Программа профилактики правонарушений
рабочая программа

Мельничук Екатерина Михайловна

Рабочая программа социального педагога определяет ход деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних в контексте календарного круга праздников (вальдорфская педагогика)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sots.ped_.19-20.docx104.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Кировского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ №…

__________ …

 

«___»__________2019 г.                                                  

ПРОГРАММА

«Профилактика правонарушений

среди несовершеннолетних ГБОУ СОШ № …

в контексте реализации  календарного годового круга праздников»

                     АВТОРЫ:                                                                                                   

Е.М. Мельничук, Л.В. Рыжова

                           социальные педагоги

 ГБОУ СОШ № …

Санкт-Петербург

2019 г.

Содержание

Стр.

  1. Пояснительная записка……………………………………….3-7

1.  Актуальность темы…………………………………………………………3

2. Анализ условий и оснований для реализации программы

профилактики правонарушений среди несовершеннолетних

в ГБОУ СОШ № …………………………………………………………….3-6

3.  Нормативно-правовая база……………………………………………….6-7

II. Концептуальные подходы……………………………………….7-13

1. Концепция системы воспитательной работы школы…………………...7-10

2. Значение основных понятий.

    Уровни профилактической деятельности………………………………10-12

3. Научно-методические основания...……………………………………..12-13

  1. Основная часть……………………………………………….13-21

1. Цель и задачи программы…………………………………………………...13

2. Этапы реализации программы…………………………………………..13-14

3. План реализации программы по направлениям социально педагогической деятельности………………………………………………………………...14-20

4.Условия реализации программы…………………………………………….20

5. Ожидаемые результаты и точки риска при реализации программы….20-21

IV. Список литературы………………………………………………...21

  1. Приложения
  1. План недели правовой грамотности

с 9 по 13 сентября 2019 г........…………………………..………………22-23

  1. Перечень основных традиционных мероприятий годового календарного круга праздников  ГБОУ СОШ № … с кратким описанием………..23-27

  1. Пояснительная записка
  1. Актуальность темы

Личность подростка подвергается различным социальным влияниям. Однако, в современной действительности возможности негативного влияния зачастую могут превышают ресурсы влияния позитивного. Подростки постоянно нуждаются в педагогическом сопровождении взрослых, в силу подвижности мировоззрения, подверженности внешнему влиянию несовершеннолетние могут совершать противоправные деяния, приводящие к негативным, подчас разрушительным последствиям. Важно оптимизировать профилактическую и воспитательную составляющую педагогического процесса.

  1. Анализ условий и оснований для реализации программы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних

в ГБОУ СОШ № …

На современном этапе данная профилактическая работа в ГБОУ СОШ № 658 опирается на комплексную систему деятельности, включающую такие направления, как:

- социально-педагогическая работа,

- система воспитательной работы школы, основанная на календарном годовом круге праздников,

- постоянная работа педагогических коллегий,

- работа Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних,  малых педагогических коллегий (аналог педагогических консилиумов), поклассных совещаний;

- психологическое сопровождение и консультирование участников образовательного процесса,

- работа конфликтной комиссии и службы медиации,

- антикоррупционная работа в школе,

- работа по профилактике дорожно-транспортных происшествий,

- организация внеурочной деятельности,

- работа школьных кружков спортивной и художественно-эстетической направленности,

- участие родительского клуба в проблемах школы, школьных мероприятиях.

Особым преимуществом школы в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних представляется наличие элементов вальдорфской педагогики в учебном плане школы и воспитательной системе. Данный аспект будет рассмотрен в разделе «Концептуальные подходы».

Работа по профилактике правонарушений среди учащихся ГБОУ СОШ № …  не утрачивает актуальность, т.к. ежегодно некоторые подростки оказываются в трудных жизненных ситуациях в связи с болезнью или смертью родителя, конфликтами в семье, психофизическими нарушениями, материальными проблемами семьи и т.д.

В ГБОУ СОШ № … имеется достаточный кадровый потенциал и материальная база для проведения комплексной работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Данная программа содержит описание механизма профилактической работы, выраженного через планирование и организацию мероприятий годового календарного круга праздников, являющегося основой воспитательной системы школы.

Социально-педагогический паспорт ОУ № …

На сентябрь 2019 года

№ п/п

Разделы

Количество

1

Общее количество учащихся (сумма 1.1+1.2)

323

1.1.

Из них:  девочек

176

1.2.

мальчиков

147

1.3.

Количество учащихся в начальной школе

119

1.4.

Количество учащихся в основной школе

156

1.5.

Количество учащихся в старших классах

48

2.

Дети, требующие особого педагогического подхода

2.1.

Дети с ОВЗ (по заключению ТПМПК и ЦПМПК)

 

2.2.

Дети-инвалиды (Только при наличии справок МСЭ) (сумма 2.2.1+2.2.2+2.2.3+2.2.4) из них:

4

2.2.1.

дети-инвалиды с нарушением функций органов зрения

 0

2.2.2.

дети-инвалиды с нарушением функций органов слуха

 0

2.2.3.

дети-инвалиды с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

 0

2.2.4.

дети-инвалиды с прочими нарушениями

4

2.3.

Дети, обучающиеся на дому (по мед. показаниям)

1

2.5.

Дети, оставленные на повторный курс обучения в 2019-2020 учеб. г.

 0

2.6.

Дети, находящиеся на семейном обучении

 0

2.7.

Дети, получающие образование в дистанционной форме

 0

2.8.

Дети, получающие образование в заочной форме

 0

2.9.

Дети, обучающиеся в инклюзивном классе

 0

2.10.

Дети, не имеющие гражданства РФ

3

2.11.

Дети, не имеющие постоянной регистрации в Санкт-Петербурге

2

2.12.

Дети, родители которых инвалиды (по информации родителей)

 0

2.13.

Дети из многодетных семей

66

2.14.

Опекаемые дети

3

2.15.

Дети из приемной семьи

 0

2.16.

Дети из неполных семей (один родитель)

3

2.17.

Дети из неполных семей вследствие потери кормильца (по документам)

 0

2.18.

Дети из семей, говорящих на 2-х языках

2

2.19.

Дети, находящиеся в федеральном  розыске

 0

2.20.

Дети из социозащитных учреждений (д/дома, приюты и т.п.) из них:

 0

2.20.1.

дети из воспитательного дома

 0

3

Дети, испытывающие трудности в общении

 0

3.1.

со сверстниками

 0

3.2.

с родителями  

 0

3.3.

с педагогами

 0

4.

Дети, состоящие на внутришкольном контроле

 0

4.1.

Дети, не посещающие  или систематически пропускающие учебные занятия  без уважительных причин (2 недели подряд или по совокупности 2 недели в течение 1 месяца);

 0

4.2.

Дети, имеющие проблемы в обучении (неуспевающие);

 0

4.3.

Дети, грубо или неоднократно нарушившие Устав образовательной организации и Правила поведения учащихся;

 0

4.4.

Дети, причисляющие себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной направленности;

 0

4.5.

Дети, имеющие отклоняющееся поведение: агрессивность, жестокость;

 0

4.6.

Дети, имеющие предрасположенность к суицидальному поведению (суицидальные попытки);

 0

4.7.

Дети, поставленные на профилактический учет в ОУУПиДН

 0

5.

Дети, совершившие преступления

 0

5.1.

Дети, находящиеся под следствием

 0

5.2.

Дети осужденные

 0

6.

Дети, охваченные досуговой деятельностью

323

6.1.

Дети, охваченные отделением дополнительного образования ОУ из них:

323

6.1.1.

ВШК из них:

 0

6.1.1.1.

ОДН

 0

6.2.

Дети, занимающиеся во внешкольных учреждениях

 144

6.2.1.

В учреждениях дополнительного образования

110

6.2.2.

В подростковых клубах

 0

6.2.3.

В спортивных школах

7

6.2.4.

В других организациях

27

6.3.

Дети, не охваченные досуговой деятельностью из них:

 0

6.3.1.

ВШК из них:

 0

6.3.1.1.

ОДН

 0

7.

Семьи, состоящие на внутришкольном контроле

 0

7.1.

Семьи, имеющие детей, признанных находящимися в социально опасном положении (безнадзорность или беспризорность) по постановлению КДН и ЗП;

 0

7.2.

Семьи, признанные находящимися в социально-опасном положении по постановлению КДН и ЗП.

