Общественный опрос как метод формирования социализации обучающихся.
методическая разработка

 В данной статье  описывается метод проведения общественного опроса, рассматриваются результаты практических исследований. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общественные опросы как метод  формирования специализации обучающихся.

     Сегодня в обществе стали популярны «общественные опросы». Что дают эти опросы? Поскольку они проходят анонимно, дети не боятся высказывать своё мнение, поэтому и классному руководителю  и социальному педагогу становится понятным реальное положение дел в классе.  Некоторые ответы детей – прямая подсказка того, чего не должен делать учитель, воспитатель, какие действия нужно выполнить классному руководителю, чтобы нормализовать атмосферу в классе. Результаты опросов вызывают интерес у учителей, работающих в классе, у родителей.

Так, например.  В 6 классе был проведён опрос «Конфликты в классе» (журнал «Классный руководитель» №5   2009)

  1. Как удержаться от конфликта, если вас задели за живое?

Что ответили ребята? Из заранее предложенных вариантов:

Надо успокоиться – 3 человека

Не обращать внимание – 9

Держать себя под контролем – 10

Собственные варианты ответов:

Нахамить в ответ, учитель не имеет право оскорблять – 1

Спокойно объяснить , что тебе не нравится (если не поможет, то принять силу) - 1  

Не собираюсь держать себя в руках,  это сделает меня слабым – 1

Сделать ему то же, что он сделал тебе – 1

Пусть ответит за слова – 1

     Дети сделали вывод о недопустимости конфронтации и готовы искать выход из конфликтных ситуаций. Но ответы некоторой части обучающихся подсказывает идею провести мини-диспут «Сила есть – ума не надо»

  1. Что делать, если вы заходите в класс, где есть «раздражитель» (любой человек)? Как подготовиться?

Предложенные варианты ответов:

  1. Не реагировать - 5
  2. Не общаться с ним – 7
  3. Избегать его – 4
  4. Попробовать подружиться с ним – 4
  5. Отвечать ему в его стиле – 3

Добавленные детьми варианты ответов:

  • Дать в глаз, чтобы понял, с кем имеет дело – 1
  • Не обращать внимание – 1
  • Заняться спортом и стать физически сильным, чтобы боялись «раздражать» - 1

В результате анализа выявилось достаточно много агрессивных ответов. В отношении детей среднего школьного возраста практические психологи советуют помнить: избавиться от агрессии можно с помощью самопознания. Если мы говорим, что очень многое зависит от характера, значит, нужно сосредоточиться на воспитании хорошего характера. Добиться, чтобы ребёнок был терпимым к людям, учить его добру и эмпатии – чувству сопереживания и сострадания ко всем, с кем он находится рядом.

  1. Что должен сделать ученик, если произошёл конфликт с учителем?

Предложенные ответы:

  1. Выслушать учителя – 4
  2. Не спорить с учителем («учитель всегда прав») – 5
  3. Промолчать – 8
  4. Если учитель прав, то извиниться; в остальных случаях – не реагировать – 10

Собственные варианты ответов:

  • Попытаться наладить отношения – 1
  • Не реагировать  на его пререкания и делать всё, что просит (просит дать дневник и т.д.) – 1
  • Учитель не всегда прав – 1

Помочь ребёнку справиться с проблемами могут только совместные действия учителя и родителей.

  1. Что должен сделать учитель, если произошёл конфликт с детьми?

Предложенные ответы:

  1. Проанализировать свои действия – 6
  2. Искать компромисс и способы примирения – 8
  3. Встать на место ученика – 7
  4. Поговорить с учеником после урока – 6

Не мог не порадовать тот факт, что дети видят в учителях профессионалов, способных проанализировать и правильно разобраться в сложившихся ситуациях. Есть доверие к взрослым! Это очень хорошо, нам для детской социализации необходимо профессионально этим воспользоваться.

  1. Что должен сделать  классный руководитель, если произошёл конфликт?

Предложенные варианты ответов:

  1. Поговорить и  с учителем,  и с классом – 10
  2. Разобраться в ситуации – 7
  3. Примирить стороны – 6

       4.   Если ничего не может сделать, то лучше не участвовать - 3

Эти ответы дают нам возможность задуматься о роли педагогов в становлении личности ребёнка, о желании детей спокойно и обстоятельно разобраться со всеми проблемами.

Интересные результаты дал ещё один общественный опрос по употреблению нецензурных выражений.

Вопросы, заданные учащимся:

  1. Ваше отношение к ненормативной лексике?

-сквернословят необразованные люди

- сквернословие – результат плохого воспитания

2. Как вы поступаете, когда ваш друг использует грубые слова?

- не нравится, иногда даже ухожу

- стараюсь избегать общения с этим человеком

3. Сквернословие – это:

- признак обеднения словарного запаса

4. Люди используют нецензурные выражения, так как:

- просто им это нравится

5. Дети сквернословят, когда

- это вошло в привычку

6. Дети «учатся» сквернословить от:

- своих друзей, сверстников

7. Знаете ли вы, что за сквернословие ставят на внутришкольный учёт:

-да, знаю

8. По вашему мнению, необходимо ли бороться со сквернословием:

-да, я не приемлю сквернословие

- нет – это бесполезно

(эти два ответа набрали одинаковое количество баллов)

9. Предложите, пожалуйста, пути борьбы со сквернословием в современном обществе:

- человек сам должен понимать, что он должен измениться.

По результатам опроса стало ясно, что детям не нравится существующее положение дел, они понимают, что употреблять нецензурные выражения неприлично, но не знают, как изменить данную ситуацию. Можно ли сформировать культуру поведения и общения у детей? Можно, и это надо делать! Культура пользования родным языком должна стать такой же ценностью для школьника, как тяга к знаниям, успехи в спорте.

В целом, можно сделать вывод, что методика общественных вопросов способна стать  незаменимым помощником для классного руководителя, социального педагога, воспитателя при формировании классного коллектива, социализации обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к чтению как одно из условий социализации обучающихся в целях последующего сознательного включения в общественное разделение труда.

Доклад на конференции "Городские педагогические чтения "Смысловое чтение - ключ успешного обучения"....

Общественно-полезная деятельность - как залог успешной социализации обучающихся-сирот

В данной статье автор делится опытом социальной адаптации учащихся-сирот. Данная деятельность проходит в рамках воспитательного плана Сагкт-Петербургского Государственного Профессионального Образовате...

Деятельностный подход на уроках математики как продуктивный метод формирования социализации обучающихся с нарушением интеллекта.

Данная работа содержит конспект выступления на методическом объединении педагогов под названием "Деятельностный подход на уроках математики как продуктивный метод формирования социализации обучаю...

Проектная деятельность на уроках обществознания как метод формирования доступной среды в социализации обучающихся с ОВЗ.

Проектная деятельность на уроках обществознания как метод формирования доступной среды в социализации обучающихся с ОВЗ....

Проектная деятельность на уроках обществознания как метод формирования доступной среды в социализации обучающихся с ОВЗ.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные ...

Выступление региональном вебинаре по теме: «Детские общественные объединения как форма непрерывной социализации обучающихся»

В выступлении даны теоретические аспекты социализации обучающихся через работу детских общественных объединений. Описываются принципы социализации личности, формы и содержание работы, сотрудничество...