программа клуба общения "Антикафе"
методическая разработка (7 класс)

Швецова Анастасия Андреевна

Актуальность - сегодня на первый план выходит проблема самоопределения и самореализации обучающихся. Современный подросток испытывает трудности самостоятельной организации своей жизни, а в особенности своего досуга. При многообразии предлагаемых обществом форм реализации личностной активности (носящих как социальный, так и антисоциальный характер) подростку, оказывается, крайне трудно сделать правильный, социально одобряемый, выбор. Боязнь окружающего мира, трудности взаимодействия с другими людьми, отсутствие четких представлений о своих потребностях и возможностях часто приводят подростков в асоциальные неформальные объединения.

Педагогическая целесообразность организации клуба обусловлена наблюдающимся дефицитом внимания и психолого-педагогического сопровождения детей в свободное время, опасностью бессодержательности детского досуга, что может привести к серьезным рискам воспитания и образования в условиях нарастающего процесса стихийной социализации личности.

Практика создания пространства нового типа – «Антикафе», или «Time-кафе» в России существует с 2012 года. Антикафе – это пространство нового формата для конструктивного отдыха детей, а также личностного развития. Его отличает от детских объединений функциональность, возможность общаться со сверстниками в неформальной обстановке, а также самостоятельно выбирать формы проявления социальной активности.

В  программе  работы клуба Антикафе есть  формы занятий, в которых активно используются современные информационно-коммуникационные технологии. Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у школьников, в программу входят  современные интеллектуальные игры, фотоквесты, QR-квесты, ситуационно-ролевые игры. Характерной чертой таких игр является наличие путей решения игровой задачи, что требует сообразительности и нестандартного мышления. Для того, чтобы показать детям преимущество живого общения в клубе «Антикафе»  подростки погружаются в активное межличностное взаимодействие через организацию дискуссий, ролевых и деловых игр.  В «Антикафе» каждый подросток не только чувствует себя уверенно среди сверстников, но и приобретает опыт социально-одобряемого действия, видит многообразие форм организации своего досуга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kluba_obshcheniya_antikafe.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Яранского района Кировской области

Рекомендована решением

методического совета

МБУДО ДДТ Яранского района

Протокол

от 27 августа 2019 г. №3

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ДДТ

Яранского района

____________ И. А. Долгополова

Приказ

от 29 августа 2019г. №3

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Социально-педагогической  направленности

«Клуб общения Антикафе»

Возраст обучающихся – 12-14 лет

Срок реализации – 1 год

Составитель:

Швецова Анастасия Андреевна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДДТ Яранского района

г. Яранск

Пояснительная записка

Направленность – социальная.

Новизна – программа клуба общения «Антикафе» предлагает  современным подросткам новую форму организации образовательной деятельности, которая сочетает в себе  возможность неформального общения и эффективные решения задач воспитания. Программа внеурочной деятельности является авторской и не дублирует существующие программы в Яранском районе.

Актуальность - сегодня на первый план выходит проблема самоопределения и самореализации обучающихся. Современный подросток испытывает трудности самостоятельной организации своей жизни, а в особенности своего досуга. При многообразии предлагаемых обществом форм реализации личностной активности (носящих как социальный, так и антисоциальный характер) подростку, оказывается, крайне трудно сделать правильный, социально одобряемый, выбор. Боязнь окружающего мира, трудности взаимодействия с другими людьми, отсутствие четких представлений о своих потребностях и возможностях часто приводят подростков в асоциальные неформальные объединения.

Педагогическая целесообразность организации клуба обусловлена наблюдающимся дефицитом внимания и психолого-педагогического сопровождения детей в свободное время, опасностью бессодержательности детского досуга, что может привести к серьезным рискам воспитания и образования в условиях нарастающего процесса стихийной социализации личности.

Практика создания пространства нового типа – «Антикафе», или «Time-кафе» в России существует с 2012 года. Антикафе – это пространство нового формата для конструктивного отдыха детей, а также личностного развития. Его отличает от детских объединений функциональность, возможность общаться со сверстниками в неформальной обстановке, а также самостоятельно выбирать формы проявления социальной активности.

