Онлайн лекция из раздела "Психология имиджа"
учебно-методическое пособие (10 класс)

Москаль Ирина Владимировна

Основы философии имиджелогии (лекционный материал по программе «Школа личностного и творческого роста» для учащихся 14-18 лет)

  Предисловие.

Добрый день! Мы с вами не один раз говорили о том, что очень важно знать и понимать о себе как о личности, понимать свою индивидуальность. Эта аксиома лежит в основе доказательства нашего здоровья, наших отношений, нашего успеха. Имея эту аксиому каждый человек доказывает теоремы своего взаимодействия со внешним миром: семьей, друзьями, работой, учебой, соседями и т.д. И эта же «аксиома» лежит в основе имиджелогии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_imidzhelogiya.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Основы философии имиджелогии.

(лекционный материал по программе «Школа личностного и творческого роста»

для учащихся 14-18 лет)

        Добрый день! Мы с вами не один раз говорили о том, что очень важно знать и понимать о себе как о личности, понимать свою индивидуальность. Эта аксиома лежит в основе доказательства нашего здоровья, наших отношений, нашего успеха. Имея эту аксиому каждый человек доказывает теоремы своего взаимодействия со внешним миром: семьей, друзьями, работой, учебой, соседями и т.д.

И эта же «аксиома» лежит в основе имиджелогии.

Имиджелогия – это наука о технологиях личного обаяния. Другими словами, на занятиях по имиджелогии каждый человек (не зависимо от возраста) может оснастить самого себя знаниями, который помогают нам создать наш ОБРАЗ.   (в переводе с англ. – образ, изображение).

Чем больше мы преуспеваем в создания Образа = имиджа, тем богаче наш репертуар. Как сказал Шекспир «Весь мир театр, а люди в нем – актеры». Какой же репертуар мы создаем? Мы создаем репертуар нашего поведения.

Богатый репертуар приносит нам увеличение людских впечатлений и дает нам возможность быть успешнее в разнообразных сферах социального общения, увеличивает симпатии ко мне как человеку, личности и способствует росту уважения.

Жизненные и деловые успехи каждого их нас не просто сплетены с понятием Образ (имидж), а накрепко связаны с эффектом личного обаяния.

Именно благодаря эффекту люди начинают впускать нас в свой мир и позволяют нам ладить с ними.

Понятие имидж имеет много различных определений, который Вы можете найти в литературе, в интернет источниках.

Как правило понятие ИМИДЖ относится к конкретному человеку, но может распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т.д.

  1. Визуальной эффект. К этому феномену обращался еще в древности Гиппократ. Он изучал мимику и сопоставлял ее с темпераментом. Аристотель в своих трудах описывал выразительность человеческих движений и их эффект на окружающих людей.

С начала 20 века стали появляться исследования личного обаяния как средства создания вокруг себя ореола, способствующего тому, чтобы подчинять людей и приобретать их признание. Или если простым и доступным языком, то как гласит народная мудрость «По одежке встречают, по уму провожают».

  1. Вторая часть пословицы как раз и раскрывает вторую сторону ИМИДЖА (ОБРАЗА) ----- нравственные характеристики.

Имидж – собирательное понятие и главная задача – создание благоприятного первого впечатления. Это искусство управлять впечатлениями.

ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ НЕ ОКАЗАЛОСЬ ЛОЖНЫИ СТИМУЛОМ.

Имиджелогия – система различных знаний и умений из психологии, этике, педагогике, социологии, риторики, театральной режиссуре, актерскому мастерству, косметологии, дизайну одежды и т.п.

Каждый из нас имеет свой опыт такой жизненной ситуации «Дорогие…. У нас новенький». Возможно вы были в этот момент в группе, которая встречает новенького, или вы, по воле судьбы, оказались Тем самым новеньким. Ситуация подобной жизненной встречи общества и человека происходит по законам того общества, а не входящего в него человека. В зависимости от этого ОБЩЕСТВА, а затем в зависимости от выбранного образа человека, будет тот или иной результат данной жизненной ситуации.

В практической жизни имидж теснейшим образом связан с имеющимися в обществе социальными стереотипами.

Среди наиболее устойчивых социальных стереотипов, участвующих в процессе формирования имиджа можно выделить следующие:

  1. Гендерные стереотипы: женщины - слабый пол; женщина – хранительница семейного очага; все женщины хотят одного – выйти замуж; мужчины- сильный пол, мужчины должны руководить и т.п.;
  2. Возрастные стереотипы: все дети – чисты душой; все подростки – «трудные»; пожилые люди – консерваторы; старики – ворчуны и т.п.;
  3. Этнические стереотипы: американцы – честолюбивы; прибалтийцы – медлительны; англичане- консервативны; японцы – трудолюбивы; французы – любвеобильны; русские – щедрые душой и т.п.