 0

8.

Семьи, требующие особого педагогического подхода

 0

8.1.

Семьи, в которых установлено наличие  жестокого обращения по отношению к детям (по наличию официального обращения)

 0

8.2.

Семьи, состоящие на учете в ОДН

 0

8.3.

Семьи, нуждающихся в постоянной материальной поддержке (только на основании справки)

 0

8.4.

Семьи, где один из родителей находится в местах лишения свободы

 0

8.5.

Семьи, где любой из родителей имеет судимость

 0

Сравнение результатов работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних учащихся ГБОУ СОШ № 658 за 5 учебных лет:

№п/п

ЗОНА РИСКА

                                              КОЛИЧЕСТВО    УЧАЩИХСЯ

2014 -2015

2015– 2016

2016– 2017

2017-2018

2018-2019

поставлено

снято

поставлено

снято

поставлено

снято

поставлено

снято

поставлено

снято

Учёт  в ОДН

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Внутришкольный  контроль

1

1

3

3

3

3

5

5

1

1

«Скрытый  отсев»

3

3

2

2

1

1

2

2

0

0

Рассмотрено на заседаниях КДН

0

0

0

0

0

Кол-во семей, состоящих в районной базе «Неблагополучные семьи»

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

Исполнителями программы являются:

- администрация школы,

-  педагогический коллектив ГБОУ  СОШ № …,

- Совет профилактики правонарушений,

- медицинские работники школы,

- родительская общественность.

  1. Нормативно-правовая база

Нормативно-правовую базу программы составляют:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Уголовный кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.;
  • Конвенция Организации Объединённых Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г.;
  • Федеральный Закон РФ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт от 17 декабря 2010 г.;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Федеральный Закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (с изменениями на 21.12.2004 г.);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков № вф-1376/06 от 21 сентября 2005 г. «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях» (раздел III, п. 1.6);
  • Устав ГБОУ  СОШ № 658.

Программа разработана с учётом следующих инструктивно-методических документов и методических рекомендаций:

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей от 10 марта 2009 г. N 06-224 «Рекомендации об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми»;
  • Письмо Министерства образовании и науки Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06 «По организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации»;
  • Письмо Министерства образовании и науки Российской Федерации от 18.11.2013 № ВК-844-07 «Методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»
  • Методика проведения социально-педагогического мониторинга причин совершения учащимися преступлений, разработанная АППО;
  • Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Санкт-Петербурга «Методика (алгоритм) выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказание помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения в образовательном учреждении» , разработанная АППО;
  • Методика сопровождения классным руководителем (социальным педагогом) обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации, разработанная АППО;
  • Методические рекомендации АППО «О современных формах работы с обучающимися образовательных учреждений по профилактике экстремистских проявлений среди несовершеннолетних»;
  • Методические рекомендации АППО «Совершенствование системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга»;
  • Методические рекомендации АППО по созданию и организации деятельности в ГОУ служб медитации и примирения для разрешения на ранних этапах  возникающих противоречий и конфликтов.

  1. Концептуальные подходы

  1.  Концепция системы воспитательной работы школы.

Никогда не сравнивай ребёнка с другим ребёнком,

но всегда только с самим собой!

Песталоцци

В воспитательной системе школы нашли своё отражение элементы вальдорфской педагогической системы Рудольфа Штайнера, которая появилась в России более 20 лет назад. В 2019 году школа отмечает своё двадцатипятилетие одновременно со столетием вальдорфской педагогики. Находясь у истоков зарождения вальдорфского движения в России, школа явилась одним из учредителей ассоциации вальдорфских школ в нашей стране. География распространения вальдорфских образовательных учреждений обширна: от Москвы и Петербурга до Ижевска, Красноярска, Тюмени, Ухты и т. д.

Вальдорфская педагогическая система нашла своё место в российском образовательном пространстве не случайно. Идеи, которые развивал основатель первой вальдорфской школы в Штутгарте Рудольф Штайнер, созвучны таким гуманистическим педагогическим системам рубежа веков и последующего времени, как педагогика Л.Н. Толстого, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова, Ш.А. Амонашвили и др.

В основе педагогики Р. Штайнера антропологический подход к обучению и воспитанию, педагогическая система опирается на знание человеческой природы..

В основе вальдорфской педагогической системы лежат:

  • возрастная ориентация учебного плана и методов обучения;
  • интеграция предметов: сближение сведений из различных областей знаний благодаря теме года – своей для каждого класса;
  • поддержка традиции устного рассказывания театральными постановками, являющимися важной составляющей образовательного процесса (посильное участие каждого ребёнка в классе в театральном проекте рассматривается как важный социальный опыт);
  • значимость художественно-эстетического элемента в образовании: занятие живописью, музыкой, лепкой, искусством движения, рукоделием, садоводством, освоение ремёсел доступны для каждого учащегося с 1 по 11 класс;
  • замена балльной системы оценивания критериальным с 1 по 7 класс;
  • установка на свободное развитие ребёнка в соответствии с индивидуальными особенностями;
  • метод погружения в предмет (преподавание эпохами);
  •  и иностранных языков методом погружения в языковую стихию (ежегодно реализуются программы международного школьного обмена, совместные спектакли, проекты);
  • еженедельные педагогические коллегии, посвящаемые в первую очередь обсуждению общепедагогических вопросов в режиме дискуссии;
  • особое внимание уделяется художественной организации образовательного пространства (т.н. вальдорфский интерьер, сочетающий в себе экологичность, лаконичность, домашний уют, простоту форм).

Система воспитательной работы школы выстраивается через годовой круг праздников. В подростковом возрасте особое значение для становления личности приобретает опыт заботы о других, поэтому традиционно каждый класс, с 7-го по 11-ый, отвечает за организацию и проведение одного из праздников годового календарного круга. Как правило, в традиционных школьных праздниках принимают участие все учащиеся, учителя и многие родители.

Так, семиклассники ежегодно организуют встречи с ветеранами в День снятия блокады и День Победы, пекут для них пироги. Учащиеся 8-го класса отвечают за организацию Рождественских мастерских. Девятиклассники устраивают Масленицу. Учащиеся 10-го класса готовят праздник Фонариков. 11-классники организуют спортивно-театрализованный праздник «Битва с драконом».

Как известно, каждое время года обладает особым настроением, динамикой, символикой. Праздники позволяют детям и взрослым почувствовать связь своего внутреннего мира с изменяющимся миром вокруг. В свою очередь традиции праздников знакомят с культурой разных народов, обеспечивают связь с предыдущими поколениями, дают возможность мысленно обратиться к истокам национальной культуры и жизненного уклада.

Совместное ожидание, подготовка к празднику, праздничное действо и воспоминание о нем наполняют детство особым колоритом и способны помочь подростку примириться с некоторыми обстоятельствами или людьми, преодолеть внутренние барьеры и комплексы.  

Осенью традиционно всем коллективом школы отмечаются начало учебного года, день рождения школы, день учителя, а также праздник урожая. Символика празднования воплощает радость процесса сбора урожая и вкушения плодов лета, подготовку к длинной, холодной зиме, когда даров природы недостаточно и необходимо учиться находить собственные внутренние силы.

Театрализованный спортивный праздник «Битва с драконом» проводится в День архангела Михаила 29 сентября и символизирует обращение к мужеству человека в борьбе света и тьмы. Преодоление трудностей, страха пробуждает веру в себя. Этот Праздник обычно проходит в лесу: младшие учащиеся преодолевают различные препятствия, подготовленные старшими. Для каждого класса готовится свой маршрут. В финале пути все классы встречаются для главного испытания битвы с драконом. Победа добра сопровождается хоровым пением, игрой на музыкальных инструментах. Когда дракона удаётся усмирить, победа празднуется общим хороводом.

В самое тёмное время года, на последней неделе ноября в школе проходит праздник фонариков. С помощью взрослых дети изготавливают маленькие фонарики. Свет фонарика позволяет ребёнку увидеть мир вокруг в необычном таинственном свете. Пугающая темнота заботой старших преображается в необычные сказочные вещи. После путешествия по маршруту, подготовленному учащимися 5-9 классов, младшие школьники собираются на спектакль, представляемый по традиции учащимися 10 класса. Пьеса-аллегория посвящена уникальной человеческой способности к самопожертвованию, способности дарить счастье окружающим людям.  Праздник фонариков даёт участникам возможность почувствовать в себе внутренний свет и поделиться им с окружающими.

