Конспект классного часа на тему: «Административные правонарушения и уголовная ответственность подростков».
классный час

Гончаренко Ирина Николаевна

Методические разработки по проведению классного часа для старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nov.docx287.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 600с углубленным изучением английского

языка Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект

классного часа на тему:

«Административные правонарушения и уголовная ответственность подростков»

Составитель: Гончаренко

Ирина Николаевна,

социальный педагог

Санкт-Петербург

2019

Классный час на тему:«Административные правонарушения и уголовная ответственность подростков»

« Нет более вредного животного,

чем человек, не следующий законам»

Джиро́ламо Савонаро́ла.

Цели и задачи:

– ознакомление подростков с Кодексом РФ «Об административных правонарушениях»;

– ознакомление подростков с Уголовным кодексом РФ;

– формирование навыков анализа законодательных документов;

– воспитание правовой культуры школьников.

Ход мероприятия.

      Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: « О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: « Ты глупый молодой  дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. « Да за такие слова я готов убить тебя!» - закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: « Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны, « А вот это и есть небеса», - заметил старец.

О чем эта притча?

Правильно о нас с вами… Каждый из нас проживая среди людей совершает различные  поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе. Сейчас  у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные школы, театральные студии, стадионы и современные ледовые дворцы.

Но случается так, что подросток  не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что  проводит его  и во вред самому себе.  К сожалению, факты говорят о том, что ежегодно несовершеннолетними совершаются более 145 тыс. преступлений, в результате чего каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в воспитательные колонии.

Почему? Помогите ответить на этот  вопрос?

(Ответы детей)

Педагог: Часто можно  услышать, что  возраст 14-16 лет сложный. Действительно,  подростковый возраст является одним из самых активных периодов в жизни каждого человека.  Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, чаще всего кажется, что он может все и в этот момент способен на многое.  Однако в связи с недостатками жизненного опыта, незнания уголовных законов, а также чаще всего просто неумение себя контролировать и отдавать отчет своим действиям могут привести к печальным последствиям.  А теперь давайте узнаем, насколько вы  владеете информацией по теме сегодняшнего разговора, итак:

Что такое Закон? (Ответы детей).

Закон - это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

Что такое правонарушение? (Ответы детей).

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.

Несет ли подросток ответственность правонарушения? (Ответы детей).

Да, несет.

Оноре́ де Бальза́к, французский писатель, сказал: « Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать закон».

Давайте рассмотрим,  какие виды ответственности и наказания предусмотрены Законом РФ для несовершеннолетних.

1. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности, нарушение общественного порядка  и др. Объектами посягательства при административных правонарушениях могут являться собственность, здоровье населения, общественная нравственность, общественный порядок, экология и т. д.

    За административные правонарушения к ответственности привлекаются несовершеннолетние с 16 лет.

Статья 3.2. Виды административных наказаний:

– предупреждение;

– административный штраф;

- исправительные работы;

– изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

– лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

– административный арест;

– конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

– административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

– дисквалификация.

        Рассмотрим самые распространенные статьи административного наказания несовершеннолетних:

 Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача – влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 7.27. Мелкое хищение. Мелкое хищение чужого имущества путём кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений – влечёт наложения административного штрафа в размере до трёхкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

 Статья 19.13. Заведомо ложный вызов специализированных служб – пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных спец. служб – влечёт наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

 Статья 20.1. Мелкое хулиганство. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающее нецензурной бранью в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул школы  без уважительной причины.

3.Гражданско  – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата штрафа за ущерб.

4. Уголовная ответственность – самая строгая ответственность за нарушение законов.  Она наступает с 16 лет за преступления, которые опасны для людей и общества.

Но с 14 лет подростки подлежат уголовной ответственности за такие тяжкие преступления как:

-убийство (ст. 105 УКРФ),

-умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ),    

-умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ),

-похищение человека (ст. 126 УК РФ),

-изнасилование (ст. 131 УК РФ),

-насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ),

-кражу (ст. 158 УК РФ),

-грабеж (ст. 161УК РФ),

-разбой (ст. 162 УК РФ)

-вымогательство (ст. 163 УК РФ),

-неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ),

-прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ),

-участие в террористическом сообществе (ч.2 ст. 205.4 УК РФ),

-участие в деятельности террористической организации (ч.2 ст. 205.5 УК РФ),

-несообщение о преступлении (ст. 205.6 УК РФ),

-захват заложника (ст. 206 УК РФ),

-заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ),

-участие в незаконном вооруженном формировании (ч.2 ст. 208 УК РФ),

-угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного -подвижного состава (ст. 211 УК РФ),

-участие в массовых беспорядках (ч.2 ст. 212 УК РФ),

-хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 и 3 ст. 213 УК РФ),

-вандализм (ст. 214 УК РФ),

-незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 222.1 УК РФ),

-незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 223.1 УК РФ),

-хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК РФ),

-хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ),

-приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ),

-посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ),

-нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ),

-акт международного терроризма (ст. 361 УК РФ).

