В воспитании все дело в том, кто воспитатель...
статья

Зотова Галина Александровна

Размышления о воспитании как многогранном и творческом процессе взаимодействия учителя и ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_vospitanii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

«В воспитании всё дело в том, кто воспитатель…»

        Проводимые в жизни общества преобразования нашли отражение на ценностных ориентирах подрастающего поколения. Сегодня всё чаще делается акцент и ориентация на потребление материальных ценностей. В этих условиях  актуальной и значимой для педагога в воспитании становится необходимость формирования нравственных ценностей, в основу которых положены гуманное отношение человека  к себе и Другому, обществу и природе.  Ученики задают прямые вопросы и хотят получить  ответы на них. Им важно услышать нашу оценку событий, явлений жизни с точки зрения нравственных норм. Порой такую оценку дать очень непросто. Как донести педагогу мысль о том, что распад идеологической системы и духовных ценностей общества, упадок культуры вызвали замещающий вариант псевдоценностей? Необходимым для понимания многих подростков становится ответ на вопрос: «Нравственные категории добра, совести, долга в современном обществе являются анахронизмом или вечными созидающими  ценностями?»

Понятие «нравственность» является сложным, потому что чаще всего воспринимается субъективно и относительно. Если его понимать как внутреннюю установку человека, то с чьих позиций определяется, хороша эта норма или плоха? Каким должно быть поведение человека, чтобы оно считалось нравственным? Сегодня происходит осмысление традиционных ценностей в новых условиях, порой жестоких и разрушительных. Но базовые ценности вечны и не меняют свои места. Являясь даром духовной деятельности, они открыты «усилиями человечества» в его многовековой истории и определяют существование человечества на земле. Человек сам отвергает их во имя корыстолюбия и сиюминутных интересов.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, так как всё остальное в этом мире (и государство, и народ, и человечество) существует только для человека». [2, с.261]  В системе современного образования категория «человек» является ключевой. Именно она указывает на цель, определяет средства и является главным критерием оценки воспитания. Быть человеком и признавать ценность человека как личности, понимая и уважая его - таковы идеи гуманистической школы.  Воспитывать учеников - значит, вводить их в мир ценностей, оснащая привычными социальными нормами, научив делать свободный осознанный выбор в жизненных ситуациях. Рассматривая цель воспитания как идеальное представление о результате воспитательного процесса в сознании отдельного педагога, можно говорить о его эталонном внутреннем видении. Качество такого эталонного желаемого представления определяется уровнем культуры педагога. К сожалению, учитывая духовную разруху общества, падение культуры, эталон воспитательного результата становится всё ниже, а прекрасный образ человека как цель воспитания в сознании педагогов и общества зачастую получается «размытым» и призрачным.

Содержание воспитательного процесса составляют ценностные отношения, представляемые в богатом культурном наследии. Открывая для школьника мир ценностей, педагог одновременно стремится научить умениям их выстраивать: видеть, слышать, говорить, думать. Важно наполнить деятельность ребёнка проживаемым ценностным отношением. Для этого нужно стремление за конкретным предметом видеть ценность человека, жизни, общества, природы, красоты. Помня о целостности мира, педагог открывает для себя  широкие возможности проведения с детьми глубинных размышлений на основании простых и обычных предметов, событий и явлений. На уроках и классных часах анализируются события с точки зрения нарушенных ценностных отношений. Обсуждения, дискуссии - это те необходимые формы занятий, при проведении  которых, безусловно уважаемо мнение всех и каждого.

Основополагающим в развитии нравственного отношения является эмоциональный элемент. Сопереживание, сочувствие определяют меру сопричастности к происходящему. Для ученика важно личностное отношение педагога к конкретной ситуации, происходящим событиям и явлениям в целом. Именно это отношение становится для ученика образом нравственности. Пробуждая активность формирующейся личности, вовлекая её в продуктивные виды деятельности,  педагог способствует её саморазвитию, самовоспитанию и самосовершенствованию. Воспитание, которое побуждает к самовоспитанию, размышлял выдающийся педагог-гуманист В.А.Сухомлинский, и является «настоящим воспитанием».

Важно стимулировать поиски и раздумья ребят в ответах на важнейшие нравственные вопросы: «Какой я есть?», «Каким я должен стать?», «Как построить свою жизнь?». Когда ученик видит результат своего труда, находит новые смыслы в своей деятельности, ощущает поддержку, это побуждает его к самовоспитанию. Он непременно найдёт в себе силы для преодоления трудностей не только в учёбе, но и « в борьбе за самого себя, за свою нравственную красоту и совершенство» [1,с.162]

Педагог призван стать той силой, которая способна побудить школьника взглянуть на самого себя, а затем и управлять самим собой. С личности педагога начинается настоящее воспитание.

Библиография:

  1. Сухомлинский В.А. Избр. произв. В 5т.- Киев, 1979-1980.- 244с.
  2. Ушинский К.Д. Избр.труды в 4-х кн.- Кн.4.-М.2005.- 285с.
  3. Щуркова Н.Е., Мухин М.И., Желаннова А.В., Новое воспитание в новой школе.- М.: Изд. «Аркти», 2012.- 261с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание – великое дело. Им решается участь человека.

Выполняй требования Закона  РТ №71 и твоя жизнь будет в полной безопасности  Мир – это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение....

спортивный праздник "Воспитание детей дело рук настоящих мужчин"

спортивное мероприятие для детей старшего школьного возраста совместно с военизированными учреждениями города...

ЭССЕ на тему: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека»

Моё педагогическое кредо я бы сформулировала так: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». И это самое важное и ценное в моей работе!...

Эссе "Воспитание- великое дело: им решается участь человечества"

Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества.Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и г...

Эссе "Воспитание -великое дело: им решается учесть человека!

laquo;Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения и привычки… Когда убеждение ...

Эссе участника регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» на тему «Воспитание – великое дело: им решается участь человека»

Эссе участника регионального этапа  Всероссийского конкурса  «Учитель года»  на тему  «Воспитание – великое дело:  им решается участь человека»...

Эссе Воспитание –великое дело: им решается участь человека

Воспитание - это великое дело, им решается участь человека(В. Г Белинский).Как можно не согласиться с этим великим мыслителем?! В этой простой фразе чувствуется мощь и сила, огромное значение вос...