Зимой, к Рождеству дети и взрослые готовят рождественские спектакли. Празднование Рождества сопровождается рождественскими мастерскими. В этот день работает кафе, которое совместно организуют учащиеся 8 класса, родители и сотрудники школьной столовой. В каждом классе организуется 2-3 мастерских по изготовлению подарков и поздравительные открытки, гаданию, рукоделию, играм. Родители, учителя могут подготовить спектакль для младших школьников и дошкольников, которые ежегодно посещают Рождественские мастерские вместе с родственниками.

В конце зимы коллектив школы отмечает Масленицу. В программу праздника входят всевозможные игры на свежем воздухе, угощение блинами. В течение масленичной недели в школе проходят спектакли, родители по очереди пекут блины на классы.

К Пасхе в каждом классе зеленеют всходы овса и пшеницы, символизируя собой пробуждение природы.

 Знаменательными событиями для выпускных классов являются последний звонок и выпускной вечер. В среднем и старшем звене отмечаются праздники окончания четверти, учебного года.

Годовой круг праздников не равнозначен плану мероприятий, он символизирует собой особый календарь души, уникальный строй и уклад школы. Празднование становится искусством, важным умением, отчасти утерянным современной культурой. Возрождение этого искусства представляется нам важным для укрепления семьи и единения нации, государства[1].

Семейная атмосфера праздников, в которых традиционно участвуют представители разных поколений, проникнута атмосферой живого человеческого общения, чувства взаимной необходимости.

Погружение в атмосферу национальных праздников и практика овладения традиционными ремёслами пробуждают интерес школьников к изучению истоков национальной культуры, к истории Родины. В этом отношении интересны школьный обмен и социальные практики, являющиеся неотъемлемой частью воспитательной системы школы.

Ежегодно во время выездов учащиеся школы оказывают помощь в сельскохозяйственных работах на фермерских хозяйствах, организуют приём учащихся школ Германии, посещают партнёрские школы. Совместное разучивание русской народной песни и общий хоровод учащихся объединяют старшеклассников школ-партнёров. Через популяризацию народных промыслов осуществляется воспитание национальной идентичности, на которой основывается гражданская позиция личности. Во время социальных практик учащиеся приобретают опыт жизни, учения, общения и деятельности в условиях, приближенных к природе. Такой опыт предоставляет учащимся возможность по-новому увидеть природу родного края, оценить её красоту, почувствовать радость созидания, ощутить потребность заботиться о живых существах, беречь окружающую среду.

Другой неотъемлемой традицией школы является общий певческий круг, с которого начинается каждая учебная неделя. В этом кругу объединяются все учителя и учащиеся. Практика хорового пения благотворно влияет на эмоциональное состояние участников круга. Традиция собираться вместе в начале учебной недели сплачивает коллектив школы, создаёт особую атмосферу единения, предоставляет возможность каждому почувствовать себя участником общего творческого дела.

На имеющемся практическом опыте основывается наш вывод о том, что воспитательная система вальдорфской школы позволяет готовить и выпускать в жизнь поколения молодых людей, которые становятся достойными гражданами своей страны, органично вписываются в современное общество, способны реализовать себя в различных направлениях деятельности.

Мы полагаем, что опыт созидательной деятельности, проявления заботы и ответственности по отношению к другим, являясь не разовой акцией по требованию руководства, а традицией школы сам по себе является профилактикой негативных проявлений в поведении учащихся.

Значительные результаты обеспечиваются благодаря широкому социальному партнерству школы, ежегодному действию программ школьного обмена со вальдорфскими школами Германии, Голландии, Финляндии, Швеции. Ежегодно в школе читаются лекции по педагогике и проводятся мастер-классы учителями вальдорфских школ Европы. Это позволяет учителям школы осваивать эффективные методы работы своих иностранных коллег. 658-я школа была одним из учредителей Ассоциации вальдорфских школ России. Ассоциация организует повышение квалификации учителей вальдорфских школ, разработку и утверждение учебных программ, издание методической литературы, проведение педагогических конференций и т.д.

Школа является членом международной ассоциации вальдорфских школ в Восточной Европе (IAO).

Поддерживаются международные контакты с вальдорфскими школами Германии, Голландии, Финляндии, Швеции. Главный ресурс школы – это люди, которые видят школу завтрашнего дня, заинтересованные в творческом образовательном процессе[2].

  1. Значение основных понятий. Уровни профилактической деятельности

Правонарушение - вид действия, противоречащий правовым нормам[3].

На основании анализа литературы и нормативно-правовых документов можно выделить следующие определения профилактики:

  • использование совокупности мер разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании.
  • в системе реабилитации, профилактика связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают  те или иные отклонения в развитии личности;
  • научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических  или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

В литературе выделяется несколько уровней профилактической деятельности:

  1. Решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению  духовных и материальных потребностей людей.
  2. Меры педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность ребёнка.
  3. Индивидуальная воспитательная профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.

 Индивидуальная воспитательная профилактическая работа проводится с учётом причин социального неблагополучия. Как правило, причины безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних кроются в социальной неустроенности несовершеннолетних, семейном неблагополучии, отсутствии материальных средств и невозможности трудоустроиться.

Причинами неблагополучия семьи могут являться:

- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярный доход, тяжёлые жилищные условия, постоянная занятость родителей на работе);

- медико-социальные факторы (хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями, отсутствие возможностей организовать полноценный отдых и сбалансированное питание);

- социально-демографические факторы (неполные семьи, многодетные,  семьи с повторным браком и сводными детьми, семьи инофонов, мигрантов, беженцев);

- социально-психологические факторы (семьи с эмоционально напряжёнными, конфликтными отношениями между супругами, родителями, детьми, педагогическая несостоятельность родителей, низкий уровень культуры, искажённые ценностные ориентации).

Наличие того или иного фактора социального риска может вызывать социальные отклонения в поведении детей, беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требует к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

В основе профилактических мер лежит деятельность, направленная на:

  • создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;
  • осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам;
  • обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка.

Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков. Так как профилактика по своей сути предусматривает решение еще не возникших проблем, поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения.

На уровне ранних проявлений склонности к совершению правонарушений  профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микро социума в форме клубов, спортивных секций и т.п. Сутью профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка, условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительными способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.              

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними с девиантным и асоциальным поведением (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.

 К осуществлению вторичной профилактики активно  привлекаются социальный  педагог и психолог школы (при условии, что ребенок продолжает ее посещение), родители (при условии сохранности контакта между ними и ребенком).

В государственной программе «Безопасный город. Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы ставилась задача повышения уровня профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи путем повышения уровня культурного, спортивного, правового, нравственного и военно-патриотического воспитания, дальнейшего снижения "правового нигилизма" населения, создания системы стимулов для законопослушного образа жизни[4]. Очевидно, правовой нигилизм подростка проистекает из отсутствия нормальной социализации формирующейся личности.

Социализация личности - процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Социализация включает социально-контролирующие процессы целенаправленного воздействия на личность и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование, это процесс и результат включения растущего человека в общество благодаря усвоению и более или менее активному воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры[5].

  1. Научно-методические основания

В современной интегрированной модели социально-педагогической деятельности школы по ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних, ключевыми концептуальными положениями являются следующие:

  1. Центром социально-педагогической системы школы является личность ребенка, на которую направлено семейное воспитание и общественная забота.
  2. Социально-педагогическая деятельность школы предполагает гуманно-личностный подход к ребенку в процессе обучения, воспитания и развития, личностно-ориентированную педагогику сотрудничества детей и взрослых.
  3. Интеграция воспитательного потенциала школы, системы дополнительного образования, семьи, общественных институтов, государственных учреждений, на которые возложены функции ранней профилактики девиантного поведения подростков, основывается на межведомственном подходе.
  4. Поиск контактов с семьей, включение родителей в целенаправленную социально-воспитательную деятельность.
  5. Создание инфраструктуры дополнительного образования на базе школы в сфере свободного времени подростков.

Содержание социально-педагогической деятельности школы раскрывается в совокупности содержательных видов деятельности в сфере учебного и внеучебного времени:

- собственно учебная деятельность,

- учебно-исследовательская деятельность,

- культурно-досуговая деятельность (в сфере учебного и свободного времени),

- спортивно-оздоровительная деятельность,

- игровая деятельность (реализуется в учебное и свободное время в разнообразных формах),

- трудовая деятельность,

- туристско-краеведческая деятельность.                                    

