Разработки занятий
план-конспект

Элеонора Мэлсовна Маланова

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга для младших школьников.

«Белая ворона».

Цель:

- формирование у школьников понятия толерантности;

- создание благожелательного отношения учащихся друг к другу;

- обучение детей конструктивному решению проблемных ситуаций;

- ознакомление учеников со сказкой  «Сказка для тех, кого не любят в классе» Т.Д. Зенкевич-Евстигнеева.

Методы: словесный, наглядный, практический.  

Оборудование:

Два больших стола для групповой работы, пространство для активных упражнений, стулья по числу участников, клубок, бланки для ответов на анкету, принадлежности для групповой  работы, ватман, архетипические карты, «облака».

План работы:

  1. Знакомство;
  2. Разминка «Волшебный клубок»;
  3. Выработка правил в группе:
  4. Вводная часть:
  5. Чтение и обсуждение сказки.  « Т.Д. Зенкевич-Евстигнеева «Сказка для тех кого не любят в классе».
  6. Место ребенка в классе «Отверженный или звезда».
  7. Практическое упражнение «Облака».
  8. Упражнение «Человекомашины».
  9. Упражнения «Я и другие»
  10. Упражнение «Индивидуальный рисунок».
  11.  Ритуал прощания.

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас необычное занятие.  Наше занятие называется «Белая ворона», но прежде чем мы начнем занятие,  я предлагаю вам с помощью клубочка познакомиться

1. Упражнение «Волшебный клубок».

Цель:   сплочение коллектива, узнать своих одноклассников ближе, раскрепощение детей.

Дети по кругу передают клубок, разматывая нить. Тому,  у кого клубок находится в руках,  предлагается закончить фразу: «Никто не знает что я …»  

После того, как все дети высказались и в руках у каждого находится нить, предлагается выполнить ряд упражнений: сделать круг( молча), закрыть глаза и выстроить квадрат, треугольник.

Вопросы для обсуждения:

-Трудно ли было выполнять задание?

 -Почему, что мешало?

2.Выработка правил в группе:

- Быть активным.

- Слушать друг друга.

- Когда один говорит, остальные не перебивают.

- Смеяться можно, но не с человека (но по-доброму)

- Каждая мысль имеет право на существование и высказывания. (Каждая мысль - вклад в общее дело).

3. Беседа:

Ребята, давайте с вами поговорим о «Белой вороне».

Кто из вас слышал такое выражение  -«белая ворона»?

Почему ворону называют белой. Какие качества вы приписали бы ей?

А кто знает, что означает это выражение? Кого в жизни называют «белой вороной»?

Ответы детей :

– Того, кто не похож на других, кто чем-то отличается и т.д.

– А чем может отличаться человек?

Ответы детей:

– Внешностью (некрасивый), манерой поведения, чудаковатостью, особыми способностями и т.д.

–Белая ворона – это такой человек, который чем-то отличается  (выделяется из толпы), но, как правило, большинству ребят он не нравится.

-А как обычно ведут себя одноклассники по отношению к такому человеку?

Ответы: Обзывают, игнорируют при общении, не приглашают на дни рождения, смеются, делают мелкие пакости и т.д.

Я хочу разобрать с вами один случай.

4. «Сказка для тех, кого не любят в классе». ( см. приложение 1.).

Вопросы для обсуждения сказки:

Что бы вы посоветовали ежику, чтобы над ним не смеялись?

Можете ли вы назвать эту компанию дружной.

-Кто в этой сказке был белой вороной?

-Можно ли белочку считать белой вороной?

-Почему белочка не стала помогать зайчонку?

Герой данной сказки – ежик некрасивый, колючий, толстый, но является ли это поводом для насмешек?  В описанной ситуации проявились лучшие черты его характера и худшие стороны друзей одной компании.

Итог сказки: такие Ежики, Белочки, Медвежата и прочие  живут  среди нас,  и мы с вами можем оказаться на их месте.

И так, что же мы будем делать если…?

Каким должен быть класс, чтобы в нём никогда не произошла подобная история?

5. Анкета: Место ребенка в классе  «отверженный или звезда». (см.приложение 2).

6. Упражнение  «Облака».

Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение класса.

На полу раскладываются облака разной формы на определенном расстоянии друг от друга , но так, чтобы можно было перешагнуть с одного на другое без помощи. Детям предлагается пройтись по облакам. Затем облачко убирается и расстояние становится больше, затем еще одно и так далее пока расстояние не станет таким, что без помощи товарища они не смогут переступать. Дети должны догадаться о том, что нужно помочь товарищу, если они не догадываются, то ведущий намекает на то, что чтобы преодолеть сложность нужно взяться за руки.

Сложно ли было перешагивать одному, и как когда на помощь пришел товарищ?.

Запомните, что особое место, в жизни каждого человека играет дружба. Вы обретаете друзей, вместе преодолевая трудности, насмешки, непонимание.

7.Упражнение «Человекомашины».

Цель:  создание эмоционально- положительного настроения, развивает моторику мелких мышц, которая влияет на активность головного мозга.

 Важно объяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все “части” машины.

Разделите детей на группы и предложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер, электропилу, электрофен,  и т.п.).

Можно продемонстрировать одну из машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобы третий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.

8.Упражнения «Я и другие»

Цель. Создание условий для отработки полученных навыков (партнерского общения, взаимодействия в команде) в ролевой игре.
Повысить работоспособность и настроиться на ролевую игру можно при помощи упражнения
«Карточная история», в котором задача повышения сплоченности, развития эмпатии решается за счет целостности группового действия, в данном случае рассказа. 

Для упражнения используется колода карт   (можно смешать две колоды), которая выкладывается в центре стола. Тот, кто начинает, выкладывает две карты и придумывает рассказ, в какой-то степени связанный с изображениями на картах. Следующий участник выкладывает свои две карты и продолжает рассказ. Упражнение продолжается до тех пор, пока не закончатся карты. Во время рассказа карты выкладываются на столе (на полу) по спирали, вокруг колоды.

9. Упражнение «Индивидуальный рисунок».

Цель: развивать сплоченность группы, двигаясь от стадии к стадии, от работы на личном пространстве до работы на общей территории.

— Индивидуальный рисунок -это может быть животное, не существующее в природе, а также то, что может символизировать самого обучающегося. Каждый участник должен свой рисунок «выщипать» (вырвать). Ведущий предлагает разместить свой рисунок на ватмане и приклеить; рисунок дорисовывается группой. Для создания единого образа, придумывается название, которым подписывается рисунок. Упражнение Рисунок можно вывесить в классе, где занимаются ребята, и оставить до конца занятий, что будет напоминать о позитивных моментах совместной работы и переживаниях.

Подведение итогов занятия.

Литература:

  1. Зенкевич-Евстигнеева  Т.Д.  Практикум по сказкотерапии -  С-П, 2014.
  2. Фопель К.  Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие – M.:Генезис, 2001.

Приложение 1.

Сказка для тех, кого не любят в классе.

Маленький ежик заблудился в лесу. Целый день он пытался найти тропинку, ведущую к дому, но с каждым шагом только углублялся в чащу леса. Стемнело, пошел дождь, вместе с его капельками из глаз ежика падали слезинки.

Ежик замерз, проголодался и представил, как сильно беспокоится его мама, которую он очень любил и не хотел ни чем огорчать.

Расчитывать на чью-либо помощь было бесполезно, потому что друзей ежик не имел. Лесные зверята вечно подсмеивались над ним и подшучивали только за то, что он не такой мягкий и пушистый, как они, а колючий, маленький, да к тому же еще и толстый, когда сворачивался в клубок.

