Социально педагогические технологии по решению жизненных проблем ребенка: требования «ФГОС»
методическая разработка

Методический материал -Социально педагогические технологии по решению жизненных проблем ребенка: требования «ФГОС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 18 Центрального района Санкт-Петербурга

        

 «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО РЕШЕНИЮ ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ РЕБЕНКА: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС»

                                                                                 Социальный педагог

                                                                                           Волотка Галина Борисовна

Санкт-Петербург

2019

Социально-педагогическая технология по решению жизненных (социальных) проблем ребенка

ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ: Дмитрий ученик 2 класса стал проявлять агрессию к одноклассникам.

     1.  Диагностический (выявление причин возникновения жизненных проблем ребенка).

На данном этапе происходит выявление причин возникновения жизненных проблем ребенка, т.е. выявление несовершенства отношений между миром и человеком.

 Главная цель и задачи диагностики исходят из логики субъект-субъектных отношений и заключаются в выявлении специфики и проблем в отношениях ребенка с миром.

Логика осуществления диагностики включает в себя следующие подэтапы:

1. Определение и обобщение фактов, свидетельствующие о проявлениях жизненных проблем ребенка и попытка определения на их основе типа девиантного поведения

Тип поведения - поведение асоциальное. 

2. Выявление причин жизненных проблем ребенка, связанных с несформированностью и неадекватностью отношений к самому себе:

- уровень мотивации к различным видам деятельности, желаний и целей ребенка – «Чего я хочу?», т.е. отношение к саморазвитию, самосовершенствованию, активность и устремленность в самостоятельном достижении цели в работе над собой)

Дмитрий хочет стать лидером в классе.  

- уровень готовности ребенка к решению проблем («Что я могу?», т.е. индивидуальные особенности, возможности ребенка, его позитивный потенциал)

Дмитрий может перестать драться, попытаться завоевать уважение со стороны одноклассников с положительной стороны.

- уровень страхов, тревожности («Чего я боюсь? Что мешает мне?», т.е. индивидуальные отклонения в развитии и самореализации ребенка, особенности развития ребенка)  

Дмитрий боится показаться слабым среди одноклассников.

3. Выявление причин жизненных проблем ребенка, связанных с несформированностью и неадекватностью отношения к различным субъектам окружающего мира:

- уровень принятия внешних требований («принятия – отчуждения») тех или иных субъектов внешнего мира (родители, педагоги, сверстники) и их требований

Не готов принимать требования.

- уровень адаптивности (адаптивность - не адаптивность) в той или иной среде (школа, сверстники, социум)

Не адаптирован к школе

- уровень толерантности (конфликтность – толерантность)

Конфликтен, не толерантен.

4. Выявление круга проблем, решение которых будет способствовать восстановлению целостности отношений «человек – мир» и преодолению жизненных проблем ребенка

Для Дмитрия характерен асоциальный тип поведения, не адаптирован к школе, конфликтен со сверстниками.

5. Анализ возможностей решения выявленных жизненных проблем ребенка

Диагностика может восстановить «историю», приведшую ребенка к девиации; какие факторы спровоцировали актуальное состояние ребенка; какая часть микросреды оказалась наиболее несостоятельной в ее положительных воздействиях на ребенка; является ли влияние перечисленных факторов многоплановым, многостороннем, интенсивным, длительным, и на какой период развития ребенка падают эти воздействия; как ребенок реагирует на позитивное, негативное или дезинтегрирующее влияние микросреды, какова его сопротивляемость; исследование внутренней среды: мотивы, ценности, Я – концепция, самооценка,

На диагностическом этапе используются следующие методы и приемы сбора информации: наблюдение, беседа, интервью (свободное, фокусированное, формализованное, стандартизированное, с открытыми вопросами), тестирование, биографический метод, методы арт-терапии.

Проектировочно-деятельностный.

На данном этапе происходит проектирование и осуществление деятельности по исправлению (преодолению) несовершенства  отношений «человек – мир», которые приведут к восстановлению определенного типа целостности.