Такая деятельность школы направлена не только на выявление и коррекцию девиантного поведения детей, но, прежде всего на нивелирование и устранение его причин и носит  превентивный характер.

При этом все компоненты учебно-воспитательного процесса школы в сфере внеурочного времени  направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения. Вовлечение учащихся в социально значимую деятельность позволит обеспечить позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, тем самым  способствуя ранней профилактике правонарушений среди несовершеннолетних[6].

Ежегодное участие в организации и проведении праздников годового календарного круга даёт учащимся опыт социально-значимой деятельности в соответствиии с возрастными потребностями, сочетая в себе практически все  вышеперечисленные содержательные виды деятельности в сфере учебного и внеучебного времени. Последнее отражено в планах реализации программы по направлениям социально-педагогической деятельности – см. раздел 3, части III.

  1. Основная часть

  1. Цель и задачи программы

Цель - комплексное решение проблемы социальной адаптации обучающихся в современном обществе, профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи:

1) защита прав и законных интересов учащихся школы;

2) поддержка семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетенции;

3) снижение конфликтности в подростковой среде, предупреждение проявлений агрессии;

4) формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, нетерпимости, дискриминации по каким-либо признакам, правовому нигилизму;

5) социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;

6) оказание социально-психологической помощи неблагополучным семьям;

7) утверждение в школьном коллективе позитивной модели поведения, основанной на воспитании взаимной поддержки, потребности заботиться об окружающих, на особой культуре праздников, которую школа стремится возродить.

  1. Этапы реализации программы

Этап

Цель

Основное содержание работы

Диагностико-прогностический (аналитический и проектировочный, планирующий)

2018-2019 учебный год

Осмысление всеми участниками образовательного процесса основных задач и направлений программы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в контексте реализации  календарного годового круга праздников

Социально-педагогический анализ деятельности школы и проектирование, выбор стратегии профилактической деятельности в контексте реализации  календарного годового круга праздников.

Планирование социально-педагогических механизмов, мероприятий, мер.

Оценка социально-педагогических ресурсов, осмысление традиций годового календарного круга праздников в свете выдвигаемых цели и задач профилактической работы.

Деятельностный (внедренческий и корректирующий) 2019-2020, 2020-2021 учебные годы

Реализация стратегии перехода на качественно новый уровень профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в контексте реализации  календарного годового круга праздников

Еженедельная оценка, корректировка, планирование профилактической работы в рамках реализации программы.

Реализация плана профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в контексте реализации  календарного годового круга праздников.

Мониторинг результативности  программы.

Обобщающий (обобщающе-аналитический) 2021-2022 учебный год

Определение перспективы совершенствования системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в школе в контексте реализации  календарного годового круга праздников

Анализ результативности  программы.

Открытый информационный доклад о результатах реализации программы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в школе в контексте реализации  календарного годового круга праздников на 2015-2018 г.

Сроки реализации: 2019-2022 год.

  1. План реализации программы на 2019-20, 2020-21 учебные годы

Август

Мероприятие

Содержание

1

Педагогический совет

Утверждение школьной программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

2

Первая педагогическая коллегия

Оценка ресурсов, возможностей, перспектив учебного года, планирование организации Дня знаний (учащиеся 11 класса заранее подготавливают поздравление для первоклассников), годовых классных проектов.

Сентябрь

Мероприятие

Содержание

1

Составление, утверждение планов по на-правлениям работы по про-филактике пра-вонарушений среди несовер-шеннолетних

Планирование работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних учащихся ГБОУ СОШ № 658 предполагает такие направления, как:

- профилактика употребления ПАВ;

- профилактика экстремизма и иных негативных социальных проявлений;

- профилактика правонарушений несовершеннолетних посредством формирования законопослушного поведения;

- воспитание культуры здорового образа жизни;

- профилактика жестокого обращения с детьми.

2

Анализ социальных  групп

Составление социального паспорта школы, обновление картотеки социального педагога по НС, ДО

3

Оценка успешности социальной адаптации выпускников

Сбор данных о поступлении выпускников в учебные заведения, трудоустройстве, анализ, обобщение полученных данных.

4

Педагогическая коллегия 1

Подведение итогов проведения Дня знаний. Планирование Недели правовой грамотности и празднования Дня рождения школы. Утверждение классных годовых проектов.

5

Неделя правовой грамотности

Проведение мероприятий в течение недели согласно приложению 1.

6

Празднование Дня рождения школы

Организация игр на пришкольной территории (11 класс с 1-ым, 10 класс со 2-ым, 9 класс с 3-им и т.д.), обмен пирогами по классам (по той же схеме), чаепития, родительские встречи.

7

Педагогическая коллегия 2

Подведение промежуточных итогов недели правовой грамотности. Планирование праздника сбора урожая для младших школьников.Беседа с инспктором по делам несовершеннолетних.

8

Малые педагогические коллегии по классам

Анализ социального состава классов, возможных учебных и дисциплинарных проблем, планирование индивидуальной работы с учащимися (при необходимости)

9

Педагогическая коллегия 3

Подведение итогов недели правовой грамотности и праздника сбора урожая для младших школьников.

10

Педагогическая коллегия 4 (+5)

Планирование выездных мероприятий по классам, годовых театральных проектов, проектов в рамках международного школьного обмена. Подготовка к спортивно-театрализованному празднику «Битва с драконом» (День святого Михаила)

11

Спортивно-теа-трализованный праздник «Битва с драконом»

Под руководством классных учителей и при содействии родителей учащиеся 11 класса готовят маршруты для классов, учащиеся 10 класса обеспечивают сопровождение учащихся в течении праздников, сопровождают, инструктируют. Учащиеся остальных классов проходят заданные маршруты, выполняют задания. По завершении общий сбор, театрализованное действие, подготовленное учащимися 11 класса, чаепитие.

12

Общее родительское собрание

Вопросы взаимодействия семьи и школы, сотрудничества педагогического коллектива с родительской общественностью. Составление примерного общего плана мероприятий на текущий учебный год, планирование родительских театральных проектов.

13

Родительские собрания по классам

Вопросы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, информирование об ответственности за правонарушения среди несовершеннолетних, о работе служб профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, организаций по поддержке семьи в трудных ситуациях. Представление примерного плана мероприятий на текущий учебный год.

14

Еженедельный певческий круг

Хоровые вокальные упражнения, каждый понедельник с 9.00 до 9.15 для 1-6 классов в большой рекреации 1 этажа, для 7-11 классов – в большой рекреации 2 этажа (песни разных народов, авторские песни, духовный гимн ко Дню святого Михаила) 

Октябрь

Мероприятие

Содержание

1

Педагогическая коллегия 1

Обзор значимых событий первого учебного месяца, планирование проектов, мероприятий по классам на октябрь.

2

Педагогическая коллегия 2

Вопросы взаимодействия с родительским активом, родительской общественностью, родительские театральные проекты

3

Педагогическая коллегия 3

Проблемы успеваемости. Принципы вальдорфской педагогики во внеурочной деятельности.

4

Педагогическая коллегия 4

Подведение предварительных итогов. Планирование праздников четверти по классам, праздника фонариков

5

Малые педагогические коллегии по классам

Обзор результатов первого учебного месяца, представление результатов психологических диагностики, индивидуальной работы с учащимися

6

Традиционные ежегодные мероприятия в рамках международного школьного обмена

Встреча гостей из партнёрской школы классом ровесников (8-10 кл.), совместные экскурсии, выезды, проекты, праздники с последующим подведением итогов на педагогических коллегиях (принимают участие учителя из партнёрских школ), планированием встречи на территории партнёрской школы во 2 полугодии.

7

Праздники четверти

Праздники подведения итогов первой четверти с вручением ведомостей образовательных результатов

8

Праздничные концерты

Концерты по случаю завершения четверти для 1-5, 6-11 классов с представлением классных проектов (театральных постановок, музыкальных номеров, презентаций результатов по завершении предметных эпох)

9

Еженедельный певческий круг

Хоровые вокальные упражнения, каждый понедельник с 9.00 до 9.15 для 1-6 классов в большой рекреации 1 этажа, для 7-11 классов – в большой рекреации 2 этажа (песни разных народов, авторские песни)

Ноябрь

Мероприятие

Содержание

1

Педагогическая коллегия 1

Подведение итогов 1 четверти, мероприятий, завершающих четверть. Беседа по теме «Здоровьесберегающий потенциал школьных проектов в рамках календарного круга праздников». Планирование праздника фонариков.

