«Трудное поведение подростка: советы специалиста»
статья (7, 8, 9 класс)

Медведева Ирина Анатольевна

                                                                                                                                                           "Трудный подросток - это..."

Трудный подросток - ребенок в стадии полового созревания, демонстрирующий асоциальное поведение. Характерные черты - напускная независимость, непослушание, грубость, жестокость, пренебрежение общественными нормами и правилами. 

В чем проявляется "трудность":

- непослушанием, недисциплинированностью;

- стремятся к самостоятельности, демонстрируют независимость, игнорируя требования взрослых;

- напряженные отношения с родителями;

- слабый интерес к учебе.

Характер у таких детей отличается импульсивностью, доминирование влечений, базовых потребностей.

Одним из главных методов диагностики, на мой взгляд, является наблюдение за подростком.

Второй способ или метод это беседа, как с самим подростком, так и с ближайшим его окружением.

Таким образом, можетсложиться своеобразный портрет "трудного подростка" с которым уже можно работать как индивидуально, так и в группах.

5 групп причин появления трудных подростков.

1. Биологические.

2. Психологические.

3. Социально-педагогические

4. Социально-экономические.

5. Морально-этические.

Как помочь подростку, оказавшемуся "трудным"?

При работе с "трудным" подростком можно использовать принципы социально-педагогической реабилитации.

 

Список интернет источников.

htps://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/troubled...

https://studbooks.net/1899346/pedagogika/trunye_podrostki_opredelenie_tipy_prichiny_vozniknoveniya

https://psylogik.ru/139-trudnyi-podrostok.html

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnyy_podrostok_ou_96_medvedevaia.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Трудное поведение подростка: советы специалиста»

Медведева Ирина Анатольевна

социальный педагог

ГБОУ СОШ № 96

Калининского района

Санкт-Петербурга

«Трудный подросток - это...»

     Трудный подросток – ребенок в стадии полового созревания, демонстрирующий асоциальное поведение. Характерные черты – напускная независимость, непослушание, грубость, жестокость, пренебрежение общественными нормами и правилами. Такие  дети склонны к конфликтам, недисциплинированны, прогуливают школьные занятия, игнорируют домашние обязанности, провоцируют драки, пробуют употреблять алкоголь, курить.  

В чем проявляется «трудность»:

- непослушанием, недисциплинированностью, пренебрежением принятыми правилами, нормами поведения;

- стремятся к самостоятельности, демонстрируют независимость, игнорируя требования взрослых;

- отношения с родителями напряженные, конфликтные, отказывается выполнять обязанности по дому, избегает общества домочадцев, предпочитая встречи с друзьями или уединение;

- желание отделиться проявляется уходами из дома – подросток подолгу гуляет, не отвечает на телефонные звонки, возвращается позже обещанного (разрешенного) времени.

- интерес к учебе слабый, неустойчивый, неуважительное отношение к учителям провоцирует конфликты;

- появляются прогулы уроков, а затем – учебных дней;

- слоняясь без дела, примыкают к уличным группировкам, часто «за компанию» начинают курить, употреблять наркотики, принимать алкоголь;

- возрастает потребность в деньгах, подростки воруют у родителей, детей помладше, случайных прохожих;

- эмоциональная возбудимость, отсутствие планирования и контроля действий приводят к участию в драках, грабежах, нападениях.

   Характер у таких детей отличается импульсивностью, доминированием влечений, базовых потребностей. Система ценностей примитивна, бытовые навыки сформированы недостаточно, кругозор ограничен. Психический инфантилизм проявляется зависимостью, подчиняемостью авторитетам уличной группировки.

    Но понятие «трудный подросток» не имеет четкого определения. Диагностикой нарушения подростков занимаются  не только психиатры, психологи, педагоги, но и социальные педагоги.

     Одним из главных методов диагностики, на мой взгляд, является наблюдение за подростком:

- как ведет себя в школе на уроках и переменах;

- какие взаимоотношения между одноклассниками и другими сверстниками;

- какие взаимоотношения с педагогами;

- успешен он в обучении или нет.

