  результаты:

Реализация  программы  позволит  сформировать  навыки, необходимые  для  дальнейшей успешной  самостоятельной  жизни  детей-сирот и  лиц из их числа:

  • Умение  управлять  своим  эмоциональным  состоянием.
  • Овладение  подростками  навыков  самопознания и самопринятия.
  • Выработка навыков  коммуникативной  культуры.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Социально-психологическая  диагностика, комплексная  методика  оценки социальной  компетенции.

Комплексная методика оценки социального поведения (компетенции), используемая  для  обследования  состоит  из 2  основных  методик:

  • «Изучение уровня развития  социальных навыков».
  • «Изучение  социальных сетей».

Методика  была  разработана  в Центре  социологии  образования РАО Д.Н. Хломовым,  С.А. Баклушинским  и О.Ю. Казьминой. В настоящее  время  она  является  базовой  для  построения  тренинговых  технологий  в  работах  по  социальной  адаптации лиц  с нарушениями  социального  поведения.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  ЗАНЯТИЙ

Период

Кол-во  часов

Тема  занятия

Структура  занятия

Задачи  занятия

сентябрь

1,5 часа

«Знакомство» 

(Приложение 1)

  1. Вводная  беседа.
  2. Упражнение – разминка «Карандаши».
  3. Обсуждение  и  принятие правил  работы.
  4. Методика «Кто я» (Кун и  Маркпортленд).
  5. Анкета выпускника  детского  дома.
  6. Обратная  связь.
  1. Знакомство  участников  друг  с другом.
  2. Формирование  интереса  и  мотивации  к  посещению  дальнейших  занятий.
  3. Сплочение  группы.

октябрь

1,5 часа

«Общение и умение  слушать»

(Приложение 2)

  1. Разминка «Привет  себе».
  2. Психогеометрический  тест.
  3. Информационный  блок «Психология  общения».
  4. Анкета « Умеете  ли  вы  слушать».
  5. Упражнение «Слушание в  различных  позах».
  6. Обратная  связь.
  1. Продолжение  формирования  интереса  к занятиям.
  2. Введение  понятия «психологическая  информация».
  3. Формирование  представления  об  общении  как  о  психологическом  явлении.

ноябрь

1,5 часа

«Будь готов» (Приложение 3)

  1. Игра по социально-правовой ориентации.
  2. Мозговой штурм «Причины потери жилья».
  3. игра «Риэлторы».
  4. Вручение памятки по вопросам жилищного законодательства.
  5. Обратная связь.
  1. Расширение представления об особенностях реализации жилищного права в Российской Федерации.
  2. Обучение навыкам, способствующим успешному взаимодействию подростков в различных социальных ситуациях, связанных с жилищными правами.

декабрь

1,5 часа

«Сделай выбор» (Приложение 4)

  1. Дискуссия.
  2. Работа  с карточками.
  3. Упражнение  «Высказывания».
  4. Анкета  « Проблемы  наркомании».
  5. Игра  « Слова на  букву  имени».
  6. Обсуждение  ассоциаций.
  1. Выяснение   степени  заражения  ВИЧ – инфекцией  в различных  ситуациях.
  2. Мотивирование  подростков к  получению  информации.
  3. Развитие  способности  аргументировать  и конструктивно  участвовать  в дискуссии.

январь

1,5 часа

«Поиск  работы – это  тоже  работа»

(Приложение 5)

  1. Разминка
  2. «Совместный счёт».
  3. Шкала  самоуважения  Розенберга.
  4. Методика «Линия  жизни».
  5. Методика  исследования   самооценки  (В.Г. Щур, С.Г. Якобсон).
  6. Игра проф-Х
  7. Вручение  памятки  по  трудоустройству.
  1. Получение  информации  о  том, правильно  ли  подросток  сделал  профессиональный  выбор.
  2. Знакомство  с основными  правилами  поиска работы.
  3. Информационное  обеспечение  подростков  по  вопросам  трудоустройства.

февраль

1,5 часа

«У нас  будет  своя  семья»

(Приложение 6)

  1. Анкета  «Уровень  сформированности  брачно-семейных  представлений».
  2. Работа  со  схемой «Функции  семьи».
  3. Упражнение «Слагаемые  счастливой  семьи»
  1. Диагностика  уровня  сформированности  представлений  о  будущей  семье, выявить  основные  проблемы  группы.
  2. Формирование представления   о  семье  как многофункциональном  явлении.
  3. Осознание  подростками ответственности  брачного  выбора и  построения  семейных  взаимоотношений.

