программа "Здоровое поколение"
рабочая программа
Школьная программа сохранения и укрепления физического и психического здоровья участников образовательного процесса "Здоровое поколение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovesberezheniya_mbou_sshno19.doc | 488.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
Школьная программа сохранения и урепления физического и психического здоровья участников образовательного процесса
«Здоровое поколение»
Нижневартовск
2020 год
Содержание
3. Сроки реализации программы. 5
5. Календарный план реализации традиционных дел по программе «Здоровое поколение» 12
6. Подпрограмма «Профилактика наркомании среди подростков» 16
1. Актуальность программы
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в современных условиях развития России исключительно значима и актуальна. Несомненно, на здоровье школьников влияет ряд факторов, на которые школа повлиять не в силах: экологическая ситуация; травмирующее психику воздействие СМИ. Именно эти атрибуты городской жизни определяют происхождение значительной части неврозов, депрессивных состояний, проявлений агрессии, роста потребления алкоголя и наркотиков.
В этих условиях школа может взять под свой контроль формирование у детей культуры здорового образа жизни, навыков укрепления здоровья, организации полезного досуга.
В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения здоровье - это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Здоровье характеризуется уравновешенностью организма человека с окружающей его средой, способностью адаптироваться к возникающим изменениям без серьезных сбоев в его функционировании. Медицинская статистика, средства массовой информации бьют тревогу по поводу состояния здоровья детей в Российской Федерации.
Наряду с традиционными детскими патологиями, добавились новые: наркомания, нервные, венерические, желудочно-кишечные заболевания.
За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений: отмечается рост хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших к старшим классам. В настоящее время менее 5% учащихся младших классов школы считаются абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3%.
Анализируя показатели углубленного медосмотра, проходивших в МБОУ «СОШ №19», можно отметить, что за последние 3 года увеличивается число детей с нарушением зрения, осанки, ЖКТ, что отрицательно влияет на качество обучения и развития учащихся.
Среди причин неблагополучного здоровья, как объективных, так и субъективных, можно назвать неблагоприятную окружающую среду, климатические факторы в условиях Крайнего Севера, в которых рождаются и растут дети, отсутствие необходимых знаний у педагогов, детей и родителей по формированию и сохранению здоровья и здорового образа жизни.
Решение проблемы снижения заболеваемости возможно при правильной организации образовательного процесса, лечебно-оздоровительной работы, проведении неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей с применением разнообразных форм и методов, с использованием опыта педагогов, работающих в нашей школе.
Программа позволяет качественно удовлетворять образовательные потребности в формировании здорового образа жизни, дает возможность учитывать индивидуальные особенности ребенка, состояние его здоровья, уровень интеллекта, психических и физических возможностей. Формируемый новый взгляд на образование педагогов, учащихся, родителей активно влияет на окружающий нас социум.
В работу по реализации Программы «Здоровое поколение» включены все участники образовательного процесса: педагоги, родители, обучающиеся, социокультурные учреждения.
2. Цели и задачи программы
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создание условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, развития сотрудничества с медицинскими учреждениями города, организации работы с родителями по профилактике инфекционных заболеваний, недопущения потребления ПАВ обучающимися, развитие информационно-пропагандисткой деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Реализация федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документов, направленных на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
- Создание комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний.
- Обеспечение образовательного процесса медико-психолого-педагогическим сопровождением.
- Организация двигательной активности школьников, обеспечивающей им активный отдых и удовлетворяющей их естественную потребность в движениях.
- Формирование у всех участников образовательного процесса представления о здоровье, как первой жизненной ценности, положительной мотивации к проведению оздоровительных мероприятий.
- Повышение эффективности системы оздоровительных мероприятий за счет соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил, регламентирующих требования к освещению, оборудованию и режиму образовательного процесса, учебной нагрузке, питанию обучающихся.
- Организация мониторинга и создание банка данных состояния физического здоровья и психического развития детей.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
- Информационное - ежегодный анализ состояния здоровья детей, лечения детей, оздоровления детей.
