Выступление по теме: « Правовое воспитание – один из видов профилактики самовольных уходов »
методическая разработка

Фролова Анжелика Владимировна

Рекомендации  в  работе по правовому воспитанию в целях профилактики  самовольных уходов:

  1. Поддерживать постоянную связь с КДН, ПДН, участковым инспектором по различным вопросам работы по профилактике самовольных уходов и правонарушений, преступлений среди воспитанников.
  2. Приглашать сотрудников КДН, ПДН, специалистов правоохранительных органов, врачей и других специалистов для проведения лекций.
  3. Знакомить с изменениями, происходящими в законодательстве.
  4. Совместно с воспитателями, руководителями кружков и секций провести работу по охвату «трудных» подростков, кружками и секциями и другими видами работы.
  5. Проводить индивидуальные беседы с каждым из воспитанников, выяснять их проблемы в учебе и жизни. Принимать меры по оказанию посильной помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Ставропольского края

государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

«ДЕТСКИЙ ДОМ (смешанный) № 32»

357500 г.Пятигорск, ул. Лермонтова,3

 (8793) 33-58-90 detdom32@mail.ru

Выступление по теме:

«Правое воспитание – один из видов профилактики самовольных уходов»

Подготовила: социальный педагог

Фролова Анжелика Владимировна

2020 год

  1. Введение

(социальная характеристика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)

Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов.

Профилактическая работа – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению центра тяжести переносится на раннюю профилактику. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правого характера.

Детский дом обладает возможностью для проведения профилактической работы, в частности он имеет возможность влиять на развитие личности ребенка. Анализ состава детского контингента показывает, что в них больше половины поступающих составляют дети из неблагополучных семей, чьи родители ведут аморальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. Дети из таких семей нуждаются в участии и поддержке со стороны государства.

Отрицательный микроклимат в неблагополучных семьях создает объективные предпосылки для появления асоциального поведения. У детей из неблагополучных семей, в силу их повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости, имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, а также курение и употребление алкоголя.

У этих детей отмечается раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.

В нашем детском доме созданы условия для нормального воспитания и развития личности ребенка:

  • гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
  • демократические принципы и стиль управления детским домом, включающие адекватную реакцию на общественный заказ;
  • разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;
  • возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

Меры предупреждения, профилактики должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения. Вопросом предупреждения самовольных уходов и правонарушений несовершеннолетних, ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.

В плане профилактики перед коллективом детского дома необходимо ставить следующие задачи:

  1. выявление детей склонных к девиациям и оказание коррекционно-профилактического воздействия с целью устранения отрицательных влияний на личность ребенка;
  2. организация мониторинга эффективности организуемой работы по профилактике самовольных уходов и правонарушений несовершеннолетних воспитанников детского дома;
  3. создание системы в работе по профилактике девиантного поведения;
  4. законопослушное поведение воспитанников детского дома.

  1. Роль правового просвещения в жизни подростков

На современном этапе развития у подростков сохраняется повышенный интерес к получению правовых знаний.

Для большинства воспитанников характерны незнание законов и методов защиты своих прав. Эти черты являются одной из причин девиантного поведения подростков. Незнание своих прав и неисполнение обязанностей являются препятствием на пути формирования адекватной личности ребенка.

Само знание законов зачастую связывается у воспитанников с уважением к ним, с убеждением о необходимости их неукоснительного исполнения. Об этом свидетельствуют данные по нашему детскому дому.

Меры направлены на ознакомление подростков с положениями основных российских законов, воспитание у молодого поколения уважения к закону, формирование уверенности в том, что за проступки надо отвечать.

Работа по правовому воспитанию должна быть основана на сохранении существовавших ранее традиций пропаганды правовых знаний, она предусматривает расширение участия в ней общественных формирований и конкретных специалистов, структуры и органов власти. Также должна работа правового воспитания создавать детям и подросткам условия для повышения правовых знаний, обеспечения их поведения, отвечающего интересам личности, предлагаемые меры призваны сформировать устойчивое положительное общественное мнение о законе и правоохранительной деятельности.

Воспитанников, прежде всего, необходимо знакомить с законом. Нужно говорить профессионально и доступно. Значит, необходимо использовать такие формы правого просвещения, которые дойдут не только до ума, но и до сердца каждого подростка.

Основные законодательные и нормативно–правовые акты:

  • «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ от 24.06.1999 г;
  • «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации» № 111-ФЗ от 07.07.2003 г;
  • Приказ Министерства образования РФ № 10/1от 24.06.2003 г «О деятельности органов управления образованием субъектов РФ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Порядок межведомственного взаимодействия по предупреждению самовольных уходов и организации розыска несовершеннолетних, утвержденный постановлением администрации г.Пятигорска № 4409 от 21.11.2013 г.,   Уставом детского дома.
  • ФЗ от 21.06.2001 г «Об ограничении курения табака»;
  • № 193-ФЗ от 12.11.2012 г «Об административных правонарушениях».

  1. Социальный анализ

Результаты социального анализа воспитанников детского дома позволяют сделать следующие заключения:

  • уменьшилось количество воспитанников злоупотребления спиртных напитков;
  • повысилось число табакокурения;
  •  зарегистрированы факты совершения краж и хулиганских действий;
  • зафиксированы случаи самовольных уходов.

Некоторые противоправные действия воспитанников являются следствием того, что в  детский дом поступают дети подросткового возраста, которые уже состояли на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.

