программа "Здоровое поколение"
рабочая программа

Иванченко Изабелла Денисовна

Школьная программа сохранения и укрепления физического и психического здоровья участников образовательного процесса "Здоровое поколение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorovesberezheniya_mbou_sshno19.doc488.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  № 19»

Школьная программа сохранения и урепления физического и психического здоровья участников образовательного процесса

«Здоровое поколение»

Нижневартовск

2020 год

Содержание

1. Актуальность программы        3

2. Цели и задачи программы        4

3. Сроки реализации программы.        5

4. Содержание деятельности:        6

5. Календарный план реализации традиционных дел по программе «Здоровое поколение»        12

6. Подпрограмма «Профилактика наркомании среди подростков»        16

1. Актуальность программы

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в современных условиях развития России исключительно значима и актуальна. Несомненно, на здоровье школьников влияет ряд факторов, на которые школа повлиять не в силах: экологическая ситуация; травмирующее психику воздействие СМИ. Именно эти атрибуты городской жизни определяют происхождение значительной части неврозов, депрессивных состояний, проявлений агрессии, роста потребления алкоголя и наркотиков.
В этих условиях школа может взять под свой контроль формирование у детей культуры здорового образа жизни, навыков укрепления здоровья, организации полезного досуга.

В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения здоровье - это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Здоровье характеризуется уравновешенностью организма человека с окружающей его средой, способностью адаптироваться к возникающим изменениям без серьезных сбоев в его функционировании. Медицинская статистика, средства массовой информации бьют тревогу по поводу состояния здоровья детей в Российской Федерации.

Наряду с традиционными детскими патологиями, добавились новые: наркомания, нервные, венерические, желудочно-кишечные заболевания.

За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений: отмечается рост хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших  к старшим классам.  В настоящее время менее 5% учащихся младших классов школы считаются абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3%.

Анализируя показатели углубленного медосмотра, проходивших в МБОУ «СОШ №19», можно отметить, что за последние 3 года  увеличивается число детей с нарушением зрения, осанки, ЖКТ, что отрицательно влияет на качество обучения и развития учащихся.

Среди причин неблагополучного здоровья, как объективных, так и субъективных, можно назвать неблагоприятную окружающую среду, климатические факторы в условиях Крайнего Севера, в которых рождаются и растут дети, отсутствие необходимых знаний  у педагогов, детей и родителей по формированию и сохранению здоровья и здорового образа жизни.

Решение проблемы снижения заболеваемости возможно при правильной организации образовательного процесса, лечебно-оздоровительной работы, проведении неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей с применением разнообразных форм и методов, с использованием опыта педагогов, работающих в  нашей школе.

Программа позволяет качественно удовлетворять образовательные потребности  в формировании здорового образа жизни, дает возможность учитывать индивидуальные особенности ребенка, состояние его здоровья, уровень интеллекта, психических и физических возможностей. Формируемый новый взгляд на образование педагогов, учащихся, родителей активно влияет на окружающий нас социум.

В работу по реализации Программы «Здоровое поколение» включены все участники образовательного процесса: педагоги, родители, обучающиеся, социокультурные учреждения.

2. Цели и задачи программы

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создание условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, развития сотрудничества с медицинскими учреждениями города, организации работы с родителями по профилактике  инфекционных заболеваний, недопущения потребления ПАВ обучающимися,  развитие информационно-пропагандисткой деятельности.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Реализация федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документов, направленных на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
  • Создание комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний.
  • Обеспечение образовательного процесса медико-психолого-педагогическим сопровождением.
  • Организация двигательной активности школьников, обеспечивающей им активный отдых и удовлетворяющей их естественную потребность в движениях.
  • Формирование у всех участников образовательного процесса представления о здоровье, как   первой жизненной ценности, положительной мотивации к проведению оздоровительных мероприятий.
  • Повышение эффективности системы оздоровительных мероприятий за счет соблюдения  санитарно-гигиенических норм и правил, регламентирующих требования к освещению, оборудованию и режиму образовательного процесса, учебной нагрузке, питанию обучающихся.
  • Организация мониторинга и создание банка данных состояния физического здоровья и психического развития детей.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

