Программа профилактики семейного неблагополучия и оказания помощи неблагополучным семьям
рабочая программа

Мешкова Светлана Александровна.

Куртамышское СУВУ помимо образования и воспитания   выполняет коррекционную функцию девиантного поведения. В училище созданы все условия для социальной, психологической, медицинской защиты воспитанниц. По окончанию срока пребывания в училище они вынуждены вернуться в ту среду, которая поспособствовала становлению их на путь девиантного поведения и поэтому для более успешной реабилитации и адаптации ребенка в обществе, именно поэтому необходимо вести реабилитационную работу с неблагополучной семьей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением

«Куртамышское специальное  профессиональное училище № 1

закрытого типа»

Социально – психологическая служба

  1. Программа  
  2. профилактики семейного неблагополучия
  3. и оказания помощи неблагополучным семьям

Составители: Булатова М.В. социальный педагог

Мешкова С.А. социальный педагог

г. Куртамыш

2016

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название: «Понимание и надежда» - программа профилактики семейного неблагополучия и оказания помощи неблагополучным семьям.

Основания для разработки: нормативно-правовой и документальной основой программы являются Конституция РФ;  Семейный кодекс РФ, Конвенции ООН о правах ребенка; Закон РФ «Об образовании», Закон РФ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Цели программы:

- организовать адресную педагогическую, психологическую и социальную помощь неблагополучным семьям;

- создать систему профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений воспитанниц;  

- организовать комплексную работу с неблагополучными семьями и детьми «группы социального риска».

Задачи педагогической помощи неблагополучным семьям:

- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

- проявление педагогического внимания, уважения и требовательности к родителям (законным представителям);

-  содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

- пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Задачи психологической помощи:

- коррекция межличностных взаимоотношений в семье;

- формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (законных представителей).

Задачи социальной помощи:  

-  обеспечение социально-правовой помощи, направленной на соблюдение прав воспитанниц во всех сферах деятельности;

- оказание социальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

-  распознание, диагностирование и разрешение конфликтов, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы воспитанниц;

- пропаганда и разъяснение прав воспитанниц и семьи

- взаимодействие с различными службами и организациями по профилактической работе с семьей:

Принципы реализации программы

Принцип гуманности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать каждую проблемную воспитанницу, искать пути и средства для преодоления трудностей ее развития. Принцип гуманности заключается  в необходимости  учитывать не только отрицательные стороны личности и недостатки проблемных воспитанниц, но и их положительные компенсаторные возможности, основанные на сохранных физических и психических функциях.

Принцип законности. Требует соблюдения интересов личности, ее социального и правового статуса, защиты от каких бы то ни было посягательств.

Принцип демократизации.  Предполагает единство и взаимосвязь структур, организаций и ведомств, занимающихся вопросами социальной защиты воспитанниц и их семей.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни.

Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы. Этот принцип ориентирует коррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи. 

Принцип системности. Предполагает использование в реализации программы всех технологий: психологических, медицинских, социальных, педагогических и их взаимосвязь.

Объект деятельности: воспитанницы Куртамышского спец ПУ № 1 из неблагополучных семей и их родители (законные представители).

Предмет деятельности: профилактика и коррекция семейного неблагополучия детей «группы социального риска».

Сроки реализации программы: время нахождения воспитанницы в Куртамышском спец ПУ, программа будет действовать, пока существует проблема неблагополучной семьи, детей «группы социального риска» и социального сиротства.

Исполнители мероприятий программы:

- администрация училища;

- социальные педагоги;

- педагоги-психологи.

Ожидаемые результаты программы:

- создание системы работы с неблагополучными семьями и с воспитанницами, имеющими проблемы в поведении (« группы социального риска»);

- защищенность интересов и прав воспитанниц во время нахождения в училище и после выпуска;

- воспитание социально адаптивного и психологически здорового члена современного общества.

