Занятие "Мой дом - моя крепость"
методическая разработка

Занятие-тренинг для 7 классов по взаимоотношениям в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_moy_dom_-_moya_krepost.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа-интернат № 6 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

_____________________________________________________________________________

195248, СПб, ул. Большая Пороховская, д.52, к.1, тел/факс: (812)417-31-26, (812)417-25-71

              ОКПО 02086572,     ОГРН 1027804187850,    ИНН/КПП 7806103974/780601001

 

 

Занятие с элементами тренинга

«Мой дом – моя крепость. Взаимоотношения в семье»




Социальный педагог

Шилина Елена Валерьевна








Санкт-Петербург

2019

Занятие с элементами тренинга

«Мой дом – моя крепость. Взаимоотношения в семье»

Актуальность темы. В наши дни, когда институт семьи переживает серьезнейший кризис, как никогда актуальна мотивация детей и подростков на социально значимые семейные ценности.

Традиции семьи и функциональные роли в семье в наши дни размыты. Гендерное воспитание детей в стране плачевное.

Девочек воспитывают самостоятельными амазонками самостоятельные мамы, которые тянут на себе весь непосильный груз ответственности за семью, но ведь без уважения и делегирования ответственности невозможно воспитать из мальчика мужчину, получить из жениха заботливого и ответственного мужа, главу семьи. В неполной семье, особенно, если отец отстранен или самоустраняется от воспитания ребенка, очень трудно "не наломать дров" в воспитании ребенка, вырастить уверенную в себе, в своей женской привлекательности девочку или самостоятельного и самодостаточного, умеющего принимать решения и брать на себя ответственность, мальчика. К тому же дети из неполных семей не получают паттерна взаимодействия мужа и жены в семье, примеров умения договариваться и ладить друг с другом, заботиться друг о друге - и о маме, ведь бережному отношению к маме учит только мужчина рядом с ней - муж, а также её дед, отец, брат...

Дети в семье не всегда получают позитивный вектор социальной ориентации и позитивный паттерн родительских и детско-родительских отношений.

Порой родители и сами не осознают значимость многопоколенной семьи, ролевые функции членов семьи, ценность взаимного уважения всех членов семьи, от детей до старшего поколения, не осознают того, что минимум трое детей в семье могут гарантировать сохранность генофонда, воспроизводство рода.

А если ребенок вырос в интернате или детском доме, ему потом крайне трудно (обычно - невозможно) создать и сохранить семью, поскольку он вообще не понимает порядка взаимоотношений в семье, ролевых функций, прав и обязанностей членов семьи.

Читать морали и лекции детям и подросткам – дело неблагодарное и малоэффективное. А вот в процессе тренинга познакомить ребят с функциональными ролями членов семьи, ценностями и конструктивными взаимоотношениями получается легко и ненавязчиво.

В зависимости от состава, возраста и менталитета участников тренинга проводить тренинг можно от 30 до 60 минут. Глубина погружения в тему семьи определяется психологом в зависимости от состава и менталитета тренинговой группы.

Для подростков и молодежи на занятии с элементами тренинга возможно проработать порядки в семье, важность взаимосвязи поколений и взаимного уважения старших и младших в семье, влияние паттернов родительского поведения и формирование семьи в будущем.

Практическая значимость занятия с элементами тренинга для подростков состоит в том, чтобы способствовать формированию доброго отношения к родным, близким людям, воспитание чувства гордости за свой род; формированию практических навыков построения взаимоотношений; формированию навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Методы работы:

Беседа, игра, упражнения, работа в группах.

Материалы и оборудование:

  • помещение с расставленными стульями в круг;
  • CD-проигрыватель, музыкальное оформление.
  • Наглядный материал
  • карточки с ситуациями
  • маркеры
  • карточки с буквами С, Е, Мь, Я
  • родословные обучающихся

Структура занятия:

  1. Эмоциональный настрой - создание психологической комфортности в группе.
  2. Мотивационный блок – знакомство с темой занятия, игровые и творческие задания.
  3. Основной блок – раскрытие темы, задание на формирование навыков поведения и взаимоотношений.
  4. Заключительный блок: рефлексия занятия.

