Особенности социализации обучающихся в педагогически сложных классах
консультация

В статье рассматриваются проблемы социализации школьных коллективов, рассматриваются причины агрессивности школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл социальная педагогика16.11 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности социализации обучающихся в педагогически сложных классах

Процесс развитии, формирования и становления личности (т.е. социализация человека) начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни. Социализация человека идёт в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациям, среди которых особое место занимает школа. Сегодня проблема социализации в российской школе активно разрабатывается и изучается многими учёными-педагогами.

         В начале работы с такими классами учащиеся очень быстро распознают «слабые» места учителей и, конечно, пытаются воспользоваться этими новыми сведениями. В этот период перед  классным руководителем встают несколько задач, которые необходимо решить:

  1. Гиперактивность класса и связанные с ней нарушения поведения как на уроках, так и во внеурочное время.
  2. Измерение, изучение агрессивности детей и при необходимости – её коррекция.
  3. Предупреждение и преодоление асоциального поведения детей (нецензурные выражения, «белые вороны» в коллективе и т.д.)

Очень многие практики считают, что не стоит бороться с гиперактивностью детей, надо постараться бьющую через край энергию направлять  в «мирное русло». Очень хорошо справляется с эти спортивные соревнования, туризм. Самое главное – это является наглядным примером тех теоретических посылов  о процессе социализации личности, в котором школьник  - не пассивный объект воздействия, а активный субъект формирования самой личности. Он не только воспринимает воздействие среды, но и сам «активно творит себя».

Снижению гиперактивности на переменах может помочь «чайная пауза». Если в классе есть кулер или иной источник воды, то можно в минуту отдыха вместе с ребятами попить чая. Во время чаепития можно разобраться с небольшими конфликтами, решать возникающие проблемы, подумать о мероприятиях на будущее, вести непринуждённые беседы на разные темы. Это очень хорошая возможность пообщаться занятому процессом классному руководителю пообщаться с детьми в неформальной обстановке.

Очень сложно обстоит дело с агрессивностью детей. Каковы условия формирования агрессивного поведения? Относительно истоков агрессии в науке идут споры. Одни учёные считают, что агрессивность является врождённой, другие связывают её с недостатками воспитания. Истина, как известно, где-то посередине. Обратимся к некоторым причинам возникновения и проявления агрессивности:

  1. Семья. Именно в семье ребёнок проходит первый этап социализации. Большое влияние оказывает:

А.  характер семейных взаимоотношений

Б. стиль семейного руководства ( слишком суровые и неоправданные наказания, или, наоборот, слишком мягкие – «мой ребёнок всегда прав, и я верю только ему»)

2.  Взаимоотношения со сверстниками:

А. положение в кругу своих сверстников

Б. низкий социальный статус ребёнка

3. средства массовой информации.

 Конечно, важным условием преодоления агрессивности является выявление конкретных её причин, но классному руководителю или социальному педагогу очень сложно проанализировать мотивы агрессивного поведения каждого ребёнка. Для этого существуют самые различные методики: общественные опросы, анкетирование и т.д. Используя информацию, получаемую при применении анкетирования в классном коллективе или с отдельным обучающимся, можно спрогнозировать пути развития деструктивных проявлений, или купировать при начальных проявлениях негативных моментов.

Несмотря на все проблемы, возникающие во время учебно-воспитательного процесса, педагог имеет большие возможности влияния на развитие личности ребёнка. Образно говоря, воспитатель, как скульптор, должен отсечь всё ненужное и мешающее воспринимать мир в ярких красках, создавая гармонически развитую личность. «Там, где нет воспитания, культивирования этой потребности … никакими хитроумными организационными зависимостями, низким подчинением и руководством невозможно возместить убогости  воспитания», - говорил великий педагог Василий Александрович Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации обучающихся (воспитанников) коррекционных классов школы-интерната №1

Педагогический проект "Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации обучающихся (воспитанников) коррекционных классов школы-интерната №1г. Томска"был разработан и реализуетс...

Методические особенности урока, обеспечивающие условия социализации обучающихся

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе соц...

«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»

«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»...

Программа воспитания и социализации обучающихся 5 – 9 –х классов в соответствии с требованиями ФГОС

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся. Она вк...

Выступление на педагогическом совете «Об успешной социализации обучающихся, роли педагогического коллектива в формировании личностных результатов освоения образовательной программы»

Социализация воспитанников – одна из приоритетных задач школы-интерната,   ведь то, насколько подготовленным к «взрослой» жизни выйдет подросток из её стен, во многом опред...

Программа воспитания и социализации обучающихся для 5-9 классов

           Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с его глуби...