В  программе  работы клуба Антикафе есть  формы занятий, в которых активно используются современные информационно-коммуникационные технологии. Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у школьников, в программу входят  современные интеллектуальные игры, фотоквесты, QR-квесты, ситуационно-ролевые игры. Характерной чертой таких игр является наличие путей решения игровой задачи, что требует сообразительности и нестандартного мышления. Для того, чтобы показать детям преимущество живого общения в клубе «Антикафе»  подростки погружаются в активное межличностное взаимодействие через организацию дискуссий, ролевых и деловых игр.  В «Антикафе» каждый подросток не только чувствует себя уверенно среди сверстников, но и приобретает опыт социально-одобряемого действия, видит многообразие форм организации своего досуга.

Цель - создание условий для развития коммуникативной компетенции обучающихся и их успешной социализации в современном обществе через организацию содержательного досуга.

Задачи

Воспитательные:

1) воспитание нравственных качеств личности, формирование общей культуры обучающихся

2) социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе

Образовательные:

1)        формирование  навыка ведения диалога, анализа ситуаций;

2)        обучение  эффективной организации личного времени;

3)        формирование  навыка успешного публичного выступления.

Развивающие:

1) повышение самооценки подростков;

2)выявление, формирование и развитие лидерских качеств.

2) формирование умения работать в команде;

Отличительные особенности программы. Подростковый клуб «АНТИКАФЕ» предлагает подросткам интересную форму проведения досуга (неформальное общение, совместная деятельность), создавая тем самым благоприятную среду для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. В сфере досуга подростки более открыты, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового время препровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, выработка жизненной позиции, обучение нормам общения и поведения.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 12 -14 лет.

Сроки реализации программы - программа реализуется в течение  одного  календарного  года. Количество учебных часов по программе- 36 часов, одно занятие (45 минут) в неделю. 

Формы и режим  занятий. Занятия проходят в форме тренингов, интеллектуальных игр, ролевых игр, игр на местности, медиа - квестов, практикумов, дискуссий в удобное для классных коллективов время на базе МБУ ДО ДДТ Яранского района.

Планируемые результаты

  1. Сформированность умений:
  • эффективно планировать свою деятельность;
  • вести диалог, отстаивать свою точку зрения;
  • организовать себя и своих сверстников, повести за собой;
  1. Сформированность активной жизненной позиции.
  2. Овладение навыками ораторского искусства.
  3. Развитие коммуникативных способностей, повышение самооценки подростков.

Способы определения результативности

Вводная диагностика (сентябрь)

  • В.В. Синявский Методика «КОС: Коммуникативные и организаторские способности» (Прил.1)
  • ДЖ. Морено «Социометрия» (Прил.2)

Промежуточная диагностика (январь)

  • Методика изучения  социализированности личности  М.И. Рожков (Прил.3)

Итоговая диагностика (май)

  • В.В. Синявский. Методика «КОС: Коммуникативные и организаторские способности»
  • Итоговый тест «Вместе целый год». (Прил.4)

Формы подведения итогов реализации программы. После каждого модуля программы предполагается прохождение социальных проб в очно-заочной школе «Лидер», а так же проведение рейтинговых форм  занятий коллективами самостоятельно в рамках школьной досуговой деятельности: классные вечера, походы, классные часы,  КТД и др.

Учебно-тематический план занятий клуба общения «Антикафе»

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

Т

П

Всего

Модуль 1 «Пространство общения»

1

«Давайте знакомиться»

0,5

0,5

1 ч

Вводное занятие

2

Тренинг коммуникативных навыков  «В центре событий»

0,5

0,5

1 ч

Тренинг

3

Тренинг на выявление лидерских качеств «Лидер и его команда»

0,5

0,5

1 ч

Тренинг

4

Тренинг креативности

«Агентство Креатив»

0,5

0,5

1 ч

Тренинг

5

Социальные пробы в ОЗШ «Лидер» « Академия Лидера»

-

5

5 ч

Практикум

Модуль 2 «Квест технологии»

6

Квест –технологии.

Квест «Осколок звезды»

0,5

0,5

1 ч

Занятие-практикум

7

ФОТО-Квест

«Территория творчества».