В процессе формирования и развития имиджа применяются стереотипные эффекты:

  1. Эффект первичности состоит в том, что информация, поступившая первой, автоматически воспринимается как более убедительная. Во многих источниках описывается, что первое впечатление создается в первые 10-15 минут знакомства. У большинства людей оно приобретает решающее значение для определения образа (имиджа) собеседника. Эта так и не так. Вот мы, например, заходим в магазин и наш взор останавливается на каком-то человеке. И практически тут же у нас возникает образ. Как это понять. Очень просто: мы улыбнулись или ухмыльнулись, или отвернулись. И вот тот человек, увидев которого мы улыбнулись и будет тем Образом, который создал благоприятное первое впечатление.

ВЫВОД: ПЕРВОЕ впечатление формируется в пределах 20-40 секунд.

  1. Эффект последнего впечатления. Этот эффект срабатывает для нас не ко всем людям, а по отношению к хорошо знакомым людям. В соответствии с ним, та информация, которую мы восприняли последней, оказывается наиболее важной.

Эта закономерность также проявляется в случае принятия нами каких-либо сообщений.

Если два сообщения разделены большим временным интервалом, то отчетливее и ярче запомнится последнее. Обратите внимание на сегодняшние новости. Еще неделю назад информация о пандемии давалась настолько негативная, что каждый разумный человек сразу хотел выключить источник этой информации. Сегодня, в большинстве своем, в конце нам говорят: здоровья Вам и вашим близким! И это очень верных эффект, дающий кроме последнего впечатления еще и позитивный посыл.

  1. Эффект ореола (гала-эффект). Особенность этого эффекта состоит в том, что мы часто попадаем под искажающее влияние эмоционально заряженной информации. Так, если мы получаем какую-либо волнующую нас информацию о человеке, к примеру, о его недостойном поступке (будучи носителем инфекции он явился на собрание), то у нас формируется доминирующая отрицательная установка, занижающая реальные достоинства этой личности.
  2. Эффект социального контекста. Суть эффекта проявляется как раз в нашем желании принадлежать той или иной социальной группе. И выбирать вольно или невольно мы будем успешную группу людей. А если нас туда пока не принимают, у нас все равно останется желание принадлежать подобной группе. Почему? Потому, что каждая отдельная личность на фоне положительной группы или позитивных событий воспринимается гораздо привлекательнее.

Те из вас кто может отнести к группе команда КВН «ЛЕНИНы» или модельная студия или волейбольная команда поселка, точно могут сказать, что ОНИ классные!!! Вот вам и эффект этих социальных групп.

  1. Эффект бумеранга. Эффект перекликается с другим известным народным наблюдением: «Как аукнется, так и откликнется». Люди склонны относится к человеку так, как он относится к ним. Здесь много можно дискутировать, но никто не станет отрицать, что, если тебя человек обидел, унизил, ты его будешь любить всей своей душой. Те, кто исповедуют нравственные каноны, конечно, стараются понять происходящее, простить и принять человека, который негативно поступил по отношению к вам. Но и им надо достаточно времени и работы над собой, чтобы на отправленный негатив послать безграничный позитив. И что более противоречиво в данном эффекте: «бумеранг добра» возвращается намного дольше и в меньшей степени. Но это уже история философии, этики и социологии. Для нас сегодня надо знать, что этот эффект известен столько, сколько существует человечество.

  1. Эффект повторения. По-другому про эффект мы могли услышать или узнать от своих родителей, учителей. Как правило, если они решают подействовать на формирование нашего Образа, они рассказывают нам о своей опыте, показывают фотографии, объясняют традиции нашей семьи, нашего общества. Главная задача этого эффекта: закрепление ОБРАЗА привычного близкого, вызывающее доверие. Отсюда, РЕЗЮМЕ: люди чтят семейные традиции, учат детей следовать заветам предков, хранят семейные реликвии и т.д.

Итак, мы в теории рассмотрели с вами некоторые аспекты философии имиджелогии, как на имидж влияют стереотипы, ознакомились кратко как стереотипные эффекты (эффект первичности, эффект последнего впечатления, эффект ореола, эффект социального контекста, эффект бумеранга, эффект повторения) влияют на развитие имиджа.

 

А теперь давайте вернемся к началу нашего разговора об имидже, вспомним нашу народную мудрость и рассмотрим ее в разрезе сегодняшней темы.

Поговорка наших предков: «Встречают по одежке, провожают по уму» – не потеряла своей актуальности и по сей день. Биллу Гейтсу с его миллионами, может, и не нужно очаровывать окружающих, но вот тому, кто делает первые шаги по карьерной лестнице, знания о том, как произвести благоприятное первое впечатление, просто необходимы.

Отправляясь на собеседование, деловые переговоры или свидание, мы заботимся прежде всего об одежде, прическе, прочих мелочах, не задумываясь о формировании цельного, гармоничного образа, не противоречащего нашему внутреннему миру. Помимо внешнего существуют другие виды имиджа, умелое использование которых может значительно облегчить нам жизнь.

