Библиографическая карта подростка (БКП)» для педагогического сопровождения
статья

Сущенко Оксана Сергеевна

Сопровождение чтением может входить как в работу учителя, так и специалистов психолого-педагогических и медико-социальных центров. Сопровождение при помощи «Библиографической карты подростка (БКП)» представляет собой сочетание диагностической работы, рефлексивного осмысления ребенком своих проблем и коррекционной работы по решению имеющихся проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сущенко Оксана Сергеевна;

Социальный педагог, ksana20079@rambler.ru.

«Библиографическая карта подростка (БКП)» для педагогического сопровождения.

Аннотация. Сопровождение чтением может входить как в работу учителя, так и специалистов психолого-педагогических и медико-социальных центров. Сопровождение при помощи «Библиографической карты подростка (БКП)» представляет собой сочетание диагностической работы, рефлексивного осмысления ребенком своих проблем и коррекционной работы по решению имеющихся проблем.

Ключевые слова: чтение, библитерапия, педагогическое сопровождение, подросток, библиографическая карта подростка, книга.

Целью написания статьи является обзор возможных путей включения библиотрепии в образовательный процесс школы. Известно, что данный вид терапии имеет широкое применение в медицине, психологии, коррекционной педагогике. Вопрос  включения библиотерапии в образовательный процесс, в сопровождение становления, самоопределения учеников является новым и недостаточно изученным.

Исследование является актуальным, потому, что в современном образовательном процессе существуют противоречия:

  • между необходимостью сопровождения учеников учителем  и недостаточным  знанием учителями проблем, характерных для подросткового возраста на современном этапе развития общества.
  • между необходимостью в осуществлении сопровождения подростков и недостаточностью временных ресурсов для осуществления такой работы у учителей
  • между необходимостью в использовании учителями  дополнительных, альтернативных средств сопровождения подростков  и незнанием таких способов
  • между необходимостью активного включения подростков в процесс сопровождения и их пассивной ролью в существующей массовой практике осуществления сопровождения
  • между несомненной  практической значимостью  педагогического сопровождения при помощи библиотерапи и недостаточной читательской компетентностью учителей

Практическая  значимость исследования состоит в том, что владение учителями технологией работы в формате библиотерапии позволит сделать процесс сопровождения  более личностно-ориентированным, позволит самому ученику участвовать в процессе сопровождения и повысит читательскую компетентность учителя и ученика.

Целью  нашего исследования будет являться разработка путей включения    библиотерапии в процесс сопровождения подростков.

Для своего исследования мы определили следующие задачи:

  • выявить и проанализировать основные теоретические подходы к понятию «библиотерапия»;
  • изучить теоретические источники раскрывающие понятия «библиотерапия», «педагогическое сопровождение»;
  • осуществить сбор и учет информации о современных подростках
  • изучить отношение подростков к чтению и книге, выяснить их предпочтения
  • использование возможностей библиотерапии в педагогическом сопровождении подростков
  • отобрать необходимый  для сопровождения при помощи библиотерапии библиографический список
  • разработать учебно-методические рекомендации для учителя, необходимые для внедрения и использования возможностей библиотерапии в процесс сопровождения подростков.

В своем исследовании мы предполагаем, что применение библиотерапии будет оптимально в процессе сопровождения подростков, в том случае, если:

  • библиотерапия будет пониматься, как способ рефлексии учеником своих проблем;
  • если круг чтения для библиотерапии будет сензитивен возрасту;
  • если учитель будет владеть приемами библиотерапии;

если учителю будет предоставлен рекомендательный список произведений по ведущим проблемам современных подростков; [1]

Официально термин «библиотерапия» как научное понятие был признан в 1916 г. Ассоциацией больничных библиотек США. Съезд обсудил технику выполнения заказов пациентов, которым нужна помощь в осознании и решении их проблем, и назвал эту технику библиотерапией, которая позволяла клиентам идентифицировать себя с героем и понять, что они – не единственные люди с подобной проблемой [2].

Вот несколько определений понятия «библиотерапия» из отечественной и зарубежной литературы:

Библиотерапия – перспективная область деятельности, которая объединяет достижения в медицине, психологии, педагогике и библиотечном деле. [3]

Библиотерапия - процесс и комплекс мероприятий, целью которого является оказание помощи личности в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном и культурном взаимодействии, направленных на обеспечение позитивных изменений в образе жизни человека, интеграции его в общество, в организации коммуникативной деятельности, осуществляемой в социально-культурной среде .[4]

Библиотерапия — комплексная научная дисциплина. [5]

Библиотерапия — наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т.д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень. [6]

Библиотерапия - область деятельности на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение тщательно подобранной литературы с целью его излечения или решения личных проблем. [6]

В настоящее время исследователи библиотерапии, понимают ее не только, как процесс узкомедицинский, но и как педагогический вид деятельности.