  • Информационное - ежегодный анализ состояния здоровья детей, лечения детей, оздоровления детей.
  • Программно - методическое - совершенствование образовательного процесса по физической культуре, здоровому образу жизни; координация работы по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
  • Материально-техническое – совершенствование материально – технической базы, используемой в мероприятиях, направленных на сохранеие и укрепление здоровья обучающихся в образовательной процессе: оснащение спортивного зала, бассейна, стадиона и медицинских кабинетов; кабинетов психолога, социального педагога, библиотеки; ремонт спортивных залов, площадок и  медицинских кабинетов; материальное обеспечение спортивной базы школы и оздоровительных программ.
  • Кадровое - повышение квалификации всех категорий медицинских и педагогических работников школы.
  • Пищевой блок - столовая, буфет
  • Экологический блок – школьный двор.
  • Производственные мастерские.
  • Бассейн.

3. Сроки реализации программы.

1 этап. Сентябрь-ноябрь 2020 - 2021 учебный год.

Цель: представление программы на методическом объединении классных руководителей;

создание предпосылок функционирования школы, пропагандирующей здоровый образ жизни.

Задачи:

  1. Приведение учебно-воспитательного процесса в соответствие с требованиями, предъявляемыми к сохранению здоровья учащихся.
  2. Проведение тематического семинара для классных руководителей по современным здоровьесберегающим технологиям.
  3. Обеспечение работы спортивных секций, кружков во внеурочное время.
  4. Организация работы педагогического коллектива по программе.

2 этап. Ноябрь-декабрь 2020-2021 учебный год.

Цель: проанализировать положительные аспекты программы и возможные трудности.

Задачи:

  1. Организация и проведение диагностик уровня и качества работы по оздоровлению учащихся.
  2. Организация и проведение работы с родителями.
  3. Организация деятельности педагогического коллектива в соответствии с современными требованиями.

3 этап. 2021-2025 учебный год.

Цель: переход программы от режима апробации к режиму функционирования.

Задачи:

  1. Организация здоровьесберегающей деятельности учащихся в школе. Организация профилактической работы.
  2. Отработка системы мониторинга уровня здоровья учащихся школы.
  3. Формирование потребности к ведению здорового образа жизни.

4 этап 2024-2025 учебный год

Цель: анализ результатов программы

1. Подведение итогов реализации

2. Внесение коррективов в содержание

4. Содержание деятельности:

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Система целесообразных форм и мер организации работы

1.Организация  здоровьесберегающего  образовательного процесса

1.

Составление социологических карт по классам, составление списков:

- учащихся группы риска;

- социально-опасных;

- многодетных семей;

- малообеспеченных семей;

- неполных семей;

- детей с заболеваниями

Сентябрь

Социальный педагог, классные руководители

Мероприятия по сбору информации

2.

Профосмотры детей в условиях школы

В течение года

Медицинский работник, врач

3.

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни

В течение года

Социальный педагог, классные руководители, медицинский работник

4.

Контроль состояния здоровья школьников по итогам диспансеризации

Апрель

Медицинский  работник

5.

Анализ случаев травматизма в школе

В течение года

Классные руководители

6.

Издание приказов:

- об охране жизни и здоровья школьников;

- о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и охраны труда

Сентябрь

Заместители директора

7.

Оформление медицинских карт, листков здоровья в классных журналах. Комплектация на их основе физкультурных групп.

Сентябрь

Классные руководители, медицинский работник

8.

Поддержание санитарно – гигиенического режима в школе (световой и тепловой режим, проветривание, состояние мебели, окон); организация дежурства.

В течение года

Заместитель директора по АХЧ

9.

Эстетическое оформление интерьера класса, школы (разведение цветов)

Постоянно

Заведующие кабинетами

10.

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок

Ежегодно сентябрь - январь

Заместитель директора по УВР

11.

Смотр кабинетов (аттестация рабочих мест); их соответствие требованиям

Ежегодно

Заведующие кабинетами

12.

Организация активного отдыха на переменах (подвижные игры, работа библиотеки)

Постоянно

Заместители директора школы, дежурные учителя

13.

Проведение «здоровых уроков» разнообразие форм проведения уроков

Постоянно

Администрация школы, учителя – предметники

Педсовет

14.