При реализации занятия с элементами тренинга ожидаются следующие результаты: развитие доброго отношения к родным, близким людям, воспитание чувства гордости за свой род.; практических навыков построения взаимоотношений и навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Для успешного и результативного проведения тренинга психолог должен создать у подростков позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт и психологическую защищенность участников занятия.

Цель: способствовать формированию отношения к семье как к ценности.

Задачи:

  1. Формирование доброго отношения к родным, близким людям, воспитание чувства гордости за свой род.
  2. Формирование практических навыков построения взаимоотношений
  3. Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Общая продолжительность занятия с элементами тренинга ―от 1ч. 20 мин.

Ход занятия


Эпиграф: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.

1.Эмоциональный настрой.

Цель: эмоциональный настрой, позитивная установка на занятие.

Время: 1 мин.

Я рада вас видеть. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

2. Мотивационный блок.

А) Работа с темой.

Цель: определить тему урока, прослушав стихотворение.

Время: 5 мин.

Семья – это то, что мы делим на всех
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

У каждого человека есть свой дом. Слова “Отчий дом”, “семья” входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар.

Б) Упражнение “Ассоциации”.

Цель: настрой на тему, возможность поделиться своими чувствами по поводу семьи семейных ценностей.

Время: 10 мин.

Обучающиеся делятся на две группы (вытягивают листочки двух цветов, после этого используют листочки для написания ассоциаций)

С чем у вас ассоциируется слово “семья”?

Примеры ответов: Семья – это счастье, крепость, забота, любовь, очаг, тепло, радость, ответственность, уют. Могут быть варианты ответов: проблемы, страдания и т. д.

Педагог зачитывает стихотворение:

Я над семьей 
Дышу благоговейно
Скажу Вам правду,
Не кривя душой,
Что для меня
Слова: очаг семейный –
Несут понятие – святой.
Н.Белоусов.

3. Основной блок.

А) Упражнение “Родословная”

Цель: формирование чувства гордости за свой род, патриотическое воспитание

Время: 15 мин.

Материалы: родословные своих семей

Русская народная пословица гласит: “Вся семья вместе и душа на месте”.

Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело, уважали старость, оберегали младость. Вокруг каждого из нас много родных (бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.), с ними мы связаны незримыми нитями.

Многие из вас составляли свою родословную. Если внимательно посмотреть на рисунок, тогда дерево превратится в корень, из которого вы и выросли. Говорят: “У него крепкие корни”. И тот род силен, который предков помнит и чтит.

Обучающиеся представляют свои родословные

– Знаете ли вы откуда вы родом?

– Кто предложил вам дать то имя, которое вы носите?

– В честь кого вас назвали?

Б) Упражнение “Семейное счастье”.

Цель: формирование доброго отношения к своим родным и близким

Время: 10 мин

Л. Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье?

Время на подготовку – 5мин.

Варианты ответов – уважение, доверие, искренность, понимание, сочувствие, готовность разделить с тобой беду и удачу, поддержка, доброжелательная атмосфера в семье.

Что может быть дороже сознания: ты нужен, необходим другим людям.

В) Упражнение “Обязанности в семье”.

Цель: развитие практических навыков построения взаимоотношений

Время: 10 мин.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом теплый, солнечный, уютный. Чьими стараниями это достигается в вашей семье?

Раздаются листы бумаги с заданиями: Как разделяются обязанности в вашей семье?

После выполнения задания обучающимся предлагается посмотреть, могут ли они взять часть маминых и папиных обязанностей на себя.

Вывод. Есть такая пословица: “Счастье не птица – само не прилетит”.

Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание.

В народных пословицах и поговорках сказано о том, что не так то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло.

Дом вести – не бородой трясти” Дом построить – не шапку на голову надеть”.

Г) Упражнение “Конфликты”.

Цель: формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Время: 15 мин

Подумайте, из-за чего чаще всего у вас возникают конфликты в семье?

Конфликты неизбежно возникают, и будут возникать – такова уж человеческая природа.

Важно уметь управлять конфликтами, избирать наиболее продуктивные формы поведения в конфликтных ситуациях.

Группам предлагается решить конфликтные ситуации. С позиции родителей и с позиции детей.

Ситуация 1. Родители настаивают на стиле одежды, который, по-твоему, старомоден. А то, что носишь ты, кажется им неприемлемым, вульгарным. Как найти выход?