Большинство специалистов едины в том, что эта наука находится на стыке медицины и библиотечного дела и  позволяет  активно вовлекать человека в чтение на основе синтезирования ситуаций с целью изменения или решения его личных проблем. Ученые рассматривают библиотерапию - как раздел библиотековедения (Б.А. Симонов); — как комплексную научную дисциплину (Б.С. Крейденко); — как направление педагогики чтения (Ю.Н. Дрешер). [7]

Все рассмотренные понятия позволяют нам использовать возможности библиотерапии в педагогическом сопровождении подростков в современной школе, а под педагогической библиотерапией мы будем понимать процесс сопровождения самоопределения ученика при помощи чтения книг и их рефлексивного анализа.

В современной педагогической практике для оказания помощи людям с различными проблемами, модель  сопровождения является одной из самых распространенных. Ее суть заключается в том, что социальный работник вырабатывает такие методические приемы, которые включают в себя целостный комплекс мероприятий.

Понятие сопровождение часто используется в педагогической литературе, но его четкое определение до сих пор не сформулировано [8].

Многие исследователи под сопровождением понимают систему профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий для успешного обучения и развития ребенка. Однако, некоторые исследователи указывают на то, что сопровождение не должно сводиться лишь к созданию специальных условий, оно должно включать в себя и оказание помощи детям.

Сущность деятельности специалистов, работающих в системе педагогической поддержки, заключается в оказании помощи школьнику в затруднительной ситуации с тем, чтобы он научился самостоятельно решать свои собственные проблемы и справляться с трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды, в том числе и через чтение.

Русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель Н.А.Рубакин в своей работе «Среди книг» писал: «Три великие силы содержатся в книге — знание, понимание, настроение» [9].

И в современном мире мы продолжаем поддерживать и расширять его идеи, в том, что книги помогают детям справиться с проблемами, восстановить душевное равновесие, спокойствие, побороть свое несчастье или болезнь, справиться с трудностями.

С целью выявления проблем ребенка и одним из путей включения    библиотерапии в процесс сопровождения подростков является предлагаемая нами «Библиографическая карта подростка (БКП)», которая состоит из 2 частей: диагностики и коррекции методами библиотерапии. Карта разработана для использования в педагогическом сопровождении подростков в современной школе. Сопровождение чтением может входить как в работу учителя, так и специалистов психолого-педагогических и медико-социальных центров. Сопровождение при помощи «Библиографической карты подростка (БКП)» представляет собой сочетание диагностической работы, рефлексивного осмысления ребенком своих проблем и коррекционной работы по решению имеющихся проблем (Рис.1).

Рисунок 1. Библиографическая карта подростка (БКП)

Рассмотрим алгоритм работы с «Библиографической картой подростка (БКП)».

Шаг 1. Диагностика. Что узнали об имеющихся проблемах подростка от социального педагога, школьного психолога, коллег.

Шаг 2. Диагностика.

2.1. Проводим анкетирование «Целесообразна ли  библиотерапия?».

2.2. Автобиография. Данная биография рассматривается как документ к портфолио, респонденты, отвечая на вопросы, используют не односложные, а распространенные предложения, чтобы в итоге получился расширенный обзор автобиографии. Автобиография включает в себя разделы: дошкольное детство, школьная жизнь, вопросы к профильному обучению. Данная диагностика позволяет узнать, в том числе и о хобби и интересах респондентов.

2.3. Визуализация жизни. Респондент отражает некоторые ключевые события из своей жизни.

Шаг 3. Коррекция. Автобиография известной личности. Исходя из интересов респондентов, предлагаем  ознакомиться с автобиографией известных людей и ответить на вопросы предложенной анкеты, чтобы в итоге получился расширенный обзор.

Шаг 4. Коррекция. Характеристика на литературного героя. Исходя из интересов респондентов, предлагаем  художественные произведения, на основе которых следует составить характеристику главного героя, используя «Рекомендации по составлению характеристики литературного героя».

Шаг 5. Коррекция. Уточнение причин проблем. Интервью респондента по прочитанному произведению. Обсуждение характеристики главного героя, выявление общего и отличного в характерах респондента и главного героя литературного произведения. Уточнение содержания, исходя из проблем и интересов респондента.

Шаг 6. Коррекция. Неоконченный рассказ. «Сказка о большом великане, который мечтал быть маленьким». Респондентам предлагается закончить сказку. Самостоятельное придумывание продолжения сказки позволяет выявить спонтанные эмоциональные проявления подростка, которые обычно не отмечаются в его поведении, но в то же время действуют в нем.