«Если твои планы рассчитаны на год – сей рожь, если на десятилетия – сажай деревья, если на века – воспитывай детей»

                                                                                                                           Народная мудрость

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Актуальность. Стратегическая цель российского образования сегодня  -   воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих современными, актуальными знаниями, умениями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.

   В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.

   Однако, в последние годы в стране углубляется кризис института семьи. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей (лиц, их заменяющих) от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители (законные представители), не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно, предоставив основную роль в данном процессе образовательному учреждению.  Решению сложившихся проблем может способствовать максимальное сближение семьи и школы.    

  Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Еще А.С. Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.

  В свое время данной проблемой занимались: Амонашвили Ш.А., Бабанский Ю.К. Дереклеева Н.И., Ельницкий К.В., Крупская Н.К.,Степанова Е.Н., Сухомлинский В.А.

   Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или неуспешность не только всего воспитательного процесса, но и общества в целом.

 Проблема. Куртамышское спец ПУ помимо образования и воспитания   выполняет коррекционную функцию девиантного поведения. В училище созданы все условия для социальной, психологической, медицинской защиты воспитанниц. По окончанию срока пребывания в училище они вынуждены вернуться в ту среду, которая поспособствовала становлению их на путь девиантного поведения и поэтому для более успешной реабилитации и адаптации ребенка в обществе, именно поэтому необходимо вести реабилитационную работу с неблагополучной семьей.

Понятие и типы неблагополучных семей

 Семья - это система, элементами корой являются отдельные её члены, а системообразующей связью - родственные и супружеские отношения между ними.

 В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие, каждый автор вкладывает в него свой смысл, поэтому в разных работах, наряду с понятием «неблагополучная семья», можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семья группы риска», «негармоничная семья» и др.  Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

 Социальная неустроенность родителей (законных представителей) приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений. Ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей.

         Подобные проблемы можно перечислять до бесконечности, к тому же в каждой семье они приобретают свой особый характер. Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях.

              Таким образом, несмотря на разные варианты раскрытия понятия «неблагополучная семья», главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений. Если в жизнедеятельности семьи одна или несколько функций не срабатывают, то семью относят к «группе социального риска». Для того чтобы не путаться в понятиях, определяющих специфику семьи, специалисты по социальной работе выделяют три типа семей: это благополучные семьи, условно-адаптированные, но у каждой семьи есть риск попасть в трудную жизненную ситуацию. И неблагополучные семьи, работа с которыми затруднена в связи с большим количеством сложностей, с которыми столкнулись члены таких семей.

        Семьей социального риска считается семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающих её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех его членов.

        Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия.  Под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, где не выполняются  основные семейные функции, в которой  имеются явные или скрытые дефекты воспитания.

        Также существуют такие формы семейного неблагополучия, которые, с одной стороны, являются довольно распространенными не всегда открыто проявляются на социальном уровне и, поэтому, не вызывают особой обеспокоенности, хотя их деструктивное влияние на формирование личности ребенка не менее опасно, чем в семьях, где прямо культивируются антиобщественные ориентации и демонстрируются образцы асоциального поведения.

         С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

         Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

         Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия). В нашем обществе нет современных статистических данных о том, сколько детей воспитывается в алкогольных семьях, хотя совершенно очевидно, что число детей группы риска увеличивается с каждым годом. В этом трагическом процессе немаловажную роль играют дисфункциональные семьи, где один или оба родителя подвержены или склонны к алкоголизации. Как отмечают психологи, взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с алкогольной зависимостью становятся дисфункциональными, что проявляется в виде следующих признаков: члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям; родители плохо относятся к детям либо вообще их не замечают; вся жизнь характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами - ригидностью и деспотичностью; члены семьи озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать неприятные семейные тайны от окружающих; в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, часто используются эмоциональные репрессии. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.

        

 Структура программы

 

        Программа организации работы с неблагополучными семьями и профилактики семейного неблагополучия состоит из двух модулей.