Никого не интересовало, что под этими колючками скрывается что-то очень нежное и доброе. С ежиком даже не пытались подружиться- ведь тогда не над кем будет посмеяться.

Каждое утро в лесу пятеро друзей- Зайчик, Медвежонок, Барсук, Енот и Белочка начинали с придумывания пакостей и дразнилок для Ежика.

Однажды Заяц предложил вырыть яму, замаскировать ее ветками и позвать Ежика. После этого случая ежик несколько дней хромал, потому что падая в яму, подвернул лапку. Но никому его не было жалко. Наоборот, с забинтованной лапкой он был еще более смешон, чем раньше. И вот однажды наступил такой момент, когда всем надоело дразнить Ежика старыми способами, а новые никак не придумывались. Что-то странное произошло между друзьями. Они стали ссориться и подшучивать друг над другом.

 -Что это вы меня дразните?-возмутился Медвежонок. – Я же не какой-нибудь еж! – И тут Медвежонок удивился, несколько точными были его слова. Именно в эту минуту он оказался на месте Ежика.

-Косолапый! Косолапый! –кричали хором Заяц, Барсук, Енот и Белочка.

-Перестаньте! Но звери не унимались. Они нашли себе новый интерес. Увидев, что участь Ежика постигла его самого, Медвежонок ушел. «Вот и не стало у меня друзей,- грустил он, - никому – то я теперь не нужен». Медвежонок  шел, не глядя себе под ноги, и, не заметив пенек, споткнулся. – Ой, как больно! Помогите! Но на помощь никто не шел, и снова Медвежонок вспомнил Ежика. Как же ему было больно, когда он упал в яму…

А тем временем Ежик все искал дорогу домой. Увидев Медвежонка, он очень обрадовался, что хоть кто-то повстречался ему на пути. «Сейчас он начнет надо мной смеяться», -подумал Медвежонок. Но вместо этого Ежик погладил бок, которым тот ударился, что-то пошептал,  и боль сразу прошла.  -Спасибо, - улыбнулся Медвежонок,- я и не знал, что ты умеешь лечить. Почему ты никому не рассказывал о своем даре? – Потому что меня никто ни о чем не спрашивал - ответил ежик. И тут Медвежонку стало стыдно за то, как несправедливо относились они к Ежику. – Я больше тебя никогда не обижу, сказал он. Ему захотелось сделать для Ежика что-нибудь хорошее. Узнав, что тот заблудился, Медвежонок с радостью проводил его домой. По дороге они о многом разговаривали, смеялись. Впервые Медвежонку было весело просто так. Он сделал открытие: оказывается, для того чтобы тебе стало весело, совсем не обязательно смеяться над кем-то.

-Знаешь, -сказал он Ежику,-это даже хорошо, что все со мной перестали дружить. Иначе я никогда не понял,  как плохо остаться одному, как тяжело на душе, когда тебя дразнят, и как здорово находить себе новых друзей. Нужно обязательно рассказать об этом моим старым друзьям.

 На следующий день, увидев Медвежонка с Ежиком, Белочка закричала: Смотрите!  Косолапый разговаривает с колючкой! – Как же они смешно смотрятся! - поддержал ее Енот.

-Не обижайте моего друга, - попытался остановить их Медвежонок.-Чтобы дружить, совсем не обязательно делать кому-то плохо. Можно ведь вместе играть и помогать друг другу.

-Вот уж нет! – крикнул Заяц. С предателями мы не водимся!

-Да ведь это вы меня бросили, но я не сержусь, - сказал Медвежонок ,- благодаря вам я узнал, что нельзя обижать кого-то только за то, что он на нас не похож. Посмотрите, какие мы разные: Белочка – самая пушистая, Енот - самый маленький, я – большой, Заяц - самый быстрый, но это же не мешало нам быть вместе.

-А ну их! – Крикнул Барсук - Пойдемте лучше в сороку колючками кидаться.

-Они так ничего и не поняли, вздохнул Медвежонок.

-Не расстраивайся,- успокоил его Ежик, - пройдет время, и они поймут, обязательно поймут…

Пока Барсу, Енот и Белочка гоняли сороку, зайчик случайно застрял в расщелине дерева. Когда Белочка увидела, как он пытается выбраться, она рассмеялась: - Ой, вы только посмотрите, какой наш Заяц глупый и неосторожный!

– Ничего смешного, лучше помоги выбраться, а то еще лиса прибежит,- попросил Зайчик.

- Я бы помогла, да только что ты мне за это дашь?

- У меня ничего нет!

- Вот когда будет, тогда и позовешь! – весело сказала Белочка и побежала по тропинке.

-Белочка! Постой!-Закричал Зайчик. –У меня дома есть сочная морковка- бери сколько захочешь, только не оставляй меня на съедение лисе!

-А я не ем морковку! – раздался вдалеке голос, и беличий хвост  скрылся за деревьями.

- Барсук!  Енот! – кричал Заяц, но никто не шел на помощь.

Спустя какое-то время появилась Лиса, которой так боялся  Зайчик. Она подошла к нему поближе и облизнулась. «Вот и все»- подумал Заяц и закрыл глаза.  Лиса схватила его за уши, открыла рот… но вдруг….

Вдруг что-то больно укололо ее в спину.

- О-о-ой! – закричала Лиса, подскочив и выронив Зайца. – Что это? Обернувшись, она увидела Ежа и Медвежонка.

- Ладно, маленькая колючка,- прошипела Лиса, потирая спину. – Я до вас еще доберусь! – крикнула она, убегая.

Медвежонок помог Зайцу выбраться.

- Вы спасли мне жизнь! Что я могу для вас сделать? – спросил Зайчик.

- Просто давай играть вместе, - предложил Ежик.

- А вы меня возьмете? – удивился Заяц.

- Конечно! Играть в прятки или жмурки гораздо интереснее, чем кидаться колючками в птиц.

- Ежик, я причинил тебе так много неприятностей…

- Не продолжай, Зайчик, я не держу на тебя обиду, главное, что ты все понял…

Оставшись втроем, Белочка, Енот и Барсук почувствовали, что им все надоело и ничего уже не интересно. Всех птиц они разогнали, Медвежонка и Зайчика  потеряли. Смеяться над Ежиком стало уже опасно: ведь теперь он не один, а с Мишкой – самым сильным среди них, и Зайчиком – самым быстрым и ловким.

- Вы как хотите, - сказал Барсук, - а я иду мириться. Мне надоело придумывать, чем сегодня или завтра кидаться в сороку, кому вырыть яму, а потом в нее же и попасть, как случилось с Медвежонком и Зайчиком…. Может они примут меня в свой круг. Ежик знает много игр. Я видел вчера, как им хорошо и весело.

Енот задумался.

- Да пусть идет, сказала Белочка, -  нам и вдвоем будет не хуже!

- Нет, такая жизнь меня больше не устраивает, - ответил Енот, скоро с нами вообще никто не будет знаться. Ничего хорошего ведь от нас не видели. А Ежик может научить залечивать раны.

- Как хотите, - надулась Белочка, - проживу и без вас, - сказала она и взбежала вверх по дереву к своему  дуплу.

Несколько дней подряд наблюдала Белочка, как резвятся ее бывшие друзья и спешат на помощь к тем, кому это нужно.

- Иди к нам, Белочка, - звал ее Медвежонок, но она пряталась в своем домике.

Спустя еще один день, Белочка наконец поняла, как грустно и скучно оставаться одной. « А как же Ежик жил все это время?» - подумала она и с этой мыслью спустилась с дерева.

