Роль школьного телевидения «3TV» в профилактике детской безнадзорности и беспризорности
материал

Лихачева Виктория Евгеньевна

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской безнадзорности и беспризорности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. 

Под детской безнадзорностью понимается «отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно - в безразличии родителей, воспитателей к детям».

Причинами, влияющими на рост безнадзорности среди несовершеннолетних, являются факты нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, рост числа семей, находящихся в социально-опасном положении. Несовершеннолетние, не имея четких ориентиров, отдают предпочтение бездуховному времяпровождению, в погоне за удовольствиями.

Отчасти это связано с тем, что учреждения дополнительного образования, действующие на территории городского округа, непривлекательны для ряда социально активных подростков в силу того, что не совсем отвечают их интересам. В школьной среде зачастую деятельность учащихся также определяется взрослыми. У подростков мало возможностей заявить о себе, проверить жизнеспособность своей инициативы, получить понимание и поддержку от взрослых и добиться реализации социально полезных идей.

Подросток становится просто инструментом реализации заранее утвержденного плана школьной жизни. Инициатива детей подавляется, подчиняется нравоучениям, морализированию, установкам на безопасность. Отсюда рождается юношеский конформизм. Подростки оказываются не востребованными социумом, разочаровываются и теряют интерес к социально значимой деятельности.  

Создание школьного телевидения позволит соединить два ресурса: социальную активность подростков и реализацию принципа межпредметной интеграции его знаний и имеющегося жизненного опыта на новом, телекоммуникационном уровне. А также позволит решить проблему отсутствия единой внутришкольной информационно образовательной среды - платформы коммуникационного взаимодействия учащихся начального, основного общего и среднего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  
средняя общеобразовательная школа №3

городского округа Чехов

Московской области

Социальный проект
(номинация «Теплый дом»)

Роль школьного телевидения «3TV»

в профилактике детской безнадзорности и беспризорности

Руководитель:

Лихачева Виктория Евгеньевна,

учитель английского языка

2019

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….……...…………… 3

  1. Содержание социального проекта ………………………………….……..…………… 5
  2. План и механизмы реализации проекта ……………….…………….……………….. 7
  3. Кадровое обеспечение социального проекта ………………………………………. 8
  4. Схема управления социальным проектом ………………………..…………………. 9
  5. Ожидаемый результат и прогноз дальнейшего развития проекта ……….... 10

Заключение ……………………………………………………………………………………….… 12

Литература ……………………………………………………………………………………….…. 13

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5


Введение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской безнадзорности и беспризорности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением.    

Под детской безнадзорностью понимается «отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно - в безразличии родителей, воспитателей к детям».

Причинами, влияющими на рост безнадзорности среди несовершеннолетних, являются факты нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, рост числа семей, находящихся в социально-опасном положении. Несовершеннолетние, не имея четких ориентиров, отдают предпочтение бездуховному времяпровождению, в погоне за удовольствиями.

Отчасти это связано с тем, что учреждения дополнительного образования, действующие на территории городского округа, непривлекательны для ряда социально активных подростков в силу того, что не совсем отвечают их интересам. В школьной среде зачастую деятельность учащихся также определяется взрослыми. У подростков мало возможностей заявить о себе, проверить жизнеспособность своей инициативы, получить понимание и поддержку от взрослых и добиться реализации социально полезных идей.

Подросток становится просто инструментом реализации заранее утвержденного плана школьной жизни. Инициатива детей подавляется, подчиняется нравоучениям, морализированию, установкам на безопасность. Отсюда рождается юношеский конформизм. Подростки оказываются не востребованными социумом, разочаровываются и теряют интерес к социально значимой деятельности.

 Легче всего найти выход из создавшейся ситуации в мире виртуальной реальности, где можно стать значимым, добиться признания, достичь определенного успеха. По результатам соцопроса, проведенного нами среди учащихся школы, 96% ребят имеют дома компьютер, из них все – 100% используют сеть Интернет. Дети 69% свободного времени проводят за игрой в компьютерные игры, в социальных сетях, зря тратят время в торговых центрах, организовывая  асоциально-безнравственные группы сверстников, и при этом 84% мечтают, чтобы их фотографии, рисунки, работы, проекты и другие продукты интеллектуальной и творческой деятельности существовали бы в сети Интернет.                                                                                                                    

Создание школьного телевидения позволит соединить два ресурса: социальную активность подростков и реализацию принципа межпредметной интеграции его знаний и имеющегося жизненного опыта на новом, телекоммуникационном уровне. А также позволит решить проблему отсутствия единой внутришкольной информационно образовательной среды - платформы коммуникационного взаимодействия учащихся начального, основного общего и среднего образования.