        МОДУЛЬ 1 – психолого-педагогическая помощь неблагополучным семьям.  Этот модуль разработан в нескольких направлениях деятельности социально-психологической службы (диагностическое, консультативное, просветительское, коррекционное)  и состоит из нескольких блоков, которые могут проходить как последовательно, так и параллельно друг другу:

1. Диагностический (сбор информации, оценка семейной ситуации, выявление проблем детско-родительских отношений).

2.   Консультативный (определение внутрисемейных проблем и затруднений в воспитании детей).

3. Просветительский (обучение родителей (законных представителей) психологическим знаниям, продуктивным коррекционным и воспитательным приемам).

4.  Коррекционный (решение конкретных проблем семьи, повышение уровня социальной компетентности родителей (законных представителей), социально-педагогическая работа в семье).

Первые два этапа (диагностический и консультативный) проходят в течение года  постоянно -  по мере поступления детей в училище или запросов со стороны родителей (законных представителей). Работа на этих этапах проводится строго индивидуально. Методы: наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа.

Просветительский этап рассчитан на групповые формы работы: родительские конференции, беседы во время свидания, по телефону, через переписку. Методы: беседа, объяснение, консультации.

Коррекционный этап включает как индивидуальные, так и групповые формы работы. Методы: взаимодействие с органами власти и социумом по месту жительства воспитанниц.

Формы работы с родителями (лицами, их заменяющими):

1) демонстрация родителям (законным представителям) приемов работы с воспитанницами;

2) посещение родителями (законными представителями) занятий, проводимых психологом;

3) чтение родителями (законными представителями) специальной литературы, рекомендованной психологом;

4) изучение рекомендаций по взаимодействию с воспитанницей, разработанных психологом.

         МОДУЛЬ 2 – социально-педагогическая помощь неблагополучным семьям, профилактика семейного неблагополучия.

          Деятельность социально - педагогической службы по работе с семьей включает следующие основные составляющие  социально-педагогической помощи и соответственно делится на блоки:

1. Образовательный  (просвещение родителей (законных представиелей) по вопросам воспитания детей).

2. Коррекционно-развивающий (консультирование родителей (законных представителей) по вопросам жилищного, семейного, гражданского, трудового  и других законодательств Российской Федерации, защита интересов и прав воспитанниц ).

3. Посреднический (помощь в координации работы с семьей различных ведомств и служб). 

4. Психологический (определение   проблемы,   анализ межличностных отношений в семье, положения воспитанницы в семье, отношений семьи с обществом).

Методы: сбор, анализ и систематизация информации, родительские конференции, метод общения делового, доверительного взаимодействия, метод убеждения, метод уважения детской личности.

Формы работы с родителями (лицами, их заменяющими): 

  1. Выступление в качестве посредника между семьей и специалистами, работающими с ней.
  2. Патронаж комиссии по делам несовершеннолетних – посещение семей на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями.
  3. Консультационные беседы.
  4. Сотрудничество с родителями (законными представителями) по всем вопросам обучения и воспитания воспитанниц.

        

Ожидаемые результаты:

- формирование личности способной к проявлению активной жизненной      позиции;      

- создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию воспитанниц в обществе;

- создание условий активного и полезного взаимодействия училища и семьи по вопросам воспитания детей;

- преодоление негативных тенденций в воспитании детей в отдельных семьях, привлечение с целью помощи и поддержки соответствующих организаций;

-  создание системы целенаправленной работы для психолого-социально-педагогического просвещения родителей (законных представителей).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Модуль 1 – психолого-педагогическая помощь неблагополучным семьям

Мероприятие

Категория участников

Ожидаемые результаты

Исполнители

Сроки реализации

1

2

3

5

6

Диагностический блок

Психолого-педагогическое изучение ребенка

Воспитанницы

Определение уровня развития воспитанниц, их психологических особенностей, динамики развития