Введение учебных предметов, непосредственно формирующих здоровый образ жизни (ОБЖ, «Окружающий мир», «Экология»

Администрация

школы

Педсовет

15.

Проведение мероприятий по охране зрения учащихся

Повседневно

Учителя - предметники

Мероприятия по охране зрения учащихся

2. Контроль за соблюдением санитарно - гигиенического режима в школьном учреждении

1.

Соблюдение воздушного и светового режима в школе

Постоянно

Директор

2.

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок

(соблюдение требований Сан ПиНа)

В течение года

Заместитель директора

3.

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:

- проветривание;

- освещение;

- отопление;

- уборка

постоянно

Заместитель директора по АХЧ,  председатель ПК

4.

Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в школе

Постоянно

Заместитель директора по АХЧ

5.

Рейды:

- по проверке внешнего вида обучающихся;

-по проверке сменной обуви;

- наличие соответствующей одежды и обуви на уроках физкультуры;

- по сохранности библиотечных учебников;

- по выполнению школьниками режима дня

По отдельному плану

Социальный педагог, библиотекарь, совет старшеклассников

3. Уровень здоровья обучающихся,

мероприятия по сохранности и укреплению здоровья обучающихся

1.

Состояние здоровья обучающихся (анализ на основе углубленного осмотра)

В течение года

Администрация школы

Педсоветы, родительские собрания. Выступление врачей с рекомендациями по его восстановлению

2.

Психологический мониторинг здоровья обучающихся:

- психологическое исследование школьной адаптации обучающихся 1,2,3 уровня обучения;

- психологическое исследование школьной тревожности обучающихся 2 уровня обучения.

Сентябрь-январь

Педагог-психолог

3.

Улучшение качества медицинского обслуживания:

Программа деятельности медицинского работника с больными детьми, профилактическая работа через беседы, «уголки здоровья»

Постоянно

Не реже 1 раза в месяц

Школьный врач, медсестра

4.

Организация горячего питания

Постоянно

Администрация школы

5.

Оздоровительная программа с детьми в летний период

Июнь

Администрация школы

Организация и работа школьного оздоровительного лагеря, турпоходы, экскурсии

  1. Гигиеническое, санитарно – просветительное воспитание обучающихся

1.

Проведение бесед, классных часов, круглых столов, диспутов

В течение года

Классные руководители

Индивидуальные консультации специалистов для родителей и учащихся

2.

Пропаганда специальной литературы по здоровому образу жизни

Библиотекарь, классные руководители

  1. Профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)

1.

Результаты тестирования учащихся по выявлению склонностей учащихся к вредным привычкам. Определение дальнейшей деятельности школы

Ежегодно

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Вопросы и анкеты

2.

Участие в проведении Международного дня борьбы со СПИДом,

Международного дня борьбы с курением

1.12

19.11

Заместитель директора по ВР, классные руководители, учитель ОБЖ

Конкурсное сочинение «СПИД – чума века»

Тест «Что мы знаем о курении»

Беседа со специалистом

3.

Родительский лекторий:

«Легко ли быть молодым в наше время»

1 полугодие

Заместитель директора  по ВР

4.

Проведение школьной акции «Мы – против наркотиков»

Ежегодно

Заместитель директора по ВР, учитель ОБЖ, социальный педагог, педагог-психолог, учитель ИЗО

В программе:

Конкурс рисунков и плакатов.

Конкурс сочинений.

Обзорные книжные выставки и материалы СМИ.

5.

Тематические классные часы

В течение года

Классные руководители

6.

Тематические родительские собрания

В течение года

Классные руководители

7.

Встречи с сотрудниками наркологического диспансера

По плану

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

8.

Проведение бесед о вреде курения, употребления спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных средств(5-11-е классы)

По плану заместитель директора по ВР

Социальный педагог, классные руководители

9.

Конкурсы, викторины

По плану

Заместитель директора по ВР

  1. Массовая оздоровительная работа

1.

Анализ занятости обучающихся физкультурой и спортом

Заместитель директора по ВР, учителя физкультуры

Расписание работы секций

7.

Проведение дней здоровья

Ежемесячно

Учителя физической культуры, классные руководители,

8.