2

Праздник фонариков

Учащиеся 5-9 классов организуют пространство праздника, учащиеся 10 класса готовят традиционную театральную кукольную постановку, учащиеся 1-2 класса в сопровождении своих учителей проходят по заданному маршруту, который завершается театральной постановкой

3

Малые педагогические коллегии по классам

Сбор и анализ данных по успеваемости и социализации учащихся, обсуждение проблемных ситуаций, подготовка классных отчёту по классам на педагогической коллегии

4

Педагогическая коллегия 2

Подведение итогов праздника фонариков: плюсы, минусы, заметки на будущее. Промежуточные отчёты классных учителей: динамика предметных, метапредметных, личностных результатов учащихся (1-4 классы).

5

Педагогическая коллегия 3

Промежуточные отчёты классных учителей: динамика предметных, метапредметных, личностных результатов учащихся (5-8 классы).

6

Педагогическая коллегия 4

Промежуточные отчёты классных учителей: динамика предметных, метапредметных, личностных результатов учащихся (9-11 классы).

7

Еженедельный певческий круг

Хоровые вокальные упражнения, каждый понедельник с 9.00 до 9.15 для 1-6 классов в большой рекреации 1 этажа, для 7-11 классов – в большой рекреации 2 этажа (песни разных народов, авторские песни)

Декабрь

Мероприятие

Содержание

1

Педагогическая коллегия 1

Планирование мероприятий Адвента (период ожидания рождества): театральные проекты, тематическое чтение в младших классах, оформление классов, адвентская спираль, рождественские мастерские

2

Педагогическая коллегия 2

Планирование мероприятий Адвента.  Дискуссия на тему: «Семья и школа».

3

Педагогическая коллегия 3

Планирование мероприятий Адвента, празднования Рождества, Нового года. Обсуждение тематики бесед на родительских собраниях (укрепление здоровья школьников, профилактика правонарушений среди учащихся).

4

Педагогическая коллегия 4

Подведение итогов мероприятий Адвента. Планирование праздника завершения четверти, итогового концерта. Подведение итогов успеваемости.

5

Малые педагогические коллегии по классам

Анализ успеваемости, подготовка к родительским собраниям

6

Родительские собрания по классам

Подведение предварительных итогов 1 полугодия, планирование классных и общешкольных мероприятий.

7

Родительский спектакль

Представление спектакля, подготовленного силами родительского актива

8

Праздники завершения четверти, итоговые концерты

Праздники подведения итогов второй четверти с вручением ведомостей образовательных результатов, новогодние поздравления

Концерты по случаю завершения четверти для 1-5, 6-11 классов с представлением классных проектов (рождественских театральных постановок, музыкальных номеров, презентаций результатов по завершении предметных эпох)

9

Еженедельный певческий круг

Хоровые вокальные упражнения, каждый понедельник с 9.00 до 9.15 для 1-6 классов в большой рекреации 1 этажа, для 7-11 классов – в большой рекреации 2 этажа (песни разных народов, авторские песни, святочные, рождественские песни, гимны)

Январь

Мероприятие

Содержание

1

Педагогическая коллегия 1

Планирование  обзора результатов по классам 1-11. Корректировка плана мероприятий второго полугодия

2

Педагогическая коллегия 2

Обзор результатов по выпускным классам : 9, 11 + социально-педагогическая ситуация. Дети «группы риска»

3

Педагогическая коллегия 3

Планирование и организация лыжных прогулок выходного дня  – дети, родители, учителя. Обзор образовательных, педагогических результатов по 8 и 10 классам.

Малые педагогические коллегии по классам

Обзор социально-педагогической ситуации и результатов по  5-6 классам. «Дети группы риска» - анализ ситуации. Планирование экскурсий по городу, в Эрмитаж, в Музей этнографии, Русский музей.

Встреча с ветеранами

Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда: от классов готовятся пироги к чаепитию, цветы и открытки ветеранам, стихи наизусть, вокально-музыкальные номера

4

Педагогическая коллегия 4

Обзор социально-педагогической ситуации  3-4 классов - обзоры малых коллегий. Встреча с представителями родительского актива.

Еженедельный певческий круг

Хоровые вокальные упражнения, каждый понедельник с 9.00 до 9.15 для 1-6 классов в большой рекреации 1 этажа, для 7-11 классов – в большой рекреации 2 этажа (песни разных народов, авторские песни)

Февраль

Мероприятие

Содержание

1

Педагогическая коллегия 1

Обзор социально-педагогическая ситуация  и результатов 5-6 классов - обзоры малых коллегий. «Дети группы риска» - анализ ситуации.

2

Педагогическая коллегия 2

Социально-педагогическая ситуация 3-4 классов. Организация лыжных прогулок выходного дня –дети , родители, учителя.

3

Педагогическая коллегия 3

Социально-педагогическая ситуация  1-2 классов – обзоры малых коллегий.

Малые педагогические коллегии по классам

Анализ успеваемости, подготовка к родительским собраниям.

4

Педагогическая коллегия 4

Подготовка общешкольного проекта «Масленица». Встреча с представителями родительского актива.

Еженедельный певческий круг

Хоровые вокальные упражнения, каждый понедельник с 9.00 до 9.15 для 1-6 классов в большой рекреации 1 этажа, для 7-11 классов – в большой рекреации 2 этажа (песни разных народов, авторские песни)

Март

Мероприятие

Содержание

Празднование масленицы

12 марта – общешкольный праздник  для детей, родителей и учителей. Открытое мероприятие .

1

Педагогическая коллегия 1

Семейная ситуация опекаемых детей. Отчёт о работе малой коллегии по 8 классу. Подготовка  масленицы.

2

Педагогическая коллегия 2

Анализ посещаемости, подготовка к родительским собраниям. Встреча с малой коллегией  7 класса.

3

Педагогическая коллегия 3

«Дети группы риска» -анализ ситуации. Организация помощи родителям в лыжных прогулках выходного дня.

Малые педагогические коллегии по классам

Итоги успеваемости  в 3 четверти.

Родительский спектакль

Представление «Масленичного» спектакля, подготовленного силами родительского актива

4

Педагогическая коллегия 4

Итоги успеваемости 3 четверти.  «Антикоррупция  и законодательство» - беседа с педагогической коллегией.

Праздники завершения четверти, итоговые концерты

Праздники подведения итогов второй четверти с вручением ведомостей образовательных результатов

Концерты по случаю завершения четверти для 1-5, 6-11 классов с представлением классных проектов (театрализованных постановок, музыкальных номеров, презентаций результатов по завершении предметных эпох)

Еженедельный певческий круг

Хоровые вокальные упражнения, каждый понедельник с 9.00 до 9.15 для 1-6 классов в большой рекреации 1 этажа, для 7-11 классов – в большой рекреации 2 этажа (песни разных народов, авторские песни, пасхальные гимны) 

Апрель

Мероприятие

Содержание

1

Педагогическая коллегия 1

Отчёт о работе малой коллегии по 6 классу. Организация прогулок выходного дня по городу и пригородам Санкт-Петербурга, совместно с родителями классов.

2

Педагогическая коллегия 2

Отчёт о работе малой коллегии по 5 классу. Анализ по критериям текущей успеваемости.

3

Педагогическая коллегия 3

Отчёт о работе малой коллегии по 11 классу.

Малые педагогические коллегии по классам

Подготовка к классным собраниям 1-4 классов

Анализ по критериям оценивания успеваемости учащихся

Представление годового проекта цирковой студии

Учащиеся 4-5 классов представляют цирковую постановку, подготовленную на занятиях цирковой студии как годовой проект 4 класса

4

Педагогическая коллегия 4

«К вопросу об антикоррупции»- доклад социальных педагогов. Подготовка  к Пасхальному празднику.

Еженедельный певческий круг

Хоровые вокальные упражнения каждый понедельник с 9.00 до 9.15 для 1-6 классов в большой рекреации 1 этажа, для 7-11 классов – в большой рекреации 2 этажа (песни разных народов, авторские песни, пасхальные гимны)

Май

Мероприятие

Содержание

Празднование Пасхи

Праздничный певческий круг, пасхальное поздравление классов от администрации школы, пасхальные игры в младших классах.