 На основе анализа диагностических данных выявляется общее направление социально-педагогической работы,  формулируются общие цели и конкретные задачи. Происходит подбор целесообразных средств (природы, культуры, искусства, социума) направленный на формирование, восстановление или компенсацию функций ребенка, которые являются реализацией его личностных отношений во взаимодействии с другими субъектами социальной жизни. Идет поиск возможных субъектов социально-педагогической деятельности, способных осуществлять целесообразную деятельность, определяется профессия и характер деятельности специалиста (медицинская, психологическая, социальная).

Проектировочный этап включает в себя следующие подэтапы:

  1. Определение основных изменений в поведении ребенка чтобы не был агрессивен.
  2. Определение основных изменений в отношениях с самим собой.

Данный подэтап предполагает:  

  • сглаживание (ликвидация) локальных эмоциональных расстройств (возбудимость, страхи, эмоциональная неустойчивость);
  • формирование положительной мотивации и усвоение норм и правил поведения, соответствующих ролевым позициям, обусловленных системой социальных отношений, в которую включается ребенок;
  • развитие навыков психической саморегуляции способности к волевым условиям;
  • формирование адекватного отношения к собственному «Я», своим возможностям;
  • развитие положительных склонностей и способностей, формирование адекватной самооценки;

- формирование или изменение личностных состояний: расширение круга интересов, формирование социально-ценностных ориентаций, потребностей, чувств, развитие коммуникативных навыков;

3. Определение основных изменений в отношениях к миру.

Данный подэтап предполагает:

- переход от негативного отношения ребенка к окружающей действительности к позитивному;

  • расширение и укрепление социально-значимых связей, включение в различные виды деятельности в социально-приемлемых формах;

-  восстановление общности интересов и потребностей ребенка с первичным коллективом.

  • оптимизация уровня коммуникативной деятельности в целом.

 4. Определение основных видов деятельности, в которые будет включен ребенок 

Данный подэтап предполагает:

- по возможности устранение внешние травмирующие ребенка факторы, приводящие к девиации,

- создание условий для личностного развития и психических преобразований,

- создание «поля возможностей» личности, помогающего обнаружить и раскрыть «скрытые резервы ребенка».

5.Осуществление проекта.

Методы:

- коррекция страхов, навязчивых мыслей и действий, самокоррекция, самоубеждение, самораскрытие, релаксация,

- коррекция через труд, рациональной организации детского коллектива, экскурсия, спортивные соревнования, конкурсы, практикумы, организация совместного досуга через клубы по интересам, праздники, походы, яркий эмоциональный рассказ, книжно-иллюстрированная выставка, реклама деятельности кружков и секций, монологическое изложение научных данных и фактов педагогом, самостоятельная работа с книгой, викторины, олимпиады.

- семейное и индивидуальное консультирование, беседа, убеждение, поощрение, стимулирование, внушение, требование, пример, включение в новую ситуацию, установление логических взаимосвязей, конкретное пожелание.

- включение в учебный процесс различных видов терапий (живописитерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, ароматерапия, смехотерапия, флоротерапия, трудотерапия…), беседа, консультирование, наблюдение.

3.Вторичная диагностика.

На данном этапе происходит анализ изменений, происходящих в поведении человека, его окружении и его отношении с окружающим миром

На данном этапе происходит выявление:

1. Насколько изменилось представление ребенка о самом себе («Чего я хочу?», «Что я могу?», «Чего я боюсь? Что мне мешает?»).

Дмитрий перестал драться, завоевал уважение со стороны одноклассников. Не боится показаться слабым среди одноклассников.

2. Как изменилось отношение ребенка к миру?

 Дмитрий не дерется, позитивно относится к миру.

3. Определение круга проблем, которые ребенок стал удачно решать. Определение круга проблем, которые ребенок решать не может, не научился, не хочет или не готов к их решению. 

Дмитрий не дерется, Не грубит.

По окончании работы специалист оценивает, насколько эффективно решены проблемы ребенка.

 Специалист положительно решает проблему ребенка. На этом этапе его деятельность прекращается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....

Социально-педагогическая технология решения проблем школьной дезадаптации 2010-2011

Анохина Ольга Ивановна – социальный педагогСоциально-педагогическая технология решения проблем школьной дезадаптации.В последнее время проявления школьной дезадаптации становятся одной из актуальных п...

«Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

Рабочая программа Шпитальского Александра Георгиевича «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...

«Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

Рабочая программа Шпитальского Александра Георгиевича «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...