Проведение недели пропаганды здорового образа жизни, агитбригада

Постоянно

Заместитель директора по ВР, классные руководители, учитель ОБЖ

9.

Проведение подвижных школьных перемен

Постоянно

Классные руководители

День совета старшеклассников «Наставники»

10.

Тематические классные часы

Март-апрель

Медицинский работник

11.

Разработка комплексов физических упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья

Октябрь

Учителя физической культуры

12.

Работа спортивных секций

В течение года

Учителя физкультуры

13.

Организация работы по оздоровлению педагогического коллектива

Постоянно

Директор школы, профком

7.Профилактика травматизма

1.

Занятия по правилам дорожного движения (выступления сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурсы рисунков)

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

2.

Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках урока ОБЖ

По программе

Преподаватель ОБЖ

3.

Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности

сентябрь

Заместитель директора по безопасности

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

(форма общения – классные родительские собрания, общешкольные родительские собрания, родительский лекторий)

Сентябрь

Основные мероприятия по сохранению здоровья и развития детей на новый учебный год. Роль родителей в их реализации.

Октябрь

Режим дня школьника.

Ноябрь

Основные детские заболевания и их профилактика в семье.

Декабрь

Общение в семье. Основные законы и стили родительского общения.

Январь

Влияние стресса на детский организм. Школьная тревожность, пути ее преодоления.

Февраль

Профилактика вредных привычек в семье (алкоголизма, табакокурения, наркомании).

Март

Влияние учебной деятельности в школе на организм ребенка. Признаки утомления.

Апрель

Роль подвижных игр, прогулок на свежем воздухе в укреплении здоровья  

школьников

Май

Режим питания в школе и дома.

5. Календарный план реализации традиционных дел по программе «Здоровое поколение»

Медицинское сопровождение

 уч-ся

Мониторинг

Учебно-просветительская деятельность

Методическая деятельность

Сотрудничество

Внеурочные мероприятия в ОУ

Составление справок по результатам мониторинга программы.

Учеба педагогического коллектива безопасным технологиям

Анализ спортивно-оздоровительной работы по школьной программе  «Здоровое поколение» на педагогическом совете.

С инспектором ПДН в рамках межведомственной профилактической операции «Подросток» - контроль условий отдыха и подготовки к учебному году.

Рейды классных руководителей в семьи обучающихся.

Осмотр на педикулез и чесотку.

Распределение уч-ся на физкультурные группы.  

Подготовка документов для диспансеризации учащихся.

Тестирование физического развития учащихся по легкой атлетике.

Выявление курящих учащихся посредством наблюдения.

Мониторинг состояния здоровья вновь прибывших учащихся (кл. руководитель)

Беседы медицинского работника . Начальный уровень: «Профилактика педикулеза», «Болезни грязных рук», «Гигиена школьника».

Средний уровень:

«Профилактика педикулеза»,

«Гигиена подростков».

Методическое и информационное обеспечение деятельности органов ученического самоуправления, в т.ч. отвечающих за физкультурно-оздоровительную деятельность

Проведение декады безопасности дорожного движения.

Беседы инспектора ГИБДД с учащимися в рамках декады безопасности дорожного движения.  

Выборы в совет физкультуры, санпост и штаб порядка.

Декада физкультуры Общешкольный спортивный праздник.

Конкурс рисунков «Мои любимые спортивные игры».

Учебная пожарная тревога.

Запись учащихся в спортивные секции школы.  

Заполнение листков здоровья в классных журналах.

Анкетирование учащихся 1-9 классов « Знаю ли я правила дорожного движения».

   

Беседы медицинского работника.

Начальный уровень: «Берегись вредных привычек»

Средний уровень:«Правила ЗОЖ»

Беседы социального педагога:

Начальный уровень:

«Чему стоит подражать?»

Средний уровень

«Путь в никуда» (о вреде наркотических и психотропных средств)

Пополнение электронного банка данных методического сопровождения работы по программе «Здоровое поколение».

Акция  «День независимости от курения»,

Месячник профилактической работы .

Конкурс на лучшего знатока ПДД (по результатам тестирования 1-9 классов). конкурсы рисунков и плакатов.

