Рабочая программа по проведению профилактической работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и (или) в трудной жизненной ситуации
рабочая программа

Рабочая программа социального педагога по проведению профилактической работы с детьми , находящимися в СОП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_sotsialnogo_pedagoga.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №416 Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Школа развития личности имени Веры Васильевны Павловой»

ПРИНЯТА                                                                                      УТВЕРЖДЕНА

решением педагогического совета                                           директор ГБОУ школы № 416

Протокол №  ____                                                                       ____________   __________

                   от «     »           . 2021 года                                                                           .        .2021 года

                                         Рабочая программа

по проведению  профилактической работы с детьми,

находящимися в социально опасном положении  и (или)

в трудной жизненной ситуации,

на 2021-2022 учебный год

срок реализации рабочей программы

2021-2022 учебный год

     социальный педагог:  Горбач Ольга Анатольевна

 

                                               

                                                 Санкт-Петербург

                                                               2021

Пояснительная записка

 

Актуальность

Анализ  статистических  данных последних лет позволяет констатировать увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детского алкоголизма и наркомании. Ставшие  весьма распространёнными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между  детьми и родителями, разрыва связи между ними, крайне отрицательно повлияли на нравственное, психическое и физическое здоровье детей.

  Объектом работы социального педагога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребёнок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктированные контакты с взрослыми, контакты адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.

   В ходе социально-педагогической работы с педагогами, учащимися и их семьями важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребёнка реальны: семья, школа, (коллектив формально определённых сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам). Задача социального педагога в работе с данной категорией учащихся - это недопущение и разрешение уже имеющихся кризисных ситуаций. Причем эти ситуации отрабатываются  не только в тех случаях, когда возникают в стенах школы, но и если ситуации носят «семейный» характер. Инструментом  воздействия на семью в социуме в целях повышения ее роли в социализации личности ребенка является социально- педагогическая работа, организуемая социальным педагогом, как компетентная профессиональная деятельность по оказанию помощи семье в целях улучшения или восстановления ее способности к социальному функционированию.  

  Деятельность социального педагога по организации сотрудничества семьи и школы должна и может  привести к положительным результатам, если мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление  кризиса.

  Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.

    Создание благоприятных  условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, его защита (социальная, психолого-педагогическая) в жизненном пространстве  является содержанием работы социального педагога.

Объектом работы социального педагога является:

-работа с  обучающимися;

-работа с родителями/законными представителями обучающихся;

-работа с педагогами;

-взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики

 Профессиональная деятельность социального педагога в системе ОУ является важной частью в общей системе образования, которая также направлена на реализацию ФГОС. В современных условиях повышается спрос на социальную поддержку и профессиональную помощь со стороны воспитательной службы, в том числе социальных педагогов. Это связано с развитием социальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни России, увеличением девиаций, не только положительных, но и отрицательных (наркомания, алкоголизм, преступность), то есть отклонения в поведении, в том числе и среди подростков. Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, школы, в связи с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.

Можно выделить основные группы проблем:

проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;

проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;

проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;

проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.

В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества. Данная программа предусматривает оказание помощи обучающемуся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами

Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества. Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей  в своей работе необходимо опираться на законодательную, нормативно-правовую базу деятельности социального педагога в образовательном учреждении, которую определяют следующие правовые  документы:

  - Конституция Российской Федерации

  - Конвенция о правах ребенка

- Гражданский кодекс

  -Жилищный  кодекс  

 - Семейный кодекс

- Кодекс об административных правонарушениях

- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 27-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»

  - Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-Ф!l (ред. от 30.12.2012г) «Об основных                    

гарантиях  прав ребёнка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

- Федеральный закон от 21 декабря l996r. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной        поддержки        детей-сирот        и  детей,   оставшихся без попечения

родителей» (с изменениями и дополнениями)

 - Федеральный закон от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних›  (с изменениями и дополнениями)

- 3aкон  СПб от. 31.05.2010 №273-70"Об административных правонарушениях в СПб"

 Новизна программы.

Новизна программы состоит в разработке содержания деятельности социального педагога с учетом применения новых педагогических технологий, а также федеральных государственных образовательных стандартов.

Практическая значимость реализации программы осуществляется в двух важнейших направлениях:

Во-первых, она может рассматриваться как составная часть выполнения общего плана районной образовательной системы и системы профилактики в целом по решению проблем безнадзорности и противоправного поведения  несовершеннолетних.

Во-вторых, образовательная деятельность, предусмотренная  программой социальный практикум для ее адресатов по приобретению знаний, умений и навыков, представляющих практическую  ценность для жизни в социуме.

Адресат и сроки реализации программы - несовершеннолетним и их семьями, находящимся в социально опасном положении и (или) трудной жизненной ситуации.

Программа рассчитана на один учебный год.