- Программно - методическое - совершенствование образовательного процесса по физической культуре, здоровому образу жизни; координация работы по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
- Материально-техническое – совершенствование материально – технической базы, используемой в мероприятиях, направленных на сохранеие и укрепление здоровья обучающихся в образовательной процессе: оснащение спортивного зала, бассейна, стадиона и медицинских кабинетов; кабинетов психолога, социального педагога, библиотеки; ремонт спортивных залов, площадок и медицинских кабинетов; материальное обеспечение спортивной базы школы и оздоровительных программ.
- Кадровое - повышение квалификации всех категорий медицинских и педагогических работников школы.
- Пищевой блок - столовая, буфет
- Экологический блок – школьный двор.
- Производственные мастерские.
- Бассейн.
3. Сроки реализации программы.
1 этап. Сентябрь-ноябрь 2020 - 2021 учебный год.
Цель: представление программы на методическом объединении классных руководителей;
создание предпосылок функционирования школы, пропагандирующей здоровый образ жизни.
Задачи:
- Приведение учебно-воспитательного процесса в соответствие с требованиями, предъявляемыми к сохранению здоровья учащихся.
- Проведение тематического семинара для классных руководителей по современным здоровьесберегающим технологиям.
- Обеспечение работы спортивных секций, кружков во внеурочное время.
- Организация работы педагогического коллектива по программе.
2 этап. Ноябрь-декабрь 2020-2021 учебный год.
Цель: проанализировать положительные аспекты программы и возможные трудности.
Задачи:
- Организация и проведение диагностик уровня и качества работы по оздоровлению учащихся.
- Организация и проведение работы с родителями.
- Организация деятельности педагогического коллектива в соответствии с современными требованиями.
3 этап. 2021-2025 учебный год.
Цель: переход программы от режима апробации к режиму функционирования.
Задачи:
- Организация здоровьесберегающей деятельности учащихся в школе. Организация профилактической работы.
- Отработка системы мониторинга уровня здоровья учащихся школы.
- Формирование потребности к ведению здорового образа жизни.
4 этап 2024-2025 учебный год
Цель: анализ результатов программы
1. Подведение итогов реализации
2. Внесение коррективов в содержание
4. Содержание деятельности:
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные | Система целесообразных форм и мер организации работы |
1.Организация здоровьесберегающего образовательного процесса | ||||
1. | Составление социологических карт по классам, составление списков: - учащихся группы риска; - социально-опасных; - многодетных семей; - малообеспеченных семей; - неполных семей; - детей с заболеваниями | Сентябрь | Социальный педагог, классные руководители | Мероприятия по сбору информации |
2. | Профосмотры детей в условиях школы | В течение года | Медицинский работник, врач | |
3. | Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни | В течение года | Социальный педагог, классные руководители, медицинский работник | |
4. | Контроль состояния здоровья школьников по итогам диспансеризации | Апрель | Медицинский работник | |
5. | Анализ случаев травматизма в школе | В течение года | Классные руководители | |
6. | Издание приказов: - об охране жизни и здоровья школьников; - о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и охраны труда | Сентябрь | Заместители директора | |
7. | Оформление медицинских карт, листков здоровья в классных журналах. Комплектация на их основе физкультурных групп. | Сентябрь | Классные руководители, медицинский работник | |
8. | Поддержание санитарно – гигиенического режима в школе (световой и тепловой режим, проветривание, состояние мебели, окон); организация дежурства. | В течение года | Заместитель директора по АХЧ | |
9. | Эстетическое оформление интерьера класса, школы (разведение цветов) | Постоянно | Заведующие кабинетами | |
10. | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок | Ежегодно сентябрь - январь | Заместитель директора по УВР | |
11. | Смотр кабинетов (аттестация рабочих мест); их соответствие требованиям | Ежегодно | Заведующие кабинетами | |