1

Педагогическая коллегия 1

Подведение итогов общешкольного проекта «Мосты памяти», посвящённого Дню Победы

Встреча с ветеранами

Мероприятие ко Дню Победы: от классов и учителей готовятся цветы и открытки ветеранам, стихи наизусть, вокально-музыкальные номера

2

Педагогическая коллегия 2

Планирование сельскохозяйственных практик, поездок учащихся по классам, празднования последнего звонка

3

Педагогическая коллегия 3

Планирование сельскохозяйственных практик учащихся по классам, празднования последнего звонка, праздников завершения учебного года по классам. Подведение итогов программы школьного обмена на текущий учебный год, планирование дальнейшего взаимодействия.

4

Последний звонок

Учащиеся выпускных классов представляют свою концертную программу, учащиеся остальных классов представляют поздравительные номера

5

Заключительный концерт

Выступления от классов, напутствия учителей

6

Театральный фестиваль

Учащиеся 1- 10 классов представляют свои годовые проекты - театральные постановки

7

Малые педагогические коллегии по классам

Подведение итогов учебного года, планирование сельскохозяйственных практик, поездок, проектов в течение каникулярного периода

8

Еженедельный певческий круг

Хоровые вокальные упражнения каждый понедельник с 9.00 до 9.15 для 1-6 классов в большой рекреации 1 этажа, для 7-11 классов – в большой рекреации 2 этажа (песни разных народов, авторские песни)

  1. Условия реализации программы

Материально-техническая база для реализации программы «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в контексте реализации  календарного годового круга праздников» включает в себя

- предметные кабинеты, мастерскую, гримёрную, кабинет ИКТ, мультимедийное оборудование,  актовый и спортивный зал, спортивный стадион.

Необходимо учитывать широкое социальное партнерство школы, ежегодное действие программ школьного обмена со вальдорфскими школами Германии, Голландии, Финляндии, Швеции, что благоприятно влияет на реализацию учебных и творческих школьных проектов, на развитие культурологических способностей и детей и взрослых, способствует успешному решению ряда задач представленной программы.

  1. Ожидаемые результаты и точки риска при реализации программы

В ходе реализации программы предполагается достижение следующих результатов:

  • профилактика правонарушений среди несовершеннолетних посредством активного вовлечения в жизнь школы в рамках реализации годового круга праздников;
  • социально-педагогическое сопровождение и поддержка учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации посредством активного вовлечения в жизнь школы в рамках реализации годового круга праздников;
  • предупреждение любых проявлений агрессии, асоциального поведения, правонарушений среди несовершеннолетних;
  • выработка коммуникативных навыков, нравственных принципов и культурных стереотипов, необходимых для успешной социализации учащихся, для становления их гражданского правосознания;
  • укрепление традиций школы, способствующих успешной социализации и личностному развитию учащихся, становлению гражданского правосознания. 

В процессе реализации программы «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в контексте реализации  календарного годового круга праздников» на 2019-2022 год могут обнаружиться:

Точки риска

Пути их преодоления

  1. Человечекий фактор

Ресурсы гуманистической педагогики, психологии, вальдорфской педагогической системы, общая установка школы на непрерывное самообразование, самосозидание

  1. Социальные катаклизмы

Поддержка оптимистического мировосприятия в коллективе администрации, учителей, учащихся, родителей за счёт чувства общности и взаимоподдержки

  1. Проблемы кадрового обеспечения

Моральная поддержка, применение различных форм  поощрения педагогических и административных работников, демократичный и гибкий стиль управления, включённость школьной администрации в повседневную жизнь школы, обновление кадров за счёт ресурсов Ассоциации вальдорфских школ Росии

  1. Административные барьеры

Подтверждение конкуретноспособности школы в целом и программы «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в контексте реализации  календарного годового круга праздников» в частности конкретными результатами, достижениями, статистическими данными, поддержание как положительной репутации школы в целом, так исполнительской дисциплины в частности

  1. Правовой нигилизм отдельных родителей, инертность, отказ от сотрудничества со школой

Индивидуальная разъяснительная работа со стороны администрации, приглашение к участию в конкретных событиях школы, создание установки на успех, моральная поддержка, поощрение продуктивных форм сотрудничества

И другие

Анализ рисков, вызвавших их причин, планирование путей их преодоления, действия согласно намеченным планам

IV. Список литературы

  1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1997.
  2. Беличева С.А. Превентивная психология. М., 1995.
  3. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999.
  4. Василькова Ю.В. « Методика и опыт работы социального педагога», М., 2001
  5. Василькова Ю.Н., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 1999.
  6. Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой.  СПб.: Питер, 2008.
  7. Дормаш С.В.., Заводова Т.Е. «Социальный педагог», Минск 2004г.
  8. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995, № 2.
  9. Карлгрен Р. Воспитание к свободе. – М., Парсифаль, 1995.
  10.  Краткий словарь современной педагогики. Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под. ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001.
  11. С. Купер, К. Файнес-Клинтон. Круглый год: книга праздников года / С.-Пб.: Деметра, 2013.
  12.  Криволап Н.С., Заводова Т.Е., Минич О.А. «В помощь классному руководителю» Минск 2003.
  13. Лебедев Д.И. Детское общественное движение переходного периода: тенденции, противоречия, перспективы / / Внешкольник. № 25, 1999.
  14. Ляпина Е.Ю. «Профилактика социально- опасного поведения школьников», Волгоград, 2007.
  15. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.
  16. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А.  «Социальный педагог: введение в должность», С-Пб, 2004.
  17. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  18. Осипова М.П., Бутрина Г.А., «Работа с родителями», Минск, 2003.
  19. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  20. Семенов Г.С. « Методики работы социального   педагога», М,2004.

В разработке данной программы были использованы материалы авторской программы  социального педагога ГБОУ СОШ №ь404  г. СПб  В.А. Рябец, а также материалы официального сайта ГБОУ СОШ № 658.

V. Приложения

  1. План недели правовой грамотности с 9 по 13 сентября 2019 г.

1 день, 9.09.2019 г.: «Наши традиции»

Мероприятия:

  1. общий певческий круг – первый в этом учебном году,
  2. беседа на главном уроке (рефлексия по впечатлениям, выявление пожеланий детей относительно пения в школе);
  3. в конце учебного дня - обмен пирогами  между классами, а также между родителями и учителями,
  4. «Наши проекты» - беседа на классном часе
  • об условиях реализации проектов, организации выездов, экскурсий, школьных, классных мероприятий, повторение связанных сними правил поведения и безопасности;
  • о проекте участия класса в школьном субботнике 12 сентября с обсуждением того, что требуется для его воплощения, распределением ролей/обязанностей.

2 день, 10.09.2019 г.: «Закон и порядок»

Мероприятия:

  1. беседа на главном уроке: знакомство/повторение правил внутреннего распорядка школы, положения о единых требования к одежде и внешнему виде обучающихся, рефлексия на тему «Варианты классного распорядка», разработка правил для класса, классного кабинета, оформление, размещение их на стендах классов);
  2. классные часы в конце учебного дня (тематика согласовывалась на педагогических коллегиях в мае, августе, сентябре).

Варианты тематики классных часов 2-го дня тематической недели

  • культура поведения в школе, общения участников образовательного процесса, воспитание культуры делового стиля одежды и внешнего вида учащихся и т.д.;
  • обсуждение примеров, данных, исторических фактов, направленное на формирование нетерпимого отношения к коррупции;
  • важность соблюдения ПДД;
  • порядок, запрещающий детям до 15 лет находиться на улице после 22.00 (до 16 лет – после 23.00) без сопровождения взрослых, об ответственности за нарушение закона;
  • ответственность за курение в помещениях учреждений, покупку и употребление алкогольной и табачной продукции несовершеннолетними, склонение несовершеннолетних к употреблению ПАВ;
  • правила, связанные с организацией и участием в ГИА;
  • тема свободы и ответственности, внутренних границ личности и внешних (социальных, юридических, нравственных), написание мини-сочинений, эссе)
  • «Закон и порядок – через рутину обыденности и принуждение или через творческое осмысление реальности»

В проекте приглашение на классные часы сотрудника УВД, ГИБДД или прокуратуры.