Мы предложили ученикам нашей школы отвлечься от бессмысленного времяпрепровождения через участие в создании школьного телевидения «3TV».

        Тему социального проекта считаю актуальной, так как она направлена на формирование социо-культурной среды и позволяет решить проблему социализации личности в современном телекоммуникационном обществе в возрастной период жизни человека, когда происходит его становление и определение жизненных планов. А также, направлена на профилактическую работу, которая основывается на концепции ранней профилактики детской безнадзорности и беспризорности.

Цель социального проекта: создание интеллектуального продукта для всех участников образовательного процесса, направленного на профилактику безнадзорности среди подростков. Приобретение учащимися функционального навыка работы над созданием информационных ресурсов, как универсального способа освоения действительности, развитие творческих и исследовательских способностей, формирование активной гражданской позиции.

Задачи социального проекта:

  • создание условий для профилактики безнадзорности и правонарушений в среде несовершеннолетних;
  • привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни;
  • развитие творческих и исследовательских способностей учащихся, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе;
  • содействие профессиональной ориентации школьников;
  • внедрение ИКТ в воспитательную работу, организация досуга школьников с использованием современных технологий;
  • практическое приобретение учащимся навыков работы над созданием телевизионных программ как универсального способа освоения действительности и получения знаний;
  • создание видеотеки школьной хроники, освещение основных школьных мероприятий.
  1. Содержание социального проекта

Проект «Школьное телевидение 3TV» рассчитан на 3 года и ориентирован на всех участников образовательного процесса. Главным исполнителем проекта является творческая группа «3TV», которая работает совместно с психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования.

Передачи школьного телевидения – это взгляд на жизнь глазами юных журналистов. Корреспонденты школьной телестудии «3TV» создают школьные телевизионные новости и репортажи на актуальные темы, снимают школьные праздники, спортивные мероприятия, поздравляют с различными праздниками своих учителей и одноклассников.

Еженедельно снимаются новостные ролики, в которых каждый ученик школы может рассказать об интересных событиях, познакомить всех с важной, на его взгляд, информацией, дать возможность зрителям стать очевидцами и непосредственными участниками школьных и муниципальных мероприятий. Телевизионные новостные ролики размещаются на странице «Школьного телевидения 3TV» в Instagram и на YouTube канале «Телекомпании 3TV».

Тематика новостных роликов «Школьного телевидения 3TV»:

  • мини-проект «Школьные новости» - всё самое интересное из жизни нашей школы;
  • мини-проект «Герой дня» - интервью с победителями конкурсов и олимпиад;
  • мини-проект «У Добра нет границ» - освещение волонтерской деятельности нашей школы;
  • мини-проект «Мы – патриоты!» - освещение деятельности юнармейского отряда нашей школы «Панфиловцы»;
  • мини-проект «Голос сердца» - съемка видеороликов, направленных на формирование здорового образа жизни и профилактику зависимостей среди учащихся;
  • мини-проект «Приз зрительских симпатий» - организация онлайн голосований различных конкурсов, которые проходят в школе;
  • мини-проект «Цветные пятницы» - видеосюжеты о чудесной и забавной традиции школы - «окрашивать» каждую пятницу перед каникулами в определенный цвет. Ученики и учителя приходят в этот день в школу в одежде одного определенного, заранее выбранного, цвета или стиля;
  • мини-проект «Ликбез» - ролики, о том, как правильно вести страницу в Instagram, как монтировать видео.
  • Мини-проект «Конкурс от 3TV» - конкурс видеороликов «Зима – это сказочное время года», в котором приняли участие все классы школы.
  • мини-проект «Доступная школа» - съемка фильма о школьной жизни для учеников школы, которые не могут посещать школу самостоятельно и обучаются на дому (проект находится в работе);
  • мини-проект «Минута для будущего» - съемка видеороликов об экологических проблемах, участие в конкурсе «Почему я разделяю мусор», организованным Чеховским филиалом ООО «МСК-НТ» (проект находится в работе).
  1. План и механизмы реализации проекта

План реализации проекта (Приложение 2)

п/п

Действия

Сроки

1.