12. | Организация активного отдыха на переменах (подвижные игры, работа библиотеки) | Постоянно | Заместители директора школы, дежурные учителя | |
13. | Проведение «здоровых уроков» разнообразие форм проведения уроков | Постоянно | Администрация школы, учителя – предметники | Педсовет |
14. | Введение учебных предметов, непосредственно формирующих здоровый образ жизни (ОБЖ, «Окружающий мир», «Экология» | Администрация школы | Педсовет | |
15. | Проведение мероприятий по охране зрения учащихся | Повседневно | Учителя - предметники | Мероприятия по охране зрения учащихся |
2. Контроль за соблюдением санитарно - гигиенического режима в школьном учреждении | ||||
1. | Соблюдение воздушного и светового режима в школе | Постоянно | Директор | |
2. | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований Сан ПиНа) | В течение года | Заместитель директора | |
3. | Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: - проветривание; - освещение; - отопление; - уборка | постоянно | Заместитель директора по АХЧ, председатель ПК | |
4. | Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в школе | Постоянно | Заместитель директора по АХЧ | |
5. | Рейды: - по проверке внешнего вида обучающихся; -по проверке сменной обуви; - наличие соответствующей одежды и обуви на уроках физкультуры; - по сохранности библиотечных учебников; - по выполнению школьниками режима дня | По отдельному плану | Социальный педагог, библиотекарь, совет старшеклассников | |
3. Уровень здоровья обучающихся, мероприятия по сохранности и укреплению здоровья обучающихся | ||||
1. | Состояние здоровья обучающихся (анализ на основе углубленного осмотра) | В течение года | Администрация школы | Педсоветы, родительские собрания. Выступление врачей с рекомендациями по его восстановлению |
2. | Психологический мониторинг здоровья обучающихся: - психологическое исследование школьной адаптации обучающихся 1,2,3 уровня обучения; - психологическое исследование школьной тревожности обучающихся 2 уровня обучения. | Сентябрь-январь | Педагог-психолог | |
3. | Улучшение качества медицинского обслуживания: Программа деятельности медицинского работника с больными детьми, профилактическая работа через беседы, «уголки здоровья» | Постоянно Не реже 1 раза в месяц | Школьный врач, медсестра | |
4. | Организация горячего питания | Постоянно | Администрация школы | |
5. | Оздоровительная программа с детьми в летний период | Июнь | Администрация школы | Организация и работа школьного оздоровительного лагеря, турпоходы, экскурсии |
| ||||
1. | Проведение бесед, классных часов, круглых столов, диспутов | В течение года | Классные руководители | Индивидуальные консультации специалистов для родителей и учащихся |
2. | Пропаганда специальной литературы по здоровому образу жизни | Библиотекарь, классные руководители | ||
| ||||
1. | Результаты тестирования учащихся по выявлению склонностей учащихся к вредным привычкам. Определение дальнейшей деятельности школы | Ежегодно | Заместитель директора по ВР, классные руководители | Вопросы и анкеты |
2. | Участие в проведении Международного дня борьбы со СПИДом, Международного дня борьбы с курением | 1.12 19.11 | Заместитель директора по ВР, классные руководители, учитель ОБЖ | Конкурсное сочинение «СПИД – чума века» Тест «Что мы знаем о курении» Беседа со специалистом |
3. | Родительский лекторий: «Легко ли быть молодым в наше время» | 1 полугодие | Заместитель директора по ВР | |
4. | Проведение школьной акции «Мы – против наркотиков» | Ежегодно | Заместитель директора по ВР, учитель ОБЖ, социальный педагог, педагог-психолог, учитель ИЗО | В программе: Конкурс рисунков и плакатов. Конкурс сочинений. Обзорные книжные выставки и материалы СМИ. |
5. | Тематические классные часы | В течение года | Классные руководители | |
6. | Тематические родительские собрания | В течение года | Классные руководители | |
7. | Встречи с сотрудниками наркологического диспансера | По плану | Заместитель директора по ВР, социальный педагог | |
8. | Проведение бесед о вреде курения, употребления спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных средств(5-11-е классы) | По плану заместитель директора по ВР | Социальный педагог, классные руководители | |
