Наставничество в социальной гостинице
материал

Матвеева Кристина Бесикиевна

Наставничество в социальной гостинице.

    Я, Матвеева Кристина Бесикиевна, работаю социальным педагогом в социальной гостинице для несовершеннолетних с детьми в возрасте от 7 до 15 лет.
     Чаще всего в нашу гостиницу попадают подростки группы риска из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также ребята с ОВЗ. Проживают ребята в нашем Центре в среднем три месяца, а далее продление по необходимости.

     В своей работе мне бы хотелось совместить два направления: наставника и тьютора. Так как ребята, попадающие в социальную гостиницу, чаще всего нуждаются и в том и в другом.

Цели :

- корректировка поведения

- улучшение детско-родительских отношений

- организация условий для успешного обучения

- помощь в раскрытии талантов

- социальная реабелитация и адаптация

- интеграция

- организация разработки индивидуального маршрута ( по необходимости)

Задачи :

- организация взаимодействий всех участников процесса

- информирование педагогов об особенностях развития ребенка

- отслеживание состояния ребенка

    На данный момент в социальной гостинице проживают 8 детей. 7 из них – подростки группы риска в возрасте от 12 до 15 лет, и 1 – ребенок с ОВЗ, мальчик 8 лет.

     С 1 сентября мной проводится работа со всеми детьми. Каждому из воспитанников созданы условия для успешного обучения: выданы необходимые школьные принадлежности, форма для занятий физкультурой, рюкзаки. Все ребята протестированы с целью выявления потребностей в дополнительных занятиях. Двое учеников захотели посещать кружки и секции вне нашего Центра. На сегодняшний день оговаривается возможность посещения детьми этих занятий. Некоторые ребята нуждаются в корректировке поведения. Для этого они посещают занятия с психологом. Из отчета психолога по результатам первых занятий следует, что подросткам необходима корректировка  жизненных ориентиров, развитие системы планирования. Что и будет реализовываться на всем этапе проживания несовершеннолетних в социальной гостинице.

    Двое ребят перешли в новые школы. Оба испытывали сильный стресс перед первой встречей с педагогами и классом. Для снижения эмоционального напряжения мной были организованы экскурсии в данные школы. Ребята познакомились со своими педагогами, им показали их кабинеты, а  также удалось увидеть нескольких новых одноклассников. Администрации школ мной поставлены в известность о необходимости особого подхода к ребятам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Все подошли к данной ситуации с пониманием. Пошли навстречу и помогли организовать горячее питание для ребят этой категории. Эти нехитрые действия помогли существенно снизить уровень тревожности у ребят, а, значит, адаптация у ребят пройдет более комфортно.

    Для укрепления детско-родительских отношений мной был организован праздник 1 сентября, приглашены родители и другие родственники ребят. Дети  вместе с воспитателями нашего Центра готовились к празднику: испекли пирог и помогли накрыть на стол. Психолог подготовила игру “Семейное фото”. А еще в нашем Центре существует традиция - каждому воспитаннику мы дарим фотоальбом, в который вкладываем фотографии ребят в Центре, с родственниками, на праздниках. К сожалению, традиция распечатывать фотографии уходит в прошлое и, как показывает практика, часто у детей это первый и единственный в их жизни альбом с распечатанными фото. Они берегут его и ценят эти теплые моменты, запечатленные на снимках.

    В вечернее время в нашем Центре организована помощь в выполнении домашних заданий. Педагоги помогают выполнять задания ребятам, испытывающим трудности в обучении. Часто у воспитанников много пробелов в знаниях. Для их устранения дефектологами разрабатывается индивидуальный план работы с каждым учеником. Моя задача – помочь выявить пробелы, по возможности, договориться в учебных заведениях о помощи ребятам во внеурочное время. Либо организация разработки индивидуального образовательного маршрута.

    Один мальчик с ОВЗ нуждается в смене образовательного маршрута, так как обучается в общеобразовательной школе. При поступлении в Центр ребенок закончил второй класс, неаттестован по всем предметам. Единственное, что предлагала администрация школы это оставить ребенка на второй год, но мама отказалась.