Формирование организационной структуры школьного телевидения, выбор консультантов (Приложение 1) и разработка нормативной документации (Приложение 3) 

сентябрь

2018

2.

Определение задач и условий успешной реализации модели школьного телевидения

октябрь 2018

3.

PR-кампания проекта

октябрь 2018

4.

Организация и проведение обучающих занятий с участниками и для участников проекта

в течение года

5.

Организация очных встреч с представителями общественных организаций и деловых кругов. Заключение договора о сотрудничестве с информационным агентством «Чехов Сегодня» (Приложение 4)

в течение года

6.

Съемка и монтаж видеороликов

в течение года

7.

Выпуск видеороликов

в течение года

8.

Участие в муниципальных мероприятиях

в течение года

9.

Участие в конкурсах

в течение года

10.

Анализ работы

в течение года

Механизмы реализации проекта

Реализация проекта проводится в 3 этапа: подготовительный, практический, обобщающий.

  1. Подготовительный этап (сентябрь - октябрь 2018 года)
  • анкетирование;
  • разработка социального проекта;
  • постановка цели и задач;
  • привлечение участников, руководителя и консультантов проекта;
  • ознакомление с интернет-ресурсами  и литературой;
  • разработка нормативной документации;
  1. Практический этап (ноябрь - апрель 2019 года)
  • подготовка к съемке, сбор информации;
  • съемка фото и видеоматериалов;
  • анализ результатов работы.
  1. Обобщающий этап (май 2019 года)
  • анкетирование с целью изучения общественного мнения;
  • обсуждение.
  1. Кадровое обеспечение проекта

Функциональные обязанности членов команды, обеспечивающих реализацию проекта «Школьного телевидения «3TV»

Руководитель проекта: Лихачева В.Е. - учитель английского языка - общее художественно-тематическое руководство проектом, формирование творческого кадрового состава редакции и съемочных групп организация процесса, подготовка отчетно-аналитической документации;

Консультанты: Минухин В.Е. - учитель английского языка – консультирование по вопросам web-дизайна, Широкова М.С. - учитель русского языка и литературы – консультирование по вопросам стилистики русского языка и культуры речи;

Кураторы проекта: Пыхтина Е.Ю. - директор МБОУ СОШ №3, Зубрилина Е.П. - заместитель директора по ОВВВР с детьми - общее руководство ходом реализации проекта;

Главный режиссер: Рустамова А. - ученица 8-в класса - разработка тематических программ и сценарных планов передач;

Главный оператор: Бондарь С. - ученик 9-а класса, - техническое обеспечение отдельных проектов (формирование технического кадрового состава редакций и съемочных групп съемка, монтаж), создание и эксплуатация архива исходных материалов и готовой продукции, перезапись и размножение видеопродукции;

Оператор: Зубкова Е.Б. - родитель, создание видеоматериала.

Звукорежиссер: Зубков М.  ученик 8-в класса  монтаж, техническое обеспечение отдельных проектов (запись звука, эксплуатация и ремонт оборудования);

Ведущие выпуска новостей: Лернер А., Мартынова К.  ученицы 8-в класса;

Корреспонденты: Желтовская Е., Ермаков Д. – ученики 5-г класса, Иванова С., Долгополая К., Астахова А., Манаенкова К., Сафонов А. - ученики 6-в класса, Иванова Ф., Смирнов А., Смирнова С. - ученики 8-а класса; юнкоры Чеховского информагентства «Чехов Сегодня»: Сухинин Н. ученик 9-в класса, Самошин Н. - ученик 10-а класса.

  1. Схема управления проекта

Руководство школьным телевидением и контроль за его деятельностью осуществляет руководитель «3TV» и несёт ответственность за все направления и аспекты его деятельности. Руководитель работает напрямую с главной редакцией и обеспечивает ежедневное управление проектом через встречи с участниками проекта на пятиминутках и совещаниях.