Так в лесу возникла команда Спасателей, которые спешат на помощь тем,  кто попал в беду. Ежик научил своих друзей залечивать раны, играть в разные игры, рассказал множество удивительных историй. Спасатели дружили много лет, ибо в этой  команде каждый занял свое особое место; каждый знал, что всегда может рассчитывать на плечо друга; каждый принимал другого таким, какой он есть.

Приложение 2. 

Анкета: Место ребенка в классе  «Отверженный или звезда».

С кем бы я хотел сидеть в классе?

1._____________________________

2._____________________________

3._____________________________

С кем ты не хочешь сидеть?

1.--------------------------------------------

Каждый ученик пишет на отдельном листке фамилии троих ребят, с которыми он хотел бы сидеть за одной партой.

Фамилии подсчитываются. Чем чаще повторится в заполненных ребятами листочках та или иная фамилия, тем более высокое положение в классе занимает ее обладатель.

 «Звезда» получит вместо средних трех выборов втрое, вчетверо, а то и впятеро больше предпочтений.

 «Отверженные»? Их имена устанавливают с помощью дополнительного вопроса: «С кем ты не хочешь сидеть?». Названная в ответ на такой вопрос фамилия и является отрицательным выбором (в социологии ответ на вопрос «С кем ты хочешь сидеть?» является положительным выбором). Как видите, «отверженные» входят составной частью в число «изолированных».

«Отверженными» называют «изолированных», получивших отрицательные выборы. Отрицательный выбор говорит об очень плохом отношении к человеку. Ведь к обычному «изолированному» (не «отверженному») ребята испытывают равнодушие — его не замечают. «Отверженного» же активно не любят, даже ненавидят.



Предварительный просмотр:

Занятие тренинг на сплочение классного коллектива

«Мы разные, но вместе мы едины»

 (для учащихся с 6 по 11 классы).

Цель:
- сплочение классного коллектива;
- создание благоприятного психологического климата;
- преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.
Задачи тренинга:
- формирование благоприятного психологического климата в группе;
- осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
- развитие умения работать в команде;
- сплочение группы.
Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, салфетки по количеству участников группы, лист ватмана с кругом, разделенным на 16 частей, альбомные листы по количеству участников тренинга, два ватмана, акварельные краски.
Участники тренинга расположены по кругу.
Психолог: Сегодня на нашем тренинге мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом. Сначала вспомним о правилах тренинговой работы. Участники высказывают свои правила. Правила тренинга фиксируются на доске. Далее психолог сообщает, что работа начнется с упражнения, которое называется «Мы с тобой похожи тем…».
I упражнение – «Мы с тобой похожи тем…».

Участники делятся на две группы, Одна группа образует внутренний круг, другая – внешний. Все стоят лицом друг другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем круге отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут по кругу до своего первого партнера. В конце упражнения нужно провести рефлексию (чем же вы похожи друг на друга и чем отличаетесь?).
II упражнение - «Рисунок на спине».
Необходимо выстроиться друг напротив друга в две шеренги с одинаковым количеством человек в каждой. Учащиеся первой шеренги отворачиваются от психолога, второй шеренге психолог показывает картинку и прячет её, затем эта же картинка рисуется пальцем на спине отвернувшихся ребят. Затем, стоящие в первой шеренге учащиеся рисуют на листе бумаги то, что они почувствовали, затем психолог достает картинку  и учащиеся сравнивают свой рисунок с оригиналом. Затем учащиеся меняются местами, и выполняется аналогичное задание, но уже с другим рисунком. В конце упражнения проводим рефлексию. (Что помогало понимать и передавать ощущения?  Что чувствовали первые и вторые члены шеренги во время упражнения? Что мешало выполнять упражнение?)
III упражнение – «Постройся по росту».
Всем учащимся необходимо встать в круг и закрыть глаза. С закрытыми глазами нужно построиться по росту в одну шеренгу. Когда все займут свои места в строю, психолог сообщает, что можно открыть глаза и посмотреть, что получилось. Проводим рефлексию. (Удалось ли,  выполнить задание? Что помогало, а что мешало при выполнении задания? Какие эмоции вы испытывали во время игры?)
IV упражнение - «Салфетка».
Каждому участнику тренинга дается салфетка. Салфетку предлагается сложить в два раза. Затем психолог просит ребят выполнить следующие действия: оторвать правый верхний угол, затем нижний левый угол салфетки, затем ребята разворачивают салфетку. В классе нужно попробовать найти одинаковые салфетки. Их нет. Детей необходимо подвести к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но все мы должны жить в мире и согласии, не унижая честь и достоинство окружающих нас людей.
V упражнение – «Мой идеальный класс»
Психолог. Все вы учитесь в одном классе много лет, некоторые вместе учатся с первого класса. В коллективе очень важно, чтобы был благоприятный микроклимат, доброжелательные отношения между одноклассниками. Вы знаете, что в школу необходимо ходить, чтобы получать знания, а также вы здесь много общаетесь. Это главные причины. Может так получиться, что из-за того, что не складываются отношения с одноклассниками, некоторым не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами должна обладать группа, чтобы каждый в ней чувствовал себя хорошо. Сейчас я предлагаю вам подумать и назвать те черты, благодаря которым в группе всем будет хорошо и комфортно. Обратите внимание на доску, к ней у нас прикреплен ватман. На ватмане нарисован круг, разделенный на 16 частей. Сейчас мы с вами подпишем каждый радиус с внешней стороны круга качествами, которые мы определили, как необходимые для успешного сотрудничества, взаимодействия в классе. В числе названных,  могут быть следующие качества: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность и т.д. (Каждый радиус окружности психолог делит на 10 баллов. Это шкала, где откладывается то количество баллов, которыми оценивается каждая черта). Далее психолог называет качество, и группа решает, на сколько баллов оно проявляется в классе. После этого соединяются все точки, в результате чего получается «паутина».  Чем ближе она к центру, тем каждому в группе трудней. Чем ближе паутина к краям окружности, тем лучше группа и тем комфортнее каждому. Проводим рефлексию. Всем с учащимися решаем: как улучшить атмосферу класса, какие качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в улучшение климата группы. Психолог должен подвести учащихся к тому, что оставаясь самим собой, каждый должен работать над своими недостатками. «Мы не можем изменить группу, не изменяя себя»
VI упражнение – «Несуществующее животное».
Учащиеся делятся на две команды. Каждой команде предлагается совместными усилиями нарисовать рисунок «Несуществующего животного», рисунок нужно рисовать с помощью акварельных красок и пальцев. Каждый участник должен внести свой вклад в рисунок. После этого команды дают название своим несуществующим животным, обсуждают вместе, где это животное может жить, чем питается, какие у него есть особенности. Затем происходит презентация рисунков. Рефлексия  (Что чувствовали во время выполнения упражнения? Возникли ли какие-нибудь сложности? Что понравилось в выполнении данного упражнения?)
VII упражнение – «Пожелания».
Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.
Рефлексия занятия-тренинга.
– Кому, что понравилось, что не понравилось в работе тренинга?
– Какие выводы сделали для себя? (Высказывания каждого участника).
Ритуал прощания «Подсолнух».
Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.



Предварительный просмотр:

Тренинг на сплочение учащихся в начальной школе

«Самый дружный класс»

                                                (Младшие школьники (7-11лет)

Занятие №1. «Знакомство с одноклассниками»

Цель: сплочение детского коллектива, создание атмосферы психологической комфортности для каждого ребенка, настрой детей на сотрудничество.