Выделяют следующие типы имиджа:

  • Мимический имидж – подразумевает искусное владение выражениями лица, так называемыми «масками». Этот навык особенно важен для политиков, разного рода общественных деятелей, которые вынуждены держать эмоции под контролем.
  • Кинетический имидж — предполагает умение владеть телом, грациозно, плавно двигаться, правильно жестикулировать. Наше тело может выдать то, о чем молчит язык, поэтому не стоит об этом забывать.
  • Вербальный имидж – это то, что и как вы говорите. Сила слова велика – можно обрести как поклонников, так и ярых противников.
  • Ментальный имидж – это ваш настрой, мысли, чувства, убеждения, установки, верования, которые влияют на все, что вы делаете. Не зря один мудрец сказал: «Одна и та же мысль может созидать, а может разрушать. Все зависит от головы, в которой она поселилась».
  • Фоновый имидж – слухи, сплетни, сопровождающие любого человека; они могут погубить репутацию или поднять до небывалых высот.
  • Статусный имидж – атрибуты богатой жизни, подтверждающие благополучие, достаток человека: дорогие автомобили, одежда, недвижимость.

Как и для чего нужно создавать образ?

В природе все нейтрально, но человеческому мозгу свойственно оценивать окружающую действительность, присваивать категории «плохо» или «хорошо». Человек с неэмоциональным имиджем скорее рискует попасть в «плохие», чем в «хорошие» из-за стереотипности мышления.

Рекомендуем: Что такое альтер? Альтер – это вторая натура или другая сторона личности, «другой я».

Это не мифическое «Я», а «Я», которое желает демонстрировать свои сильные стороны, стремиться привлечь внимание к вещам, за которые Вы хотели бы получить признание.

Никто не придумывает альтер – эго с нуля. Его необходимо услышать и выпустить на волю.

Психологи отмечают два важнейших свойства имиджа:

  • Наделение объекта качествами, на самом деле ему не присущими.
  • Возможность манипулировать мнением людей за счет искусно созданного образа.

Психология выделяет следующие функции имиджа: идентификацию, идеализацию, противопоставление. Смысл идентификации состоит в облегчении признания объекта как неопасного, достойного доверия. Вторая функция помогает «улучшить» объект в сознании индивида, снизить порог критичности оценок. Последняя выстраивается путем сопоставления имеющихся имиджей, т.е. добрый лучше виден рядом со злодеями.

Подведем итог: правильно сформулированный информационный посыл будет воспринят окружающими положительно, что во многом облегчит дальнейшие коммуникации и выстраивание отношений с ними.

 

Задание на размышление.

Чаще всего жизненная ситуация не спрашивает человека «Готов ли он войти в новую неведомую дверь?». Жизнь берет человека и вталкивает в эту дверь. А дальше все будет зависит от того как готов человек к неведомому, а во –вторых, что или кто там за дверью. Чем больше у человека репертуаров поведения, тем ему легче понять какой применить в этой ситуации. Первая первичная эмоция на все происходящее – это УДИВЛЕНИЕ. Только потом у кого-то появляется страх, у кого-то брезгливость, у кого-то недоумение и т.д. Вот тут нам и поможет наш багаж знаний о природе мира эмоций и чувств, о себе, об законах взаимоотношений, багаж психологических знаний. Смотрите, Вас долго в начальной школе учат таблице сложения, вычитания, а затем таблице умножения. А когда Вы приходите в магазин, знаете сколько стоит хлеб, молоко, то, как только Вам называют завышенную сумму к оплате, Вы сразу просите пересчитать.

Также происходит у человека, который хорошо освоил законы коммуникации, знает свои сильные и слабые стороны, знает какое впечатление он производит на сверстников, старших. Он, заходя в неведомую дверь, выберет тот репертуар поведения, который представит его в наилучшем виде. Но, если за Образом была только визуальный эффект, не подкрепленный нравственными характеристиками, мы получим тот истинный Образ, который и есть наш ВХОДЯЩИЙ в дверь.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие для педагогов. Имидж педагога . Компоненты, составляющие понятие «имидж».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит задачу, чтобы в школе работал учитель, обладающий ключевыми компетенциями. Учитель-консультант, учитель-модератор. Обладающий оп...

Всероссийская онлайн конференция по вопросам обучения одарённых детей с ОВЗ. Онлайн-мастер-класс Ивановой О.В.

Всероссийская онлайн конференция по вопросам обучения одарённых детей с ОВЗ. Онлайн-мастер-класс Ивановой О.В. (подготовка обучающихся с нарушениями слуха по ТРИЗ педагогике)...

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна....

Статья "Онлайн-игры и онлайн-приложения на уроках английского языка"

Зачем нужны онлайн-игры и онлайн-приложения и как их можно использовать при изучении иностранного языка....

Бесплатные онлайн-лекции о новых тенденциях развития русского языка прошли для жителей Франции

В Клубе русского языка прошли бесплатные лекции с филологами, лингвистами и писателями из России....

Конспект проведения онлайн-мероприятия по ОБЖ из цикла "Лагерь-онлайн. Один дома" на тему "Опасность пожара"

Мероприятие проводится в онлайн-формате с использованием электронной презентации.Обучение применения теоретических знаний в быту, при возникновении опасной ситуации (пожар).Беседа имеет социальную нап...

Презентация к онлайн лекции из раздела "Психология имиджа"

Данные слайды используются для вводной лекции по основам философии имиджелогии....