3 день, 11.09.2019 г.: «Школа – второй дом»

  1. на уроках по предметам - культура питания, здоровое питание, правила ЗОЖ, значение спорта в жизни школьников (тематика согласуется с районным методистом по здоровью Т.В. Кот);
  2. беседы на классных часах в конце учебного дня – «Удобно ли мы одеваемся, когда собираемся в этот наш второй дом, как воспринимают окружающие наш внешний вид»;
  3. беседы в ГПД – правила поведения на прогулке, в столовой, обязанности дежурных;
  4. после уроков - большие и малые дела по благоустройству класса, школьных помещений (уборка в гардеробе пришлась бы кстати), пришкольной территории.

4 день, 10.09.2015 г.: «Наша школа – территория свободная от электронных гаждетов»

  • создание тематических плакатов, размещение их по школе (на всех этажах);
  • на классных часах в конце учебного дня составляем, договариваемся о правилах на учебный год, по необходимости вносим дополнения в классные правила распорядка, если они были вывешены раньше;
  • видео-салон: материалы о влиянии электронных устройств на здоровье и восприятие ребёнка.
  • Планируется приглашение специалиста: медика, психолога, врача-антропософа с темой «Влияние электронных устройств на здоровье и способности»
  • Тема бесед на классных часах - «Значение слова «гаджет», предназначение гаджетов (устройств), их место в нашей жизни»

5 день, 12.09.2019 г.: «Безопасность и уверенность»

Беседы на классных часах.

Тематика бесед:

  • понятие безопасного поведения;
  • интернет-безопасность;
  • правила пожарной  безопасности;
  • безопасное поведение на дорогах;
  • традиции межличностного общения, которые дают чувство безопасности и уверенности;
  • конституционное право гражданина на безопасную, экологически благополучную среду.

6-ой день, 13.09.2019 г.: «День благоустройства»

Общий субботний с работами по благоустройству пришкольной территории с посадкой цветов, кустарников (шиповник, жасмин, сирень), деревьев (ель, вишня…) и помещений школы. На пришкольной территории выделяются сектора работ для классов, а также для педагогической коллегии

Общее для каждого дня

  1. Открытый видео-салон.
  2. Все уроки планируются с учётом тематики дня (по возможности).

Так филологи могут подумать над текстами по тематике дня для грамматического разбора, литературного анализа и т.д., математики могут поискать тематические задачи.

  1. Общий круг в каждом классе в конце учебного дня (рефлексия).
  2. Почтовый ящик для обмена мнениями.

По итогам недели

  1. Родительские встречи.
  2. Педагогическая коллегия.
  3. Презентация итоговых проектов каждого класса.

  1. Перечень основных традиционных мероприятий годового календарного круга праздников  ГБОУ СОШ № …, с кратким описанием

  День рождения школы

День рождения есть не только у каждого человека, но и у школы. Этот радостный день когда-то послужил отправной точкой, началом всему тому, что есть сейчас в школе, что развивается и приносит свои плоды. Это осенний день 12 сентября. В день рождения принято водить хороводы вокруг именинника, дарить ему красивые открытки с пожеланиями, делать подарки и печь пироги. Все это как раз и происходит осенним сентябрьским днем у нас в школе. Только вместо открыток — яркие меловые рисунки на асфальте школьного двора: и весь день уже окрашен настроением праздника. Потом классы обмениваются выступлениями и пирогами, или только пирогами (но это — обязательно!), водят хороводы и поздравляют друг друга на торжественном утреннем или дневном круге.

Хорошая традиция, когда старшие классы придумывают и проводят игры с младшими. Целый час вся школа играет!

Часто в этот день к нам заходят выпускники, которые никогда не забывают о теплом школьном доме… (Размещено на официальном сайте ГБОУ СОШ №: …../)

Спотивно-театрализованный праздник «Битва с драконом»

За проведение этого праздника отвечает 11-йкласс. Нужно придумать сюжет, создать сценарий театрального действа, разработать препятствия (разные для старших и для младших), найти место, собрать снаряжение, повесить веревки (параллельку, воздушку, качающееся бревно и т. д.). Нужно также организовать прохождение команд: все объяснить, показать, проверить, не забыть о технике безопасности.

Старшеклассники — организаторы действа — признаются, что им интересно готовить такой праздник для всей школы: ощущаешь ответственность за общее дело, понимаешь ход событий и свое место в нем.

Культурная традиция разных народов имеет похожие сюжеты на тему борьбы светлого и темного начал. Рыцарем добра выступает св. Георгий -Победоносец, образ которого до сих пор присутствует в гербе Москвы и на русских монетах. Борцом за добро и справедливость в русской православной традиции является также арх. Михаил. Образ Михаила широко представлен в древнерусском искусстве (он считался покровителем князей и ратной славы). День арх. Михаила — праздник победы Добра над Злом, Михаила над Змеем. Поэтому наш театрализованный, праздник называется «Победа над драконом». Старшие показывают младшим захватывающую сказку, события которой разворачиваются на фоне осенней природы. После представления — прохождение туристской полосы. Ведь самое трудное — победить собственные страхи, поэтому сначала мы пробуем победить хотя бы страх высоты, страх преодоления препятствий. На этом пути всегда помогут друзья-одноклассники и старшие ребята. Т. о., участники получают опыт взаимовыручки. Ведь помогая друг другу, мы утверждаем в этом мире добро. (Размещено на официальном сайте ГБОУ СОШ № 658: http://www.waldorfschule.ru/holidays/archangel/)

Праздник фонариков

В годовом календаре традиционных Праздников нашей школы Праздник Фонариков для младших детей один из любимых.

В начале ноября природа испытывает состояние ожидания зимы. Становится темно, сыро, холодно. А впереди еще самая долгая ночь и лютые морозы. Но все это можно пережить, если хранить в душе частицу солнечного света и светить другим, помогать другим, быть чутким и внимательным. Символом добра и света становится чудесный фонарик и незаметные сказочные существа — гномы, которые, оказывается, живут в школе, только их невозможно почувствовать в шуме и суете. Дети и их родители могут побродить по таинственным, тихим, затемненным помещениям школы — в такой сказочной обстановке обостряется восприятие звуков, запахов... Кажется, вот-вот сможешь прикоснуться к тайне добра и света.

Этот Праздник проходит в субботний вечер, на него приходят семьями с младшими братьями и сестрами. Родители готовят для детей костюмы гномов, помогают в изготовлении фонариков, пекут печенье, которым дети угощают друг друга. Родители могут также исполнять какие-то роли в самом Празднике, делать декорации.

Дети и учителя также долго готовятся к Празднику на уроках музыки, живописи, рукоделия, развития речи и чтения.

Вот уже несколько лет в подготовке Праздника принимают участие десятиклассники — они сами сочиняют или подбирают сказку, изготавливают кукол и показывают свой маленький спектакль младшим детям.

В школе темно, только светятся огоньки фонариков. Родители проходят в зал, а дети — в класс, где стулья образуют круг. Они слушают тишину. Учитель настраивает их, говорит о том свете, который сияет в каждом, когда мы чутки друг к другу, когда поддерживаем друг друга добрым словом. Класс делится на две группы, которые сопровождают учитель и кто-то из старших ребят. Одна группа тихо поднимается по непривычно темной лестнице на второй этаж и попадает в волшебный лес. В нем живут звуки, указывающие путь. Если путь неправильно отгадан, то лес своими ветвями преграждает дорогу. («Лесом» были старшеклассники).

Пройдя лес, можно окунуться в мир гномов. Из палатки сооружена пещерка, в которой так пахнет лесом-мхом, листвой, хвоей, грибам! Лежанка гнома пуста, но он где-то здесь. Если громко заговоришь, он кинет шишку и заворчит. А другая группа тем временем идет по коридору, где обнаруживает послание, коряво нацарапанное гномом. Он просит написать заветное, доброе слово на листочке, опустить в конверт. Это ему очень поможет.

Рядом с полянкой заветных слов жилище Матушки-земли. Она укладывает на зиму зерна, пеленает их в листву, посыпает снежком, чтобы подождали до весны, чтобы набрались силы...

Группы детей меняются и встречаются уже в зале, где их ждет сказка. На этот раз это «Лесная избушка» братьев Гримм. Со звуками флейты сказочница открывает книгу, и куклы оживают... После сказки дети по одному проходят за своим уже горящим фонариком, одеваются и с родителями выходят на улицу. На свежем снегу образуется целый хоровод светлячков. К изумлению прохожих, дети угощают их вкусным печеньем из заветных мешочков.