Актуальность:

Очень часто дети, которые приходят на консультирование к психологу, говорят о неудовлетворенности психологическим климатом во временном детском коллективе, вследствие чего ребенок чувствует дискомфорт и неуверенность в общении со сверстниками. Общение со сверстниками для подростков является приоритетным, ведущим видом деятельности. Неосуществление этих потребностей может привести ребенка к замкнутости и скованности, усугубить имеющиеся коммуникативные проблемы.

Задачи:

поближе узнать друг друга;

- научиться общаться друг с другом.

Упражнение №1 «Знакомство»

Цель:

познакомить детей друг с другом;

- осознание детьми себя как части общества.

Материалы: цветные карандаши и листы бумаги для каждого ребенка, булавки.

Инструкция: детям предлагается на листках бумаги написать свое имя и нарисовать свой символ. Затем они должны объединиться в пары и попытаться найти что-нибудь общее в своих символах. Можно придумать историю, из-за которой эти символы могут быть объединены.

Упражнение №2 «Передай эмоцию»

Цель: развивать социальный интеллект, учить распознавать эмоции.

Инструкция: Группа стоит или сидит в кругу, один начинает и делает определенное выражение лица, с которым он смотрит на своего соседа слева. Теперь тот повторяет выражение лица и поворачивается в свою очередь к своему соседу слева и т.д. Игра продолжается пока эта «эпидемия» не охватывает всех играющих.

Упражнение №3 «Рисунки на спине»

Цель: развитие тонкости восприятия.

Инструкция: сядьте на пол в один ряд, друг за другом. Я на спине одного из вас нарисую что-то. Он должен «прочитать» своей спиной рисунок и нарисовать то же самое на спине того, кто сидит перед ним. И так далее. Потом каждый по очереди (от самого последнего) назовет, что он «прочел». Для рисования можно использовать только указательный палец.

(Рисунки должны быть вначале не сложными: круг, дом, солнце, цифры, буквы).

Обсуждение: легко ли тебе было «видеть» картины спиной.

Упражнение №4 Игра «Путаница»

Инструкция: Определяется ведущий, ребенок выходит за дверь. Дети берутся за руки, не разрывая рук запутываются в «клубочек». Задача ведущего распутать.

Релаксация: «Мое заветное место»

Инструкция: сядьте поудобнее и закройте глаза… сосредоточьте ваше внимание на своем дыхании… наблюдайте за тем, как воздух входит во внутрь прохладным, а выходит согретым теплом вашего тела… просто дышите…

А представьте, что вы вдруг оказались в каком-то безопасном для вас месте…там, где вы уже были когда-то и где вы чувствовали себя легко и свободно…оглянитесь вокруг: какие предметы вас окружают... может быть, это другие люди или животные… какие вокруг краски… Какая температура воздуха… Послушайте звуки.. ощутите запахи… почувствуйте вкусовые ощущения… это ваше место… этот уголок часть вашей души, а вы всегда можете там оказаться с помощью воображения… И делать там то, что вам хочется делать... отдыхать и набираться сил, впитывать светлую энергию… побудьте там еще немного… А теперь в последний раз вдохните этот воздух, позвольте себе наполниться светлой силой вашего заветного места, попрощайтесь с ним, и возвращайтесь назад… открывайте глаза…

Кто готов поделиться тем, где он побывал, и что увидел?

Занятие №2. «Сплочение класса»

Сплоченность отряда – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в отряде, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время отдыха, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.

Фактор, воздействующий на социально-психологический климат отряда, обусловлен индивидуальными и психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Поэтому для формирования того или и социально-психологического климата отряда имеют значение не столько психологические качества членов, сколько эффект их сочетания.

Общая цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в отряде и соотношение между ними), демократического уровня в отряде, оптимального уровня психологической совместимости коллектива.

Упражнение №1 «Улыбка»

Цель: создание комфортной психологической атмосферы в группе.

Инструкция: передать жизнерадостную улыбку соседу слева и соседу справа.

От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик.

Сонный лес проститься с тишиной

И захлопает в зеленые ладоши.

Давайте похлопаем друг другу.

Упражнение №2 «Коровы, собаки, кошки»

Цель: учить детей внимательно слушать, дать возможность вступать друг с другом в контакт.

Инструкция: Пожалуйста, встаньте и расположитесь широким кругом. Я подойду к каждому из вас и шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам надо будет стать этим животным…

Теперь закройте, пожалуйста, глаза. Через минутку я попрошу вас «заговорить» так, как «говорит» ваше животное. Забудьте на время человеческий язык. Вам надо, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые «говорят» так же, как вы. Навострите уши и слушайте звуки и объединяйтесь в группы. Начали!

Упражнение №3 «Точки»

Цель: показать, что наше воображение из простого материала может создавать удивительные вещи.

Материалы: бумага и карандаши.

Инструкция: возьмите лист бумаги и поставьте на нем 20 точек, разбросав их по всему листу (2-3 минуты).

Теперь обменяйтесь листами с сидящим рядом ребенком. Соедините точки линией так, чтобы возникло какое-нибудь изображение человека, животного или предмета (5 минут).

(В конце игры каждый ребенок показывает свой рисунок классу, а остальные угадывают, что на нем нарисовано).

Релаксация: «Путешествие на облаке»

Цель: дать детям возможность расслабиться, пофантазировать.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните…

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина удобно расположились на этой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… (30 секунд).

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место здесь. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало… Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе… Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

Занятие №3. «Снятие эмоционального напряжения в классе»

Эмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поставленные цели и задачи. Эмоциональное напряжение ресурсно на определенном интервале времени. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

Упражнение №1 «Улыбка»

Цель: создание комфортной психологической атмосферы в группе.

Инструкция: передать жизнерадостную улыбку соседу слева и соседу справа.

Упражнение №2 «Пластилинотерапия»

Пластилинотерапия – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение.

Цель: научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил.

Материалы: пластилин, ватман, простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников.

Инструкции:

  1. Вылепите своё эмоциональное состояние.
  2. «Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите.
  3. Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите.
  4. Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала.
  5. Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно.
  6. Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.

Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, пластилин и простые карандаши. Даются инструкции, после чего участники приступают к выполнению задания.

Релаксация «Отдых на море»

 «Примите удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. 
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. 
Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости схватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».

Занятие №4.  Сказкотерапевтический тренинг

«Деревья- характеры из волшебного леса»

Цели: развитие навыков рефлексии и метафорического мышления.

Задачи:

  1. помощь участникам тренинга в осознании черт собственного характера.
  2. тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.
  3. развитие креативности; тренировка умения эффективно взаимодействовать с окружающими.

Упражнение «Деревья-Характеры»

Цели: применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы: наборы для рисования; листы бумаги формата А4.

Данное упражнение состоит из 2 частей:

Часть 1. «Рисование сказки»

Процедура: «Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку...»

Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (см. приложение 1). Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы использовать свое воображение и, раз уж в волшебный лес попасть нельзя, самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней.

Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув круг. Время на рисование – не меньше двадцати минут. За три-четыре минуты до завершения отведенного времени ведущий объявляет:

«Изображение вашего дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом – скажем, в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но необязательно – вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите... Придумайте имя этому существу или этим существам». Спустя несколько минут ведущий просит тех участников, кто уже закончил рисование, вернуться в круг со своим рисунком. Постепенное заполнение круга людьми информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости завершения рисования.

Часть 2. «Найди похожие черты»

Процедура: «Посмотрите на рисунки других участников и выберите тот рисунок, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите это сходство. Прошу вас не пытаться интерпретировать чужие рисунки или ставить какие-то диагнозы. Просто посмотрите и сделайте выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к своему рисунку».

Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право не отвечать на вопросы. Участники – те, кто захочет, – комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения во время слушания сказки и во время рисования. Чрезвычайно интересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие общие черты встречались в рисунках участников группы?
  2. Все ли рисунки были ожидаемы от их авторов?
  3. Какие ощущения вызвала проделанная работа?

Приложение 1

Сказка о Деревьях-Характерах

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...

Занятие №5. «Подготовка к каникулам»

Цель: оценка эмоционального и физического самочувствия ребенка в классе.

Упражнение №1«Улыбка»

Цель: создание комфортной психологической атмосферы в группе.

Инструкция: передать жизнерадостную улыбку соседу слева и соседу справа.

От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик.

Сонный лес проститься с тишиной

И захлопает в зеленые ладоши.

Давайте похлопаем друг другу.

Упражнение №2 «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников..

Ход упражнения

Участники встают в круг.

Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
  • Солнце! (Руки вверх).

Упражнение №3 «Распускающийся бутон»

Цель: активизировать совместную деятельность детей в малых группах.

Инструкция: Разбейтесь на группы по пять человек. Сядьте в круг на пол и возьмитесь за руки. Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить кто где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу (после того как встанут на ноги).

Сейчас каждая группа превращается в расцветающий бутон. Для этого надо отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки.

Упражнение №4 «Подарки»

Инструкция: дети дарят друг другу подарки, не говоря о них, а показывая средствами пантомимы. Получив подарок, ребенок благодарит и делает подарок следующему участнику. В конце дети должны поблагодарить друг друга за подарки

Упражнение №5 «Солнышко»

Цель: Вызвать у участников положительные эмоции.

Инструкция: Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.

Релаксация «Плывем в облаках»
«Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. 
Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».



Предварительный просмотр:

Тренинг сплочения для старших школьников

Занятие 1.

Принятие правил тренинга:

Доверительный стиль общения. Одно из условий тренинга – высокая степень доверия участников друг другу независимо от жизненного опыта, положения в группе и других обстоятельств. Чтобы приблизиться к этому, предлагаю принять форму обращения друг к другу на «ты».

«Здесь и теперь». Многие люди избегают говорить о том, что они думают и чувствуют, чтобы не показаться смешными. Работает механизм «психологической защиты». Но основная наш цель сегодня – увидеть свое отражение в группе как в зеркале. Поэтому во время тренинга все говорят только о том, что волнует каждого здесь и сейчас, что происходит с группой.

Персонификация высказываний. Предлагаю на время тренинга отказаться от безличной формы высказываний, которая помогает скрывать собственную позицию. Лучше говорить: «Я думаю…» или «Мария меня не поняла…».

Искренность. Во время занятия говорим только то, что думаем и чувствуем по поводу происходящего, то есть правду. Если нет желания говорить искренне, то молчим. Никто не обижается на высказывания других членов группы, даже если захочется. Напомню, что группа должна сыграть роль психологического зеркала.

Конфиденциальность. Все, что происходит в группе, не следует выносить за пределы группы.

Отказ от непосредственных оценок. Обсуждаем не человека, а его высказывания и поступки.

Активность. Стараемся активно участвовать в происходящем.

Самоанализ. После некоторых упражнений осмысливаем трудности, с которыми пришлось столкнуться. Каждый имеет право поделиться своими впечатлениями и ощущениями.

Обсуждение. Голосование.

Упражнение "Давайте познакомимся"

Цель: возможность быстрее узнать друг друга и вступить в общение.
Встаньте в круг, передавайте друг другу мяч, называя имя того, к кому попадает мяч.

Упражнение "Приветствие"

Цель: приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями. Разделитесь натри группы: европейцы, японцы, африканцы. Поприветствуйте друг друга: европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами.

Упражнение "Времена года" 

Цель: Разрядка, знакомство,  сплочение группы. Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображает свое время года, задача остальных - угадать какое.

Упражнение "Построится по..." 

Цель: Разрядка, сплочение группы. Осознание относительности любой системы оценки. Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, вес, цвет волос, величина ладони, веселость, активность и т.д.) Важен комментарий ведущего по поводу разных систем оценки. Это может помочь осознать подростку первый он или последний - зависит не от него, а от оцениваемого критерия.

Упражнение "Поиск общего" 

Цель: Знакомство, внимание к личности другого и осознавание проявлений своей личности. Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д. Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д.

Упражнение "Пожелания"

Цель: подкрепление положительных эмоций.Передайте мяч тому, кому хочется со словами: "Я желаю тебе..."

Занятие 2.

Упражнение "Приветствие"

Цель: приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями. Разделитесь натри группы: европейцы, японцы, африканцы. Поприветствуйте друг друга: европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами.

Упражнение "Снежный ком"

Цель: облегчить запоминание, разрядить обстановку.Каждый по кругу будет называть предыдущих, потом свое имя с прилагательным на первую букву имени.

Упражнение "Имена-качества" 

Цель: Знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осознанию себя как личности. Каждый придумывает какое-либо качество личности, свойство характера и т.д., начинающееся на ту же букву, что и имя  (например, Лариса - любовь, Сергей -скромность), которое он мог бы привнести в эту группу сегодня. Подходит для начала 3-4 занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно.

Упражнение "Вопросы на бумажках" 

Цель: Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны. Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ (вариант-на который сам бы хотел ответить). Бумажки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался. Возможный уход от серьезной работы - например, написание вопросов типа «Какого цвета у меня волосы?». Ведущий может заранее сказать, каково было бы ему получить такой вопрос - «отмазку».

Упражнение "Мозговой штурм" 

Цель: Возможность демократического и ненавязчивого решения или обсуждения любых вопросов и проблем. Все участники обсуждают проблему и выносят свои предложения по определенным правилам (см. приложение). Важно очень четкое соблюдение принципов демократии.  Техническое обеспечение -ватман, маркеры разных цветов.

Упражнение «Я никогда не...»

 Цель: Знакомство в игровой форме, разрядка Нужно оговорить, что не считаются вещи, связанные с половыми различиями. Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не...» (например, «Л никогда не прыгал с парашютом»). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом). Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы загибать надо по честному.  Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым, т.е. это может благотворно влиять на самооценку человека

Упражнение  "Мне сегодня"

Цель: подвести итог тренинга. Каждый высказывается, начиная со слов: "Мне сегодня понравилось, что ..."

Занятие 3.

Упражнение "Социометрия"
Цель: знакомство и создание доверительной атмосферы.
Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз, знак зодиака, любимый цвет, место проживания, имя...

Упражнение "Оценка ситуации": Цель: Осознание собственных установок и резервов возможностей оценки ситуации. Отработка навыков оценки ситуации. Участники называют по 1-2 стрессовых или проблемных события, когда-либо перенесенных ими. Получившийся перечень записывается. Далее проводится первичная, вторичная оценки и переоценки этих событий каждым из участников, используя элементы ролевой игры, гротеска, наглядности, визуализации процесса мышления и т.д.  Можно найти тех, кто хочет развить мастерство в вопросах преодоления проблем и помогать другим. Предложите им расширить свои задачи и разработать подходы к консультированию по вопросам оценки проблемы и выбора эффективного варианта поведения.

Упражнение «Письмо себе из прошлого»: Каждый себе пишет письмо-наставление, сохраняет у себя.

Упражнение «Карта жизни»: Каждый рисует свою карту жизни с подписями. Все выкладываются на стол и анализируются самые лучшие.

Упражнение «Батискаф»: две подгруппы, по очереди загадывают слово, которое без слов должен показать человек своей подгруппе. Остальные должны угадать

Упражнение «Чемодан»: Каждому на спину крепится лист, у всех в руках ручки, все подходят друг к другу и пишут человеку его хорошие качества, с которыми он познакомился за эти дни.



Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие на сплочение и групповое взаимодействие

Цель: формирование и развитие навыков группового взаимодействия.

Задачи:

  • формирование групповой сплоченности
  • развитие творческих способностей
  • обучение принятию групповых решений

Время занятия: 1 час 30 минут.

План тренинга

  1. Знакомство участников с целями и задачами тренинга (2 мин)
  2. Групповые нормы (7 мин)
  3. Упражнение “Возьми салфеток” (15 мин)
  4. Упражнение “Узел” (10 мин)
  5. Упражнение “Совместный счет” (10 мин)
  6. Упражнение “Квадрат” (10 мин)
  7. Упражнение “Интуиция” (20 мин)
  8. Упражнение “Путаница” (10 мин)
  9. Упражнение “Ливень” (10 мин)
  10. Рефлексия (5 мин)

Ход занятия

1. Вступительное слово. Ознакомление участников с целями тренинга

2. Принятие групповых норм

  • Правило конфиденциальности: все что говорится и слышится в группе , не выносится за её пределы. После занятия третьим лицам вы можете рассказывать только о своих собственных переживаниях. Вы не должны сообщать ничего о действиях, словах и чувствах других участников.
  • Говорить максимально искренне.
  • Вы должны быть максимально в настоящем, придерживаться принципа “здесь и сейчас”. Быть в настоящем – значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, т.е. быть включенным в групповую работу.
  • В группе не говорят о других участниках в третьем лице, а обращаются к ним, называя по имени.

3. Упражнение “Возьми салфеток”

Цель: выявление представлений слушателей о себе.

Оборудование: пачка салфеток.

Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: “На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток”.

После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

4. Упражнение “Узел”

Оборудование: длинная веревка.

Каждый из группы держится за веревку. Задача – завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала).

5. Упражнение “Совместный счет”

Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до десяти (по количеству участников). Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит “один”, кто-то другой - “два” и т.д., договариваться о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. В простейшем варианте упражнение выполняется с закрытыми глазами, в более сложном - с закрытыми. Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до скольки, удалось довести счет в каждую из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную. Если участники сами установят определенный порядок произнесения чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т.п.), следует похвалить их за находчивость.

6. Упражнение “Квадрат”

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.

7. Упражнение “Интуиция” (20 мин.)

Цель: развитие умения прислушиваться к группе.

Все участники сидят на стульях в кругу. Один участник на некоторое время выводится из помещения. Группа договаривается о каком-то задании, которое должен будет выполнить этот участник (например, снять цепочку с шеи Светы и повесить её Антону), и о звуке, который группа будет использовать для подсказок (мотив песни или просто какой-то звук).

Затем участник снова заходит в помещение, и ему сообщается, что он должен выполнять какое-то задание. Когда участник начинает приближаться к выполнению своего задания, звук группы становится громче.

Обычно это выглядит таким образом. Сначала участник пытается определить “объект” задания – проходит мимо всех участников, когда он доходит до Светы, звук становится совсем громким. “Объект” определен, теперь нужно выяснить, в чем же заключается задание. Участник пробует дальше: касается плеч, часов – тихий звук, цепочки на шее – громкий звук. Участник снимает цепочку и примеряет её на себя – звук становится тише. Идет мимо всех участников и доходит до Антона – звук становится громче, и т.д.

После нескольких кругов задания можно усложнить: поставить свой пустой стул в центр круга и сесть на него, поменяться с кем-то местами, найти и открыть зонтик и прогуляться под ним с кем-нибудь из других участников.

8. Упражнение “Путаница”

Цель: Выявление степени групповой сплоченности. Настрой участников на взаимодействие.

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе “друга по рукопожатию”. Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе “другу по рукопожатию” (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое общение между участниками.

9. Упражнение “Ливень”

Все сидят в кругу. Ведущий просит всех закрыть глаза и сохранять тишину, настраиваясь, таким образом, на восприятие звуков. Через некоторое время ведущий начинает потирать ладони (шум приближающегося дождя), затем к нему присоединяются следующий участник и т.д. против часовой стрелки, пока последний участник (левый сосед ведущего) не подхватит это движение. Затем ведущий запускает следующие движение – щелчки пальцами одной руки (первые крупные капли). Постепенно это движение выполняют все участники. Таким образом, будут запущенны следующие движения:

  • Потирание ладоней (шум приближающегося ливня);
  • Щелчки пальцев одной руки;
  • Щелчки пальцев двух рук;
  • Хлопки в ладоши;
  • Хлопки по груди;
  • Хлопки по одному колену;
  • Хлопки по двум коленям;
  • Не переставая хлопать, сначала топать одной ногой, затем двумя ногами.

Так постепенно создается шум сильного ливня.

Через какое-то время ведущий начинает запускать движения в обратном порядке - дождь постепенно затихает и удаляется. После того как последний участник перестанет потирать ладони, несколько секунд все сидят в тишине, пока ведущий не попросит открыть глаза. Ну как? Вы услышали шум тропического ливня.

Правила:

  • Начинай выполнять движения только после твоего соседа слева.
  • Продолжай выполнять старое движение, пока не приступишь к новому.

10. Рефлексия

Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.

Литература

  1. Басаргина Д. В., Семенова Т. В. Игры в тренинге. Любимые рецепты успешного тренера – СПБ.: Речь, 2010. – 174 с.
  2. Фоппель К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе )
  3. http://www.trepsy.net/



Предварительный просмотр:

ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»

Разработала:   Маланова Элеонора Мэлсовна

с. Кижинга, 2021 г.

Мила: -Здравствуйте люди, как у вас дела?        

Весёлая агитбригада в гости к вам пришла!

-Настроение бодрое?

- Бодрое!        все

-Жалоб нет?

-Нет.        все

От нас  от всех, вам всем привет!!! (все)

Вас приветствует агитбригада «Заяан» (все)

Наш девиз:

А девиз у нас простой: «Если красный свет, ты стой!» (все)

Чтобы дорожных катастроф избежать! (все)

Айдар:  - Самый главный пешеход, куда хочет, туда прет!        

Дарья:  -Не дадим тебе испортить наше выступление!         

Наш девиз совсем другой.

Это без сомнения!

Дамба-Дугар:  -Айдар правила не учит и когда-нибудь получит!        

Марина: -Сегодня мы прочтем вам ПДД основы        

Вы только слушать нас должны!

Ну что, друзья, готовы???

Богдан: -Мы хотим вам доказать,        

 что правила дорожного движения должны мы знать на 5!

И всегда их соблюдать!

Марина: -Тайны наши все откроем, то, что знаем мы,        

ПДД того уж стоит, нам поверьте вы!

Мила: - Всем знакомые полоски,        

       Знают дети, знает взрослый,

На ту сторону ведет –

ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД!

       Знак «Уступи дорогу»:    

Д-Дугар: Если видишь этот знак,
               Знай, что он не просто так.
               Чтобы не было проблем,
                Уступи дорогу всем!

 

                Знак «Въезд запрещен»:            

Богдан:  Знак водителей стращает,
              Въезд машинам запрещает!
              Не пытайтесь сгоряча
              Ехать мимо кирпича!

        Знак «Стоп»        

Айдар: Ты, шофер, не торопись,

        Видишь знак, остановись!

        Прежде чем продолжить путь,

        Осмотреться не забудь.

Знак «Осторожно, дети!»     

Дарья: Затихают все моторы!

       И внимательны шоферы,

       Если знаки говорят:

       «Близко школа! Детский сад!»

