О результатах работы с кровными семьями
материал

Наумова Марина Владимировна

Дети, родители которых ограничены или лишены родительских прав, находящиеся в государственной организации, лишаются возможности полноценной социальной адаптации. Поэтому одним из основных вопросов в сфере реформирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является вопрос профилактической и коррекционно-реабилитационной работы с родителями данной категории воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_rezultatah_raboty_s_krovnymi_semyami.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

О результатах работы с кровными семьями

        Дети, родители которых ограничены или лишены родительских прав,  находящиеся в государственной организации, лишаются возможности полноценной социальной адаптации. Поэтому одним из основных вопросов в сфере реформирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является вопрос профилактической и коррекционно-реабилитационной работы с родителями данной категории воспитанников. То есть, чем больше детей возвращено родителям, чем большее количество детей регулярно навещают родители – тем выше показатели работы самой организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

        Около 95% наших воспитанников имеют родителей, как правило, лишенных родительских прав. Для этих взрослых типичны иждивенческие установки, паразитический образ жизни. По их мнению, во всех проблемах виноваты государство и детдом, но никогда — они. Как правило, многие имеют низкий образовательный уровень, что затрудняет их адаптацию в жизни, а также осознание ими собственных проблем. В эмоционально-волевой сфере следует отметить инфантилизм, слабость воли, эмоциональную зависимость от окружения, часто антисоциального. Отмечается также эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность. Они не способны быть опорой для своих детей, нуждаются в реабилитационной и коррекционной помощи. Восстановление отношений возможно, если семья стремится к позитивным изменениям и готова к полноценной реализации родительских обязанностей. Ни для кого не секрет, что родители, которые лишены или ограничены в родительских правах, зачастую способны воспитывать своих детей самостоятельно, но те или иные обстоятельства (моральные, материальные, а чаще всего жилищные) лишают их возможности восстановить свои родительские права. Эти семьи нуждаются в особенной поддержке сотрудников детского дома, где непосредственно проживает и воспитывается ребенок. С этими семьями нужно взаимодействовать. Необходимо выходить навстречу родителям, потому, что иногда неизвестно доподлинно, из каких побуждений люди отказываются от своих детей и чаще всего идут на самый простой шаг – обращаются к алкоголю. Ведь многие родители, чьи дети оказались в детском доме, просто несчастны и часто не знают, что дальше им делать со своей жизнью.

     Вернуть ребенка в родную (кровную) семью не всегда представляется возможным в виду того, что родители продолжают вести аморальный образ жизни, не интересуются жизнью и здоровьем ребенка. В таких случаях необходимо проводить работу с родственниками или близкими к ребенку людьми, которые способными дать ребенку безопасный и уютный дом, оказать помощь в социализации - обычно такими людьми являются бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие братья или сестры.

        Мы также работаем с родителями, отбывающими наказание в местах лишения свободы. Постоянная переписка детей и воспитателей с родителями, оказывают положительное влияние и мотивирует родителей встать на путь исправления. Мы убеждены, что ни в коем случае нельзя рвать родственные корни, связывающие детей с родными, пусть и оступившимися. Необходимо кропотливо и целенаправленно поддерживать, сохранять, укреплять связи с родной семьей. Степень эмоционального благополучия ребенка во многом зависит от того, какую линию поведения по отношению к его родителям выбирает учреждение, в котором он воспитывается.

      Существует также настоятельная необходимость расширения работы  организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по развитию у воспитанников семейных ценностей, воспитания ответственности детей и их родственников за судьбы друг друга.

      Основными мероприятиями по профилактической и коррекционно-реабилитационной работе с родителями, ограниченными или лишёнными родительских прав, должны стать мероприятия воспитательного, консультативного, контрольно - инспекционного характера, которые позволили бы воспитанникам детского дома вернуться в семью, а родителям, в свою очередь, исправить прошлые ошибки и вернуть детей в семью. Мы должны максимально способствовать возвращению детей в родную (кровную) семью, передаче под опеку, попечительство, а также максимально сократить количество возвратов воспитанников из родных  семей в детский дом.

      Коррекционно-реабилитационная работа с родителями, ограниченными в родительских правах, лишёнными родительских прав, прежде всего должна быть направлена на:

1. мероприятия воспитательного характера по восстановлению семейных ценностей;

2. психолого-педагогическую помощь воспитанникам;

3. психолого-педагогическое консультирование родителей, родственников, опекунов;

4. социально-педагогическое и правовое консультирование при составлении необходимого пакета документов при восстановлении родительских прав и передаче ребёнка на усыновление, под опеку;

5. индивидуальную работу социального педагога с детьми и родственниками.


Основные этапы работы коррекционно-реабилитационной работы с родителями детей, оставшихся без попечения родителей:


1. Выявление дееспособного родителя, родственника.