А третьеклассники должны пройти свой путь по школе в одиночку. (Размещено на официальном сайте ГБОУ СОШ №….)

Рождество. Рождественские мастерские

Очень важно создать определенное настроение. В декабре по понедельникам перед уроками все собираются в зале и поют рождественские песни.

В начале урока дети младших классов слушают рождественские истории и легенды. На уроках рукоделия дети делают рождественские открытки, картины из шерсти на рождественскую тему, витражи.

Рождественская ярмарка мастерских

Рождество — это домашний Праздник, его и отмечают дома. А накануне в школе проходят рождественские мастерские. Здесь все могут сделать своими руками подарки к Рождеству и к Новому году своим близким, друзьям. Каждый класс должен подготовить и провести одну мастерскую — и тут без помощи родителей не обойтись, а родители у нас — активные, интересующиеся, а рукодельники какие! Вообще праздники года, как и многое в школе, без помощи и участия родителей не могли бы состояться.

А на рождественской ярмарке мастерских один из старших классов готовит рождественское кафе. Каждый класс стремится сделать его по-своему, не так, как в прошлом году. Особым образом оформляется столовая — так, что не узнать! Готовятся различные блюда, посетителей кафе обслуживают официанты. Здесь можно посидеть, поговорить, отдохнуть от веселой суеты ярмарки и мастерских.

Выбор мастерских весьма широк:

- изготовление свечей из вощины (восковые пластины) и горячим методом,

- украшения из бисера,

- открытки в технике ИЗОНИТЬ,

- береста,

- изготовление фигурок ангелов (из шелка, шерсти, фетра),

- изготовление витражей,

- валяние из шерсти (валеночки),

- подвески из фетра,

- изготовление коробочек для подарков,

- изготовление деревянного подсвечника

и многое другое.

В этот день школа просто бурлит. Дети, родители, учителя, выпускники оживленно приветствуют друг друга, советуют, куда пойти, что изготовить. Атмосфера приближающегося праздника, радость от встреч с друзьями, чувство общности, созидание и творчество — вот что становится главным в этот день. (Размещено на официальном сайте ГБОУ СОШ № …)

Дню снятия блокады посвящается

Январь – в классах начинают звучать песни о войне, дети рисуют живописные открытки, готовят маленькие подарочки: валяют из шерсти, маленькие валеночки. Все эти приготовления согревают сердца детей и взрослых, все ждут встречи с ветеранами войны и  «детьми блокадного Ленинграда». В день прихода мамы пекут пироги, покупают вкусные угощения для кафе – ветеранов. Дети готовят концерт - поют, играют на музыкальных инструментах, а после концерта разливают чай ветеранам, угощают пирогами, дарят красные гвоздики. Особое тепло разливается по школе в этот памятный день. Слёзы ветеранов, слова благодарности для нас особая награда.

Масленица

Вот и Масленица прикатила. Как по заказу двор школьный припорошило снежком, мороз не кусался. Погода была к нам благосклонна. Шутка ли — два с половиной часа на свежем воздухе. Масленичное гуляние на школьном дворе — это традиция. Об этом знают и дети, и родители, и друзья школы. Это день, когда можно встретить выпускников разных лет, давних друзей.

В этом году два класса обеспечивали праздник. 7-й класс организовывал блинную. Каждая семья приносила по 20 блинов, но их нужно было начинить, подогреть, подать культурно на тарелочке с салфеткой, да еще и сдобрить шуткой-прибауткой. Хлопотливый выдался денек для 7-го класса, но они справились достойно. Растет смена!

9-й класс отвечал за конкурсы-аттракционы. Раньше мы просили родителей каждого класса, но теперь ясно, что ребятам это по плечу. Нужно было придумать аттракцион, нарисовать плакат-вывеску, найти или изготовить инвентарь. Но также быть вежливыми, заботливыми, объективными, умелыми организаторами.

Очень популярным были конкурсы: «метание валенка в цель», «лыжи на троих», «подкинь блин», «конфетку — в гнездо», «мотальщики», «норвежская борьба», «жмурки». Среди шестиклассников тоже нашлись организаторы «петушиных боев» и эстафеты с картошкой в ложке.

Очень обидно, что вдруг не оказалось с нами гармониста. Оказывается, что взрослые порой не соблюдают договоренностей. Зато за день до праздника в учительской родилась идея шуточных гаданий. Все учителя дружно и весело упражнялись в сочинительстве пожеланий и получили сами много положительных эмоций. А Любовь Сергеевна в образе коробейника с помощниками- куклами Ивашкой и Петрушкой предсказывала судьбу. На ярмарке можно было приобрести деревянные игрушки наших друзей из деревни Светлана, народные куклы, вещи из войлока, из самодельной бумаги.

А для тех, кто не успел сделать себе маленькую масленку, работал столик рукодельниц. Ведь по преданию, прощаясь с Масленицей, надо сжечь все невзгоды и напасти на очистительном костре.

В этом году гости тоже приходили не с пустыми руками. Были гости на ходулях, гости с «ручным медведем», матрешки-великанши. Значит, дух народного гулянья живет на нашем школьном дворе.

Но вот отшумели состязания, и блины съедены. Вокруг соломенной Масленицы собрался круг детей и родителей. Гори, гори ясно! Ты прощай, прощай, наша Масленица! Стало немного грустно... Прощай... на год! (Размещено на официальном сайте ГБОУ СОШ № …)

Праздник четверти

В конце каждой четверти проходит этот праздник. Каждый класс за четверть успел не только узнать что-то важное, но и подготовить творческий рассказ о прошедших эпохах. Кажется, ко всем предменым эпохам есть музыкальное соответствие. По исполняемому на сцене произведению можно понять, что изучали ребята в течение четверти. Это может быть также танец, сцена из готовящегося спектакля, эвритмическое представление или чтение стихов. (Размещено на официальном сайте ГБОУ СОШ № …)

Последний звонок

Что за праздник — Последний звонок? Последний звонок — это прощание со всей школой.

Наша школа мала, в ней ощущается дух семьи, много братьев и сестер, друзей в разных классах. К выпускному вечеру школа опустеет. Это камерный праздник класса, а пока все еще в сборе, можно устроить свой бенефис, вспомнить всех с благодарностью, пожелать что-то остающимся и погреться в лучах любви перед испытаниями ЕГЭ. (Размещено на официальном сайте ГБОУ СОШ № …)


[1] По материалам официального сайта ГБОУ СОШ № …

[2] Из программы развития ГБОУ СОШ № … Кировского района «РИТМ» (Развитие Индивидуальности Творческим Мастерством) на 2017-2020 год http://www.waldorfschule.ru/parents/dokumenty/

[3] Краткий словарь современной педагогики. Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под. ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001, с. 69

[4] Постановление Правительства Санкт-Петербурга N 489 от 17 июня 2014 г. «О Государственной Программе Санкт-Петербурга "Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы (в ред. Постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 04.02.2015 N 61, от 04.02.2015 N 62), п. 9.3 (с. 40)

[5] Краткий словарь современной педагогики. Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под. ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001, с. 82

[6] По материалам авторской программы  социального педагога ГБОУ СОШ № 404  г. СПб  В.А. Рябец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Содержание  Пояснительная записка………………………………………………Концептуальные подходы……………………………….Основная часть………………………………………………………...…Прогнозы в отношении дальнейшей трансформации несовершеннолетней ...

программа профилактики правонарушений

В программе указана постановка проблемы, цель, задачи программы, а также подробный план работы в данном направлении...

программа профилактики правонарушений

В программе указаны цель, задачи, программы, ожидаемые результаты, подробный план работы в данном направлении...

программа профилактики правонарушений среди учащихся "Мы вместе"

Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей различных областей наук вести поиск эффективных способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений в поведении ребенк...

Программа профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних "Соблазнов много, жизнь одна"

Программа профилактики правонаршений и престплений несовершеннолетних "Соблазнов много, жизнь одна" разработана для предотвращения аддиктивного повеления подростков, для предотвращения совершения обуч...

Программа "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних"

Сегодня, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо выявить и проанализировать основные причины, которые способствуют ...

программа профилактики правонарушений, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

программа содержит дидактический материал, рекомендации, алгоритм взаимодействия с правовыми структурами...