Шаг  7. Коррекция. Неоконченный визуальный ряд. «Розовый слон». Респондентам предлагается  просмотреть видео и  закончить сказку про розового слона. Данный тест отображает личность. При идеальном окончании сказки респондентом, когда слон возвращает розы и становится снова розовым – респондента можно классифицировать, как сформировавшаяся личность, с собственным «Я». Если респондент предлагает оставить слона серым, это означает, что не респондента возможно легко воздействовать. Выбранный респондентом сценарий отражает его поведение в жизни.

Шаг  8. Коррекция. Чтение с остановками. Предлагается повесть Р.Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Это повесть-притча о чайке, учившейся жизни и искусству полета, считается проповедью о самосовершенствовании и самопожертвовании, манифестом безграничной духовной свободы.

Цели стратегии «Чтение с остановками»:

  • развить навыки медленного, вдумчивого чтения;
  • заинтересовать самим процессом;
  • сформировать средствами чтения мышление более высокого уровня - критическое мышление.

Шаг  9. Коррекция. Характеристика на самого себя. Данная методика раскрывает полную панораму личности в структурированном виде и направляет саму личность в русло исследования самого себя. При осознании собственных недостатков и достоинств (адекватной самооценке) далеко не все респонденты  соглашаются их признавать в тестировании, что особенно характерно как раз для подросткового возраста. Актуальность данной методики основана на той позиции, что ее направление не дает отрицательных результатов, так как структура самого исследования основана на психологическом аспекте самого исследуемого.

Шаг 10. Коррекция. Беседа по результатам коррекции.

Предлагаем для использования в педагогическом сопровождении подростков в современной школе разработанную нами «Библиографическую карту подростка (БКП)». Сопровождение чтением может входить как в работу учителя, так и специалистов психолого-педагогических и медико-социальных центров. Сопровождение при помощи «Библиографической карты подростка (БКП)» представляет собой сочетание диагностической работы, рефлексивного осмысления ребенком своих проблем и коррекционной работы по решению имеющихся проблем.

Ссылки на источники.

  1. Гутник И.Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте. Научно-методические материалы «Междисциплинарные исследования и гуманитарные технологии». Инновационная образовательная программа. Издательство РГПУ им. А.И.Герцена. 2008. СПб.
  2. Плеханов А.В. Роль технологий библиотерапии в процессе формирования познавательной культуры младших школьников // Социально-экономические явления и процессы, № 1-2 (023-024), 2011
  3. Библиопсихология и библиотерапия / под ред.Н. С. Лейтес, Н. Л. Карповой, О. Л. Кабачек. М., 2005
  4. Моздакова Ю. С. Содержание социально-культурной интеграции // Человеческий капитал. М., 2008. № 4(10)
  5. Крейденко В.С., Библиотерапия: Возможности использования в общедоступных библиотеках /В.С.Крейденко// Современное библиотечное информационное образование. Учеб.тетради. Вып.2.- СПб.1997 с.32-51
  6. Дрешер Ю.Н. Книга лечит!: [Выборочный библиографический список публикаций по библиотерапии на русском языке с 1940 по 1997 г.] //Мир библиографии. -1999.№ 4.-с.45-50.
  7. «Лекарство для души»: применение библиотерапии в библиотеке: Метод. рекомендации / Сост. Аверьянова Н.В.- Тамбов, 2004. — 24 с. — (Тамб. обл. универсал. науч. б-ка им. А.С. Пушкина; Научно-методический отдел).
  8. Курагина Г.С. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи // Развитие научного педагогического знания: проблемы, подходы, результаты (диссертационные исследования аспирантов). Вып.1.-СПб.:НИИХ  СпбГУ, 2003.-182 с.-с.138-143
  9. Рубакин Н.А., Как заниматься самообразованием: Изд-во «Советская Россия»; Москва; 1962


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в образовательной среде

За последнее время в системе образования России организовалась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение ...

Педагогический совет "РОЛЬ СОЦИАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ"

Выступление по теме: "Роль социально -педагогического сопровождения в создании условий социализации подростков с девиантным поведением"...

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКА

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3796554","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 393px; height: 290px; float: left;"}}]]Направления деятельности по осуществлени...

Программа психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков в условиях семейного воспитания

Предоставление методических и практических рекомендации для родителей по сопровождению процесса нравственного развития и воспитания подростков....

Взаимодействие подростков с девиантным поведением, проживающих в условиях специализированной социальной квартиры: сопровождение, коррекция, педагогическое сопровождение.

Методическая разработка по работе с подростками с девиантным поведением, временно проживающих на стационарном отделении СПб ГБУ СОН "СРЦ"Вера" на специализированной социальной квартире....

Речевая карта младшего школьника. Карта психолого-педагогического сопровождения.

Индивидуальная карта ученика включает: первичное обследование, текущие наблюдения, выводы по итогам учебного года при анализе следующих аспектов: понимание обращенной речи, общая характеристика собств...