    По данному ребенку мной собран консилиум из педагогов, психологов и дефектологов Центра, на котором решено инициировать для ребенка прием на психолго-медико-педагогическуой комиссии, где будет принято решение о корректировке индивидуального образовательного маршрута. На сегодняшний день мальчик посещает прежнюю школу. После беседы с администрацией школы и классным руководителем для ребенка разработан индивидуальный план обучения. Теперь мальчик не испытывает стресса от ощущения неуспешности. Раньше он мог сам себя калечить, был изгоем в классе, был замкнут и агрессивен. Постепенно у него улучшается качество жизни - он стал более общительным, позитивным. На уроках педагог предлагает ему нарисовать то, что он не может или не хочет выразить словами. Это очень помогает ему осваивать такие предметы как обществознание, технология, изобразительное искусство. У нас в Центре мальчик тоже стал больше рисовать и иногда свои просьбы и желания выражает с помощью рисунков.

    Еще в наш Центр часто приезжают волонтеры. Мы с ними составляем план  мероприятий на год. Например, волонтеры из команды « Знаешь как? Как знаешь…» Это в большинстве своем ребята из неблагополучных семей, которые под руководством опытного психолога смогли не только выбрать свой жизненный путь, но и регулярно помогают подросткам группы риска. Они ставят красочные спектакли на волнующие современных детей темы. Общаются с ребятами, не стесняясь говорить о своем жизненном опыте, организовывают выездные мероприятия с привлечением спонсоров, устраивают тематические чаепития.

    Для ребят постарше мной разработана программа по профориентации. Мы посещаем дни открытых дверей в колледжах и лицеях города. По достижению 14 лет ребята посещают городской центр “Вектор”, где опытные психологи тестируют ребят, выявляя их сильные стороны и личностные качества, которые пригодятся в той или иной профессии. И дают рекомендации относительно выбора профессии и учебного заведения.

    Так же мной разработана программа по канистерапии для ребят, попавших в трудную жизненную ситуацию. Я много лет занимаюсь изучением собак и являюсь владельцем лабрадора, который и выступает в роли канистерапевта. Как показала практика, наши занятия благотворно влияют на психику подростков, помогают ребятам раскрыться, снимают нервное напряжение. Наши занятия направлены на изучение собак, методикам их обучения, а так же мы посещаем ветеринарные клиники, в которых знакомимся с профессией ветеринара, смотрим, как обследуют и лечат животных, посещаем выставки  и памятники собакам. Это способствует развитию гуманного отношения к животным.

 

 

 

 
       

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецепты доброты от воспитанниц социальной гостиницы центра «Юность»

В социальной гостинице центра «Юность» для ребят существует возможность не только есть вкусную еду, но и научиться готовить блюда, которые можно увидеть в меню ресторана....

Об организации наставничества в отношении семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.

В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных формах работы с семьями с детьми, находящихся в социально опасном положении, ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон ...

Проект "Дети учат детей". Практика наставничества "Развитие социальной коммуникативности детей через ролевые игры"

Материал содержмит  диагностику динамики влияния ролевых игр на психологическое развитие учащихся, а также примеры ролевых игр для развития социальной коммуникации у детей....

Новые направления воспитательной работы. (Как развить мотивацию к обучению, сформировать социальную ответственность учеников и внедрение наставничества).

ull;Нельзя говорить о качественном образовании в школе, если ученики не соблюдают социальные нормы и не могут спланировать свое развитие в течение всей жизни.•Указ президента от 07.05.2018 №204...

Наставничество как форма социального и научно-образовательного партнерства в рамках профессионального самоопределения в объединении «Агроэкология» Биоквантума детского технопарка «Кванториум» Орловской области

В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных. В целом наставничество является мировой тенденцией, и оно охватывает все сферы деятельности: предприятия различных фо...

Из опыта работы "Наставничество в работе специалиста по социальной работе с молодёжью»

Из опыта работы "Наставничество в работе специалиста по социальной работе с молодёжью» ...