Инклюзия. Проблемы и решения. Из опыта работы.
статья

Квитка Марианна Борисовна

Статья об обучении ребёнка с расстройством аутистического спектра

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Инклюзия. Проблемы и решения. Из опыта работы.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с РАС в условиях ФГОС

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Лицей № 185, Квитка М.Б.

В наше образовательное учреждение поступил ребёнок с диагнозом «расстройство аутистического спектра». Было организовано психолого-педагогическое сопровождение учащегося, который был определён в 5Б класс, руководителем которого я являлась. Сейчас мой ученик обучается в 8 классе.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с РАС, оказание системной комплексной психолого-педагогической помощи в процессе интеграции в образовательную и социокультурную среду, в освоении адаптированной основной образовательной программы основного общего образования.

Был соблюден полный алгоритм действий по обеспечению психолого-педагогического сопровождения. Основным специалистом, осуществляющим постоянное и непрерывное наблюдение, обучение и воспитание ребенка с РАС, является учитель.

Педагог-психолог формирует у ребенка с РАС навыки взаимодействия с детьми и взрослыми, развивает коммуникативные навыки, проводит мероприятия по профилактике и коррекции дезадаптивного поведения, проводит работу по коррекции нарушений в развитии познавательной сферы и т.д.

Опираясь на знание потребностей, особенностей развития и адаптации детей с расстройствами аутистического спектра психологи выделяют несколько вариантов включения детей в общеобразовательное пространство средней школы. Выбранный вариант нашим ОУ предполагает создание условий индивидуального обучения ребенка по программе средней школы, наличие всего комплекса психолого-педагогического сопровождения ребенка и его включение на фронтальные занятия с классом на предметах неосновного цикла, классных часах, на занятиях в рамках дополнительного образования вместе с другими учениками класса.

Обучающей для аутичного ребёнка в этом варианте стандарта является специальная организация всей жизни ребёнка в условиях школы и дома, позволяющая дозированно, но планомерно расширять его жизненный опыт и социальные контакты.

Психолого-педагогическое сопровождение аутичного школьника реализуется в следующих этапах: диагностики, конструирования индивидуального образовательного маршрута, реализации и итоговой аттестации.

На первом – диагностическом этапе – проводится комплексное психолого-педагогическое обследование с целью определения индивидуальных особенностей ребенка, выявления причин, прогноза проблем обучения.

На втором этапе сопровождения аутичного ребенка в школе – проектировании образовательного маршрута – осуществляется выбор формы обучения, постановки целей и подбора методов обучения, которые подходят конкретному аутичному ребенку.

Целью создания образовательных маршрутов является:

 – обеспечение формирования и реализации образовательных потребностей детей на основании выбора и оптимизации учебной, психической и физической нагрузок с учетом индивидуальных особенностей их развития;

 – организация наиболее оптимальных для ребенка условий обучения с целью развития его потенциала и формирования необходимых знаний, умений и навыков;

– отражение специфических для ребенка средств овладения необходимым (программным) содержанием

Каждый специалист по своему направлению составляет план коррекционной работы с ребенком. Все рекомендации специалистов объединяются в единую индивидуальную комплексную коррекционно-образовательную программу, которая отражает направления как диагностической, так и коррекционной профилактической, так и реабилитационной работы.

        Учитель, работающий в условиях ФГОС, должен уметь обучать разных детей, как одарённых, так и детей с ограниченными возможностями здоровья. Я обучаю двоих детей с ЗПР. Но вот уже четвёртый год работаю с учащимся, которому был поставлен диагноз «аутизм». Чтобы работать с таким ребёнком, необходима специальная подготовка. Во-первых, знание психологических особенностей аутичных детей, во-вторых приёмы и методы работы с такими детьми, в-третьих составление специальных программ по учебным предметам.

         Аутизм определяется как тяжелая форма патологии, проявляющаяся до трехлетнего возраста и характеризующаяся нарушениями социальных функций, речи и общения, а также наличием нетипичных интересов и форм поведения.

        Изучив литературу, я постаралась выделить основные черты аутизма.

           Аутизм является спектральным расстройством, что означает, что его типичные симптомы и проявления могут встречаться в различных комбинациях и отличаться различной степенью тяжести.

        Дети, страдающие аутизмом, ведут себя странным, непривычным, а нередко и загадочным образом. Вы разговариваете с аутичным ребенком, но он не отвечает, ведет себя, словно глухой, и тут же оборачивается, услышав легкий шелест конфетной обертки в соседней комнате. Когда я впервые встретилась со своим учеником, Владиславом, сразу же была удивлена его необычным поведением.

        Ребенок, страдающий аутизмом, может поднять крик и начать бросаться на людей, если кто-то передвинул стул в его комнате.  Такие дети, как правило, не видят целостной картины происходящего, а концентрируют все свое внимание на какой-либо мельчайшей детали предмета или события, относящегося к их собственному миру.   Если большинство из нас видят высокие деревья, составляющие лес, то внимание ребенка, страдающего аутизмом, скорее всего, будет приковано к сосновой иголке. Мой ученик мог подолгу рассказывать мне об интересующем его предмете и не мог сосредоточиться на уроке. Он может отвлечься на маленькую деталь и не замечать происходящего вокруг.

