Проект "Равные среди равных"
проект

Валетчик Ольга Валерьевна

Разработка проекта социализации и адаптации детей «группы риска» школы через взаимодействие с органами системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних «Равные среди равных»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ravnye_sredi_ravnyh.docx43.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 39 ИМЕНИ П.Н.САМУСЕНКО»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА

ПРОЕКТ

социализации и адаптация детей группы риска школы через взаимодействие с органами системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних

«Равные среди равных»

Срок реализации проекта – 1 год

Автор-разработчик:

социальный педагог

О.В. Валетчик

                                                                                             

Братск 2018

Содержание:

  1. Актуальность проекта…………………………………………….3
  2. Цель проекта……………………………………………………….3
  3. Задачи………………………………………………………………4
  4. Кадровое обеспечение…………………………………………… 4
  5. Содержание проекта………………………………………………4
  6. Этапы проекта……………………………………………………..6
  7. Критерии…………………………………………………………..6
  8. План мероприятий………………………………………………...6
  9. Риски………………………………………………………………11
  10. Ожидаемый результат…………………………………………….11

 

  1. Актуальность программы

Известно, что вопросы социализации, профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних являются наиболее приоритетными как для органов государственной  власти, так и органов местного самоуправления. Социальное партнерство в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних – это сегодня необходимое условие для формирования заказа на подготовку социально зрелой личности.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Однако, главенствующая роль отводится образовательным учреждениям и педагогическому коллективу в частности.  Ведь именно педагог формирует у несовершеннолетних базовый уровень правовой культуры. Именно  учитель, как никто иной может привить ребенку чувство уважения к закону, праву, толерантности по отношению к своим сверстникам, независимо от национальности и вероисповедания,  так как педагог обладает не только теоретическим знаниями в области права, но и знает психологические особенности подросткового возраста, с его противоречивостью и непостоянством. Кроме того, учитель может профессионально и квалифицированно  подобрать необходимые средства и приемы для проведения предупредительной профилактической работы с несовершеннолетними. Не надо забывать, что правоохранительные органы также уделяют особое внимание   данной проблематике.

Несомненно, что вопросы профилактики правонарушений среди  несовершеннолетних, достаточно актуальны в настоящее время.

Причин совершения правонарушений подростками достаточно много:

это и трудная жизненная ситуация, в которой оказались многие семьи из-за мирового экономического кризиса, в результате которого доходы семьи снизились в несколько раз, и бюджет семьи не позволяет организовать полноценный отдых и питание ребенка, в результате чего ребенок предоставлен сам себе. Это и отсутствие нормального досуга ребенка, когда ему просто приходится искать развлечения на улице, приобщаясь к спиртным напиткам, курению и наркотикам что, как правило, ведет к хулиганству, а иногда к преступлениям. Об этом свидетельствует анти социальное поведение подростков: разбитые стекла, исписанные стены, нецензурная брань на улице. Поэтому, необходимо дать понять несовершеннолетнему гражданину Российской Федерации, что «Будущее за тобой!», и от того насколько будет развит уровень социализации, правосознания и правовой культуры у молодого поколения, будет зависеть наше благосостояние, будущее нашего  города, области, государства в целом.

          В связи с этим настоящий социальный проект призывает все молодое поколение  быть активным и полноправным членом гражданского общества, добиваться высоких результатов в различных сферах общественной жизни, соблюдать правопорядок и не совершать правонарушений и преступлений. Только тогда мы сможем уверенно смотреть в будущее, преодолевать любые трудности и добиваться высоких результатов в науке, технике, экономике, политике, культуре и спорте.

  1. Цель: создание условий для полноценного личностного развития и успешной социализации детей «группы риска» в современном обществе
  2. Задачи:
  • изучать психолого-педагогические особенности учащихся школы и их условия жизни;
  • предупреждать правонарушения и преступления  среди несовершеннолетних подростков, формировать правовую культуру учащихся, активно взаимодействовать с субъектами системы профилактики;
  • формировать мотивации к осознанному сохранению своего здоровья и здоровья окружающих;
  • преодолевать и предупреждать отклонения в социально-психологическом развитии учащихся;
  • взаимодействовать с педагогическим коллективом и родителями в решении проблем воспитания и образования учащихся;

  1. Кадровое обеспечение: социальный педагог, школьный психолог, психолог МУЗ ГБ № 3, родители, заместитель директора по ВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования, инспектор ОДН ОП-4, инспектор КДН и ЗП №2, специалисты по опеке и попечительству, инспекторы по работе с населением Правобережного округа.