Социальный педагог, психолог

В течение всего срока пребывания

Психолого-педагогическое изучение родителей (законных представителей) и членов семьи ребенка

Родители (законные представители) и члены семьи воспитанниц

Выявление семейного неблагополучия, определение путей его коррекции и профилактики

Социальный педагог, психолог

В течение всего срока пребывания

Определение уровня личностной тревожности учащихся и их родителей (законных представителей)

Воспитанницы  «группы социального риска» или в трудной жизненной ситуации

Выявление причин нарушений психологического здоровья и поведения воспитанниц

Психолог

По мере необходимости

Консультативный блок

Консультирование  по вопросам адаптации их ребенка в училище

Вновь прибывшие воспитанницы, родители (законные представители)

Создание условий для успешной адаптации воспитанниц

Социальный педагог, психолог, воспитатель

Первые шесть месяцев пребывания в училище

Индивидуальное консультирование  родителей (законных представителей) по проблемам воспитания

и неблагополучия семьи

Родители (законные представители) воспитанниц

Обеспечение адекватных микросоциальных условий развития воспитанниц в семье; оптимизация самосознания родителей (законныз представителей); формирование позитивного отношения близких лиц к воспитанницы

Социальный педагог, психолог

В течение всего срока пребывания

 Групповые консультации на родительских конференциях

Родители (законные представители) воспитанниц

Формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (законных представителей)

Социальный педагог, психолог

Один раз в год

 

Просветительский блок

Разработка печатных рекомендаций по вопросам воспитания, психологических особенностей подросткового возраста

Родители (законные представители) воспитанниц

Повышение уровня психологической компетенции родителей (законных представителей)

Психолог

Один раз в квартал

МОДУЛЬ 2 – социально-педагогическая помощь неблагополучным семьям, профилактика семейного неблагополучия и безнадзорности детей «группы социального риска»

            Мероприятия

Категория участников

Ожидаемые результаты

Исполнители

Сроки реализации

                        1

              2

           3

         5

       6

 Образовательный блок

Информационное письмо родителям  (законным представителям) по прибытию воспитанницы в училище.

Беседа: «Знакомство с Уставом училища»

Родители (законные представители)

Повышение компетентности родителей (законных представителей)

Социальный

педагог

Первые три дня пребывания  

Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) по вопросам детско-родительских взаимоотношений

Родители (законные представители)

Преодоление трудностей во взаимоотношениях родителей (законных представителей) и воспитанниц

Социальный

педагог

В течение всего срока пребывания

Разработка печатных рекомендаций (консультаций) по вопросам воспитания

Родители (законные представители)

Повышение уровня психологических компетенций родителей (законных представителей)

Психолог

В течение всего срока пребывания

Коррекционно-развивающий блок

Знакомство родителей с Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом РФ, с законом об образовании

Родители  (законные представители)

Формирование педагогической культуры родителей (законных представителей)

Социальный

педагог

I части основного периода

 Консультирование родителей    по вопросам жилищного, семейного, трудового законодательств

Родители (законные представители)

Компетентность родителей  (законных представителей) по юридическим вопросам

Социальный педагог, КДН по месту жительства

в течение года

Ходатайство в КДН о проведении профилактической беседы с родителями (законными представителями) (здоровый образ жизни, беседа по формированию потребности ЗОЖ)

Неблагополучные семьи

Отслеживание результатов проводимой работы с семьей

КДН по месту жительства, инспектор ОПН

 Ежегодно

Представление  интересов и прав воспитанниц

( работа с алиментами и решение вопросов лишения родительских прав)

Правоохранительные органы, суд, служба судебных приставов

Защита интересов и прав воспитанниц

Социальный педагог

По необходимости

 Посреднический блок

 Организация  совместной деятельности с органами ОВД, КДН, центром занятости населения, учебными заведениями и т.д.