-

1 ч

Квест

8

QR -Квест

«Тайна белого конверта»

-

Квест

9

WEB квест  «Лаборатория»

-

1 ч

Квест

10

Социальные пробы в ОЗШ «Лидер» « Время выбрало нас»

-

5

5 ч

Практикум

Модуль 3 «МИГ: малые сюжетно-ролевые игры»

11

Мастерская МИГ. Ролевая игра «Вирус»

0,5 ч

1,5ч

2 ч

Занятие -практикум

12

Ролевая игра «Мульттаун»

-

2 ч

13

Ролевая игра «Цирк FATUM»

-

2 ч

14

Социальные пробы в ОЗШ «Лидер» « Свой мир мы строим сами»

-

5

5 ч

Практикум

Модуль 4 «Игротехника»

15

Интеллектуальные игры. IQ турнир «Ум за разум»

-

1 ч

Занятие -практикум

16

Интеллектуальные игры.  Викторина QUIZ

-

1 ч

Занятие -практикум

17

Настольные игры для молодежной компании. Настольно-печатные игры

0,5

0,5

1 ч

Занятие –практикум

18

Развивающая игротехника. «Живые игры»

0,5

0,5

1 ч

Занятие –практикум

Модуль 5 «ТраеКТОриЯ»

20

Игра на местности «Профессии моего города

-

1 ч

Занятие -практикум

21

Игра «Азбука профессий». Диагностика

-

1 ч

Занятие -практикум

Модуль 6 «Я знаю, умею, могу»

22

Рефлексия «Вместе целый год». Итоговая диагностика

-

1 ч

Занятие-практикум

диагностика

Итого 18 занятий

4 ч

32 ч

36 ч

Содержание программы занятий клуба общения  «Антикафе»

Программа реализуется через 6 образовательных  модулей. В процессе обучения для обучающихся проводятся социальные пробы в рамках районной очно-заочной школы «Лидер» с  целью развития навыков социального взаимодействия в молодежной среде, а так же их позитивной социальной адаптации.

Модуль 1 «Пространство общения» (9 ч)

На занятиях подростки получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Данный модуль помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение. В процессе проведения занятий корректируются  отношения участников, предупреждаются ситуации, ведущие к возникновению конфликтов, формируеются дружеские взаимоотношения среди детей. Социальные пробы на смены ОЗШ Лидер "Академия лидера"

Модуль 2 «Квест - технологии» (9ч)

Данный модуль основан на определяющих характеристиках игровой технологии квеста:

- осуществление образовательных задач через игровую деятельность;

- внедрение новых технических средств обучения, которые способствуют самовыражению учащегося;

- целенаправленная мотивация эмоциональной и интеллектуальной активности учащегося;

- исследовательский характер образовательной деятельности;

- развитие информационной и медиа грамотности.

Социальные пробы на смены ОЗШ Лидер "Время выбрало нас"

Модуль 3 «МИГ: малые ситуационно-ролевые игры» (11 ч)

Ролевые игры привлекательны для подростков своей эмоциональной напряженностью, занимательностью решения игровых задач. В игре снижается тревожность за возможный неуспех, имеется возможность проявить свои сильные стороны. Участие в игре создает общие яркие переживания в группе детей, вызывает интерес друг к другу, способствует принятию сверстниками. Ситуационно-ролевая игра – это специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры. Социальные пробы на смены ОЗШ Лидер "Завтра-это ты"

Модуль 4 «Игротехника» (4 ч)

Особенностями игры в среднем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. В процессе игры осваиваются правила поведения и роли социальной группе класса переносимые затем в "большую жизнь"; приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей.

Модуль 5 «ТраеКТОриЯ» (2 ч)

Данный модуль направлен на знакомство  школьников с миром профессий, побуждение к осознанному выбору профессии. Профориентационные игры способны не просто информировать детей и подростков о тех или иных профессиях, они характеризуются эмоциональной включенностью ребят в процесс познания профессий, способствуют развитию качеств личности, необходимых для совершения осознанного выбора.

Модуль 6 «Я знаю, умею, могу» (1 ч)

Данный блок представляет собой обобщение полученных знаний, рефлексию и итоговую диагностику коммуникативных и организаторских способностей обучающихся

Методическое обеспечение программы

Презентации: «Мимика и жесты. Как их понять», «Классификация игр», презентации к интеллектуальным играм  QUIZ,  «Ум за разум».