  1. Содержание

Трудновоспитуемый, трудный… Это определение широко вошло в обиход и кажется достаточно точным: подразумевается ребенок или подросток, с которым педагогам и родителям трудно. Но мы мало задумываемся над другой стороной вопроса: ведь трудно не только с ним, трудно в первую очередь ему самому. Значит, именно этот ребенок нуждается в особом внимании.

В нашем понимании «трудные» - это прежде всего педагогически запущенные дети, то есть у которых наблюдаются отклонения в поведении от норм, носящие устойчивый характер и обусловленные педагогическими причинами: они плохо учатся, уклоняются от учебы, пропуская занятия, нарушают дисциплину, склонны к правонарушениям и конфликтны. Решение проблемы «трудных» детей связано в первую очередь с поиском правильного их понимания, правильного отношения к ним.

Для того, чтобы работа с подростками «группы риска» была успешной, необходимо выявить причины, факторы, порождающие различного рода формы отклонений в поведении учащихся, выработать пути и средства их преодоления. Учащиеся, находящиеся в социально опасном положении, есть в каждой школе, работать с ними приходится практически каждому учителю. Целесообразна  предварительная диагностика для более целенаправленной работы с детьми: родительских собраний; сбор информации о детях, об их индивидуальных особенностях; определяется в результате данных социальный статус семьи. Итак, основываясь на полученные результаты, учитель продумывает и составляет план своей работы.

Известно, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Главная задача профилактической работы – снижение правонарушений, преступлений, сокращение количества учащихся,  находящихся на внутришкольном учете, в КДН, в ОДН, чтобы учащиеся знали о вреде алкоголя, наркотиков, токсических средств, понимали ответственность за совершенное правонарушение, могли адаптироваться в социальных условиях в которых они находятся. Выполнение столь сложной и важной задачи невозможно осуществить в одиночку.

Для повышения результативности профилактической работы через целенаправленную систему деятельности всех участников образовательного процесса в МБОУ «СОШ № 39 имени П.Н.Самусенко» социальным педагогом школы О.В.Валетчик разработан проект по работе с детьми «группы риска» «Равные среди равных».

Работа строится по следующим направлениям:

  1.  Диагностическая работа.
  • составление социального паспорта школы
  • обследование жилищно-бытовых условий проживания семей обучающихся
  • диагностика
  • анкетирование
  • наблюдение

       

5.2  Профилактическая работа.

  • Проведение лекций, бесед, тренингов, конкурсов, на тему «Здоровый образ жизни».
  • Волонтерское движение.
  • Встречи подростков с инспекторами КДН и ОДН.
  • Встречи с врачами (школьный врач, детский нарколог, психолог женской консультации).
  • Проведение тематических классных часов.
  • Индивидуальное консультирование.
  • Совместная работа с ОДН.
  • Работа по профориентации учащихся 8-11 классов.
  • Работа совета по профилактике.
  • Заседание наркологического поста «Здоровье+»
  • Размещение информации на школьном стенде и сайте.
  • Участие в общегородских акциях и месячниках.
  • Организация занятости обучающихся.

5.3  Работа с родителями.

  • Рейды в семьи обучающихся
  • Родительские собрания, беседы, лекции
  • Социальная поддержка семей
  • Индивидуальное консультирование по различным вопросам

  1. Этапы
  • Диагностико-прогностический (сентябрь, октябрь)
  • Этап выбора оптимальной технологии (октябрь и по мере выявления подростков «группы риска», неблагополучных семей)
  • Реализационный (в течение учебного года)
  • Экспертно-оценочный (конец мая)

  1. Критерии
  • Социализация подростков.
  • Участие подростка в кружках и секциях.
  • Вовлеченность учащегося в мероприятия.
  • Отсутствие психологических срывов, конфликтных ситуаций у ребенка.
  • Проявление лидерских качеств ребенка.
  • Успехи в учебе учащегося.
  • Отсутствие пропусков уроков без уважительной причины.

  1. План мероприятий

Форма работы

Категория

Сроки проведения

Ответственные

Диагностическая работа

1

Составление социального паспорта школы

1-11 классы

Сентябрь

Социальные педагоги, классные руководители

2

Обследование жилищно-бытовых условий проживания обучающихся и семей, находящихся в сложной жизненной ситуации

Группа риска

В течение года

Социальные педагоги, классные руководители

3

Составление социального паспорта учащегося и его семьи

Группа риска

По мере выявления

Социальные педагоги, классные руководители

4

Наблюдение: собеседование с классными руководителями, беседы с обучающимися, посещение уроков, рейды по месту жительства

Группа риска

В течение года

Социальные педагоги, классные руководители

5

Работа по выявлению причин неуспеваемости обучающихся

1-10 классы

В течение года

Социальные педагоги

6

Анкетирование «Твое отношение к табакокурению»

7-е классы

Ноябрь

Социальные педагоги, классные руководители

7

Диагностика «Склонность к нарушению социальных норм и правил»

5-е классы

Октябрь

Социальные педагоги, классные руководители

8

Тестирование «Определение степени компьютерной зависимости»

4,6,9 классы

Январь

Социальный педагог О.В.Валетчик

Социальный педагог О.В.Шилова

9

Тестирование «Определение склонности к конфликту»

3,5,8 классы

Декабрь

Социальный педагог О.В.Валетчик

Профилактическая работа

1

Участие в общегородской профилактической операции «Семья и Школа 2015»

1-11 классы

Сентябрь

Социальные педагоги, классные руководители, члены родительского комитета

2

Беседы профилактической направленности с обучающимися, родителями.

1-11 классы

В течение года

Социальные педагоги

3

Индивидуальное консультирование участников образовательного процесса (дети, родители, педколлектив)

1-11 классы

В течение года

Социальные педагоги

4

Организация совместной работы с субъектами системы профилактики (по отдельному плану)

1-11 классы, родители, педагогический коллектив

В течение года

Социальные педагоги, инспектор ОДН, инспектор КДН и ЗП № 2, специалисты по работе с населением, психолог МУЗ ГБ № 3, психолог ГФСИН, психолог Падунского районного суда, инспектор ЛОП ст. Гидростроитель

5

Общегородской месячник профилактики социально-негативных тенденций в молодежной среде (по отдельному плану)

1-11 классы

Ноябрь

Социальные педагоги, классные руководители

6

Декада правовых знаний (по отдельному плану)

1-11 классы

Апрель

Социальные педагоги, классные руководители

7

Контроль посещаемости и успеваемости учащихся. Направление уведомлений о фактах пропусков уроков без уважительной причины учащихся школы

1-11 классы

В течение года

Социальные педагоги, классные руководители,

8

Подготовка и направление представлений, информаций, ходатайств, характеризующих материалов в органы системы профилактики города.

1-11 классы

По мере необходимости

Социальные педагоги, классные руководители

9

Совет профилактики правонарушений среди несовершеннолетних

1-11 классы

1 раз в месяц

Социальные педагоги, классные руководители

10

Заседание наркологического поста «Здоровье+»

1-11 классы

1 раз в четверть

Социальные педагоги,

педагог-психолог С.Н.Чуксаева,

классные руководители

11

Размещение информации профилактического характера на стенде «Школа-территория здоровья», «Здоровье+», на школьном сайте в разделе социально-психолого-логопедическая служба.

1-11 классы

1 раз в четверть

Социальные педагоги, педагоги-организаторы

12

Помощь классным руководителям в подготовке и проведении классных часов профилактической направленности «Урок здоровья» (по обращению классных руководителей)

1-11 классы

В течение года

Социальные педагоги, классные руководители

13

Профилактические рейды в семьи обучающихся, в том числе совместно со специалистами КДН и ЗП № 2, инспектором ОДН ОП № 4, инспекторами по работе с населением Правобережного округа.

1-11 классы

В течение года

Социальные педагоги, специалисты органов системы профилактики

14

Консультации уполномоченного по правам ребенка по вопросам правового характера

1-11 классы

1 раз в неделю

Социальный педагог О.В.Валетчик

15

Беседа-практикум «Правила поведения в школе. Ответственность за правонарушения»

1-4 классы

Сентябрь и по мере необходимости

Социальный педагог О.В.Валетчик

16

Ролевая игра

«Как уберечься от преступника?»

4 классы

Октябрь

Н.Р.Чупина инспектор ОДН ОП № 4

17

«Административная ответственность несовершеннолетних»,

«Уголовная ответственность несовершеннолетних»,

«Виды наказаний за преступления несовершеннолетних».

3, 4 классы

5,6 классы

7,9 классы

Апрель

Э.А.Осыко, инспектор КДН и ЗП № 2,

Н.Р.Чупина инспектор ОДН ОП № 4, Социальные педагоги

Н.А.Таболова, психолог ГФСИН; социальные педагоги

18

Игра-викторина «Мои права»

3-е классы

Апрель

Социальный педагог О.В.Валетчик

19

Беседа-практикум «Конфликты в нашей жизни»

3,5,8 классы

Декабрь

Социальный педагог О.В.Валетчик

Социальный педагог О.В.Шилова

20

Лекция «Понятие административного и уголовного права»

1,3,5,7,9 классы

2,4,6,8,10 классы

Ноябрь

Инспектор ЛОП ст. Гидростроитель М.А.Темников, социальные педагоги

21

Лекция с демонстрацией видеофильма «Ответственность несовершеннолетних за нарушения правил на железнодорожных объектах»

1-4 классы

5-11 классы

Январь

февраль

Инспектор ЛОП ст. Гидростроитель М.А.Темников, социальные педагоги

22

«Экскурсия на железнодорожную станцию Гидростроитель»

Группа риска (5-10 чел.)

Сентябрь

Инспектор ЛОП ст. Гидростроитель М.А.Темников, социальный педагог О.В.Валетчик

23

Игра-викторина «Я имею право!»

4-е классы

декабрь

Н.А.Таболова, психолог ГФСИН; Н.В.Уланова, психолог Падунского районного суда; социальный педагог О.В.Валетчик

24

Проведение лекций с приглашением специалистов Центра профилактики наркомании:

«Профилактика ПАВ»;

«Профилактика ВИЧ-инфекции»

7-9 классы

9-11 классы

Октябрь

Март

Социальные педагоги,

специалисты Центра профилактики: С.В.Береснева

Е.В.Казакова

25

День инспектора ОДН:

«Курить – здоровью вредить. Правовой аспект»

7-е классы

ноябрь

Н.Р.Чупина инспектор ОДН ОП № 4, социальный педагог О.В.Валетчик

26

Беседа «Питание и здоровье»

3,4 классы

Ноябрь

Социальный педагог О.В.Валетчик

27

Игра-викторина «Твое здоровье – в твоих руках»

5-е классы

Ноябрь

Социальный педагог О.В.Валетчик

28

Круглый стол «Курить – немодно!»

9-е классы

Ноябрь

Социальный педагог О.В.Шилова

29

День психолога ОГАУЗ «БГБ №3»:

«Интернет-зависимость несовершеннолетних. Опасность и последствия»

«Работа с информацией в сети интернет»

9-е классы

4-е классы

6-е классы

Февраль

Январь

Февраль

Ф.Н.Сиваков, психолог ОГАУЗ «БГБ №3», социальные педагоги

30

Лекция с демонстрацией видеофильма «Профилактика травматизма на объектах железнодорожного транспорта» (в актовом зале)

1-4 классы

5-11 классы

Сентябрь

Октябрь

Инспектор ЛОП ст. Гидростроитель М.А.Темников, социальный педагог О.В.Валетчик

31

Беседа с демонстрацией видеофильма «Профилактика негативных явлений в молодежной среде»

8-е классы

Март

Н.А.Таболова, психолог ГФСИН; социальный педагог О.В.Валетчик

32

«Мы выбираем жизнь!» (профилактика суицидов среди несовершеннолетних)

9, 11 классы

Май

Н.А.Таболова, психолог ГФСИН; социальный педагог О.В.Валетчик

Работа с родителями

1

Участие в общегородской акции «Школьный портфель»

1-9 классы

Август

Социальные педагоги, классные руководители

2

Социальная поддержка семей:

участие в общегородских акциях «Школьный портфель», «Новогодний подарок» (подготовка списков обучающихся на получение канцелярских наборов, новогодних подарков, посещение утренника)

1-9 классы

Август, Декабрь

Социальный педагог О.В.Валетчик, классные руководители

3

Изучение семей учащихся, обследование материально-бытовых условий проживания

1-11классы

В течение года

Социальные педагоги, классные руководители, члены родительского комитета

4

Участие в общешкольных родительских собраниях с вопросом:

«Нормативно-правовая база организации учебного процесса ОУ»;

«Профилактика токсикомании и употребления спайсов среди несовершеннолетних».

«Профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»;

«Ответственность несовершеннолетних за преступления»;

«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Ответственность родителей. Правовой аспект»

«Подростковый суицид. Причины, профилактика».

1-5классы

6-11классы

6-11классы

Октябрь, Май

Социальный педагог О.В.Валетчик

Социальный педагог О.В.Шилова

Н.Р.Чупина инспектор ОДН ОП № 4

Н.Р.Чупина инспектор ОДН ОП № 4

Э.А.Осыко, инспектор КДН и ЗП № 2

Ф.Н.Сиваков, психолог ОГАУЗ «БГБ №3»

5

Участие специалистов службы в родительском всеобуче

1-11 классы

В течение года

Социальные педагоги

6

Индивидуальное консультирование.

Дистанционное консультирование.

1-11классы

В течение года

Социальные педагоги, педагоги-психологи, учитель-логопед

  1. Риски
  • зависимость проведения профилактических мероприятий с участием сотрудников системы профилактики от их профессиональной загруженности;
  • возможное нарушение сроков проведения планируемых мероприятий. 

  1. Ожидаемый результат
  • Успешность ребенка, его хорошее настроение, участие в жизни класса и школы.
  • Повышение качества обучения, достижение полного контроля за поведением учащихся.
  • Повышение уровня воспитанности, предотвращение правонарушений и преступлений, путем вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.
  • Вовлеченность малоактивных учащихся во внеучебную деятельность, организацию общешкольных праздников.
  • Выработка у учащихся коммуникативных навыков для адаптации в социуме и самоутверждения.
  • Повышение качества работы системы дополнительного образования в школе.
  • Вовлеченность учащихся в трудовую деятельность.
  • Организация стабильного взаимодействия школы с органами системы профилактики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геометрия 7 класс. Построение отрезка, равного данному. Построение угла, равного данному

Конспект урока по геометрии в 7 классе на тему: "Построения с помощью циркуля и линейки. Построение отрезка, равного данному. Построение угла, равного данному....

Спортивный праздник "Равный среди равных"

Методическая разработка "Равный среди равных"...

Тренинг- Деловая игра "Первый среди равных"

Цели мероприятия :развитие лидерских качеств у учащихся в рамках действия органов самоуправления.; повышение уровня самосознания старшеклассников; побуждение учащихся к саморазвитию, качественному пре...

Волонтёрский отряд«Равный равному»

Волонтёрский отряд «Равный равному»...

Информационно-просветительское мероприятие медиаторов-ровесников "Информационный марафон. От равного - к равному"

Участники Клуба медиаторов-ровесников предложили проводить информационные мероприятия о СШМ для учащихся   в форме информационного марафона, в котором информация о службе медиации представля...

Проект "Волонтерское движение.Равный обучает равного"

В данном проекте рассматривается вопрос о вовлечении во внеурочную деятельность детей, находящихся в составе РДШ, детей группы риска, детей ОВЗ.  Описываются механизмы реализации внеурочной деяте...

Проект "Равные права - равные возможности"

Проект предназначен для решения проблемы эффективного использования урочной и внеурочной деятельности с целью пропаганды и популяризации здорового образа жизни (далее – ЗОЖ), направлен на повыше...