9. | Конкурсы, викторины | По плану | Заместитель директора по ВР | |
| ||||
1. | Анализ занятости обучающихся физкультурой и спортом | Заместитель директора по ВР, учителя физкультуры | Расписание работы секций | |
7. | Проведение дней здоровья | Ежемесячно | Учителя физической культуры, классные руководители, | |
8. | Проведение недели пропаганды здорового образа жизни, агитбригада | Постоянно | Заместитель директора по ВР, классные руководители, учитель ОБЖ | |
9. | Проведение подвижных школьных перемен | Постоянно | Классные руководители | День совета старшеклассников «Наставники» |
10. | Тематические классные часы | Март-апрель | Медицинский работник | |
11. | Разработка комплексов физических упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья | Октябрь | Учителя физической культуры | |
12. | Работа спортивных секций | В течение года | Учителя физкультуры | |
13. | Организация работы по оздоровлению педагогического коллектива | Постоянно | Директор школы, профком | |
7.Профилактика травматизма | ||||
1. | Занятия по правилам дорожного движения (выступления сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурсы рисунков) | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители | |
2. | Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках урока ОБЖ | По программе | Преподаватель ОБЖ | |
3. | Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности | сентябрь | Заместитель директора по безопасности |
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
(форма общения – классные родительские собрания, общешкольные родительские собрания, родительский лекторий)
Сентябрь | Основные мероприятия по сохранению здоровья и развития детей на новый учебный год. Роль родителей в их реализации. |
Октябрь | Режим дня школьника. |
Ноябрь | Основные детские заболевания и их профилактика в семье. |
Декабрь | Общение в семье. Основные законы и стили родительского общения. |
Январь | Влияние стресса на детский организм. Школьная тревожность, пути ее преодоления. |
Февраль | Профилактика вредных привычек в семье (алкоголизма, табакокурения, наркомании). |
Март | Влияние учебной деятельности в школе на организм ребенка. Признаки утомления. |
Апрель | Роль подвижных игр, прогулок на свежем воздухе в укреплении здоровья школьников |
Май | Режим питания в школе и дома. |
5. Календарный план реализации традиционных дел по программе «Здоровое поколение»
Медицинское сопровождение уч-ся | Мониторинг | Учебно-просветительская деятельность | Методическая деятельность | Сотрудничество | Внеурочные мероприятия в ОУ |
Составление справок по результатам мониторинга программы. | Учеба педагогического коллектива безопасным технологиям | Анализ спортивно-оздоровительной работы по школьной программе «Здоровое поколение» на педагогическом совете. | С инспектором ПДН в рамках межведомственной профилактической операции «Подросток» - контроль условий отдыха и подготовки к учебному году. | Рейды классных руководителей в семьи обучающихся. | |
Осмотр на педикулез и чесотку. Распределение уч-ся на физкультурные группы. Подготовка документов для диспансеризации учащихся. | Тестирование физического развития учащихся по легкой атлетике. Выявление курящих учащихся посредством наблюдения. Мониторинг состояния здоровья вновь прибывших учащихся (кл. руководитель) | Беседы медицинского работника . Начальный уровень: «Профилактика педикулеза», «Болезни грязных рук», «Гигиена школьника». Средний уровень: «Профилактика педикулеза», «Гигиена подростков». | Методическое и информационное обеспечение деятельности органов ученического самоуправления, в т.ч. отвечающих за физкультурно-оздоровительную деятельность | Проведение декады безопасности дорожного движения. Беседы инспектора ГИБДД с учащимися в рамках декады безопасности дорожного движения. | Выборы в совет физкультуры, санпост и штаб порядка. Декада физкультуры Общешкольный спортивный праздник. Конкурс рисунков «Мои любимые спортивные игры». Учебная пожарная тревога. Запись учащихся в спортивные секции школы. |
Заполнение листков здоровья в классных журналах. | Анкетирование учащихся 1-9 классов « Знаю ли я правила дорожного движения».
