Классный час с элементами тренинга "Мои жизненные ценности"
методическая разработка (5 класс)

Классный час разработан для профилактики аддиктивного поведения обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_tsennostyah_zhizni.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час с элементами тренинга

для обучающихся 5-6 классов

«Мои жизненные ценности»

Актуальность

        Формирование у подростков умений ставить и достигать дальние, средние и близкие цели в своей жизни — одна из важнейших задач, стоящих перед родителями, педагогами, специалистами. Научить ребят решать эту жизненную проблему спасет от саморазрушения молодую, жизненно неокрепшую личность и следовательно уменьшит в наших школах количество обучающихся с аддиктивным поведением, которые составляют «группу риска».

Цель: профилактика аддиктивного поведения.

Задачи:

- расширить познавательную сферу обучающихся через знакомство с термином «ценность»;

- формировать жизнеутверждающие установки, предупреждая проявления аддиктивного поведения

- развивать у обучающихся ценностное отношение к жизни;

- обучить  постановке жизненных целей и приоритетов.

Методы:

  • Мозговой штурм
  • « Займи позицию»
  • Работа в группах
  • Упражнения.

Оборудование классного мероприятия:

  1. Таблички с надписями (Богатство, любовь, дружба, здоровье, семья)
  2. Подушка.
  3. Стулья
  4. Бумага, ручки, маркеры.
  5. Карточки с предложениями.

Ход классного часа

Ведущий.

Добрый день. Представьте, что самый обычный школьный день, стал необычным. Сегодня сбываются заветные желания и мечты, которых у вас конечно много. Каждый из вас должен выбрать из возможных, только одну мечту и занять позицию:

Богатство

Любовь

Дружба

Здоровье

Семья

Выбрав позицию, подумайте, какие возможности дает вам исполнение вашей мечты ( обучающиеся занимают позицию и объясняют её).

Упражнение «Волшебная Подушка».

Цель: дает возможность детям выражать свои желания.

Ведущий. Одни участники выражают свои желания, другие участники  внимательно выслушивают и принимают всерьез.

Ведущий. «Сегодня у нас есть волшебная подушка. Я ее положу в Центр круга. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь своем желании. Возможно, оно будет связано с кем- то из ребят, возможно, со школой, возможно, со мной. Но это может быть и совсем другое желание. Например, чтобы вы нашли хорошего друга, чтобы у вас была собака... Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать свой рассказ словами: "я хочу...” Все остальные будут внимательно его слушать».

Обсуждение.

«Слушали ли тебя остальные ребята? Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания? Когда ты набрался смелости, чтобы рассказать о своем желании, что ты чувствовал? Есть ли у тебя желания, которые могут выполнить учитель, ребята?»

Упражнение «Закончи предложения».

Цель: умение выражать свои мысли, чувства через продолжение предложения.

Участникам раздаются карточки, и предлагается закончить предложения:

— Я очень хочу, чтобы в моей жизни было...

— Я пойму, что счастлив, когда...

— Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)…

Ведущий.

«Встретил высокое — нагнись, встретил низкое — перешагни». Как вы понимаете это выражение? (ответы обучающихся).

Вывод. В жизни можно выделить как минимум две основные стратегии, которыми пользуются люди, — «западная» и «восточная».

« Западная» определяется следующим тезисом: «Я иду на жизнь. Я просчитываю шаги в жизни. Я ставлю конкретные цели и достигаю их». Чисто рассудочная модель, свойственная рациональным людям . «Восточная» - определяется противоположной метафорой: «Не я иду на жизнь, а жизнь идет на меня, а я беру то, что она дает». В этой стратегии основным является поведение человека, то есть как он ведет себя по жизни, то он и получает от жизни.

Проиллюстрируем эту восточную мудрость маленькой притчей « Даосский кот».

        Жил-был человек. Был у него большой дом. В этом доме было много жизненно важных запасов, от чего человек был счастлив. Но, на его беду, в доме завелась очень умная крыса, поймать которую было просто невозможно. Как ни старался хозяин: ставил ей капканы — она обегала; травил ядом — она от этого становилась еще здоровее. Устав от борьбы с крысой, человек пошел в лес погулять и, заблудившись, вышел на тропинку, где повстречал монаха. Тот увидел его состояние, расспросил его, отчего он такой разбитый, хмурый и недовольный. Человек все как есть рассказал про крысу и про то, как он не может ее выпроводить из дома. Монах посоветовал ему сходить в даосский монастырь, который находится высоко в горах, взять там местного кота, который в два счета поймает ему эту хитрую, неуловимую крысу. Человек так и сделал. Сходил в монастырь, взял там большущего-пребольшущего котяру. С трудом принес его домой. Покормил и стал ждать, когда же он будет ловить крысу. Однако кот себя довольно странно. Он делал только три действия: поест, оближется и поспит. Эти действия он мог делать в разной комбинации: поест— оближется — поспит; поспит — оближется — поест; — поспит — оближется, и все. Крыса, глядя на все это дело, стала бегать по дому. Очень была не довольна, что кот ее не ловит, она и от него легко бы убежала. Но кот знает свое: поест, оближется, поспит. Крыса стала еще ближе приближаться к коту, пробегать рядышком. Однажды она осмелела: взяла и дернула кота за ус. Тот ХЛОП — и поймал ее. Вот такая эта стратегия — «стратегия даосского кота».

