Сценарий "Стоп - жестокость" для обучающихся старших классов
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс)

Бескровных Анжелика Николаевна

Данная разработка направлена на профилактику жестокого обращения с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stop_-_zhestokost.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

В/м по профилактике жестокого обращения с детьми «Стоп-жестокость»

 в 8-11 кл.

Цели задачи:  воспитание отрицательного отношения детей к проявлениям жестокости

Задачи:

Раскрыть значение понятия «жестокое обращение»;

Развивать умение противостоять жестокости;

Развивать способность понимать и умение прощать окружающих людей;

Воспитывать нравственные качества и ценности, лежащие в основе выстраивания взаимоотношений.

ознакомить с законами, защищающими жертву; выработать правила ответственного и безопасного поведения

Ход мероприятия:

1.​ «Рефреминг»

По кругу в сказанном предложении соседа находится по порядку то хорошее, то плохое. (пример с дождем и грибами) Первый участник: «Завтра у нас будет 4 урока– это хорошо, т. к. придем домой пораньше», второй участник повторяет концовку предложения и придумывает что в этом плохого: «Придем домой пораньше – это плохо, мама заставит убирать в огороде ботву». Следующий участник: «Убирать ботву – это хорошо, им промоют желудки, и они будут осторожны в следующий раз» и т. д.)

Цель упражнения — показать относительность происходящих событий, научиться видеть все многообразие красок, а не только черно-белые цвета.

2.О теме мероприятия.

3. Историческая справка

Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Вплоть до IV века н.э. детоубийство не считалось нарушением правовых и моральных норм. Первобытные родители приносили собственных детей в жертву, сами съедали их. Главнейшим «методом» воспитания была жестокость. За непослушание детей в античности швыряли в реку, в помойную яму, сажали в кувшин, чтобы уморить голодом, оставляли на обочине дороги. Ребенка, который не был безупречен по форме или размерам своего тела, который слишком много или слишком мало кричал или просто был не нужен, как правило, убивали. Детей приносили в жертву, замуровывали в стены домов и городов. Христианство принесло в историю человечества новое мировоззрение и новое отношение к детям. Умерщвление детей стало рассматриваться европейским законом как убийство в 374 году н.э. Церковь противодействовала детоубийству, считая недопустимой встречу их души с душами родителей – их убийц. Однако в христианской Европе в течение длительного времени сохранялось жестокое и пренебрежительное отношение к детям. Детей избивали за малейшую провинность, чтобы изгнать дьявола, называя их «одержимыми». Заброшенность, телесные наказания детей и продажа их в рабство или крепостную зависимость известны в истории.

Вопрос для нашей аудитории: Как вы думаете, почему в древности насилие над детьми считалось обычным явлением?

4.​ Мозговой штурм

Выработка понятия «жестокое обращение с детьми». Каждый участник записывает свои словесные ассоциации и определяет свое понятие данного словосочетания. 

Предполагаемые утверждения:

Издевательство

Принуждение к употреблению наркотиков

Война

Осмеяние ребенка

Дать прозвище, указывающее на физический недостаток

Драка

Избиение

Крик

5. Юридическая справка

Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей / лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей:

  • психологическое;
  • пренебрежение основными потребностями ребенка;
  • физическое;
  • сексуальное.

1.Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.

2.Пренебрежение основными нуждами ребенка заключается в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды ребенка, необходимые для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей. 3.Физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребенку побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдают его физическое и психическое здоровье и развитие, в особо тяжких случаях наступает летальный исход.

4.Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.

Формы  насилия

1.Психологическое насилие:

вербальные оскорбления; шантаж; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным ; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы;

2. Пренебрежение нуждами ребенка: оставление ребенка без присмотра; не предоставление ребенку медицинской помощи; отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); отсутствие получения адекватного образования.

3.Физическое насилие:

толчки, хватания, нанесение ударов ладонью или кулаком или посторонними предметами, удерживание, удушение, избиение, пинки, использование оружия, причинение ожогов, контроль над доступом жертвы к социальной или медицинской помощи и т.п.

4. Сексуальное насилие:

принуждение к половым отношениям посредством силы, угроз или шантажа, изнасилование; причинение боли и вреда здоровью жертвы посредством действий сексуального характера, и т.п.

Обмен мнениями:

— Как вы считаете, каковы причины проявления жестокого обращения?

— Кто может выступать в роли инициатора жестокого обращения по отношению к детям? (Важно! называть не только взрослых людей – учителей, родителей, соседей и так далее — но и осознавать, что инициатором может быть любой ребенок, в том числе и кто-то из них. Поэтому, если группа не предлагает такие варианты, то можно используя примеры, натолкнуть их на данные высказывания. Важно! ни в коем случае нельзя переходить на личности).

6.Справка от социального работника

Почему происходит насилие в семье.

Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи.

Внешние причины насилия:

распространение в обществе алкоголизма, наркомании;

кризис морали;

кризис культуры;

влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.

Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.

7.Последствия жестокого обращения для детей

Психологическая справка

Все дети, пострадавшие от жестокого обращения и перенесшие насилие, пережили психологическую травму, которая будет отрицательно влиять на личностное, эмоциональное и поведенческое развитие ребенка. Тяжесть последствий насилия будет зависеть: от вида насилия, возраста ребенка, от реакции окружающих, ситуации. Последствия насилия для ребенка будут серьезнее и тяжелее, если оно совершается близким человеком, например, папой или мамой.

Основные последствия психического насилия: 

  • Задержка физического, психического и эмоционально-волевого развития; эмоциональная незрелость; страхи, фобии; нарушенная привязанность (отсутствие доверительных, теплых отношений с родителями); психосоматические заболевания (это телесная реакция организма на психологическую травму: гипертоническая болезнь, язва желудка, бронхиальная астма, кожные заболевания); нарушение познавательной деятельности.

Основные последствия Пренебрежения нуждами ребенка 

санитарно-гигиеническая запущенность;

  • попрошайничество;
  • воровство пищи;
  • непосещение школы, плохая успеваемость;
  • повышенная утомляемость, апатичность;
  • задержка в развитии: моторного, речевого, интеллектуального, социального, поведенческого компонентов;
  • беспокойство, сниженный эмоциональный фон, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству.
  • любые формы злоупотребления алкоголем и другими психотропными веществами, депрессивные состояния, суицидальные попытки.

нервно-психические расстройства

Основные последствия физического насилия:

агрессивность (например, ребенок жестко относится к животным); пассивность; замкнутость, отсутствие друзей; псевдовзрослое проведение; эмоциональная нестабильность; плохая школьная успеваемость

Основные последствия сексуального насилия:

сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол); нарушение эмоционально-волевой сферы; неуверенность в себе, заниженная самооценка; агрессивность ; нарушение познавательной деятельности.

8.​  Определение степени опасности ситуации

Задача — определить: опасна данная ситуация или безопасна. Каждая группа должна аргументировать свой ответ.

Предлагаемые ситуации:

— К девушке подходит приятный мужчина и предлагает помочь донести тяжелые сумки…

— Приятели приглашают молодого человека на вечеринку на свою дачу…

— Пятнадцатилетнему парню предлагают сигарету на дискотеке…

— Пятилетний мальчик плачет и просит шестнадцатилетнюю девушку помочь ему открыть дверь…

— В подъезде вместе с девушкой в лифт зашел незнакомый мужчина…

— Приятель, с которым девушка недавно познакомилась, предлагает ей высокооплачиваемую работу за границей…

— Девушка едет в электричке, и в ее пустой вагон заходит мужчина…

Обсуждение:

*​ Как определить, является ли ситуация, в которую вы попали, опасной для вас?

*​ Почему ситуации, которые определены ими как «безопасные» или как «спорные», могут оказаться опасными. Разберите, как вести себя в подобных ситуациях, чтобы избежать риска.

В конце можно сказать, что все приведенные ситуации являются опасными. Эти истории происходили в реальной жизни. И в каждой из них люди (взрослые, дети, подростки) подвергались насилию: физическому, сексуальному, психологическому.

9. «Инструкция безопасного поведения»

Полицейский

Что делать, если ты стал жертвой жестокого обращения

  • В первую очередь,  признаться себе, что насилие в семье имеет место быть, что это вина не твоя и с данным фактом нужно обязательно что-то делать. Если ты и дальше будешь уверять себя, что все в порядке, то никогда не выберешься из ада. Во-вторых, ты должен рассказать об этом тому, кому доверяешь. Если помощи ни от родных, ни от друзей нет, тогда обратись к классному руководителю, любому педагогу школы, соседу, в полицию, в отдел опеки.
  • Никогда не отвечайте агрессией на агрессию, этим вы еще больше разозлите агрессора, и тогда уже он точно не будет отвечать за последствия своих действий. Если  видишь, что близкий человек  начал выходить из себя, останови разговор и уйди в другую комнату, закройся там и дай ему время, чтобы он «остыл». Но если он начинает в прямом смысле слова выламывать дверь в комнату,  смело можешь звонить в полицию.
  • Никому не позволяй унижать и обижать себя.

Обязательно должны быть люди, которым ты доверяешь, - это как правило родители или тот, кто заботится о вас, и хочет, чтобы вы были в безопасности.

Знать наизусть их номера телефонов,  телефоны экстренного вызова.

Никогда не разговаривай с незнакомыми людьми, никуда с ними не ходи, ничего у них не бери, не садись в их автомобиль.