        Знак «Сфетофор»                

Марина: Чтоб тебе помочь

           Путь пройти опасный,

           Говорим и день и ночь,

           Зелёный, жёлтый, красный.

Правила дорожные изучим дружно:        

Знать их детям, знать их взрослым очень нужно!

Песня на мотив «Улыбка».

1 .  На дороге светофор стоит

      Он показывает правила движенья

      Вот зелёный – значит ты иди,

      Если жёлтый – это знак предупреждения.

Припев: Знайте правила друзья

                 Ведь без них никак нельзя

                 Ни шоферу, ни родителям, ни детям

                 Даже в космос полететь

                 Нужно правила учесть

                 Чтобы не было аварий в атмосфере

2. Если красный загорелся свет

    Стой и жди всегда

    Всегда имей терпенье,

    Ведь машины на своем пути

    Могут сделать очень больно человеку.

  Припев: Знайте правила друзья

                  Ведь без них никак нельзя

                  Ни шоферу, ни родителям, ни детям

                  Даже в космос полететь

                  Нужно правила учесть

                  Чтобы не было аварий в атмосфере

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/04/s_5c06cfd4410fd/1017755_2.jpeg

ДЕТИ.PNG

        

Кирпич.png

        

ПЕШЕХОД.png

        

ССВЕТ.jpg

СТОП.jpg

        

УСТУПИ.jpeg



Предварительный просмотр:

Классный  час «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

Посвящен памятной дате России — Дню неизвестного солдата (слайд 1)

Цель:  

  • расширение знаний о героическом прошлом нашей страны,  истории  мемориального  комплекса «Могила Неизвестного солдата» в Москве;
  • формирование исторической памяти и благодарности, уважения  к воинской  доблести  и бессмертному  подвигу российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны или за ее пределами, чье имя осталось неизвестным;
  • сохранение традиций доблестного служения Отечеству; воспитание патриотизма и гражданственности.

  Кл. рук-ль:  В октябре 2014 г. была  внесена  поправка в ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» и установлена  новая  памятная  дата — 3 декабря — День Неизвестного солдата. Исторически, в ходе войн, множество солдат гибло и их останки не были или не могли быть опознаны. В XX веке, после окончания кровопролитной Первой мировой войны начала образовываться традиция, по которой нации и государства устанавливают памятники Неизвестному солдату, символизирующие память, благодарность и уважение всем погибшим солдатам, чьи останки так и не были идентифицированы. Обычно такие памятники ставятся на могиле, в которой находятся останки погибшего солдата, личность чья неизвестна и считается невозможным её установление. 

Ведущий 1.  (слайд 2-4) Победа нашего народа в Великой Отечественной войне досталась дорогой ценой. Ее история знает множество примеров мужества, стойкости и массового героизма. В сражениях этой войны погибли десятки миллионов советских воинов. Многих из них в силу невозможности установления их личностей неопознанными  хоронили в братских могилах, а их семьям сообщали: "Пропал без вести". На территории России, в местах, где проходили боевые действия в годы Великой Отечественной войны, имеется бесчисленное множество могил советских воинов, на которых установлены памятники Неизвестному солдату. И эти места священны для нашего народа. Далеко не у всех тех, кто числится убитыми на войне, указано место захоронения. До сих пор на территории России и за ее пределами остаются лежать непогребенными безвестные останки наших воинов, защищавших интересы Отечества (слайд 5-6)

 (Звучит песня «Братские могилы»  В. Высоцкий) (слайд 7-9)

     Ведущий 2. 24 октября 2014 года Государственная дума РФ объявила 3 декабря памятной датой России — Днём неизвестного солдата. Дата установлена в честь памяти обо всех погибших в годы Великой Отечественной войны неизвестных солдатах и совпадает с днём, когда прах неизвестного солдата был перенесён и торжественно захоронен в Александровском саду. (слайд 10)

Могила неизвестного солдата у стены Кремля, в Александрийском саду…

    3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-й годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы советских воинов, расположенной на 41-м километре Ленинградского шоссе, и торжественно захоронен в Александровском саду у стен Кремля.  

  Вот как описывали это событие в советской прессе: «… 2 декабря 1966 года, в 14 часов 30 минут, останки одного из покоящихся в братской могиле воинов поместили в

 гроб, увитый оранжево-черной лентой. Молодые солдаты, стоявшие в почетном карауле, сменялись каждые два часа весь вечер, всю ночь и утро следующего дня. 3 декабря в 11 часов 45 минут гроб установили на открытую машину, которая двинулась по Ленинградскому шоссе к Москве. На Манежной площади состоялся митинг, и гроб с останками Неизвестного солдата под артиллерийский залп был опушен в могилу».   (Просмотр видео открытие архитектурного ансамбля - могилы Неизвестного солдата»)

Чтец 1. (слайд 11)

           Мы пришли к нему летним вечером

В поле ратное, на пустырь,

Где погиб в боях сын Отечества,

Красной армии богатырь.

Мы нашли его, безымянного,

Взяли на руки легкий прах.

А заря вставала багряная,

Солнцем тканая на ветрах.

По родной земле нежно - ласково

Мы несли тебя, паренька.

И бывалые люди плакали.

Память вечная глубока.

Версты воина рано пройдены,

Не забудь его мать земля.

И лежит солдат в сердце Родины,

Возле гордых стен у Кремля.

   Ведущий 1. (слайд 12)Мемориальный комплекс «Могила Неизвестного солдата» был торжественно открыт 8 мая 1967 года. Вечный огонь зажег Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, который принял факел, зажженный на Марсовом поле города Ленинграда, от прославленного летчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева.

 Ведущий 2. (слайд 13)   На надгробной плите установлена бронзовая композиция — солдатская каска и лавровая ветвь, лежащие на боевом знамени. (слайд 14)В центре мемориала — ниша с надписью «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» -предложена С. В. Михалковым. из лабрадорита с бронзовой пятиконечной звездой в центре, в середине которой горит Вечный огонь славы. (слайд 15)Слева от могилы — стена из шокшинского малинового кварцита с надписью: «1941 Павшим за Родину 1945»; (слайд 16) справа — гранитная аллея с блоками из тёмно-красного порфира. На каждом блоке — название города-героя и чеканное изображение медали «Золотая Звезда». В блоках содержатся капсулы с землёй городов-героев: (слайд 17)

      Ведущий 2.  (слайд 18) Неизвестный солдат… он защищал северо – западные подступы к столице и словно остался ее бессменным дозорным, ее вечным стражем.

  Ведущий 1.     Кто он? Чей-то сын, брат, отец, муж? Мы не знаем его имени: он погиб на подступах к Москве в суровом 1941 году.

       Сюда идут матери и отцы, не дождавшиеся сыновей и дочерей, идут вдовы, идут внуки, знающие своих дедов только по фотографиям. И каждый думает, что, может быть, под этим красным камнем лежит его родной человек. Неизвестный солдат шагнул в бессмертие.

(слайд 19)

Чтец 2.Ярко звезды горят,

 И в кремлевском саду

 Неизвестный солдат

 Спит у всех на виду.

 Над гранитной плитой

 Вечный свет негасим.

 Вся страна сиротой

 Наклонилась над ним.

 Он не сдал автомат

 И пилотку свою.

 Неизвестный солдат

 Пал в жестоком бою.

 Неизвестный солдат –

 Чей-то сын или брат,

 Он с войны никогда

 Не вернется назад.

 Ярко звезды горят,

 И в кремлевском саду

 Неизвестный солдат

 Спит у всех на виду.

 Свет зажгли мы ему

 Под стеною Кремля,

 А могила ему –

 Вся земля, вся земля.      «Неизвестный солдат «. (Ю. Коринец)

   

    Ведущий 2. (слайд 20-22) С 12 декабря 1997 года в соответствии с Указом Президента России  пост № 1 почётного караула был перенесён от Мавзолея Ленина к Могиле Неизвестного солдата. Караул осуществляется военнослужащими Президентского полка. Смена караула происходит каждый час.

 Просмотр видео «Смена Почетного караула».

  Ведущий 1.    (слайд 23) Согласно Указу Президента № 1297 от 17 ноября 2009 года памятнику присвоен статус Общенационального мемориала воинской славы.  В

связи с работами по созданию Общенационального мемориала воинской славы почётный караул с 16 декабря 2009 года по 19 февраля 2010 года не выставлялся. Также на этот срок были прекращены церемонии возложения венков и цветов к мемориалу.  27 декабря 2009 года с воинскими почестями, временно, на период реконструкции, Вечный огонь был перенесён на Поклонную гору в Парк Победы. В День защитника Отечества23 февраля 2010 года, Вечный огонь был возвращён к Кремлёвской стене.

     Ведущий 2. (слайд 24-25)  В преддверии Дня Победы 8 мая 2010 года Общенациональный мемориал воинской славы в присутствии президентов России, Белоруссии и Украины был торжественно открыт после реконструкции. Справа от аллеи городов-героев — стела из красного гранита в честь городов воинской славы. Стела представляет собой блок на гранитовом постаменте, схожий с блоками аллеи городов-героев, длиной около 10 метров. В левой части стена с надписью «Города воинской славы»; справа вдоль блока — названия 40 городов воинской славы. Право открыть стелу было дано дважды Герою Советского Союза Михаилу Одинцову и Герою России Вячеславу Сивко.

Ведущий 1. (слайд 26)  На территории всей страны, где проходили боевые действия во время Великой Отечественной войны, — огромное количество могил и захоронений советских воинов, личность которых до сих пор не установлена. В память о каждом из безымянных героев установлен памятник неизвестному солдату.

(слайд 27)

Чтец 1.Как  было много тех героев,

Чьи неизвестны имена.

Навеки их взяла с собою,

В свой край, неведомый,  война.

Они сражались беззаветно,

Патрон последний берегли,

Их имена приносит ветром,

Печальным ветром той войны.

Порой слышны, на поле боя,

Через десятки мирных лет:

«Прикрой меня! - прикрою Коля!»

И вспыхнет вдруг ракеты свет.

А Коля, в этом тихом поле,

Лежит, не встанет никогда…

Лишь горький ветер, нам порою,

Напомнит страшные года.

Сегодня мало кто заплачет

Придя к могилам той войны,

Но это все-таки не значит

Что позабыли Колю мы.

Мы помним, помним это горе.

Осталась в памяти война,

И  Русское, родное, поле

Приносит ветром имена.                «Ветер войны». Степан Кадашников

(слайд 28)

Чтец 2 Там, на краю его отвесном -

скажу во имя тех, кто пали

за неизвестных и известных,

чьё имя вписано в скрижали.

За тех, кто из траншеи смятой,

с запёкшимися в кровь губами,

зажав последнюю гранату - вставал!

рванув кольцо зубами.

…. Я той Войны остался - болью...

Незримой, как бы неуместной,

став для неё на ранах солью,

          вошедший в память -   Неизвестным.         (А. Досталь)

      Ведущий 2.   (слайд 29) Сколько их было безвестных воинов  за 800 военных лет нашей  истории? Сколько их – неизвестных солдат – сложили свою голову, защищая Отечество?! Не сосчитать! Только одна Великая Отечественная война поглотила в своем пламени 5 миллионов человек, даже не спросив напоследок, как их зовут.

  Чтец 1.        Он умер от семьи своей вдали,

 И гибели его нам неизвестна дата...

 К могиле неизвестного солдата

 Известные солдаты подошли...

 Мы этот образ до сих пор храним –

 Истерзанный свинцом лежал парнишка,

 И не было при нем военной книжки –

 Она в бою погибла вместе с ним.

 Пусть мы его фамилии не знаем, –

 Он был – мы знаем – верным до конца.

 И мы в молчанье головы склоняем

 Перед бессмертным подвигом бойца.

 И дружба воинов неколебима свята,

 Она не умирает никогда!

 Мы по оружию родному брату

 Воздвигли памятник на долгие года!

 Соединим же верные сердца

 И скажем, как ни велика утрата, –

 Пусть нет фамилии у нашего бойца, –

 Есть звание российского солдата!        Неизвестному солдату  (М. Светлов)

(слайд 30)

Чтец 1.Пролетели дни как полустанки,

 Где он, черный сорок первый год?

 Кони, атакующие танки,

 Над Москвой горящий небосвод?

 А снега белы, как маскхалаты,

 А снега багровы, как бинты,

 Падают безвестные солдаты

 Возле безымянной высоты.

 Вот уже и не дымится рана,

 Исчезает облачко у рта...

 Только может быть она не безымянна

 Крошечная эта высота?

 Не она ль бессмертием зовется?..

 Новые настали времена,

 Глубоки забвения колодцы,

 Но не забывается война...

 Никуда от прошлого не деться,

 Вновь война стучится в души к нам,

 Обжигает, обжигает сердце

 Благородность с болью пополам.                «Неизвестный солдат»   (Ю. Друнина)

Ведущий 1. (слайд 30)Тихо, ребята, минутой молчанья    

                                       Память героев почтим,

                 Давайте вспомним о каждом,

                 хоть имя его  их неизвестно.    

  ( Минута молчания.)

Ведущий 2.  Спят мальчишки в сиянии звезд…

Им – семнадцать! Навечно семнадцать!

Им не встать из – под белых берез,

Из – под алых рябин не подняться.

Шли мальчишки в шинелях до пят

На врага, под огонь бронебойный.

Не забудьте же этих ребят,

Будьте этих мальчишек достойны!      Л.Титаренко

Ведущий 1.  Память о каждом солдате, защищавшем нашу Родину, священна. На эти могилы всегда будут приходить и настоящие, и будущие поколения россиян в знак памяти и благодарности.

Чтец 1. (слайд 32)

Могила Неизвестного солдата!

 О, сколько их от Волги до Карпат!

 В дыму сражений вырытых когда-то

 Саперными лопатами солдат.

 Зеленый горький холмик у дороги,

 В котором навсегда погребены

 Мечты, надежды, думы и тревоги

 Безвестного защитника страны.         Могила Неизвестного солдата   (Э. Асадов)

Ведущий 2.Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни. Мир-это утро, полное света и надежд. Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце. Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся.

Кл. рук-ль: Сегодня  мы чтим память безымянных героев Великой Отечественной войны, Афганской войны, которая еще ждет, чтобы ее справедливо оценили. Мы не забудем и российских воинов, положивших свои жизни на полях уже далекой от нас Первой мировой войны и войн 13,14,15,16,17,18,19 веков. Было много неизвестных

войн. Наши солдаты гибли и во Вьетнаме, и в Анголе, были и другие войны. Целые корпуса солдат пропадали.

  Именно  героизм неизвестных солдат лежит в основе всех наших побед. Но пропасть без вести — не значит раствориться во тьме истории. Они живы в памяти людской, которая бережно хранится и передается от поколения к поколению. И сегодняшний день - это наш общий земной поклон людям, которые ценой своей жизни сберегли нашу Родину.

Видеоклип  «От героев былых времен».

Рефлексия. Напишите письмо Неизвестному солдату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста

Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи

Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...