        Интеллектуальный уровень детей, страдающих аутизмом, может варьироваться в крайне широких пределах — от умственной отсталости до сверхспособностей. Хотя общее внимание, как правило, привлекают дети, обладающие исключительными способностями, 80 процентов больных, страдающих аутизмом, являются умственно отсталыми, причем примерно половина из них имеет коэффициент интеллекта менее 50-ти баллов, а около 30-ти процентов — от 50 до 70 баллов.  Коэффициент интеллекта остальных 20-ти процентов детей — средний или выше среднего. Мой подопечный имеет интеллект средний. По некоторым предметам он занимается слабо, но есть и успехи.

        Для большинства умственно отсталых детей, не страдающих аутизмом, характерно отставание по всем показателям интеллектуального развития. В отличие от них, аутичные дети, часто демонстрируют качественно отличающиеся результаты. Несмотря на общее отставание в интеллектуальном развитии, для небольшого, но существенного процента детей, страдающих аутизмом, характерно наличие единичных чрезвычайно развитых способностей, или как их называют, фрагментарных способностей, примером чего является Рэймонд, герой фильма «Человек дождя». Хотя некоторые дети, страдающие аутизмом, и проявляют необыкновенные способности, как Рэймонд, большинство из них подобными талантами не обладают.

        Дети с диагнозом «аутизм» могут очень сильно отличаться друг от друга.

        Они обнаруживают различные по степени тяжести речевые расстройства. Влада можно назвать весьма разговорчивым мальчиком, тогда как некоторые дети практически не разговаривают. Аутизм охватывает весь спектр речевых нарушений между этими двумя крайностями.

         Характер поведения детей, страдающих аутизмом, меняется с возрастом. Некоторые дети почти не развиваются, тогда как у других может наблюдаться значительный прогресс речевых навыков; они могут стать и более общительными. Значительное улучшение, скорее всего, может наступить у таких детей, которые не являются умственно отсталыми, и овладели речью в раннем возрасте. Как мне кажется, Влад развивается, и огромную помощь ему оказывает мама.

        Дети, страдающие аутизмом, испытывают значительные трудности в общении с другими людьми, даже если их интеллектуальные способности превышают средний уровень, у них проявляются проблемы, связанные с концентрацией внимания вместе с другими людьми на одних и тех же объектах, распознавание эмоциональных состояний окружающих людей, а также участие в играх, требующих работы воображения. Владик не может выполнять творческие задания, поэтому мы работаем по образцу.

        Кроме этого аутичные дети отличаются от нормальных также в выражении собственных эмоциональных состояний. Эти выражения часто характеризуются ограниченным и непроизвольным использованием экспрессивных жестов и эксцентричной, невнятной или непроизвольной мимикой. Влад проявляет свои эмоции на уровне пяти или шестилетнего ребёнка. Искренне радуется чему-то и также искренне огорчается.

        Дети, страдающие аутизмом, часто отличаются крайне узким спектром интересов, примером чему является Владик, страстно увлекающийся другими странами, информатикой и т.п.

        Для них также характерны многократные повторения однообразных действий, к которым относится, например, выкладывание предметов в линию, или однообразные движения тела, такие как покачивание. Если Влад делает ошибку, ему обязательно нужно ее исправить определенным образом (корректором, но не зачеркивать).

        Дети, больные аутизмом, также нередко прибегают к повторению стереотипных действий, когда они оказываются в новой для них, неожиданной или сложной ситуации, что, вероятно, дает им чувство контроля над окружающей средой и позволяет адаптироваться к внешним изменениям, природу которых они не могут понять. Такие повторяющиеся движения тела или манипуляции с предметами, когда ребенок, скажем, постоянно раскачивается или вертит в руках карандаш, получили название самостимулирующих действий.

           Влад мог повторять одну и ту же фразу несколько раз: «Я подросток», если у него что-то не получилось, и я указала на ошибку. Он активно жестикулировал, повышал голос и покачивался, так как поначалу очень болезненно реагировал на неудачи: «Ну я же получу двойку».

        Помимо коммуникативных и речевых расстройств, аутичные дети страдают от нарушений в сенсорном восприятии и обработке сенсорных стимулов. Данные нарушения могут стать причиной тревоги, или привести к истерике, агрессии и крикам.

Инклюзивная среда обучения - это именно та среда, в которой сенсорные особенности аутичного ребенка могут не найти поддержки. Большое количество учеников в классах и маленькие пространства могут только усилить желание аутичного ребенка избежать прикосновений, и даже случайное прикосновение одноклассника может восприниматься как нападение, и вызвать агрессивную реакцию.

