Об организации наставничества в отношении семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.
материал на тему

В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных формах работы с семьями с детьми, находящихся в социально опасном положении, ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон решаемых ими проблем достаточно широк, а опыт невелик. Не смотря на то, что определенная работа проводится, проблема детей и семей остается актуальной, требует постоянного анализа и системной работы. Наставничество в отношении семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, предлагается как одна из эффективных форм работы с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5a5334c7f33ee.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Об организации наставничества в отношении семей с детьми,

находящихся в социально опасном положении

        Кризис современного общества порождает не только конфликты поколений, но и дезорганизацию социальной жизни, распад общества, его социальных институтов. Негативные последствия неблагополучия в обществе проектируются на семью. В результате страдает не только семья, но и вступающий в жизнь человек, все общество в целом. В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных формах работы с семьями с детьми, находящихся в социально опасном положении, ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон решаемых ими проблем достаточно широк, а опыт невелик. Не смотря на то, что определенная работа проводится, проблема детей и семей остается актуальной, требует постоянного анализа и системной работы. Наставничество в отношении семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, предлагается как одна из эффективных форм работы с семьей.

На территории края наставничество организуется в рамках реализации постановления Правительства края от 31.08.2015 № 279-пр «Об утверждении Положения об организации наставничества в отношении семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, проживающих на территории Хабаровского края».

Наставничество – добровольная деятельность граждан, в том числе должностных лиц, по безвозмездной поддержке семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, путем оказания им помощи в преодолении социально опасного положения.

Правовой основой внедрения наставничества являются федеральные законы:

- от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

Целью наставничества является эффективное решение проблем детской безнадзорности, повышение социального уровня семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, уменьшение численности семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.

Задачами наставничества являются:

- проведение индивидуальной профилактической работы с семьей;

- содействие в оказании педагогической, психологической и социальной помощи семьям;

- участие в реализации межведомственного индивидуального профилактического плана работы с семьей с детьми, находящейся в социально опасном положении;

- организация просветительской работы с семьями в целях обеспечения безопасности ребенка, профилактики алкоголизма (других зависимостей) родителей и насилия над ребенком, восстановление социальных функций семьи.

        В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закреплено понятие семьи, находящейся в социально опасном положении - это семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Анализируя данные по семьям учащихся школы, можно сделать вывод о социальной дезадаптации большинства семей. Это характеризуется наличием следующих проблем:

- алкоголизм членов семьи

Как правило, в таких семьях происходят драки, ругань, собираются компании, возникают ссоры и т.д. В таких семьях дети растут с психическими отклонениями;

- безработица

Отсутствие постоянного источника дохода взрослых трудоспособных членов семьи;

- малообеспеченность

Среднедушевой доход ниже прожиточного минимума (подтверждается справкой о доходах семьи);

- духовно-нравственная деградация семьи

Утрата семейных ценностей, традиций, жестокое обращение с детьми, отсутствие мотивации на здоровый образ жизни, неумение организовать семейный досуг, нарушение норм морали и права.

Причины семейной дезадаптации: неумение правильно, конструктивно строить отношения, личностные психологические особенности, низкий уровень педагогической компетентности взрослых, недостаток внимания к ребенку со стороны родителей, отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей.

В целях осуществления социального сопровождения и оказания поддержки данной категории семей организовано наставничество. Определены наставники из числа администрации, педагогов школы.

В школе ведется профилактическая работа с семьями с детьми, находящимися в социально опасном положении

Система сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении включает:

  1. Проведение социальной диагностики (сбор информации о семье с целью определения проблем семьи: собеседование с классным руководителем учащегося из данной категории семьи, с педагогами социально-психологической службы, администрацией школы, беседа с учащимися и родителями, родственниками, соседями семьи).
  2. Составление индивидуальной программы реабилитации отдельно на каждую семью, включающую цели и задачи, формы и методы работы, сроки проведения конкретных мероприятий.
  3. Проведение рейдов в семью, с составлением актов жилищно-бытовых условий, проведение профилактических бесед по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей.
  4. Оформление документации: учетная карта семьи, акты обследования жилищно-бытовых условий, карта индивидуальной профилактической работы с семьей.

Виды оказания поддержки семье с детьми, находящимся в социально опасном положении в:

1. Социально-педагогическая поддержка:

- организация бесплатного завтрака в школьной столовой учащимся из данных семей;

- дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации;

-включение детей в занятия по интересам;

- организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время в лагерях с дневным пребыванием в МБОУ СОШ;

- консультирование учащихся в профессиональном определении.

2. Материальная помощь:

Обеспечение детей:

- одеждой, обувью, канцелярскими товарами в рамках акции «Помоги собраться в школу»;

- бесплатными учебниками.

3. Психологическая помощь:

- организация педагогом-психологом консультаций для родителей;

- проведение диагностики, коррекционных и тренинговых занятий с детьми и родителями в сенсорной комнате МБОУ СОШ.

В результате проводимой профилактической работы в семьях трудно, но все же меняется ситуация, детям в семье уделяется гораздо больше внимания, родители посещают родительские собрания, приходят для консультации к педагогам-предметникам, педагогу-психологу, социальному педагогу, разрешаются школьные и поведенческие проблемы учащихся. Не смотря на это количество семей с детьми, находящихся в социально опасном положении не уменьшается.  

Позитивные изменения в семье требуют достаточно много времени и больших усилий как со стороны наставников, так и, в большей степени, со стороны членов семьи. В любом случае, в своей работе наставник должен стремиться, прежде всего, активизировать ресурсы самой семьи. Очень сложно добиться высокой эффективности работы с такой категорией, как семьи, находящейся в социально опасном положении. Она напрямую зависит не только от наличия мотивации (даже незначительной) самих членов семьи на положительные изменения в семейной ситуации, не только от системности и комплексности социальной помощи со стороны специалистов, но и многих территориальных социальных проблем (отсутствие рабочих мест, низкооплачиваемый труд неквалифицированных работников, асоциальное окружение семьи и др.).

Наставники продолжают индивидуальную профилактическую работу с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Для более эффективной работы в отношении семей предлагаем ввести в список наставников общественность поселка, авторитетных, неравнодушных людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально профилактическая работа в отношении семей, находящихся в социально опасном положении

Из опыта работы социального педагога по проведению индивидуально профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении. Показана система взаимодействия служб образовател...

Индивидуальная профилактическая работа в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.

Из опыта работы социального педагога МАОУ СОШ №5 имени Ю.А.Гагарина города Тамбова Лагутиной А.А. В данном материале рассмотрен алгоритм работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. О...

Восстановление внутрисемейных отношений в процессе работы с учащимися из семей, находящихся в социально опасном положении

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание социально-психолого-педагогической помощи их семьям ...

Выявление детей из социально неблагополучных семей и детей, находящихся в социально опасном положении и дифференцированная работа с ними.

На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная &la...

План индивидуальной работы с детьми, находящимися в социально опасном положении

Классное руководство. Организация индивидуальной работы с детьми, которые находятся в социально опасном положении....

Рабочая программа по проведению профилактической работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и (или) в трудной жизненной ситуации

Рабочая программа социального педагога по проведению профилактической работы с детьми , находящимися в СОП....