Данные социально-психологического исследования показывают, что значителен процент воспитанников, у которых заметно выражен симптомокомплекс «тревожность по отношению к взрослым», «враждебность по отношению к взрослым», «враждебность к сверстникам». Для подростков свойственны агрессивные проявления и наличие большого количества акцентуаций характера.

Таким образом, необходим поиск новых форм, методов, методик и технологий социально-психологической деятельности, направленной на успешную социализацию и социальную адаптацию детей. Необходимо продолжать работу с воспитанниками в следующих направлениях: приобщение к здоровому образу жизни, повышать интерес к  учебе, труду, проводить развлечения в соответствии с интересами ребенка, поддерживать радостные события в их жизни.

  1. Цели и задачи работы

Целью работы с самовольными уходами является содействие формированию позитивного правосознания и профилактике девиантного  поведения несовершеннолетних воспитанников детского дома; научить ориентироваться в вопросах, связанных с нарушением законодательства несовершеннолетними; создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, а также  своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста.

Задачи:

1. Организация мониторинга по выявлению детей, склонных к девиациям.

2. Организация правового просвещения воспитанников и сотрудников детского дома в рамках Законодательства РФ.

3. Организация взаимодействия с различными ведомствами и структурами с целью профилактики безнадзорности и  правонарушений

4. Обеспечение занятости воспитанников и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности.

5. Внедрение инновационных технологий в систему профилактики безнадзорности и правонарушений.

6. Осуществление мониторинга, позволяющего проанализировать эффективность работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних воспитанников детского дома.

  1. Профилактические работы и методы воспитания

Профилактические работы: встреча с работниками правоохранительных органов, проведение вечеров, лекций, игр на правовую тему для подростков; воспитание у воспитанников сознательного отношения к выполнению законов и правил проживания в микросоциуме; индивидуальная работа с лицами, склонными к совершению уходов и правонарушений, то есть формирование правовых знаний, например: беседы и воспитательные часы по теме «Правила поведения в детском доме, в школе, в общественных местах, в транспорте»; выставка-семинар «Документы, обеспечивающие правовую ответственность и меры пресечения правонарушений в обществе»; правовые игры «Знаете ли вы закон?». Оказание помощи в трудоустройстве подростков на летний период.

Основными методами правового воспитания являются:

  • убеждение,
  • предупреждение,
  • поощрение,
  • принуждение,
  • наказание.

Система правого воспитания определяется как организационная структура, состоящая из следующих частей: субъекты (государственные органы, должностные лица, учебные заведения), объекты и правовоспитательные действия, которые проводятся для достижения намеченных целей, с помощью определенных средств, с использованием соответствующих форм и методов.

Направления работы:

  1. организационно-профилактическое;
  2. просветительское;
  3. воспитательное;
  4. социально-адаптивное;
  5. контрольно-аналитическое.

  1. Заключение

Ожидаемые результаты работы:

1. Сформированные умения и навыки законопослушного поведения воспитанников детского дома и сокращение числа  детей, состоящих на различных формах учета в  учреждении и учреждениях системы профилактики правонарушений.

2. Сокращение фактов безнадзорности, правонарушений и преступлений, самовольных уходов, совершенных воспитанниками учреждения.

3. Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также самовольных уходов.

4. Успешная адаптация вновь прибывших и выпускников.

Рекомендации                                                                                                                           в  работе по правовому воспитанию в целях профилактики                        самовольных уходов:

  1. Поддерживать постоянную связь с КДН, ПДН, участковым инспектором по различным вопросам работы по профилактике самовольных уходов и правонарушений, преступлений среди воспитанников.
  2. Приглашать сотрудников КДН, ПДН, специалистов правоохранительных органов, врачей и других специалистов для проведения лекций.
  3. Знакомить с изменениями, происходящими в законодательстве.
  4. Совместно с воспитателями, руководителями кружков и секций провести работу по охвату «трудных» подростков, кружками и секциями и другими видами работы.
  5. Проводить индивидуальные беседы с каждым из воспитанников, выяснять их проблемы в учебе и жизни. Принимать меры по оказанию посильной помощи.
  6. Оказывать помощь в трудоустройстве и дальнейшем продолжении получения среднего образования выпускниками, особенно состоящих на учете в КДН и ОДН.

Изменение ребенка очень сложный вопрос, который требует особых знаний, владения приемами и методами работы, особого устройства детей, умения проводить комплексной профилактической и реабилитационной работы, строить совместную работу со многими специалистами. Все эти мероприятия индивидуальны, с учетом возраста, физического и нервно-психологического состояния ребенка. Необходимо разработать единую программу работы по этому направлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка приёмным родителям для профилактики самовольных уходов детей из семьи

Журнал для заботливых родителей.http://www.za-partoi.ru/archive/Газета «Здоровье детей»http://zdd.1september.ru/Памятка Министерства образования Московской области...

Профилактика самовольных уходов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Доклад представляет собой опыт работы образовательного учреждения в направлении профилактики самовольных уходов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В докладе обозначены аспекты дея...

Доклад и презентация на тему: "Профилактика самовольных уходов воспитанников из социальных учреждений"

Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обу...

Выступление по теме: « Правовое воспитание – один из видов профилактики самовольных уходов »

Рекомендации  в  работе по правовому воспитанию в целях профилактики  самовольных уходов:Поддерживать постоянную связь с КДН, ПДН, участковым инспектором по различным вопросам работы по...

Тема «Причины и профилактика самовольных уходов детей»

Родительское собрание: Тема «Причины и профилактика самовольных уходов детей»...

Кл. час по теме: "Профилактика самовольных уходов."

Основные права и обязанности детей. ...