Многие аутичные дети чрезвычайно чувствительны к шуму и громким звукам. Крики других детей на перемене, или шум в классе может стать причиной ответных криков, или вызвать самостимулятивное поведение, которое помогает ему отвлечься и успокоиться. Громкий голос учителя, или плач другого ученика в классе может вызвать ответную эмоциональную реакцию, и аутичный ученик может начать плакать или кричать, или, в худшем случае - начать разбрасывать предметы или толкаться. Сенсорные проблемы часто сопровождаются недоразвитием моторики и затруднениями в координации движений. Дети затрудняются чувствовать границы собственного тела и не осознают собственное месторасположение в пространстве,

        Вследствие отсутствия гибкости, ученики могут зацикливаться, затрудняются приспособиться к изменениям, исправлять ошибки и им сложно справляться с частичной успешностью или неудачами. Затруднения в абстрактном мышлении и понимании скрытых и абстрактных предпосылок, неорганизованность, затруднения в понимании прочитанного, в поиске способов для решения проблем, произведению выводов и выражению значимого мнения - все это может стать причиной плохой успеваемости, подавленности и депрессии.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся с РАС, низкий уровень мотивации, эмоциональную нестабильность, для них нужна определённая система оценки, позволяющая подчеркнуть любые, пусть самые незначительные успехи ребенка. Так как мы не можем отойти от системы выставления оценок, необходимо продумывать и применять на практике не карательную, а поощрительную систему оценивания результатов деятельности и поведения ребенка. Фиксировать ребенка не на отрицательных моментах, а на положительных.

Таким образом, для успешной инклюзии требуется:

  • Осознание и понимание характерных черт аутизма. Когда педагог знает, что такое "Аутизм", спокойно воспринимает эти характеристики, не боится их (и, конечно же, не показывает свое волнение окружающим), и тщательно готовится к включению такого ребенка в свой класс - это уже 50% достижения успеха. Не отмахиваясь от проблем, и не вывешивая на ребенка ярлык "необучаемый", "проблематичный" и "зачем ему это нужно" - а изучив и поняв характерные черты данного расстройства, учитель, таким образом, начинает выстраивать учебный процесс еще до его начала.
  • Ознакомление с ребенком, его областями интереса, сильными сторонами и затруднениями. Иногда в понимании педагогов выстраивается определенный стереотип - "Что такое аутичный ребенок". И ознакомление с самим ребенком, а не только с его больничной картой и характеристикой, значительно упрощает взаимодействие с ним, и подготовку к инклюзии. Когда учитель, еще до начала учебного процесса, встречается с ребенком и его родителями, наблюдает за его поведением, замечая при этом, какие особенности ему присущи, то в процессе подготовки к занятиям, учитель может заранее учесть эти моменты и внутренне подготовиться к возникновению предполагаемых трудностей. 

      Непосредственное взаимодействие на основе взаимного уважения, эмпатии, понимания и теплого отношения. Уважение - это ключ к взаимопониманию. Уважать аутичного ребенка, который включается в процесс обучения в обычном классе - это не говорит о том, что нужно его жалеть или во всем потакать. Уважать - это, прежде всего, осознавать, что перед тобой находится человек, у которого собственные желания, чувства и права. У которого свои особенности и черты, которые, возможно, и отличаются от других, но тоже имеют право на существование. И что этот человечек пришел в школу не для того, чтобы нарушить учебный процесс, досадить учителю или одноклассникам, или потому что закон такой. Этот человечек пришел в школу, потому что это поможет ему в будущем добиться больших успехов и развития. И поэтому наша задача, как педагогов, ему в этом помочь и сделать мир лучше.

     Используемые ресурсы:

1. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка — СПб.: 2003. — 384 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»)

2. Юлия Эрц. Аутизм. Инклюзия. http://www.autism-inclusion.com/

3. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.- 512 с. (Серия «Библиотека психолога»).

4. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.

5. Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные

проявления / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. – М. : Просвещение, 1991.

6. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская,

Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – Изд. 7-е. – М. : Теревинф. – 2012

7. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством

аутистического спектра: учебно-методическое пособие для учителей и

специалистов образовательных организаций / сост. Л. М. Беткер. – Ханты-Мансийск , РИО ИРО, 2013.– 82 с.

8. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Проблемы. Опыт. Перспективы ( из опыта работы).

В статье обобщен  опыт работы школы по патриотическому воспитанию молодежи. Новизна педагогического опыта, представленного на семинаре, заключается в усовершенствовании отдельных сторон пед...

Трудные вопросы ЕГЭ по русскому языку и пути их решения. (Из опыта работы Заморовской Т.И.)

Представлена система работы из опыта учителя русского языка по изучению трудных вопросов подготовки к ЕГЭ, даны пути их решения....

статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»

Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...

Открытое занятие в рамках семинара «Организация социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении: «Из опыта работы».

Открытое занятие в рамках семинара «Организация социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении": «Из опыта работы»,разработанное мною. Конспект зан...

Обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников. Проблемы. Решения»

. Выбор темы понятен и обусловлен рядом причин. И основная причина – не развал экономики, не смена полит системы, а разрушение личности. У детей искажены представления о доброте, милосердии, вел...