Принципы построения программы, позволяющие эффективно сотрудничать с ОУ района, имеющими воспитательные системы различной ориентации, а также эффективно помогать детям, обладающим различными индивидуально-личностными качествами и жизненными ценностями:

- принцип системности - обеспечивает системную организацию в осуществлении работы по программе на основе всех ее компонентов: целей, задач, содержания, методов, форм, психолого-педагогических технологий и различных видов диагностической, информационно-просветительской и коррекционно-развивающей деятельности;

-принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной психологической информации, предоставляемой педагогам, учащимся и их родителям;

-принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у несовершеннолетних способности прогнозировать последствия того или иного своего поведения, пути решения проблем, проектировать пути достижения созидательных целей.

                            Концептуальные подходы

Осуществление социальным педагогом своей профессиональной деятельности в школе предполагает знание и использование в работе следующих устоявшихся понятий и терминов:

-социальный педагог — высококвалифицированный специалист в области педагогика и психологии, занимающийся организацией профилактической, социально значимой деятельности детей и взрослых;

-социализация - процесс становления личности, обучения, усвоения индивидуумом ценностей, норм, установок, присущих данному обществу. Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под воздействием широкого круга других воздействующих факторов (искусства, СМИ и т. д.);

-несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста 18 лет;

-несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении — это лицо, которое вследствие безнадзорности и беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение ;

-семья, находящаяся в социально-опасном положении- семья,имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители  несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

-трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина;

-безнадзорность - отсутствие присмотра за детьми, наблюдения за их времяпровождением, заботы о воспитании со стороны родителей или тех, кто их заменяет.

-индивидуальная профилактическая работа (ИПР) - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также и  предупреждению совершения ими правонарушений  и антиобщественных действий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  Цель данной программы:  повышение эффективности профилактической работы с несовершеннолетним, находящихся в социально опасном положении и (или) трудной жизненной ситуации и их семьями, а также помочь  обучающемуся:

-адекватно воспринимать  себя и окружающую действительность;

-развивать адаптационные  умения;

-почувствовать собственную ответственность за свою жизнь и жизнь других;

-приобрести навыки для дальнейшей самореализации;

-возрождение  семейных  ценностей и традиций;

-устранение агрессивного поведения;

-оказание  социально-педагогической поддержки, за счет создания развивающей        и адаптированной среды в классе.

-создание условий для целенаправленного воздействия на разные аспекты поведения обучающихся.

- поиск новых подходов в работе по оздоровлению детско-родительских отношений.

 

  Задачи  программы:

-выявлять  несовершеннолетних и их семьи, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации;

-способствовать формированию навыков социальной адаптации, помощь в социализации  и интеграции несовершеннолетних;

-оказывать методическую и консультативную помощь всем субъектам образовательного пространства, способствовать повышению профессионализма специалистов в области профилактики развития социальных отклонений несовершеннолетних  и их семей.

Целевая группа: несовершеннолетние , находящиеся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, их семьи.

Механизмы реализации программы:

Механизм реализации включает в себя комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию профилактической работы посредством развития системы межведомственного  взаимодействия, организации методической поддержки субъектов системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В процессе работы предусмотрены следующие формы работы:

семейные консультации, групповые и индивидуальные консультации.

Направления деятельности:

-психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь несовершеннолетним  и их семьям, находящимся  в социально опасном положении и (или) трудной жизненной ситуации;

-межведомственное взаимодействие с субъектами системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних;

-информационно-просветительская деятельность

Условия реализации программы:

Программа реализуется социальным педагогом  ГБОУ школы № 416 Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Ожидаемый  результат программы — успешное прохождение процесса социализации обучающихся : гражданское самосознание, общественная позиция, профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности .  

Формы подведения итогов реализации программы - тестирование, наблюдение, анкетирование, дневник наблюдений. 

- Повышение социальной устойчивости учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.

- Создание системы помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей и подростков.

- Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности, позитивного опыта.

- Усиление роли семьи в воспитании детей.

- Создание социально-педагогической системы в образовательных учреждениях для взаимодействия семьи и педагогического коллектива в разрешении социальных проблем, профилактика девиантного поведения среди школьников

 Анализ результативности программы осуществляется на психолого-социально - педагогических консилиумах (ППK)  на базе школы № 416 . По итогам ППK осуществляется выход на другие программы психолого-педагогического и  социального сопровождения, включая групповые и индивидуальные консультации, либо завершение работы с ребенком в случае полного разрешения проблемы.

    Программа содержит  ряд модулей работы социального педагога:

1.Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Этапы работы:

Предъявление проблемы ребенка.

Источники информации:

-Администрация ОУ (директор, социальный педагог) о детях, находящихся в социально опасном положении и (или) трудной жизненной ситуации ;

-обращение самих несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении;

-информация Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), КЦСОН,  подразделения УМВД;

Задача. Выработка плана совместных действий;

Социальная  диагностика.

Цель: выявление характера проблем, с которыми сталкивается семья и ребенок, причин их появления .

Задачи:

 Ознакомление с условиями и обстоятельствами жизни ребенка, составом семьи, отношениями в семье; определение основных видов и направлений помощи

Формы работы:

 сбор первичной информации о ребенке — индивидуальное обследование конкретного ребенка или подростка; интервью с родителями ребенка; оформление социального паспорта ребенка или плана индивидуально — профилактической работы.