| Беседы медицинского работника. Начальный уровень: «Берегись вредных привычек» Средний уровень:«Правила ЗОЖ» Беседы социального педагога: Начальный уровень: «Чему стоит подражать?» Средний уровень «Путь в никуда» (о вреде наркотических и психотропных средств) | Пополнение электронного банка данных методического сопровождения работы по программе «Здоровое поколение». | Акция «День независимости от курения», | Месячник профилактической работы . Конкурс на лучшего знатока ПДД (по результатам тестирования 1-9 классов). конкурсы рисунков и плакатов. |
Заполнение мед карты, анализ результатов диспансеризации. | Заполнение диагностических карт по изучению уровня воспитанности, Мониторинг состояния здоровья учащихся (группы здоровья и физкульт. группы) по листам здоровья в классных журналах. | Обновление информации для родителей на стенде «Школа, дом – одна семья» (памятки). Беседы мед. работника: Начальный и средний уровень: «Берегись гриппа». | Пополнение базы данных разработками занятий по ПДД. Обновление на стенде «Школа, дом - одна семья» памяток для родителей по укреплению здоровья детей. | . | Рейды в семьи с целью обследования условий жизни детей из пьющих и неблагополучных семей. |
Лабораторные обследования юношей для военкомата. | Мониторинг состояния здоровья обучающихся по результатам диспансеризации. | Беседы медицинского работника по классам Начальный уровень: «Профилактика гриппа» Средний уровень - «Как уберечь себя от ВИЧ-инфекции», | Обновление на стенде для родителей материалов об учреждениях, оказывающих помощь в укреплении здоровья и развитии детей в нашем городе. | Проведению декады детей-инвалидов. | Рейды в неблагополучные семьи. Веселые старты в начальных классах. Соревнования в 7-9 классах по баскетболу. |
Приписка юношей в военкомат | Мониторинг занятости учащихся в спортивных секциях. | «Гигиена приготовления и приема пищи» - инструктирование в 5-9 кл | Пополнение базы данных методического сопровождения программы. | Спортивный праздник «Зимние забавы». Учебная пожарная тревога. | |
«Курить – здоровью вредить» тренинг для учащихся среднего уровня. | Пополнение базы данных методического сопровождения программы. | Конкурс «Снежная крепость». | Спортивный праздник-«Зарница». Конкурс «Снежная крепость». Соревнования «Вперёд, мальчишки!» 5-6 кл. , по волейболу между 7-9 кл. | ||
Повторное тестирование учащихся на знание ПДД. Тестирование учащихся на знание правил безопасного поведения в быту и общественных местах. | Беседы медицинского работника по классам: «Профилактика туберкулеза». | Обновление стенда «Внимание, дорога!» | Проведение мероприятий по профилактике вредных привычек | Конкурс на лучшего знатока ПДД Народные забавы и спортивные состязания в рамках Масленичного гуляния. | |
Определение динамики ценностных отношений обучающихся к своему здоровью (по диагностическим картам). | Уроки здоровья на классных часах. Беседы медицинского работника «Роль витаминов для укрепления здоровья» | Спортивный праздник совместно с родителями | Экологический месячник. День здоровья: уроки здоровья, «веселые старты» в 1-4 кл. Маршрутная игра «Моя безопасность» 5-9 кл. Соревнования Специальной Олимпиады по мини-футболу. | ||
Подготовка к летнему лагерю | Анализ динамики физических возможностей учащихся. Мониторинг заболеваемости учащихся за год. | Школьный конкурс методических разработок внеклассных мероприятий по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных привычек. | Конкурс агитплакатов «Мы выбираем здоровье». Турниры по дартсу и армреслингу. атлетике. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие" Из поколения в поколение это богатство передалось"
литературно- музыкальная композиция,посвященная чтению,книгам и читающим семьям...
Проект От поколения к поколению - "Игры, которые нас объединяют"
Работа представляет собой описание игр, в которые играли наши предки....
Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)
Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...
Героизм защитников Отечества, передаваемый от поколения к поколению – основа существования государства
Сценарий посвящён встрече одноклассников с Героем Советского Союза Кучкиным Геннадием Павловичем. В нём рассказывается о духовной связи офицеров разного поколения - защитников Родины....
Методическая разработка к педагогическому совету «Шпаргалки поколения Z. Как воспитывать детей нового поколения?»
Методическая разработка к педагогическому совету «В одно окно смотрели двое» Стратегия работы с детьми девиантного поведения....
СЦЕНАРИЙ праздничного мероприятия с элементами тренинга «Молодое поколение – старшему поколению»
Психолого-педагогическое игровое мероприятие (на сплочение, преемственность пожилых граждан и подростков) с показом поздравительной презентации....
Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.
Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’...