Ожидаемый результат и прогноз дальнейшего развития проекта

Ожидаемый результат

  • разработка и выпуск медиапродуктов для всех участников образовательного процесса;
  • профильная подготовка новых кадров для работы школьного телевидения: журналистов, специалистов по рекламе, дизайнеров и фотографов, операторов и телеведущих;
  • содействие в решении социально значимых задач в школе и в масштабе городского округа;
  • формирование социально зрелых и активных молодых лидеров;
  • создание школьного видеоблога в Интернете, развитие информационного пространства школы и пополнение школьной медиатеки;  
  • развитие сотруднических отношений;
  • активизация связей между учащимися разных классов;
  • повышение социальной и познавательной активности учащихся;
  • развитие ценностной ориентации учащихся.

Трудности

Отсутствие современной профессиональной аппаратуры, использование личного оборудования и программного обеспечения; отсутствие финансирования для приобретения аппаратуры и канцелярских товаров.

Пути решения проблем

  • привлечение спонсоров путем заключения договоров социального взаимодействия;
  • привлечение ресурсов сети Интернет для поиска необходимой информации о деятельности школьного телевидения и организации съемок;
  • добровольное привлечение родителей, имеющих специальное образование по данному вопросу;
  • консультирование по специальным вопросам с сотрудниками информационного агентства «Чехов Сегодня»;
  • участие в конкурсах поможет приобрести необходимый опыт по организации деятельности школьного телевидения «3TV» и получить финансирование для развития проекта.

Бюджет проекта

Для подготовки и проведения мероприятий в рамках реализации проекта участники проекта используют свое личное оборудование (фото- и видеокамеры, штативы, квадрокоптер)  и свое личное программное обеспечение.

Смета затрат на реализацию проекта

№ п/п

Статья расхода

Кол-во

Цена (руб.)

1.

Цифровая видеокамера Nikon 3100

1

15000

2.

Карта памяти Samsung microSDHC Class 10 EVO+ V2 32GB+SD adapter

1

  1000

3.

Микрофон

1

  5000

4.

Хромакей

1

  5000

5.

Софтбокс

1

  4000

         Итого:

30000

Прогноз дальнейшего развития проекта

  1. Освоение новых информационных технологий в учебном процессе, компьютерное сопровождение учебных программ как средство реализации новых педагогических технологий.
  2. Использование возможностей телевидения с целью профориентации учащихся.
  3. Развитие творческих способностей учащихся, возможность объединения учащихся на созидательный творческий поиск.
  4. Выход программ на уровень городского округа с использованием возможностей кабельного телевидения.

Заключение

Проект «Школьное телевидение 3TV» находится в постоянном развитии - появляются новые телевизионные проекты, авторские программы, к реализации проекта постоянно привлекаются новые участники, чтобы сохранить для истории традиции и лучшие моменты школьной жизни.

Образовательное учреждение – это союз педагогического коллектива, учеников и их родителей, а успех любого союза зависит от активного взаимодействия его участников. Эффективность работы школы усиливается через создание единого информационного образовательного пространства. Одним из инновационных элементов такого пространства может выступать собственное школьное телевидение, которое способно обеспечить решение учебно-педагогических задач по профилактике детской безнадзорности и беспризорности.


Литература

  1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. - 175 с.
  2. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. - Учебник. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 224 с.
  3. Лапин А.И. Фотография как … - Изд.2-е, перераб. и доп. - М., 2004. - 324 с.
  4. Стариков А.Г. Масс-медиа современной России. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 250 с.
  5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика: Кн. Для учащихся 8-10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

Веб-сайты

  1. http://libbabr.com/?book=3516
  2. http://evartist.narod.ru/text6/23.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская безнадзорность и беспризорность

Детская безнадзорность и беспризорность...

Профилактика детской безнадзорности и правонарушений.

Основные задачи, направления, формы и методы деятельности педагогов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних....

Система работы классного руководителя по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности

Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подро...

Положение о совете профилактики детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений

Целью деятельности Совета профилактики является формирование здорового образа жизни, законопослушного поведения, профилактика и коррекция девиантного поведения подростков, социальная адаптация обучающ...