РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
статья

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Шайхетдинова Люция Рашидовна,

МБОУ "Балтасинская средняя общеобразовательная школа", пгт Балтаси.

       «Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»  В.А. Сухомлинский

       Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

       Поэтому   цель современной школы  - выявление и развитие способностей, поддержка и реализация одарённости обучающихся.  А  целью своей работы в этом направлении в качестве учителя – предметника считаю организацию работы с одарёнными  детьми на всех этапах обучения истории и обществознания, а так же создание эффективной системы деятельности по их  выявлению, поддержке и  развитию способностей.

        Для успешной работы я придерживаюсь определённой системы, первым этапом которой является выявление талантливых и одарённых детей.           Обычно   я использую различные формы урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны.  Использую метод наблюдения за обучающимися. Для меня так же важно дальнейшее развитие творчества  обучающихся, выбравших мои предметы в качестве профильных.  Это поможет им осознанно подойти к выбору будущей профессии.

         На своих уроках я стараюсь привить своим учащимся интерес к предмету, для этого мною используются различные формы проведения: 

Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения; 
Урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий; 
Урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями); 
Урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов); 

Урок освоения новых знаний в форме путешествия (урок-путешествие предполагает объяснение материала в форме виртуального путешествия по станциям с включением практической деятельности учащихся); 
Урок- конференция. Каждый ребенок выступает перед аудитории.

Уроки в форме игры с применением соревновательных элементов, конкурсы, разгадывание кроссвордов, ребусов; урок с элементами ролевой игры (представлением различных исторических деятелей, интервью с историческими героями).

        В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.

       Подготовка к олимпиаде проходит по-разному. Я отбираю материал прошлых лет, систематизирую, на основе собранных заданий, составляю новые на устранение допущенных ошибок. Кроме этого часто пользуюсь Интернет-ресурсами, нахожу такие задания, которые развивали бы творческое начало в ученике, критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. Полученный на выходе материал раздаю ученикам домой проработать самостоятельно, затем на консультациях разбираем ошибки, анализируем. Кстати, ребятам очень нравится самим подбирать задания, аналогичные моим.

      Залог успеха при подготовке к олимпиадам - это правильное выявление одарённого и заинтересованного в данной предметной области ребёнка, индивидуальные занятия, направленные не только на изучение материала, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера. В случае наличия перечисленных условий и совпадения желания и возможностей ребёнка к самосовершенствованию в предмете с желаниями и возможностями учителя - высокий результат не заставит себя долго ждать.

       В последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддержать творческую атмосферу.

Мы уже не первый год принимаем участие в научно-практических  конференциях. И уже имеем хорошие результаты. Научно- исследовательская работа учащихся - это результат целенаправленной работы под руководством педагога. Поэтому очень важно не ошибиться в выборе ученика - соискателя, т. к. работа сложная и серьёзная. Не все могут осилить всю дистанцию от выбора темы до защиты своей работы, которая должна отличаться новизной, практической значимостью, эффективностью.

      В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_3.rabota_s_odaryonnymi_detmi.docx492.97 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Шайхетдинова Люция Рашидовна,

МБОУ "Балтасинская средняя общеобразовательная школа", пгт Балтаси.

       «Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»  В.А. Сухомлинский

       Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

       Поэтому   цель современной школы  - выявление и развитие способностей, поддержка и реализация одарённости обучающихся.  А  целью своей работы в этом направлении в качестве учителя – предметника считаю организацию работы с одарёнными  детьми на всех этапах обучения истории и обществознания, а так же создание эффективной системы деятельности по их  выявлению, поддержке и  развитию способностей.

        Для успешной работы я придерживаюсь определённой системы, первым этапом которой является выявление талантливых и одарённых детей.           Обычно   я использую различные формы урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны.  Использую метод наблюдения за обучающимися. Для меня так же важно дальнейшее развитие творчества  обучающихся, выбравших мои предметы в качестве профильных.  Это поможет им осознанно подойти к выбору будущей профессии.

         На своих уроках я стараюсь привить своим учащимся интерес к предмету, для этого мною используются различные формы проведения: 

Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения; 
Урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий; 
Урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями); 
Урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов); 

Урок освоения новых знаний в форме путешествия (урок-путешествие предполагает объяснение материала в форме виртуального путешествия по станциям с включением практической деятельности учащихся); 
Урок- конференция. Каждый ребенок выступает перед аудитории.

Уроки в форме игры с применением соревновательных элементов, конкурсы, разгадывание кроссвордов, ребусов; урок с элементами ролевой игры (представлением различных исторических деятелей, интервью с историческими героями).

        В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.

       Подготовка к олимпиаде проходит по-разному. Я отбираю материал прошлых лет, систематизирую, на основе собранных заданий, составляю новые на устранение допущенных ошибок. Кроме этого часто пользуюсь Интернет-ресурсами, нахожу такие задания, которые развивали бы творческое начало в ученике, критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. Полученный на выходе материал раздаю ученикам домой проработать самостоятельно, затем на консультациях разбираем ошибки, анализируем. Кстати, ребятам очень нравится самим подбирать задания, аналогичные моим.

      Залог успеха при подготовке к олимпиадам - это правильное выявление одарённого и заинтересованного в данной предметной области ребёнка, индивидуальные занятия, направленные не только на изучение материала, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера. В случае наличия перечисленных условий и совпадения желания и возможностей ребёнка к самосовершенствованию в предмете с желаниями и возможностями учителя - высокий результат не заставит себя долго ждать.

       В последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддержать творческую атмосферу.

Мы уже не первый год принимаем участие в научно-практических  конференциях. И уже имеем хорошие результаты. Научно- исследовательская работа учащихся - это результат целенаправленной работы под руководством педагога. Поэтому очень важно не ошибиться в выборе ученика - соискателя, т. к. работа сложная и серьёзная. Не все могут осилить всю дистанцию от выбора темы до защиты своей работы, которая должна отличаться новизной, практической значимостью, эффективностью.

      В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

C:\Users\LR\Desktop\Круглый стол\20161004_121226.jpgC:\Users\LR\Desktop\Круглый стол\20161004_124047.jpgC:\Users\LR\Desktop\Круглый стол\59.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми и со слабоуспевающими детьми

Работа с одарёнными детьми даёт и учителю, и ученику стимул к эффективному и результативному сотрудничеству, в результате которого повышается личностно-мотивированное, заинтересованное отношение к уче...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...