2. Проведение первичной беседы на тему наличия желания восстановиться в родительских правах, оформить опеку или попечительство (с применением анкетирования, тестирования).

3. Работа педагога-психолога с целью диагностировать готовность родителя или опекуна к принятию ребенка в семью.

4. Внеплановые и плановые посещения родителей или будущего опекуна с целью исследовать повседневный быт семьи, составление актов обследования по итогам посещений.

5. Составление актов обследования условий жизни и воспитания детей в семьях, в которых они будут проживать после восстановления родителей в родительских правах или установления опеки.

6. Работа социального педагога, педагога-психолога, воспитателя, администрации детского дома с воспитанником с целью установить наличие или отсутствие желания у ребенка проживать и воспитываться родителем или опекуном (с применением анкетирования, тестирования).

7. Оказание правовой помощи родителю ограниченному или лишенному родительских прав.

8. Оказание помощи в подготовке пакета документов для подачи родителем искового заявления в суд на восстановление родительских прав - для родителей лишенных или ограниченных в родительских правах. Подготовка пакета документов в органы опеки и попечительства для рассмотрения возможности передачи воспитанника под опеку.

9. Передача сведений в территориальный орган опеки и попечительства для прекращения учёта сведений о воспитаннике, переданном на воспитание в семью, в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

11. Оказание постоянной правовой и психологической помощи родителям, восстановленным в родительских правах, или опекунам.


Деятельность сотрудников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по возвращению воспитанника в кровную семью предполагает:

- диагностику и реабилитацию ребенка на протяжении всего периода проживания в детском доме до возврата родителям или передачи под опеку;

- поиск и установление контактов с кровными родителями и родственниками, сбор информации о них;

- оценку перспектив работы с родителями по восстановлению детско-родительских отношений и кровной семьи;

- оценку безопасности возвращения ребенка в кровную семью, организацию контактов и встреч ребенка с биологическими родителями или родственниками;

- подготовку родителей к восстановлению детско-родительских отношений и семьи, педагогическое просвещение родителей, совместный анализ причин необходимости восстановления семьи;

- работу по формированию позитивного образа семьи у воспитанников в условиях детского дома;

- подготовку ребенка к воссоединению с родителями (возвращение в кровную семью);

- создание в детском доме условий, приближенных к домашним (создание семейной среды в организации, социальные семьи вместо групп, разновозрастной состав групп, персональная закрепленность за воспитанником психологически значимого взрослого);

- организацию работы педагогического коллектива, разработка компетенций воспитателя;

- технологию взаимодействия детского дома с заинтересованными органами, ведомствами и учреждениями на всех этапах работы с кровной семьей и родственниками, включая отслеживание судьбы восстановленной семьи, оказание ей социальной, педагогической, психологической и правовой помощи (на всех этапах работы).

          В результате нашей работы с 2014 года из 120 бывших воспитанников, устроенных в семьи, 32  вернулись к кровным родственникам. Из них восемь — к родителям, освободившихся из мест лишения свободы; одиннадцать  — к родителям, восстановившимся в родительских правах; тринадцать —  определены под опеку в семьи близких родственников.                                                                            

      Возвращение ребенка в кровную семью – одно из самых важных направлений работы на сегодняшний день. Только семья может обеспечить ребенку необходимые знания, умения и навыки. Для восстановления семейных отношений крайне необходимо проводить своевременную социальную работу, как с родителями, так и с детьми. Специалисты должны учитывать различные особенности семейных ситуаций при возвращении детей. Каждый случай индивидуален и требует оригинального подхода.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы по возвращению воспитанников детского дома в родные (кровные) семьи или передаче воспитанников под опеку родственникам «Семь Я»

В последние годы неуклонно увеличивается число детей- сирот и детей, родители которых лишены родительских прав. В связи с этим переполнены детские дома и интернатные учреждения. Дети, находящиес...

Положение о службе по работе с кровной семьей

Семейная политика государства направлена на сохранение кровной семьи для ребенка. Данное положение регулирует работу с семьей в общеобразовательном учреждении....

Возвращение детей в кровную семью

Основной целью работы центра «Юность» является устройство детей в замещающие семьи и возвращение детей в кровные семьи. Сотрудниками центра ведется активная работа в отношении граждан, являющихся биол...

Мастер-класс по теме: "Сохранение кровной семьи – приоритетное направление в работе школы с семьями СОП"

В данной работе дан анализ работы социального педагога по сохранению семей СОП, показаны наиболее эффективные методы работы с такими семьями....

Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...

Программа по реинтеграции воспитанников ГКОУ МО «Преображение» в кровную семью «СЕМЬЯ»

Формирование позитивного образа кровной семьи, воспитанников ГКОУ МО «Преображение»положительной мотивации ребенка и родителей на восстановление детско – родительских отношений, оцен...

программа по реинтеграции воспитанников в кровные семьи «Семья»

Одна из главных задач любого общества и государства - осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН «О правах р...