Программа курса для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики «МиР»
материал

Крюкова Елена Петровна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_programma.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Коммунистический»

Утверждаю:

Директор МБОУСОШ

п.Коммунистический

___________________

С.А.Фалина

«___»________ 2020 г.

Программа курса

 для родителей

(законных представителей)

 несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики

«МиР»

Составитель:

Цанько С.А.,

замдиректора по ВР

2020 г.

Пояснительная записка.

Формирование личности начинается в семье, первому  опыту  общения ребенок  учится у своих родителей, или у взрослых их замещающих. Этот опыт формирует определенные модели взаимодействия, закрепляется и становится частью личности ребенка.  Дети,  из социально неблагополучных семей, имеют большие трудности в формировании системы отношений, которая формируется в процессе индивидуального развития  под воздействием  различных факторов, важнейшим из которых являются взаимоотношения в семье.  Существует прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка. Поэтому, только при наличии единого стиля требовании семьи и школы можно рассчитывать на успех. Последние события , происходящие в среде школьников в округе и районе (буллинг,проявление агрессивности в разных видах, детские суициды) показывают, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. В настоящее время всё чаще встречаются дети эмоционально неустойчивые, с разными вариантами личностной акцентуацией: агрессивностью, лживостью, повышенной ранимостью, избыточной эмоциональной чувствительностью, застенчивостью и т.д.

Данный курс  необходим не только родителям «трудных» детей, но и благополучным семьям. Многие проблемы, возникающие в процессе воспитания, часто становятся следствием отсутствия у родителей психолого-педагогической грамотности, недостаточной осознанности, а порой и стихийности воспитательных воздействий. В связи с этим, одной из основных задач в организации работы с родителями выступает повышение их психолого-педагогической компетентности, под которой понимается совокупность таких личностных и коммуникативных свойств, которая позволяла бы достигать максимально качественных результатов в воспитании и развитии ребёнка.

Цель курса: 

  • психологическая поддержка, повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в сфере возрастной психологии и педагогике;

Задачи курса:

  • ознакомить родителей учащихся с основными положениями, подходами, способами поддержки ребёнка;
  • информировать о психологических особенностях детей разного возраста;
  • на основе понимания закономерностей процесса формирования и развития личностных качеств ребенка, содействовать освоению родителей навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации;
  • содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье, отличать подлинно значимые в воспитании явления от проходящих и незначительных;
  • предложить  практические рекомендации родителям по вопросам профилактики суицидального поведения, о том, как формировать адекватную самооценку ребёнка, помочь своему ребёнку справляться с трудностями.

Условия эффективности курса «МиР»

Чтобы занятия курсов прошли эффективно, необходимо создать и соблюсти следующие организационно-содержательные условия:

  • включать в организацию работы курсов команду специалистов, состоящую из представителей администрации, социального педагога, педагога-психолога;
  • предложить для обсуждения на занятиях актуальные проблемы семейного воспитания детей с учетом интересов, потребностей и запросов родителей;
  • строить каждое занятие таким образом, чтобы теоретические знания могли быть апробированы родителями на практике;
  • использовать активные формы проведения занятий (практикумы, тренинги, дискуссии и т.д.), обеспечивающие вовлечение родителей во взаимодействие;
  • создать на занятиях благоприятную атмосферу, комфортную для неформального общения участников;
  • проводить рефлексию по итогам занятий.

Образованию родителей  свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского университета, и особенности контингента слушателей и формы проводимых занятий.

Первый этап – начальное родительское образование (группа родителей учащихся 1-х – 4-х классов).

Второй этап – основное родительское образование (группа родителей 5-х - 9-х классов).

Третий этап – среднее общее родительское образование (группа родителей учащихся – 10-х – 11-х классов).

Ожидаемые результаты.

Занятия, предлагаемые программой «МиР», помогут решению ряда воспитательных и социальных проблем, как в масштабе семьи, образовательной организации, так и в масштабе окружающего социума. Прежде всего, это касается повышения родительской компетентности в вопросах семейного воспитания, укрепления партнерских отношений между родителями, педагогами и общественностью в воспитании детей. Реализация программы также будет способствовать преодолению таких негативных явлений в жизни ребенка как одиночество, непонимание и неприятие со стороны взрослых, компьютерная зависимость и непослушание родителям, безнравственные формы поведения и попытки суицида.

Тематический план занятий по курсу

«МиР»

дата

этап

Цель и тематика  встречи

17.09.2020 г.

1 этап

(1-4 кл.)

Главная цель на этом этапе родительского образования – заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей в начальной школе, познакомить родителей с методами, приёмами и формами адаптации младших школьников к условиям школы, дать представление об особенностях физического и психологического развития детей 6-ти -10-ти лет, о методах сохранения психического здоровья детей.

  1. Особенности развития младшего школьного возраста.
  2. О возможных рисках суицидального поведения
  3. Защита несовершеннолетних от интернет-угроз

18.09.2020 г.

2 этап

(5-9 кл.)

Главной целью образования родителей учащихся основной школы будет стремление специалистов сформировать у родителей представление о возрастных особенностях личности подростка; дать представление об основных этапах развития личности учащегося 5-9 классов, о месте семейного воспитания на данном этапе развития ребенка; на основе психолого-педагогических знаний раскрыть перед родителями основные законы развития личности подростка как объекта и субъекта воспитания в семье и школе и отличия подросткового возраста от младшего школьного; познакомить родителей с основными понятиями, позволяющими проникнуть в глубину процесса воспитания подростка, вооружить их элементарным инструментарием для осуществления мудрого воспитания подростков.

  1. Особенности развития младшего подросткового и подросткового школьного возраста.
  2. О возможных рисках суицидального поведения
  3. Защита несовершеннолетних от интернет-угроз

19.09.2020 г.

2 этап

(10-11 кл.)

Главной целью родительского всеобуча на этом этапе является изучение психолого-педагогических особенностей личности старшеклассника, освоение методов и приемов воспитания в семье и школе, позволяющих ориентировать старшеклассников на профессиональное самоопределение, осознанный профессиональный выбор, подготовить их к гармоничным семейным отношениям и браку.

  1. Особенности развития старшего школьного возраста.
  2. О возможных рисках суицидального поведения
  3. Защита несовершеннолетних от интернет-угроз

Используемая литература.

1.  Справочник педагога-психолога. Школа. 2012, 2013 г.

2. «Психология и педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие/ А. К. Луковцева.»: КДУ; Москва; 2008

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2010.- 452 с.

4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказание им помощи в воспитании детей

В России, переживающей в настоящее время глубокие трансформационные процессы и последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого обра...

Статья №45 Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Статья №45 Закона об образовании - 2013 познакомит вас с правами обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся....

Статья №44 Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Статья № 44 познакомит с обязанностями и ответственностью в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся....

Основа детской психологии и педагогике

основа детской психологии и педагогике...