Статья 87: Уголовная ответственность несовершеннолетних:

1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать.

 2. Несовершеннолетние могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образования.

3. Срок лишения свободы не может превышать 10 лет.

 4. Лишение свободы отбывается несовершеннолетними в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима.

Статья 88. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: – штраф;

– обязательные работы;

– исправительные работы;

– арест;

– лишение свободы на определённый срок.

Представьте, что вы все юристы. Ваша задача, определить виды юридической ответственности в  различных нарушениях.

Виды ответственности:

А – административная   ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У – уголовная.

Д – дисциплинарная  

 

Виды нарушений:

  1. Порвал учебник одноклассника (Г)
  2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
  3. Избил одноклассника (У)
  4. Совершил кражу мобильного телефона (У)
  5. Совершил прогул в школе (Д)
  6. Переходил дорогу в неположенном месте  (А)
  7. Разбил мячом окно (Г)
  8. Нецензурно выражался в общественном месте  (А)
  9.  Обозвал одноклассника (А)
  10.  Курил в туалете (А)
  11.  Угнал машину (У)
  12.  Убежал из дома (А)
  13.  Похитил человека (У)
  14.  Продавал наркотики (У)
  15.  Опаздывает на уроки (Д)

    Послушайте примеры из жизни и определите, являются ли они административными  правонарушениями, и какое наказание за этим последует.

 

1. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

Административное.  Нарушение общественного порядка. С 16 лет. Предупреждение, исправительные работы.

 

2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

 Административное. Предупреждение в первый раз. Во второй раз задержание, штраф на родителей (ненадлежащее воспитание ребёнка).

3. Подросток Коля ,13 лет, смастерил самодельное взрывчатое устройство, которое он решил испытать, зажёг спичку, искра попала не на фитиль, а на взрывчатое вещество, как следствие открытый перелом кисти, множественные ранения тела, химический ожёг тела. Является ли это административным преступлением?

Изготовление самодельных взрывных устройств административная ответственность, возложен штраф на родителей

(ненадлежащее воспитание ребёнка).

 

4. Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидаю их?

 Нарушение требований санитарных правил в лесах наложение административного штрафа.

 

5. Трое учеников в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в магазин и купили бутылку пива, в алее, напротив школы они её распили. Можно ли их поступок отнести к административному правонарушению?

Распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей.

 

№ 6  Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены  к административной ответственности.

Уголовное. С 14 лет. Порча имущества, штраф.

Какие условия будут работать на нас и оградят от таких обстоятельств?

Предполагаемые ответы детей (нормальная семья, отсутствие вредных привычек, возможность получения хорошей профессии, удовлетворяющей материальные и духовные потребности).

А сейчас немного отвлечемся и вспомним любимые детективы.

Викторина «В шутку о серьёзном»: 

 1. Какому герою принадлежат: трубка, скрипка и дедуктивный метод? (Шерлок Холмс);

2. Какой известный бельгиец  носил шляпу-котелок, жилет и трость? (Эркюль Пуаро);

3. Самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой номер, и любое препятствие для него пустяк (Джеймс Бонд – Агент 007);

4. Он почти неизвестен за границей, но был начальником отдела по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за чёрной кошкой. Считал, что вор должен сидеть в тюрьме (Глеб Жеглов);

5. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актёром в самодеятельности, водителем-каскадёром (Юрий Деточкин, х/ф «Берегись автомобиля»);

6. В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» («Кавказская пленница»);

7. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий (сорока);

8. Как появилось выражение: «Написано на лбу»? (Происходит от наказания ставить клеймо на лоб преступника).

    Наш классный час  подходит к завершению. Настало время закрепить ваши знания и подвести итоги.

Викторина «Закон и я».

1.С какого возраста наступает уголовная ответственность для лиц, совершивших преступления?                                                                                        Согласно УК РБ - с 16 лет. С 14 лет подростки подлежат уголовной ответственности за особо тяжкие преступления

 2.Может ли быть привлечен к уголовной ответственности несовершеннолетний, не достигший 14-летнего возраста? 
Нет.                                                                                                                                            3.Какие виды наказаний не применяются к несовершеннолетним?            Смертная казнь и срок лишения свободы более 10 лет. 

4.Где отбывают наказание несовершеннолетние? 
Осужденные впервые - в колонии общего режима. Осужденные мужского пола, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы - в колонии усиленного режима. 

5. Несовершеннолетний совершил преступление в день своего рождения, по достижении 14 лет. Может ли он привлекаться к уголовной ответственности? 
Нет, т.к. лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а с 0 часов следующих суток.

6. Какие бывают виды задержаний? 
Административное - не более чем на 3 часа по подозрению в совершении административных нарушений. Уголовно-процессуальное - до 72 ч. но подозрению в совершении преступления. 

