Программа курса для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики «МиР»
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Коммунистический»
Утверждаю:
Директор МБОУСОШ
п.Коммунистический
___________________
С.А.Фалина
«___»________ 2020 г.
Программа курса
для родителей
(законных представителей)
несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики
«МиР»
Составитель:
Цанько С.А.,
замдиректора по ВР
2020 г.
Пояснительная записка.
Формирование личности начинается в семье, первому опыту общения ребенок учится у своих родителей, или у взрослых их замещающих. Этот опыт формирует определенные модели взаимодействия, закрепляется и становится частью личности ребенка. Дети, из социально неблагополучных семей, имеют большие трудности в формировании системы отношений, которая формируется в процессе индивидуального развития под воздействием различных факторов, важнейшим из которых являются взаимоотношения в семье. Существует прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка. Поэтому, только при наличии единого стиля требовании семьи и школы можно рассчитывать на успех. Последние события , происходящие в среде школьников в округе и районе (буллинг,проявление агрессивности в разных видах, детские суициды) показывают, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. В настоящее время всё чаще встречаются дети эмоционально неустойчивые, с разными вариантами личностной акцентуацией: агрессивностью, лживостью, повышенной ранимостью, избыточной эмоциональной чувствительностью, застенчивостью и т.д.
Данный курс необходим не только родителям «трудных» детей, но и благополучным семьям. Многие проблемы, возникающие в процессе воспитания, часто становятся следствием отсутствия у родителей психолого-педагогической грамотности, недостаточной осознанности, а порой и стихийности воспитательных воздействий. В связи с этим, одной из основных задач в организации работы с родителями выступает повышение их психолого-педагогической компетентности, под которой понимается совокупность таких личностных и коммуникативных свойств, которая позволяла бы достигать максимально качественных результатов в воспитании и развитии ребёнка.
Цель курса:
- психологическая поддержка, повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в сфере возрастной психологии и педагогике;
Задачи курса:
- ознакомить родителей учащихся с основными положениями, подходами, способами поддержки ребёнка;
- информировать о психологических особенностях детей разного возраста;
- на основе понимания закономерностей процесса формирования и развития личностных качеств ребенка, содействовать освоению родителей навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации;
- содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье, отличать подлинно значимые в воспитании явления от проходящих и незначительных;
- предложить практические рекомендации родителям по вопросам профилактики суицидального поведения, о том, как формировать адекватную самооценку ребёнка, помочь своему ребёнку справляться с трудностями.
Условия эффективности курса «МиР»
Чтобы занятия курсов прошли эффективно, необходимо создать и соблюсти следующие организационно-содержательные условия:
- включать в организацию работы курсов команду специалистов, состоящую из представителей администрации, социального педагога, педагога-психолога;
- предложить для обсуждения на занятиях актуальные проблемы семейного воспитания детей с учетом интересов, потребностей и запросов родителей;
- строить каждое занятие таким образом, чтобы теоретические знания могли быть апробированы родителями на практике;
- использовать активные формы проведения занятий (практикумы, тренинги, дискуссии и т.д.), обеспечивающие вовлечение родителей во взаимодействие;
- создать на занятиях благоприятную атмосферу, комфортную для неформального общения участников;
- проводить рефлексию по итогам занятий.
Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского университета, и особенности контингента слушателей и формы проводимых занятий.
Первый этап – начальное родительское образование (группа родителей учащихся 1-х – 4-х классов).
Второй этап – основное родительское образование (группа родителей 5-х - 9-х классов).
Третий этап – среднее общее родительское образование (группа родителей учащихся – 10-х – 11-х классов).
Ожидаемые результаты.
Занятия, предлагаемые программой «МиР», помогут решению ряда воспитательных и социальных проблем, как в масштабе семьи, образовательной организации, так и в масштабе окружающего социума. Прежде всего, это касается повышения родительской компетентности в вопросах семейного воспитания, укрепления партнерских отношений между родителями, педагогами и общественностью в воспитании детей. Реализация программы также будет способствовать преодолению таких негативных явлений в жизни ребенка как одиночество, непонимание и неприятие со стороны взрослых, компьютерная зависимость и непослушание родителям, безнравственные формы поведения и попытки суицида.
Тематический план занятий по курсу
«МиР»
дата | этап | Цель и тематика встречи |
17.09.2020 г. | 1 этап (1-4 кл.) | Главная цель на этом этапе родительского образования – заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей в начальной школе, познакомить родителей с методами, приёмами и формами адаптации младших школьников к условиям школы, дать представление об особенностях физического и психологического развития детей 6-ти -10-ти лет, о методах сохранения психического здоровья детей.
|
18.09.2020 г. | 2 этап (5-9 кл.) | Главной целью образования родителей учащихся основной школы будет стремление специалистов сформировать у родителей представление о возрастных особенностях личности подростка; дать представление об основных этапах развития личности учащегося 5-9 классов, о месте семейного воспитания на данном этапе развития ребенка; на основе психолого-педагогических знаний раскрыть перед родителями основные законы развития личности подростка как объекта и субъекта воспитания в семье и школе и отличия подросткового возраста от младшего школьного; познакомить родителей с основными понятиями, позволяющими проникнуть в глубину процесса воспитания подростка, вооружить их элементарным инструментарием для осуществления мудрого воспитания подростков.
|
19.09.2020 г. | 2 этап (10-11 кл.) | Главной целью родительского всеобуча на этом этапе является изучение психолого-педагогических особенностей личности старшеклассника, освоение методов и приемов воспитания в семье и школе, позволяющих ориентировать старшеклассников на профессиональное самоопределение, осознанный профессиональный выбор, подготовить их к гармоничным семейным отношениям и браку.
|
Используемая литература.
1. Справочник педагога-психолога. Школа. 2012, 2013 г.
2. «Психология и педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие/ А. К. Луковцева.»: КДУ; Москва; 2008
3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2010.- 452 с.
4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказание им помощи в воспитании детей
В России, переживающей в настоящее время глубокие трансформационные процессы и последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого обра...
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ «ЮНОСТЬ» ГОРОДА ШЕЛЕХОВА)
Программа ДЮСШ "Юность" реализуется с января 2013г....
Статья №45 Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Статья №45 Закона об образовании - 2013 познакомит вас с правами обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся....
Статья №44 Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Статья № 44 познакомит с обязанностями и ответственностью в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся....
Основа детской психологии и педагогике
основа детской психологии и педагогике...