     Второй способ или метод это беседа, как с самим подростком, так и с ближайшим его окружением:

- с подростком;

- одноклассниками, и неважно здесь является ли одноклассник его другом;

- педагогами;

- родителями, иногда полезно провести беседу и с бабушками или дедушками.

     Таким образом, может сложиться своеобразный портрет «трудного подростка» с которым можно уже работать как индивидуально, так и в группах.

     Почему появляются трудные подростки, казалось бы, даже и в хороших семьях, где есть достаток, родители, казалось бы, занимаются воспитанием своего чада, любят его…

    Так каковы причины появления трудных подростков и их отклоняющегося поведения.

Было выделено 5 групп причин.

1. Биологические. Существуют анатомические, физиологические особенности организма, затрудняющие социальную адаптацию. К данным факторам относятся особенности темперамента, наследственные болезни, поражения ЦНС пренатального, натального и раннего постнатального периода, длительные соматические заболевания, психические расстройства, особенности внешности.

2. Психологические. Определенные особенности эмоционального реагирования, характерологические черты подростка препятствуют установлению продуктивных отношений. Трудными становятся дети с психологическим инфантилизмом, примитивным складом мышления, эгоцентризмом, эмоциональной неустойчивостью, стремлением к доминированию, подчинению.

3. Социально-педагогические. Источником отклонений поведения являются дефекты школьного, семейного, общественного воспитания. Недостаточный учет половозрастных и индивидуальных особенностей развития приводит к нарушениям социализации, накоплению негативного опыта общения с взрослыми, стойкой школьной неуспеваемости с отсутствием познавательных интересов.

4. Социально-экономические. Плохие материально-бытовые условия, низкое социальное положение семьи как источник негативного отношения окружающих формируют позицию трудного подростка. Основу отклоняющегося поведения составляют неудовлетворенные потребности в уважении, признании, социальной безопасности.

5. Морально-этические. Данная группа объединяет факторы, отражающие уровень нравственного развития общества. Поведение трудных детей формируется на базе пропаганды материальных ценностей и пренебрежения духовными. Подкрепление подростки получают благодаря нейтральному, равнодушному отношению общества к различного рода девиациям.

      Как помочь подростку, оказавшемуся «трудным»?

      Процесс перевоспитания должен строиться с учетом индивидуально-психологических свойств подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. При работе с «трудным» подростком можно использовать принципы социально-педагогической реабилитации:

- опора на положительные качества подростка;

- умение видеть положительное в поведении «трудного», умение опираться и развивать это хорошее;

- формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии;  

- никогда не злоупотреблять доверием подростка;

- не злоупотреблять наказаниями и запретами;

- вовлекать «трудных» подростков в различные профилактические мероприятия, конкурсы, патриотические акции.

Список интернет источников:

https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/troubled-teenager

https://studbooks.net/1899346/pedagogika/trudnye_podrostki_opredelenie_tipy_prichiny_vozniknoveniya

https://psylogik.ru/139-trudnyj-podrostok.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.

Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.Суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, выска...

презентация для педагогического совета "Профилактика суицидального поведения подростков"

Сопровождать ребёнка в учебном процессе- это значит своевременно заметить проблемы, трудности, и показать наиболее позитивный  выход из сложной, невыносимой ситуации....

«Трудное» поведение ребёнка, навыки управления «трудным поведением ребёнка»

laquo;Трудное» поведение ребёнка, навыки управления «трудным поведением ребёнка»...

Трудное поведение подростка.

Рекомендации для родителей....

Презентация: «Трудное» поведение ребенка. Приемы управления «трудным» поведением ребенка.

Психологи выделяют четыре основные причины нарушений поведения детей....

«Преодоление трудного поведения. Стратегии взаимодействия с подростками»

Анкета -тест для учащихся. Подготовка к родительскому собранию. Проанализировав вместе работы детей можно выстроить индивидуальные планы работы с детьми в конфликтных ситуациях....