Заполнение мед карты, анализ результатов диспансеризации.

Заполнение диагностических карт по изучению уровня воспитанности, Мониторинг состояния  здоровья  учащихся (группы здоровья и физкульт. группы) по листам здоровья в классных журналах.

Обновление информации для родителей на стенде «Школа, дом – одна семья»

(памятки).

Беседы мед. работника:

Начальный и средний уровень:  

«Берегись гриппа».

Пополнение базы данных разработками занятий по ПДД.

Обновление на стенде «Школа, дом - одна семья» памяток для родителей по укреплению здоровья детей.

.

Рейды в семьи с целью обследования условий жизни детей из пьющих и неблагополучных семей.

Лабораторные обследования юношей для военкомата.

Мониторинг состояния здоровья обучающихся по результатам диспансеризации.

Беседы медицинского работника по классам 

Начальный уровень:

«Профилактика гриппа»

Средний уровень

- «Как уберечь себя от ВИЧ-инфекции»,

Обновление на стенде для родителей материалов об  учреждениях, оказывающих помощь в укреплении здоровья и развитии детей в нашем городе.

Проведению декады детей-инвалидов.

Рейды в неблагополучные семьи. Веселые старты в начальных классах. Соревнования в 7-9 классах по баскетболу.

Приписка юношей в военкомат

Мониторинг занятости учащихся в спортивных секциях.

«Гигиена приготовления и приема пищи» - инструктирование в 5-9 кл

Пополнение базы данных методического сопровождения программы.

Спортивный праздник «Зимние забавы».

Учебная пожарная тревога.

«Курить – здоровью вредить» тренинг для учащихся среднего уровня.

Пополнение базы данных методического сопровождения программы.

Конкурс «Снежная крепость».

Спортивный праздник-«Зарница». Конкурс «Снежная крепость».

Соревнования «Вперёд, мальчишки!» 5-6 кл. , по волейболу между 7-9 кл.

Повторное тестирование учащихся на знание ПДД.

Тестирование учащихся на знание правил безопасного поведения в быту и общественных местах.

Беседы медицинского работника по классам: 

 «Профилактика туберкулеза».

Обновление стенда «Внимание, дорога!»

Проведение мероприятий по профилактике вредных привычек

Конкурс на лучшего знатока ПДД

Народные забавы и спортивные состязания в рамках Масленичного гуляния.

Определение динамики ценностных отношений обучающихся к своему здоровью (по диагностическим картам).

Уроки здоровья на  классных часах.

Беседы медицинского работника «Роль витаминов для укрепления здоровья»

Спортивный праздник совместно с родителями

Экологический месячник. День здоровья: уроки здоровья, «веселые старты» в 1-4 кл.

Маршрутная игра «Моя безопасность» 5-9 кл.

Соревнования Специальной Олимпиады по мини-футболу.

Подготовка к летнему лагерю

Анализ динамики физических возможностей учащихся.

Мониторинг заболеваемости учащихся за год.

Школьный конкурс методических разработок внеклассных мероприятий по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных привычек.

Конкурс агитплакатов «Мы выбираем здоровье».

Турниры по дартсу и армреслингу.

атлетике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие" Из поколения в поколение это богатство передалось"

литературно- музыкальная композиция,посвященная чтению,книгам и читающим семьям...

Проект От поколения к поколению - "Игры, которые нас объединяют"

Работа представляет собой описание игр,  в которые играли наши предки....

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...

Героизм защитников Отечества, передаваемый от поколения к поколению – основа существования государства

Сценарий посвящён встрече одноклассников с Героем Советского Союза Кучкиным Геннадием Павловичем. В нём рассказывается о духовной связи офицеров разного поколения - защитников Родины....

Методическая разработка к педагогическому совету «Шпаргалки поколения Z. Как воспитывать детей нового поколения?»

Методическая разработка к педагогическому совету «В одно окно смотрели двое» Стратегия работы с детьми девиантного поведения....

СЦЕНАРИЙ праздничного мероприятия с элементами тренинга «Молодое поколение – старшему поколению»

Психолого-педагогическое игровое мероприятие (на сплочение, преемственность пожилых граждан и подростков) с показом  поздравительной презентации....

Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.

Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’...