7. Вас задержали в 23 часа 15 мин. без сопровождения взрослых. Какое наказание вам грозит? 
Штраф до 3 мин. зарплат на родителей или лиц, их замещающих и на несовершеннолетнего, если он имеет самостоятельный заработок. 

Ночное время: с 22.00 до 06.00.

8. Несовершеннолетний решил «отложить» контрольную работу и позвонил в милицию, сообщив, что в здание школы заложена бомба. Какое наказание предусмотрено за заведомо ложный вызов? 
Штраф на родителей до 10 мин. зарплат. 

9. Подлежит ли наказанию нецензурная брань в общественных местах, приставание к гражданам? 
Эти действия квалифицируются, как мелкое хулиганство и за это может быть наложен штраф до 2 мин. зарплат, исправительные работы до 2 месяцев с удержанием 20% заработной платы, арест до 15 суток. 


10. Вас задержали и доставили для допроса в отделение милиции. Какие существуют правила проведения допроса несовершеннолетних? 
Допрос должен вестись в присутствии родителей, представителей школы, родственников или других взрослых.

12.Как наказывается распитие спиртных напитков в общественных местах? 
Появление в пьяном виде в общественных местах, а также распитие 
ими спиртных напитков, влечет наложение штрафа на родителей или лиц их замещающих в размере до 2 мин. зарплат. 

13. Подросток, находясь на дискотеке, приобрел для себя наркотик. Подлежит ли наказанию его поступок? 
Незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в небольших количествах наказывается штрафом до 5 мин. зарплат. 

14. С какого возраста наступает административная ответственность? 
Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет. 

15. За совершение каких преступлений подлежат уголовной ответственности несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет? 
Убийство, посягательство на жизнь работника полиции, военнослужащего и их родственников, умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, разбойное нападение, грабеж, хищение имущества в особо крупных размерах, вымогательство, краж, злостное хулиганство и др. 

Письменный опрос: 

Продолжите данные фразы:

Я не знал, что...

- Я сделал вывод, что...

- Новым для меня стало... (Дети  выполняют задание.)

(Педагог собирает письменные работы, а взамен раздает памятки).

Примерная памятка  «Как не допустить правонарушение»

  1. Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
  2. Организация свободного времени как полезного досуга (посещение кружков, секций, занятие любимым делом).
  3. Не общаться с сомнительными компаниями и личностями, имеющими криминогенные признаки.
  4. Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым.
  5. Помнить, что за все свои поступки придется нести ответственность.

    У всех людей на земле существует понимание того, что представляет собой добро, а что зло. И никакая полиция, никакие суды не могут заставить человека быть добрым, это должно быть заложено в его сознании. Поэтому можно сказать, что добро - это душа самого человека. Если у него есть душа, то соответственно есть добро.

     Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, а добрый -  от радости. Ребята, мне очень хочется верить, что после проведенного классного часа, вы будете всегда совершать только хорошие поступки и следовать законам.  

Завершить наш классный час хочу народной мудростью.                                                Притча «Все в твоих руках» - видео показ. 

Письменный опрос.

Ф. и. учащегося:_________________________________ класс:_______ дата:____________

Продолжите данные фразы:

Я не знал, что..._______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

- Я сделал вывод, что...__________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Я буду...________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Памятка  для несовершеннолетнего

«Как не допустить правонарушение».

1.  Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

2.  Организация свободного времени как полезного досуга (посещение кружков, секций, занятие любимым делом).

3.  Не общаться с сомнительными компаниями и личностями, имеющими криминогенные признаки.

4.  Если что-то произошло, обязательно рассказать об этом взрослым.

5.  Помнить, что за все свои поступки придется нести ответственность.

C:\Documents and Settings\School\Мои документы\Гончаренко И.Н\Внеурочная деятельность\ЮПДД\20190410_100411.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа по теме: "Толерантность. Учимся быть терпимыми"

Для внеклассной работы. Конспект классного часа по теме : "Толерантность. Учимся быть терпимыми"   Цель классного часа- формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, уч...

Конспект классного часа по теме: Город-герой Новороссийск

Цель: познакомить детей с понятием «город-герой», воспитывать любовь к своей Родине и гордость за доблесть солдат, победителей ВОВ....

конспект классного часа по теме "Праздники"

Классный час "Праздники" ориентирован для учащихся 6-7 класса коррекционной школы VIII вида.  Классный час разработан с компенентностым подходом. В ходе  классного часа учащиеся научатся опр...

Конспект классного часа по теме: "Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег"

Конспект классного часа, посвященного неделе предпринимательства по теме: "Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег"...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Конспект классного часа "Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков".

ldquo;С людьми живи в мире, а с пороками сражайся”.Латинская пословица  Жизнь – это движение. Если мы движемся вперед с ней вместе, то мы развиваемся. А если мы остановимся, сов...