Разработки тренингов: «В центре событий» (Прил.5)., «Агентство Креатив» (Прил.6), «Лидер и Ко» (Прил.7).,

Разработки квестов: «Территория творчества» (Прил.9), «QR след» (Прил.10), «Осколок звезды» (Прил.11), «Тайная лаборатория» (Прил.12), «Город чудный город древний» (Прил. 13).

Разработки ролевых игр: «Вирус» (Прил.15), «Мульттаун» (Прил.16),  «Цирк FATUM» (Прил.17),

Разработки IQ турниров: «Ум за разум» (Прил.18), «QUIZ» (Прил.19)

Разработки профориентационных игр: «Азбука профессий» (Прил.20),  «Профессии моего города» (Прил.21),

Лекционный материал : Квест технологии (Прил. 8), технологии проведения малых сюжетно-ролевых игр (Прил.14)
Сборники игр (Прил. 22): «Игры для тренинга командообразования», «Игры на командное взаимодействие», «Игры на выявление лидера», «Игры –энергизаторы», «Игры на развитие коммуникативных способностей»

Правила настольных игр: «Мафия», «Тик-так-бум», «Свинтус», «Активити», «Друдлы», «Детектив», «Дженго», «Мистер Белкин», « Монополия»

Рекомендуемая литература для педагогов

  1. Кузибецкий А., Рождественская Н. Управленческая культура: лидер и его команда // Народное образование. – 2001. - № 6. – С.50-64. (Способы создания команды, эффективность работы в зависимости от лидера и его качеств).
  2. Щебетенко А.И. Психологические тесты для лидера коллектива. – М.: ТЦ Сфера. 2005. – 160 с.
  3. Смелкова З.С. Азбука общения: Книга для преподавателей риторики в школе. – Самара, 1994.  
  4. Лэндрет Г., Хоумер Л., Гловер Д., Свини Д. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка.  - М.,Воронеж, 2001. – 319 с.
  5. В.В. Петрусинский Игры-обучение, тренинг,досуг.-М.:Новая школа,1994.-368с
  6. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. –М.:генезис,2004.-183 с.
  7. Ф.Копель. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие.-М:Генезис,2001.-256с
  8. Е.А. Радюк. Игровые модели досуга и  оздоровления детей: разработки занятий, развивающие программы, проекты, тематические смены.-Волгоград: Учитель,2008.-207с.

Рекомендуемая литература для учащихся

  1. Аллен, Уильямс, Уоллас «Как привести дела в порядок - в школе и не только.», Издательство: Манн, Иванов, Фербер, 2019 г.
  2. Беверли Бэтчел «Чего ты по-настоящему хочешь? Как ставить цели и достигать их» Издательство:  Манн, Иванов, Фербер, 2019 г.
  3. Адам Куртц «Творческий блокнот:1 страница в день» Издательство: Эксмо-Пресс, 2016 г

Интернет-источники


https://summercamp.ru/

https://www.twirpx.com/ 

http://2fishki.ru/spisok_igr 

     http://www.printplay.ru/

Материально-технические обеспечение

Материально-техническое обеспечение программы  включает в себя:

- помещения для проведения занятий;

- необходимое оборудование и инвентарь

-аудио-видеотехника, мультимедийная система,

-канцелярские принадлежности

- методическая литературу в печатном и электронном вариантах;

- папки раздаточных материалов по различным темам программы;

- набор мультимедийных презентационных разработок и пособий по различным темам программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа клуба "Репортер"

Нужна ли периодическая печать в образовательном учреждении? Конечно, нужна. Школа не должна отставать от современности. К тому же появление персональных компьютеров дает возможность для изготовления ...

Профилактическая программа клуба "Вместе"

Программа по по социальной дезадаптации, направленная на развитие социальной компетентности и личностный рост.   ...

Программа клуба выходного дня: "Путешествие по Играй - городу"

 Программа Клуба выходного дня для учащихся 5-6-7 классов коррекционной школы 8 вида...

Рабочая программа клуба "Мои истоки"

Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индиви...

Программа клуба "Основы юридических знаний"

Модифицированная программа дополнительного образования детей для старших классов  создана на основе результатов многолетней  работы по обучению основам юридических знаний.Направлена...

Авторская образовательная программа клуба "КЛИО"

Авторская дополнительная образовательная программа  клуба «КЛИО» относится к образовательной области «История Отечества. Краеведение» и включает два ведущих компонента: способы деятельности и реа...