март

1,5 часа

«Имитационная игра»

(Приложение 7)

  1. Работа  с карточками.
  2. Теоретическая  часть «Оформление  регистрации».
  3. Практическая  часть «Заполнение документов».
  1. Обучение подростков  умению делать правильный выбор и  обоснованию  его.
  2. Закрепление  полученных  знаний.

апрель

1,5 часа

Бизнес-игра «Деловые  ребята»

(Приложение 8)

  1. Анкета « Экономны  ли  вы?»
  2. 1тур: «Экономический  словарь».
  3. 2 тур: «Идея».
  4. 3 тур: «Тур  лицом».
  1. Знакомство  учащихся  с наиболее  распространёнными экономическими терминами, качествами, необходимыми  будущему  бизнесмену.
  2. Моделирование  поведения  подростков в  условиях  рыночной  экономики.
  3. Активизирование  познавательной  деятельности  учащегося.

май

1,5 часа

Итоговое  занятие по  исследованию  социальной  компетенции 

(Приложение 9)

  1. Анкета «Уровень  социальной  компетенции».
  2. Анкета «Исследование  социальной  сети подростка».
  1. Определение  уровня  сформированности  социальных  навыков  у  подростка, оценка,  какие  именно  социальные  навыки являются   для  него наиболее  простыми, а какие  наиболее   сложными.
  2. Возможность получения информации  о  круге    общения подростка, о значимых  для  него людях, кто  из его  окружения  оказывает ему  материальную  поддержку, кто  является  эталоном  поведения, чьи  взгляды  на жизнь  ему  близки.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анн Л.Ф. Психологический  тренинг с подростками. – СПб., 2003.
  2. Абрамова И.Г. Рискология – наука о поведении  человека  в ситуации  выбора. – Спб: СПбГУП,1999.
  3. Абрамова И.Г. Игротехнические приёмы (Рекомендации  для  организации  игровых занятий  в школе). – СПб, 1992.
  4. Аникеева Н.Т. Воспитание игрой. – М., 1987.
  5. Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. – М., 1974.
  6. Биндюков М., Соломин И., Ткачёв М. Вестник  психосоциальной  и  коррекционно-реабилитационной  работы. – М., 1999.
  7. Грецов А. Тренинг общения  для  подростков. – ЗАО Издательский  дом Питер, 2006.
  8. Детская  психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н / Д: « Феникс», 1999.
  9. Куган Б.А. Социально-трудовая  адаптация  детей группы  социального риска. Курган – Челябинск, 1995.
  10. Консультирование  детей  в психолого-педагогическом Центре – научно-методическое  пособие. – М., 1998.
  11. Минкова Э. А. Особенности  личности  ребёнка, воспитывающегося  вне семьи. // Очерки. о развитии детей, оставшихся  без  родительского  попечения. – М.: ТОО «Симс»,1995.
  12. Преодоление  трудностей  социализации  детей-сирот. / Под редакцией  Л.В. Байгородовой.
  13. Рудестан К. Групповая  психотерапия. – Спб.,1998.
  14. Сапрыкина Т.Н. Решение проблем  социальной адаптации воспитанников (из опыта  работы  детских  домов) //Сиротство  России: право  ребёнка на семью. Материалы  конференции.
  15. Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдицева Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Под науч. ред. Г.В. Семья. – М.: СИМС, 1999.
  16. Смид Р. Групповая  работа  с детьми  и подростками. – М., 2000.
  17. Кэррэл С. Как  научить  детей  сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 1998.
  18. Прутченков А. С. Социально- психологический  тренинг в школе. – М., 2001.
  19. Психогимнастика  в тренинге. / Под редакцией  Н.Ю. Хрящевой. – СПб., 1998.
  20. Хейзинг. Человек  играющий. В тени завтрашнего дня. – М.,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь

Прочитала статью Бикеевой  на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...

Мое отношение к жизни определяет мою жизнь.

Эпиграф: «Нам денег не надо, работы давай!» (Слова народные).         Вопрос к социологам и психологам: какой процент учителей ощущает себя счастливыми и является реально...

Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".

Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»   Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...

Классный час по здоровому образу жизни: "Кто кого? или проблемы подростка?"+презентация о вреде курения " Мы против....". Самопрезентация на конкурс классных руководителей: "Образ жизни...."

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстник...