Тренинг- Деловая игра "Первый среди равных"
методическая разработка (11 класс) по теме

Якименко Светлана Ивановна

Цели мероприятия :развитие лидерских качеств у учащихся в рамках действия органов самоуправления.; повышение уровня самосознания старшеклассников; побуждение учащихся к саморазвитию, качественному преобразованию своего внутреннего мира.

Задачи: создание условий для проявления индивидуальности ребёнка, его творческого инравственного потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл original_lider_d.docx27.09 КБ
Файл praktikumpowerpoint.part1_.rar1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Практикум – тренинг «Первый среди равных »

Цели:

  • развитие лидерских качеств у учащихся в рамках действия органов самоуправления.;
  • – повышение уровня самосознания старшеклассников;
  • – побуждение учащихся к саморазвитию, качественному преобразованию своего внутреннего мира.

Задачи

  • Создание условий для проявления индивидуальности ребёнка, его творческого инравственного потенциала.

Введение

Звучит лирическая музыка.

Ведущий : ( под фон «Для притчи» рассказываю:)

...На одной планете жили люди, целью жизни которых являлось дело: они переносили груз. Он был упакован в мешки разной величины, удобные и неудобные для переноски. Каждый человек подходил и брал мешок поудобнее, относил его на место и возвращался обратно, чтобы выбрать для себя такой же груз. Лишь один человек каждый раз со вздохом взваливал на себя самую тяжелую ношу и с трудом доставлял ее на место. Однажды его спросили, зачем он добровольно выбирает себе ношу тяжелее, ведь есть люди, которые сильнее него. Он лишь ответил: «Кому-то ведь надо ее нести. Пусть это буду я!»

Лидер - это значит первый,

От него зависит много:

Судьбой своей в судьбу страны

Им пролагается дорога.

Взгляни в глаза того, кто рядом,

Он - человек и этим ценен.

Мы все в ответе друг за друга –

И этот принцип неизменен.

Слово «лидер» заимствовано из английского языка в 20-х годах ХХ века. Оно произошло от английского leader («ведущий», «руководитель»). В русском языке слово «лидер» описывает весьма широкий круг явлений, это слово относят не только к людям, но и к товарам, организациям и пр., занимающим главенствующее положение среди себе подобных.

Самое общее определение понятия звучит следующим образом: лидер – это член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать влияние на поведение остальных участников группы.

Пессимист жалуется на ветер.

Оптимист ждет, что ветер переменился.

Лидер поворачивает паруса по ветру. –

                                                                                            Джон Максвелл

Ведущий:Сегодня мы рассмотрим теоретический аспект о лидерах и поучаствуем в тренинге на выявление лидерских качеств

Ведущий: За вашей работой будут  наблюдать модераторы , вручая вам жетоны за активную работу, определяющие вашу роль в выполнении данного задания. (Но ведущий не объявляет участникам, что означают те или иные цвета, а в конце игры предлагает ребятам выполнить аппликацию из тех жетонов, которые они заработали).

Ведущий.:Я предлагаю вспомнить известных вам людей, которые    считаются историческими  лидерами. (ГергийКонстантинович  Жуков, Владимир Владимирович Путин, Александр Суворов, Петр I )  

Какими качествами  лидера обладали  эти люди?  (Устно)

Задание:Из предложенного списка   характеристик выберите5 качеств , которые вы считаете важными для лидера.

Внесите их в кластер -работа с кластером

(1 Уверенность в себеИстинный лидер излучает уверенность в себе, способность справиться с любой задачей.

3 СтрессоустойчивостьНеотъемлемые черты лидера – эмоциональная уравновешенность, невозмутимость, умение оставаться хладнокровным в любой ситуации.

4 ИзобретательностьЛюди охотно подчиняются умному и изобретательному лидеру.

5 ПредприимчивостьНастоящий лидер обязан быть предприимчивым, энергичным и способным на разумный –риск.

6 ОтветственностьОтветственностьи надежность, а также верность данным обещаниям – все это с лучшей стороны характеризует человека, претендующего на лидерство.

7 СамостоятельностьПодчиненные должны быть уверены, что их лидер абсолютно самостоятелен и независим в принятии решений.

8 НастойчивостьНаличие у лидера четких и разумных целей, а также настойчивость в их достижении крайне важны.

9 ОбщительностьВсе настоящие лидеры умели быть приятными в общении.

10 СамодисциплинаНастоящий лидер должен быть примером для подражания в быту и на работе.

( модераторы выдают жетоны за активность )

Умение влиять на окружающих Его еще называют харизмой. Многие считают это качество врожденным, однако автор тренинга «Харизма лидера» РадиславГандапас придерживается другого мнения. Он считает, что основа харизмы – способность «быть не таким, как все». А для этого иногда достаточно создать миф, в который верят окружающие. Наполеон якобы знал всех солдат своей армии по именам. То же говорили и про Цезаря, и про Александра Македонского.

Ведущий:Американский социолог Р. Стогдилл и его поддерживают многие социологи ,  считает ,что для лидера характерны в первую очередь такие качества:

1.Ум, интеллект

2.Господство над другими

3.Уверенность в себе

4.Энергичность

5.Знание дела

( методика«Шести шляп мышления»)

Метод шести думающих шляп известен также под названием метода де Боно. Он был изобретен Эдвардом де Боно и содержит в основе идею параллельного мышления.

• Белая шляпа – шляпа информации.

• Красная шляпа – шляпа эмоций.

• Желтая шляпа – шляпа оптимизма..

• Черная шляпа – шляпа пессимизма.

• Зеленая шляпа – шляпа роста и возможностей.

• Голубая шляпа – шляпа процесса.

Ведущая:  Я на себя примерю голубую шляпу

Ведущий : С позиций  мышлений  ваших фокус-групп  рассмотрите следующих лидеров :

  • №1Желтые- Гитлер   (Каковы преимущества?)
  • №2 Красные -Сталин ( Какие у меня возникают чувства ?)

  • №3 Белые –  Екатерина Великая (Какой мы обладаем информацией? )
  • №4 Черные –Наполеон Б    (В чем недостатки ?)

(дискуссия-обсуждение работа в фокус-группах)

( по окончанию  дискуссии модераторы вручают жетоны)

Справка: Среди лидеров можно выделить следующие группы:

Лидеры, готовые разрабатывать свои планы действия уже сейчас (обычно экстраверты);Экстраверт — психологический тип личности, которому присущи качества:

импульсивность; общительность; инициативность; социальная открытость, он хорошо адаптируется к любому обществу;   открытость внутреннего мира; активность в жестах при общении.( пример Гитлер, )

(Баба-яга против!» - лидеры, не желающие жить по стандарту, заданному кем-то, но они могут быть генераторами идей;( пример КПРФ –Зюганова)

Лидеры-коммуникаторы, готовые быть правой рукой, организаторы, обеспечивающие общение в команде; история– Это случилось на Параолимпийских играх в Сиэтле. Девять атлетов-инвалидов стояли на старте 100-метровой беговой дорожки. Прозвучал выстрел, и начался забег. Не все бежали, но все хотели принять участие и победить. Они пробежали треть дистанции, когда один из участников забега споткнулся и упал, заплакав от боли и обиды. Остальные восемь участников услышали его плач. Они замедлили бег и оглянулись.Они остановились и вернулись обратно. ВСЕ. Девушка с синдромом Дауна присела рядом с упавшим, обняла его и спросила: «Теперь тебе лучше?» И они все вместе, вдевятером, плечом к плечу пошли к финишной линии. Зрители встали с мест и зааплодировали. Аплодисменты длились очень долго. Тот, кто это видел, до сих пор говорит об этом. Почему? Потому что глубоко внутри себя мы все знаем, что в жизни есть нечто гораздо более важное, чем побеждать для себя. Самая важное в этой жизни – помогать другим побеждать. Даже если это означает необходимость замедлить или прервать собственную гонку.

«Свеча ничего не теряет, если от ее пламени зажглась другая свеча.»

II. Практическая часть

( коллегам предложить понаблюдать за практической частью)

(работать с двумя группами)

Этап «Знакомство »

Коллектив разбивается на несколько групп по 6-8 человек.

Игра начнется, как и все другие игры, со знакомства. Но знакомство пройдет  в необычной форме. Вы должны будете представить не себя, а соседа справа, но представление соседа должно быть креативным и необычным. На подготовку вам дается 2 минуты. ( имя, что любит , что не любит ).

(по итогам игры «Знакомство» ребятам, которые отличились в представлении соседа,  дают жетоны определенного цвета.)

Ведущий:Вот мы познакомились, у некоторых из вас в руках появились жетоны. Во время всех этапов  тренингавам будут выдаваться жетоны  разных цветов, не потеряйте их, они вам пригодятся.

Этап «Веревочка». Всем нужно будет встать. Правила просты, возьмемся за руки, я буду называть геометрическую фигуру, а вам нужно будет её построить, то есть встать в виде   этой фигуры. По выполнению задания поднимите руки.  (Круг, овал,  квадрат, треугольник, звезда, ромб, прямоугольник)

(Модератор наблюдает за участниками игры и выдает жетоны определенного цвета)

Ведущий: Подведем итог игры «Веревочка», в руках у вас появились новые жетоны. Их получили те, кто активно проявил себя, смог организовать людей в игре.

Этап «Карабас». Правила просты, я называю число и из группы должны встать такое же количество людей Например, названо число 5, следовательно, должно встать 5 человек.

Итак, начинаем:  7,  3, 6 ,4,2, 5, 1. (Последнее число, которое называет ведущий, должно быть единица, тогда будет видно, кто действительно претендует на место лидера).

В итоге игры «Карабас» становится ясно, кто претендует на место лидера.

(модератор раздаёт жетоны)

Ведущий предлагает наклеить  все полученные жетоны от модераторов кластер « Кто я» ( «Ромашка» )

Ведущий: Попрошу встать участников тренинга ,

у которых есть  белые жетоны; (игроки поднимаются и остаются стоять),

у кого естьтолько  белые и красные жетоны;

у кого только белые, красные, синие;

у кого есть белые, красные, синие,  желтые , зеленые;

(В итоге остаются  стоять те, у кого есть белые, красные, синие, зеленые, желтые жетоны.)

Ведущий:Подойдите , пожалуйста, ко мне; сейчас перед нами стоят настоящие лидеры, сегодня они смогли проявить себя в необычной, непривычной для них обстановке, давайте им поаплодируем.  Сейчас объясню, каждый жетон  определенного цвета обозначает  главное качество лидера.

Белый – исполнитель (прислушивался к мнению других, исполнял просьбы, задания)

Красный – активность (ярко проявлял себя в заданиях)

Синий – генератор идей (давал в нужное время стоящие идеи, для реализации задания)

Зеленый – организатор (смог организовать людей, для выполнения задания)

Желтый -  влияние (умение влиять и договариваться с окружающими)

(вручить «Лидерам»Памятки-законы )

Ведущий : Нам педагогам важно видеть в вас уважаемые старшеклассники  – завтрашних лидеров общества. К тому же, есть поговорка: «Лидерами не рождаются – лидерами становятся». Я думаю вы согласитесь , что «лидерами становятся», и эта подготовка начинается в стенах школы

Лидерство — это способность и воля вести окружающих  к единой цели, а также характер, который внушает доверие.

Ведущий: А будущему составу Школьной  хочется адресовать слова :

Россо Перо:«Ведите и вдохновляйте людей. Не пытайтесь управлять и манипулировать людьми. Можно управлять инвентарём, но людей нужно вести».

Ведущий: В начале занятия прозвучали  слова:

Лидер - это значит первый,

От него зависит много:

Судьбой своей в судьбу страны

Им пролагается дорога.

Ведущий: Но всегда ли мы знаем настоящих первых? Об этом песня А. Макаревича «О первых».  Звучит песня А. Макаревича «О первых

Ведущий :Если Вы есть - будьте первыми,

Первыми, кем бы Вы ни были.

Из песен - лучшими песнями,

Из книг - настоящими книгами.

Первыми будьте и только,

Ведь в этом же смысл бытия,

Лучше второго художника

Первые маляра.

Спросят Вас оробело:

«Что же тогда получается:

Если все пойдут первыми,

Кто же пойдет замыкающим?»

 А Вы трусливых не слушайте,

Вы их сдуйте как пену.

Если Вы есть - будьте первыми,

Если Вы есть - будьте лучшими.

Если Вы есть, попробуйте

Горечь земных побегов.

Примериваясь, попробуйте

Великую ношу первых.

Как самое неизбежное

Взвалите себе на плечи.

Если Вы есть - будьте первыми.

Первым трудней , но и  легче!..

Лидерство - это стиль жизни, девиз которой: "Если не я, то кто?»

                                                                                                 Джон Максвелл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геометрия 7 класс. Построение отрезка, равного данному. Построение угла, равного данному

Конспект урока по геометрии в 7 классе на тему: "Построения с помощью циркуля и линейки. Построение отрезка, равного данному. Построение угла, равного данному....

Конспекты по экономике: "Деловая среда бизнеса. Биржа"

Материалы  можно использовать для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...

Деловая игра на тему: "Проблема зависимости от психоактивных веществ среди молодёжи"

Цель: Помочь подросткам осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и её последствия....

Урок по теме:"Обработка числовых данных и деловая графика в среде программы EXCEL"

Данный урок предназначен для обобщения теоретических знаний по изученной теме;закрепления основных навыков и приемов работы с электронными таблицами EXCEL в ходе выполнения практической работы «Расчет...

Спортивный праздник "Равный среди равных"

Методическая разработка "Равный среди равных"...

Конспект занятия Учебно – деловая игра «Выборы и распределение должностей среди сотрудников велопарка».

Конспект занятия Учебно – деловая игра«Выборы и распределение должностей среди сотрудников велопарка»....

Проект "Равные среди равных"

Разработка проекта социализации и адаптации детей «группы риска» школы через взаимодействие с органами системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних «Равные среди ра...