Работники различных служб

Помощь неблагополучным семьям в воспитании детей

Социальный педагог

В течение всего срока пребывания

 Психологический блок

Разрешение конфликтных ситуаций среди детей и родителей (законных представителей)

Неблагополучные семьи

Повышение культуры родителей (законных представителей)

Социальный педагог

В течение всего срока пребывания

Запрос в КДН о посещение неблагополучных семей с целью оказания конкретной образовательной, психологической, посреднической и социальной помощи

КДН по месту жительства,

неблагополучная семья

Улучшение психологического климата в семье

Социальный педагог

КДН по месту жительства

В течение всего срока пребывания

Выступления на ПМПК, педагогических треугольниках по вопросам негативного психологического климата в семье

Участники учебно-воспитательного процесса

Коррекция поведения родителей (законных представителей) в неблагополучной семье

Социальный педагог, психолог, воспитатель

В течение всего срока пребывания

Поддержка благоприятной психологической атмосферы в семье и коррекция  в случае фактов психологического насилия над ребенком в семье

Социально-психологическая служба училища, родители (законные представители), воспитанница

Коррекция поведения родителей (законных представителей)

Социальный педагог, психолог

В течение всего срока пребывания

Программа работы с неблагополучной семьей

____________________________________________

 (Ф.И.О. воспитанницы)

Критерии неблагополучия семьи

Аморальный образ жизни

Насилие и жестокое обращение в семье

Отсутствие условий для  развития ребенка и сохранение его здоровья

Конфликтность

Злоупотребление спиртными напитками

Защита прав и законных интересов

Право на образование

Право на медицинскую помощь

№ п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

Отметка о выполнении

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Консультирование  по вопросам адаптации их ребенка в училище (посредством телефонных переговоров и письма)

Способствовать восстановлению взаимопонимания воспитанницы с родителями (посредством телефонных переговоров и письма)

Оформить медицинский полис

Оформление и перевод алиментов

Перевод пенсии по инвалидности и потере кормильца

Индивидуальное консультирование  родителей по проблемам воспитания и неблагополучия семьи (посредством телефонных переговоров и письма)

Провести беседу по телефону с родителями по проблеме: злоупотребление алкоголем, аморальный образ жизни, жестокое обращение в семье, решение конфликтных ситуаций

Беседа с родителями во время свидания

Ходатайство в КДН о проведении профилактической беседы с родителями (здоровый образ жизни, беседа по формированию потребности ЗОЖ)

Запрос в КДН о посещение неблагополучных семей с целью оказания конкретной образовательной, психологической, посреднической и социальной помощи

Направить запрос в КДН о решении вопроса (проверка обстановки в семье, обследовании жилья)

Запрос в КДН, суд о лишении родительских прав (по необходимости)

Поддерживать связь с семьей посредствам писем и телефонных переговоров (весь период пребывания)

Запрос в КДН, отдел опеки и попечительства о решении вопроса         жизнеустройства воспитанницы после выпуска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Статья в помощь классому руководителю "Семьи "группы риска".Профилактика семейного неблагополучия".

Данная статья представляет собой описание особенностей семей "группы риска" и признаков семейного неблагополучия. Классный руководитель может использовать данные в статье рекомендации по работе с небл...

Защита прав детства: профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми

В брошюре представлены материалы для специалистов, работающих с детьми и семьями в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, туризма и спорта, молодежной политик...

« Рука помощи» ПРОГРАММА по профилактике семейного неблагополучия

Семье необходимо оказать педагогическую помощь, важно учитывать особенности условий семейного воспитания, направленность этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения последни...

Профилактика семейного неблагополучия в рамках Концепции семейной политики в Российской Федерации

Профилактика семейного неблагополучия в рамках Концепции семейной политики в Российской Федерацииматериалы региональной конференции...

Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства в рамках программы "Школа - второй дом"Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества

Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества. Однако достичь поставленной цели можно только строя свою работу в тесном взаимодействии с сем...