Есть в китайских традициях принцип «у-вэй», который можно перевести как внешняя активность — внутреннее спокойствие или, наоборот, «внешнее спокойствие, а внутренняя активность». Последнее, видимо, было свойственно даосскому коту.

Ведущий. Итак, что же лучше? И та и другая стратегии хороши в своем контексте. Западная нам необходима, чтобы решать тактические задачи, например: хочу поступить в университет, для этого я должен построить конкретный план и реализовать его. Восточная стратегия нам необходима для реализации стратегических задач, таких, как влюбиться в кого-то, поиск истины, смысла жизни.

Упражнение «Вкопанный».

Цель: демонстрация ресурсов человека, повышение самооценки.

Ведущий. Необходимо просто встать, как обычно стоит человек. Ведущий толкает в плечо человека, и он, естественно, падает.

Теперь необходимо выработать так называемую устойчивую позу. Она отличается тем, что человек встает, слегка согнув ноги, ноги почти на ширине плеч, ступни слегка направлены внутрь, как мишка косолапый. Главное — спина прямая. Стойка как вкопанного или всадника на коне.

Теперь ведущий толкает в этой позиции человека, но не может его столкнуть.

Выводы. Что вы чувствовали во время упражнения? Что было легко, что сложно сделать? (ответы).

Игра « Кораблекрушение».

Цель: сплочение группы, демонстрация взаимопомощи.

Ведущий. Все участники объединяются в команды. Ставится несколько стульев для каждой команды в зависимости от количества участников. Например, если в одной команде восемь человек, можно поставить пять ( четыре стула учитывая комплекции ребят) стульев так, чтобы вся команда уместилась на этих рядом стоящих стульях. Ряд стульев ставят у стенки для одной команды, ряд для другой команды, напротив. После того как команды разместятся на стульях, ведущий описывает страшную историю, как корабль попал в шторм, и его разбило о рифы. Чтобы вам спастись, необходимо, перемещая один стул вперед, всей командой перебраться к противоположной стенке, не уронив, конечно, никого.

Цель не в том, чтобы прийти к противоположной стенке первым, а в том, чтобы в бушующем океане не забывать оказывать помощь друг другу. При обсуждении это необходимо подчеркнуть, но в начале упражнения не стоит об этом говорить. Участники группы сами должны сделать выводы.

Упражнение «Сон героя».

Цель: научить расслабляться после напряжений (релаксировать).

Представьте себе, что вы долго путешествовали и, наверное, Устали. Сядьте как можно удобнее и закройте глаза. Сделайте три Глубоких вдоха. Представьте себе, что каждый из вас заснул, устроившись на отдых под большим раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон. Каждый видит себя самого через 10 лет. Обратите внимание на то, как вы выглядите через 10 лет, где живете, что делаете. Представьте себе, что вы очень довольны своей жизнью. Чем вы занимаетесь? За что отвечаете? Кем работаете? Кто находится рядом с вами?

Теперь сделайте три глубоких вдоха. Потянитесь, напрягитесь, а затем расслабьтесь, откройте глаза. Постарайтесь запомнить все, что увидели. Сейчас каждый возьмет лист бумаги и запишет, каким он будет через 10 лет: где будет жить и работать, кто будет рядом. Подумайте также над тем, как вы достигли этого».

Упражнение « Пожелание».

Цель: умение формировать свои цели, желания.

Обучающиеся пишут на листах бумаги какое-либо пожелание и кладут их в центр комнаты. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг любуются множеством пожеланий. Затем каждый вынимает по одному пожеланию, и таким образом получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.

Обсуждение. Что понравилось? Что было сложно в этой игре? (ответы).

Упражнение « Корабль жизни».

Все встают в тесный круг, взявшись за талию соседей справа и слева или положа руки на плечи друг друга( в зависимо от возраста и отношений в классном коллективе). Этот плотный круг и есть корабль жизни. Он отправляется в плавание, слегка покачиваясь, плывет по жизни. Поскольку в плавании есть свободное время, можно проговорить о том, о чем хотелось бы поговорить в такой обстановке.

Вопросы на корабле:

1. Что здесь происходило?

2. Что вы получили?

3. Что вы возьмете с собой?

4. Чего вы никогда не сделаете?

Ведущий.

Наше занятие подошло к концу. Мы о  многом сегодня задумались во время разговора и выполнения упражнений. Надеюсь, что после нашей встречи вы начнете прислушиваться к себе, понимать себя, ваши желания станут четкими, реальными, достижимыми. В добрый путь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Жизненные ценности"

Классный час в форме тренинга, помогающий расставить приоритеты обучающимся старших классов...

Классный час в 5 классе на тему «Здоровье – это главная жизненная ценность»

Эпиграф: "Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам"...

Презентация для классного часа на тему "Здоровье - главная жизненная ценность"

Получен от природы дар - не мяч и не воздушный шар.Не глобус это, не арбуз- здоровье! Очень хрупкий груз!Чтоб жизнь счастливую прожить, здоровье нужно сохранить!...

Классный час "Мои жизненные ценности"

Классный час проводится в 7 классе. Основная цель помочьдетям сформировать представление о нравственных ценностях,о любви к ближним, смирении, вере....

Классный час с элементами тренинга "Мои жизненные ценности"

Работа с ценностными ориентирами старшеклассников актуальна в организации работы педагога-психолога в школе. Она проводится  с целью определение жизненных ценностей учащихся материальных и н...