Педагогическая диагностика.

Объект: несовершеннолетний как объект или субъект педагогической диагностики, классный коллектив; работа педагога (классного руководителя).

Цель. Выявление характера и причин школьной дезадаптации детей и подростков (хроническое отставание по ряду предметов, систематические пропуски занятий без уважительных причин, снижение познавательной активности, негативное отношение к учебе и учителям).

Социальная помощь и поддержка.

Цель: изменение обстоятельств жизни.

Направления работы:

-составление индивидуально — профилактического плана работы (ИПР);

-совместное обсуждение проблем ребенка (родители, социальный педагог, учитель, инспектор ОДН и т.д.), а также заседания Экспертного совета по обеспечению взаимодействия  субъектов системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних КДН и ЗП при администрации Петродворцового  района Санкт-Петербурга;

-обеспечение индивидуальных консультаций (педагог-психолог, )

-помощь в профориентации, переходе в другой класс.

Социокоррекционная работа с семьей.

Цель. Преодоление социальной дезадаптации, признаками которой является дезорганизация образа жизни ребенка.

Задачи.

-повышение познавательной активности, педагогической и правовой культуры детей и

подростков;

-помощь в организации особого учебно-воспитательного процесса для ребенка в школе, позволяющего восстановить процесс обучения, завершить определенный образовательный этап; осуществление педагогического образования родителей;

-коррекция родительского отношения к детям;

-систематизация и обобщение результатов наблюдений и обследований. 

-сформировать у ребёнка позитивные ценностные отношения к обществу, учёбе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;

-оказать семье обучающегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании детей.

-изучать интересы и склонности, способности учащихся, возможных их включений во внеурочную кружковую, общественно - полезную, культурно- массовую и спортивную работу. .

- помощь в организации досуга и отдыха подростков

(план работы в каникулярное время, сбор информации о занятости трудных подростков в период каникул, посещение кружков и секций во внеурочное время).

Методы и формы работы

-Консультирование педагогического коллектива и конкретных педагогов;

-целевые беседы с родителями;

-беседы с ребенком или подростком;

-посещение родительских собраний (выступления)

-изучение документации;

-наблюдение;

-тестирование;

-анкетирование;

-анализ;

-групповая работа:

-диагностика.

2.Деятельность социального педагога по ведению банка данных различных

категорий учащихся.

Цель: составить социальный паспорт

Направления работы:

-Создание банка данных  обучающихся школы (1-11 классы);

-Внесение изменений в банк данных обучающихся и их семей, находящихся в социально опасном положении и (или) трудной жизненной ситуации (дети с OB3; находящихся под опекой; детей-сирот, несовершеннолетних, состоящих на ВШК и в  ОДН);

-Изучение микросоциума обучающихся и их семей;

-Информационно-просветительская работа с родителями несовершеннолетних;

-Оформление информационных стендов школы;

-Создание памяток для  обучающихся и их родителей;

-Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики.

Социальный педагог несет ответственность:

- за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;

- систематическую работу с семьями школьников (особенно с семьями детей «группы риска»)

 

Функции:

1.Изучать ребёнка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, во дворе, его состояние в стадии конфликта.

2.Оказывать помощь ребёнку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты из кризиса, поддержать в трудное время.

3. Направлять деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.

4. Охранять и защищать личность, её права, интересы.

5. Создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся.

6. Организовывать социально-педагогическую, правовую консультацию для учащихся, педагогов, родителей

7. Решать конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями.

8. Способствовать здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.

 

Принципы:

1. Доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;

2. Индивидуализация - индивидуальный подход, где следует учитывать, уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;

3. Эффективность - ближайшая, отдалённая, восстановление личности ребёнка и активное включение в жизнь;

4. Многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав членов коллектива школы;

5. Оперативность – быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;

6. Репрезентативность-представительство во всех социальных группах учащихся и учёт их интересов;

7. Адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.

 

Литература:

 1. РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

2. Р.В. Овчарова СПРАВОЧНАЯ КНИГА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА. 2010г

3. ФЗ-120 «ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШНИЙ СРЕДИ НЕСОВРЕШЕННОЛЕТНИХ»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ»

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утр...

Программа по работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Программа направлена:·         на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,·...

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации»

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или...

Социальные технологии: работа с семьёй, находящейся в социально опасном положении.

Обучающий социально-педагогический семинар для социальных педагогов и классных руководителей был разработан в 2014 году для повышения качества оказания помощи семьям, находящимся в социально-опасном п...

Об организации наставничества в отношении семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.

В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных формах работы с семьями с детьми, находящихся в социально опасном положении, ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон ...

Программа "Комплексная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении"

Программа «Комплексная работа с семьями,находящимися в социально опасном положении»...

План индивидуальной работы с детьми, находящимися в социально опасном положении

Классное руководство. Организация индивидуальной работы с детьми, которые находятся в социально опасном положении....