"Работа классного руководителя и учителя обществознания по правовому воспитанию"
материал

Елена Олеговна Рудова

Выступление учителя истории и обществознания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rudova.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме:

"Работа классного руководителя и учителя обществознания по правовому воспитанию"

     Построение правого государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Сегодня школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям. Одной из важнейших задач перед нами на данном этапе является воспитание правосознания, правовое информирование и правовая культура школьников. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.

     Безусловно, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Они должны быть способны к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, чувством ответственности за судьбу страны. Мы должны учить наших детей воспринимать проблемы государства как свои собственные. Само время ставит жизненно важную задачу – формирование личности, создание условий для ее реализации, выработку в людях настоящих гражданских качеств.

     Важнейшими задачами учителя и каждого классного руководителя являются:

- ознакомление учащихся с правовыми актами государства;

- воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;

-  привитие навыков законопослушного поведения, умения защитить свои права и свободы в установленном порядке;

- усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

    Моя работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений  среди несовершеннолетних проводится  на уроках истории и обществознания.

     Так, представления об основном законе государства – Конституции РФ дети получают еще в начальной школе. С началом изучения курса «Обществознание» их знания расширяются, переводя имеющиеся представления о правовой базе, в понятийный аппарат. Уже с 6-го класса, детям дается представление об основах Конституционного строя РФ. В седьмом классе дети подробно знакомятся с правовыми нормами, которые призваны защищать права и свободы человека и ребенка; какие права имеют дети, где и в каких документах они зафиксированы и кто сможет помочь и защитить их в трудной ситуации; знакомятся со структурой правоохранительных органов РФ- суд, прокуратура, полиция. В девятом классе, на уроках обществознания, в главе «Право», раскрываются основы некоторых отраслей российского права. На примерах гражданского, административного, трудового, семейного и уголовного права показывается, как правовые нормы помогают установлению справедливости в нашем обществе.  Мы изучаем такие темы: «Право. Роль права в жизни человека, общества и государства», «Право и закон», «Правовая ответственность (административная и уголовная)», «Преступление как вид правонарушения, его признаки», «Правоохранительные органы РФ», «Конституционные обязанности граждан», «Основные конституционные права человека в РФ»,  «Правовые основы семейно-брачных отношений», «Права ребенка. Декларация прав ребенка», «Право на образование», «Понятие уголовного права», «Преступления – наиболее опасные преступления», «Ответственность за соучастие и участие в преступлении», «Наказание, его цели», «Суд и его назначение», «Прокуратура. Роль прокурора» и др.

     Практически все темы основаны на законодательных актах и правовых документах. Поэтому в них приводятся извлечения из Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Закона РФ «Об образовании», Уголовного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях.

     Кроме этого учащиеся выполняют различные самостоятельные задания: тесты, составляют сравнительные таблицы и др. (к примеру, при изучении темы «Правовая ответственность» им нужно правильно распределить по двум колонкам, за какие из перечисленных правонарушений наступает административная ответственность, а за какие уголовная: хулиганство, кража, убийство, терроризм, захват заложника, нарушение правил дорожного движения.

При изучении некоторых тем ученики должны высказать свое мнение и привести примеры из жизни или из увиденных передач.

Также а рамках месячника "Правовое воспитание", проводятся различные мероприятия направленные на профилактику правонарушений:

- викторина «Путешествие по конвенции о правах ребенка»,

- тематические классные часы, приуроченные в важным датам в истории нашего государства – Дню Конституции, Дню защиты детей.

- обучающиеся 10-го класса, в рамках недели истории, провели для учащихся среднего звена конкурс знатоков права.

- час вопросов и ответов "Закон и ответственность" и др.

    Социальная роль обучающегося – нормативный образ поведения с набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе.

     Я хочу, чтобы в будущем вырос человек – созидатель, способный к реальным действиям и поступкам, человек, уважающий своих родителей, любящий свой дом, свою Родину, школу.  Я как и другие классные руководители работаю по программе "Правовое просвещение", которая активно реализуется через разнообразные формы и методы воспитательной работы по правовому направлению:

- серия классных часов «Я – гражданин России», "Закон РФ о правах ребенка"

- цикл бесед «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних», "Крепкая семья- личная ответственность каждого", "Ответственное родительство", "Имущественные права несовершенного гражданина"

-  анкетирование,

- профилактические беседы со школьным социальным педагогом и психологом.

     Целью таких классных часов является закрепление на практике четкого знания основных правовых документов.

     Для меня, как классного руководителя, очень важно каждого учащегося вовлечь в общественную жизнь класса, подобрать для него поручение согласно его интересам и способностям.  У меня в классе 9 обучающихся и каждый относится к своим обязанностям ответственно, несет на своих плечах определенный груз ответственности за свои обязанности перед членами коллектива и классным руководителем, принимают активное участие в организации и проведении внеклассных мероприятий. Участие ребенка в общественной жизни класса и школы как зеркало отражает уровень развития сознания ребенка, его отношение к порученному делу, формирует степень ответственности каждого.

    На пути воспитания наших учеников у каждого из нас много кропотливой ежедневной работы и хочется верить, что она принесет свои плоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя и учителя истории и обществознания по формированию правовой культуры обучающихся

Материал в форме доклада к городскому семинару "Школа-правовое пространство". Дано описание конкретных мероприятий, проведенных мною в качестве классого руководителя и на уроках обществознания, во вне...

Система работы классного руководителя с учителями предметниками

Названную тему не назовешь новой или вызывающий живой непосредственный отклик у учителей. Хотя сложившееся положение вещей зачастую не удовлетворяет педагогов школы, воспринимается как непреодол...

материал к классному часу, а также работа учителя химии по теме "Профориентационная работа классного руководителя и учителя химии"

данный документ содержит информация о профориентационной работе, которая проводилась с учащимися 10-го класса на классном часу, а также материал, содержащий взаимосвязь химии с различными прорфессиями...

Педагогический совет "Система работы классного руководителя с учителями-предметниками"

Материалы для подготовки и проведения педагогического совета или методического объединения классных руководителей....

Модель проведения мастер-класса «Восстановительные технологии в работе классного руководителя при реализации модуля рабочей программы воспитания «Классное руководство»

В ходе мастер-класса будет продемонстрирован   метод восстановительной технологии,  прием   работы в рамках модуля    «Классное руководство» ...