Если тебе угрожает опасность, нужно постараться убежать, если не получится, громко позвать на помощь, привлечь к себе внимание.

Не впускать незнакомых в дом.

10. Справка от правоведа

 Защита детей государством. 

1959 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка.

В каждом государстве существует Конституция и законы,  которые защищают права ребенка.
1) 
Конвенция о правах ребенка. 
-защита от незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16) 
-обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24) 
-признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27) 
-защита ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37) 
-меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39) 
2)
Семейный кодекс РФ. Семейный кодекс гласит – Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ гарантирует: 
-право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54) 
-право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56) 
-лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69) 
-немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77) 
3)
Уголовный кодекс РФ 
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Примеры: 
ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), 
ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), 
ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 
ст.116 (побои), 
ст.117 (истязание), 
ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); 
ст. 132 (насильственные действия сексуального характера); 
ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера), 
ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); 
ст. 135 (развратные действия) 
ст.125 (оставление в опасности); 
ст.124 (неоказание помощи больному); 
ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), 
ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) 
ст. 110 (доведение до самоубийства); 
ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие. 

11.Статистическая страница

  • насилие, в той или иной форме, совершается в каждой четвёртой российской семье,
  • около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно избиваются родителями,
  • более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье,
  • 25 тысяч из них находятся в розыске,
  • около 2 тысяч детей ежегодно сводят счеты с жизнью,
  •  данные за год: от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей (по данным из Совета Федераций),
  • Ежегодно около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.

12.Рефлексия

Мифы и правда о насилии в семье

Миф

Правда

             В настоящее время насилие в семье – явление редкое. Оно осталось в прошлом, когда нравы были более жестокими.

По статистике Министерства Внутренних Дел больше всего совершаемых преступлений – это преступления, совершаемые на почве семейно – бытовых отношений.

Насилие происходит только в семьях  с низким социальным статусом.

Насилие может происходить в семьях с разным социальным статусом и с различным уровнем образования супругов. Различие в том, что про насилие в семьях с низким статусом обычно знают окружающее, поскольку это происходит у всех на виду, а насилие в семьях с высоким социальным статусом чаще скрывают.       

    Причиной насилия является алкоголизм.

Действительно, большинство актов насилия совершается именно под воздействием алкоголя. В том, что происходит насилие, виноват не алкоголь, а человек, его совершивший.Но среди обидчиков есть мужчины и женщины, ведущие «здоровый образ жизни», не признающие табак или алкоголь.

Насилие в семье, даже если оно и есть, частное дело семьи.

Насилие в семье – это уголовно наказуемое деяние. Во многих странах юристы  и адвокаты считают, что насилие в семье занимает одно из первых мест среди всех видов преступности. И если пресечь насилие в семье на ранних этапах, все еще может закончиться благополучно.

Использованные материалы и ресурсы:

https://xn--j1ahfl.xn p1ai/library/metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa_v_9_klasse__003013.html Методическая разработка классного часа в 9 классе «Стоп насилие»

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/653495/ Классный час «Жестокость и насилие: как им противостоять?»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/11/14/klassnyy-chas-detstvo-bez-nasiliya-i-zhestokosti Классный час "Детство без насилия и жестокости"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Час общения для обучающихся старших классов "Гордость земли Тверской".

Представлены конспект проведения часа общения и три презентации: "7 чудес земли Тверской", "Выдающиеся земляки" и "Памятники природы"....

Развитие и практическое совершенствование силовых возможностей обучающихся старших классов на уроках ОФП.

Формирование умения адекватной  оценки собственных физических возможностей.Воспитание потребности сознательно применять  умения в целях укрепления и сохранения здоровья;Воспитание чувства от...

«Элективный курс «Деловой английский» как один из способов реализации предпрофильного обучения английскому языку обучающихся старших классов основной школы»

Использование английского языка в области делового общения  предполагает наличие у участников коммуникации достаточного  запаса знаний об  особенностях  и стратегии  реч...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СКОУ VIII ВИДА»

Выступила с авторской разработкой электронных тренажеров по руссскому языку на региональном конкурсе "Ступени мастерства"....

Психодиагностика профессиональных склонностей и предпочтений обучающихся старших классов как индикатор профессионального самоопределения

В данной статье рассмотрена  модель психологической диагностики профессиональной ориентации старшеклассников, в которой разводятся понятия (и, соответственно, диагностические инструменты) "профес...

Развитие физического качества "сила" для обучающихся старших классов на уроках физической культуры

Учитывая возрастные особенности обучающихся и применяя специальные методики развития силы (в т.ч. взрывной силы и силовой выносливости) разработал методические рекомендации для учителей физической кул...

Положение конкурса по сольфеджио "ДоМиСоль" для обучающихся старших классов Детских школ искусств

Положение конкурса по сольфеджио "ДоМиСоль" для обучающихся старших классов Детских школ искусств...