Ситуация 2. Родители не разрешают дружить с тем человеком, который тебе интересен, мотивируя это заботой о тебе (Он плохой!”). Как выйти из подобной ситуации?

Ситуация 3. Ты уверен, что, будучи взрослым человеком, вправе сам решать, когда тебе возвращаться домой. Родители настаивают: “Чтобы в 9.00 был дома!” Как решить эту проблему?

Вывод: Агрессивное высказывание, запрет, протест – ни к чему хорошему не приведет.

Уверенное поведение – уважение, доверие к личности, родители говорят о своих переживаниях.

Педагог зачитывает легенду.

В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: “Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?” В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?

Ребятам предлагается отгадать это слово. (Терпение)

Вывод. Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с родными.

Д) Упражнение “Какая будет ваша семья?”

Цель: формирование семейных ценностей, навыков построения собственной семьи

Время: 5 мин.

Материалы: карточки с буквами С, Е, Мь, Я.

Подумайте, какие фразы вы не будете говорить своим детям? Что вы не будете делать?

Какая будет у вас семья?

С – счастливая, сильная, скромная, солнечная, светлая, справедливая, смелая, совершенная,

Сообразительная, спортивная и т.д.

Е – единственная, единая

Мь – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая, мудрая, молодежная, модная

Я – яркая, ясная

4.Рефлексия.

Цель: придать законченность занятию, поблагодарить друг друга за участие и общение друг с другом.

Время: 5 мин

Звучит стихотворение Э.Асадова.

Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же – не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить,
И побывать в “стариках” и “предках”.

Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью.

Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.

Педагог: Подумайте, какие еще ассоциации возникли у вас после нашего урока.

Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных. А если они далеко, то позвонить и сказать, что вы их очень любите!



Ожидаемые результаты: сформированное доброе отношение к своим родным и близким людям, сформированные патриотические чувства, а также сформированные практические навыки построения взаимоотношений и навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Критерии и способы оценки эффективности:

Занятие оценивалось в форме обсуждения с высказываниями обучающихся, каждый участник отвечал на вопросы о том, что он узнал нового в ходе занятия, какие моменты были особенно эмоциональными, где можно применить полученные знания в своей личной и профессиональной жизни. Эмоциональное состояние участников занятия было благоприятным. Сильным блоком занятия было упражнение «Моя родословная», где каждый презентовал родословную своей семьи и с гордостью говорил о своих предках.

Анализ результативности проведённого мероприятия:

Занятие было эффективным, поскольку поставленная цель была достигнута. В результате занятия повысился уровень информированности участников по вопросам семьи и семейных ценностей, произошло формирование патриотических чувств, навыков построения взаимоотношений и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Требования к организации тренинга

Размер группы

Оптимальным количеством участников в группе считается 10-15 человек.

Оптимальная продолжительность занятия

Продолжительность тренинга зависит от:

• целей (например, если вы хотите добиться значительных результатов, продолжительность занятия с элементами тренинга должна быть около 2 часов);

• возможностей педагога.

В качестве рекомендации можно отметить, что продолжительность каждого занятия в образовательных учреждениях должна составлять от 35-45 минут до 1,5 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой дом – моя крепость

Урок обществознания в 7 классе. Тип урока – комбинированный. Урок позволяет использовать разнообразные технологии: проектные, поисковые и др. За несколько дней до урока учащиеся получают творческие за...

"Семейная гостиная "Мой дом - моя крепость"

Семейная гостиная "Мой дом - моя крепость - это праздник для детей, живущих в школе-интернате. Для них самое главное- чувствовать, что рядом с ними  близкие им люди. На празднике дети рисуют семе...

Брестская крепость-крепость герой! Литературно-музыкальная композиция

Сценарий этой литературно-музыкальной композиции был разработан полсе прочтения книги Смирнова "Брестская крепость" и просмотра фильма А. Котта  с аналогичным названием. После постановки данного ...

Падение Белогорской крепости. Встреча с Пугачевым.

Урок литературы по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе....

"Моя семья - моя крепость"

Сочинение, посвященное к году благополучного детства и укрепления семейных ценностей ....

Брестская крепость

Компьютерная презентация, посвященная Великой Отечественной войне. Она рассказывает о героической обороне Брестской крепости....

Классный час "Моя семья - моя крепость"

Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива...